Корпоративная культура - американский подход в отн
Корпоративная культура (организационная культура) — это система убеждений, ценностей и ожиданий, определяющих нормы поведения в организации. Субъектом корпоративной культуры является корпорация (предприятие, юридическое лицо) как целостная система.
Корпоративная культура включает в себя ценности, традиции и стандарты поведения сотрудников в компании (на предприятии).
Например, время окончания и завершения рабочего дня, дресс-код, продолжительность обеда, стандарты общения с партнёрами и клиентами — это элементы корпоративной культуры. Все вместе они делают каждую компанию уникальной и влияют на её имидж, вовлечённость сотрудников и экономические показатели. Правила корпоративной и организационной культуры могут быть прописаны в официальном документе или быть негласными и поддерживаться командой.
Корпоративная культура служит решению двух основных групп проблем:
1. Адаптации организации к внешним условиям.
2. Интеграции внутренних структур и процессов.
В число компонентов корпоративной культуры входят:
• принятая система и стиль лидерства;
• стили разрешения конфликтов;
• действующая система коммуникации;
• гласные и негласные нормы и правила;
• любые формы поведения, распространённые в организации;
• представления о том, как следует себя вести с сотрудниками и клиентами.
Знакомство с зарубежным опытом представляет непосредственный практический интерес.
Для американской корпоративной культуры характерны следующие особенности:
1. Человек рассматривается как средство достижения целей организации, главной из которых является получение прибыли.
2. Стремление поддерживать всестороннее развитие личности.
3. Высокая специализация деятельности.
4. Прямолинейность в отношениях.
5. Формальные, в основном количественные, методы контроля.
6. Избегание публичной критики.
7. Прагматичный и профессиональный подход.
8. Вкладывание серьёзных денег в повышение содержательности труда и ликвидацию монотонности.
В последние десятилетия американская корпоративная культура, выраженная в традиционном рациональном управлении, становится более ориентированной на человека.
Кроме того, речь идет о том, как следует вести себя определенных ситуациях, возникающих в процессе общения с людьми, будь то сослуживцы, клиенты или контрагенты фирмы. Приведем несколько примеров.
Если американскому налоговому инспектору, проводящему проверку в маленьком кафе, предложат чашку чая с пирожным, он должен отказаться, несмотря на то что по закону имеет право принять такое угощение. Однако это может быть истолковано проверяемым как готовность принять и другие подношения. Чтобы не искушать судьбу, инспекторам в таких случаях рекомендуется захватить с собой небольшой завтрак.
Один американский чиновник, длительное время проработавший в федеральном учреждении США, рассказывал, что во время его неоднократных командировок в Японию он каждый раз получал подарки от сотрудника ведомства, с которым приходилось работать. Японцы любят дарить сувениры иностранцам. По возвращении в Вашингтон по заведенному в этом ведомстве порядку американский чиновник всякий раз отдавал подарок своей секретарше, которая относила его в музей Смитсоновского института. Работники музея были обязаны вскрыть упаковку и провести экспертизу ценности полученного предмета. Если этот предмет оказывался для музея интересным, он поступал в фонды. Если же нет — должен был быть возвращен передавшему его лицу, которое и становилось законным владельцем сувенира. Любопытно, что все переданные этим чиновником подарки так и остались в музее. И он до сих пор не представляет, что же на самом деле дарил ему японский коллега.
В США существует любопытный документ, название которого можно перевести примерно так: «Стандарты этичного поведения государственных служащих». Эти своеобразные правила поведения чиновников помогают им ориентироваться в подобных ситуациях. Более того, в государственных учреждениях США существуют специальные подразделения служебной этики, работники которых, помогают сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера.
Итак, как предлагается американскому чиновнику поступить с подарком?
Если он получил его от лица или организации, имеющих деловые отношения с учреждением, в котором работает чиновник, он должен отказаться от подарка (понятие «подарок» в данном случае эквивалентно нашему термину «вознаграждение»). Принять подарок можно, если:
* его цена не превышает 20 долл.;
* он получен из-за рубежа и его стоимость не превышает 225 долл.;
* подарком является приглашение на крупное мероприятие;
* он преподносится в личном порядке;
* это почетная награда или звание;
* он поступил от политической организации.
Как правило, чиновник должен воздерживаться от подарков своим руководителям по службе и не должен брать их от своих сотрудников, зарабатывающих меньше него. Все сказанное не относится к обычным знакам внимания или особым случаям (например, подарок сослуживцу к свадьбе).
С другой стороны, подарками не являются:
* продукты питания ассортимента буфетного обслуживания (безалкогольный напиток, чай, кофе, булочка и т. д.):
* поздравительные открытки, значки, представительские сувениры малой стоимости;
* призы и другие вознаграждения участникам соревнований;
* дары в натуральной форме, которые учреждение принимает в соответствии с выполняемыми им функциями.
Американскому чиновнику запрещается принимать подарки через третьи лица или организации. Например, он будет наказан, если вскроется факт передачи подарка его родственнику (родителям, жене, ребенку), о котором он знал заранее. Любопытно, что чиновник будет наказан и в случае, когда подарок передается в указанную им благотворительную организацию, за исключением случаев, когда подарок представляет собой скоропортящийся продукт или гонорар, пожертвованный благотворительной организации.
Разумеется, правила поведения этим не ограничиваются. Отделами этики американских учреждений предусмотрены инструкции практически на все случаи жизни.
В качестве примера - служебная записка отдела этики одного из американских госучреждений.
Служебная записка
Вниманию руководителей подразделений
ОТ: Заместителя начальника отдела этики
ТЕМА: Приглашения на праздничные мероприятия. Праздничные подарки
Надвигаются праздники, когда вы будете получать приглашения на праздничные мероприятия и торжественные приемы от организаций, с которыми наше учреждение поддерживает контакты. Возможно, вы, как официальное лицо нашего учреждения, получите персональное приглашение. Не исключено, что на торжественном приеме вам преподнесут подарок или сувенир. В приложении к этой записке я сообщаю правила обращения с приглашениями и подарками в свете требований законодательства по стандартам поведения и процедур согласования, установленных отделом этики нашего учреждения.
Прошу считать настоящую служебную записку еще одним напоминанием о том, что вы должны тщательно оценить все поступившие к вам приглашения и постараться соблюсти установленный порядок посещения мероприятий и получения подарков. Одновременно прошу довести эту информацию до всех ваших подчиненных.
Приложение
Приглашение на праздничное мероприятие
Согласно нашим правилам внутреннего распорядка работник, получивший приглашение посетить праздничное мероприятие в силу своего служебного положения либо из так называемого «запрещенного источника», должен отказаться от приглашения. «Запрещенный источник»— это любое лицо, которое:
• заинтересовано в том, чтобы наше учреждение предприняло (или не предприняло) определенный действия;
• ведет дела или заинтересовано в ведении дел с учреждением;
• занимается деятельность регулируемой учреждением;
• имеет интересы, в значительной степени зависящие от выполнения (или невыполнения) нашим сотрудником своих служебных обязанностей;
• представляет организацию, большинство членов которой соответствуют одному или нескольким приведенным определениям.
Исключениями из правил являются:
1) разрешенный минимум 20 долл.
Вы можете принять приглашение, если стоимость посещения мероприятия не превышает 20 долл. (включая налог и чаевые официантам). В противном случае вы не можете принять приглашение, даже оплатив разницу в стоимости;
2) приглашения от родных и близких.
Вы можете принять приглашение на праздничное мероприятие от своих старых друзей и родственников независимо от стоимости мероприятия, если родственник или друг лично оплатил мероприятие либо если круг приглашенных определялся исключительно им.
Вы также можете принять приглашение, связанное с местом работы вашего супруга или супруги, если приглашение никак не связано с вашим служебным положением;
3) вознаграждения от представителей зарубежных государств. Законодательство разрешает принимать подарки от представителей зарубежных государств ценой не более 225 долл;
4) приглашения на крупные мероприятия. Существует исключение для приглашений на крупное праздничное или аналогичное мероприятие, если оно имеет ряд особенностей.
Приглашение на мероприятие можно принять при наличии двух условий:
если это «публичное» мероприятие (его участниками являются представители определенной профессии или отрасли промышленности либо участники имеют прямое отношение к событию, по поводу которого проводится мероприятие);
если приглашение на мероприятие направлено непосредственно от его спонсора, а не от какой-либо третьей стороны, представляющей собой «запрещенный источник». *
При выполнении обоих условий советник по этике нашего учреждения должен подтвердить, что присутствие нашего работника на таком мероприятии соответствует нашим интересам, поскольку будет способствовать выполнению функций или проектов учреждения. Сделать такое заключение можно устно или письменно после обсуждения вопроса с соответствующими должностными лицами.
Если у спонсора публичного праздничного мероприятия имеются интересы, которые могут быть в существенной степени затронуты исполнением или неисполнением вами своих служебных обязанностей, или спонсор представляет собой организацию, большинство членов которой имеют такие интересы, советник по этике должен сделать письменное заключение о том, что высшие интересы учреждения перевешивают опасность того, что факт принятия вами приглашения может создать ненужное впечатление оказания влияния на вас со стороны спонсора. При этом принимаются во внимание следующие обстоятельства:
важность мероприятия для учреждения, содержание и важность каждого из находящихся на рассмотрении в учреждении вопросов, затрагивающих интересы спонсора мероприятия;
важность вашего личного участия в решении каждого из этих вопросов; цель мероприятия; состав других его участников;
денежное выражение стоимости мероприятия.
Наконец, вам разрешается употреблять все предлагаемые на мероприятии блюда и напитки, принимать участие в развлечениях на общих правах приглашенного на публичное мероприятие. Если на мероприятии предусматривается участие супругов приглашенных, советник по этике может разрешить вам принять приглашение спонсора для супруги или супруга с условием участия во всем мероприятии или в его части, разрешенной для свободного посещения.
При любых условиях запрещается:
1) принимать приглашение на бесплатное посещение мероприятия, если это повлияет на исполнение вами какого-либо официального действия;
2) просить или принуждать кого-либо дать приглашение;
3) принимать подарок в нарушение установленного порядка. Сюда относятся нормы, запрещающие принимать взятки; запрещающие принимать от внешних источников любые денежные суммы дополнительно к вашей зарплате федерального служащего; запрещающие лицам, ответственным в учреждении за закупки, принимать любые подарки от «конкурирующих контрагентов» во время подготовки и проведения торгов.
Теперь остановимся на некоторых вопросах американской практики более подробно.
В США дарением считается не только любая форма денежного вознаграждения, но и «оказание любезности, оплата товара или услуги со скидкой, предоставление возможности участия в образовательных программах, возмещение понесенных расходов». Таким образом, дарение в США в широком смысле — это в той или иной степени неэквивалентный обмен деньгами, товарами или услугами с государственным служащим, т. е. такое действие или ситуация, когда чиновник получает от постороннего для учреждения лица или организации больше, нежели это стоит.
Если чиновник заплатил за полученный предмет или услугу в соответствии с их рыночной стоимостью, то в данном случае речи о подарке не идет, и такая ситуация в США никого не интересует. Под рыночной стоимостью американцы понимают розничную цену покупки. Если чиновнику не известна. рыночная стоимость полученного предмета, он может отталкиваться от розничной цены аналогичного предмета такого же качества. Если же чиновник получил, например, талон на посещение ресторана, билет на развлекательное мероприятие и т.п., то рыночной стоимостью подарка в этом случае считается нарицательная стоимость талона (билета).
Пример. Чиновник, получивший в подарок авторучку с эмблемой от «запрещенного источника», может судить о ее рыночной стоимости по такой же авторучке без эмблемы. Другой пример. «Запрещенный источник» передал чиновнику билет на благотворительную акцию, в программе которой предусмотрены буфет и концерт духовной музыки. На билете указана его стоимость — 260 долл. Она и считается рыночной стоимостью, несмотря на то что фактическая стоимость буфетного обслуживания и концерта составляет всего 19 долл.
Инструкции для госслужащих рекомендуют быть особенно осмотрительными, если «запрещённые источники» предлагают подарки в связи с занимаемой чиновником должностью. Считается, что он поступит благоразумно, отказавшись от подарка, даже если правила это разрешают.
Пример. Работник хозяйственного управления одного из министерств периодически контактирует с представителями фирм — производителей офисного оборудования, которые знакомят его с новинками, выпускаемыми их компаниями. На презентациях они угощают чиновника бутербродами и кока- колой. В этой ситуации, даже несмотря на то что рыночная стоимость такого угощения не превышает 5 долл., да и вообще оно вряд ли является подарком, систематическая практика получения подобных совсем скромных подношений считается порочной.
Т.е. чиновник может принять подарок, рыночная стоимость которого единовременно не превышает 20 долл. В случае превышения стоимости чиновник не имеет права компенсировать это превышение дарителю деньгами и оставить подарок у себя. Таким образом, суммарная стоимость дарений от одного лица, сделанных в течение одного года, не должна превышать 50 долл.
Если чиновник США получает от своего руководства задание выступить с докладом на конференции или другом мероприятии в качестве эксперта от имени учреждения, в котором работает, он может принять предложение о бесплатном участии в мероприятии в день выступления, если оплату за него вносит спонсор. Если принято решение, что учреждение США, в котором работает чиновник, заинтересовано в присутствии своего сотрудника на том или ином мероприятии, что может способствовать осуществлению интересов или реализации плана работ учреждения, то чиновник может принять дарение спонсора в виде бесплатного участия в соответствующем мероприятии (при условии, что оно является публичным). Бесплатное участие заключается в полном или частичном освобождении от организационного взноса, от платы за питание, культурную программу, папку материалов для участников. Вопрос об оплате проезда к месту проведения мероприятия за счет его спонсора должен решаться отдельно. Ситуация, когда выбор участника мероприятия и оплату за него проводит спонсор, исключает участие чиновника в мероприятии.
Пример. Авиационная ассоциация выступает спонсором тематического семинара. Частная авиационная фирма — «запрещенный источник» — вносит плату за участие трех чиновников в этом семинаре и дает список их фамилий. Однако эти чиновники не могут принять приглашение бесплатно участвовать в семинаре. Поскольку частная авиационная фирма указала, кого пригласить, и внесла соответствующую плату, дарение в виде бесплатного участия считается исходящим от этой фирмы, а не от спонсора. Если бы фирма внесла плату за трех чиновников, с тем чтобы ассоциация пригласила любых трех чиновников на свой выбор, то чиновник, получивший такое приглашение, мог бы принять его, если руководство признало его участие полезным для учреждения, в котором он работает.
Что касается обмена подарками между сотрудниками одного учреждения, то чиновник не имеет права прямо или косвенно (через третье лицо) делать подарок или взнос на его приобретение, если подарок предназначается для вышестоящего лица. Кроме того, чиновник не имеет права обращаться к сослуживцу с просьбой сделать взнос на подарок своему начальнику или начальнику сослуживца.
С другой стороны, работник госучреждения также не имеет права прямо или через третье лицо получать подарок от сослуживца, заработная плата которого меньше его. Подарок в этой ситуации можно принять, если дарящий сослуживец не является подчиненным или если два сотрудника давно находятся в дружеских отношениях. Подарок может быть преподнесен и принят, если имеют место свадьба, рождение ребенка, болезнь, отставка, перевод на другую работу, уход на пенсию. Однако в любом случае начальник не может вымогать подарок у подчиненного. В данном случае сотрудник считается подчиненным для всех лиц, занимающих более высокое по сравнению с ним положение...
В тех же особых случаях сотрудник может обратиться к коллегам с просьбой о добровольных взносах на подарок вышестоящему лицу, и сотрудники могут пойти на это. Добровольность денежных взносов означает, что их сделали без насилия и принуждения. Денежный взнос не является, к примеру, добровольным, если его размер определяет не вносящий, а кто-то другой. С другой стороны, взнос считается добровольным, если сотрудник, для того чтобы присутствовать на мероприятии, вносит свою часть общей суммы. Любая просьба внести деньги на подарок вышестоящему служащему должна сопровождаться пояснением, что сотрудник волен внести меньшую сумму или не давать ничего, за исключением случаев, когда оплата подарка включена в стоимость какого-то мероприятия (обеда, приёма и т. п.).
Свидетельство о публикации №224071500778