О мытарствах и чистилище

По представлению христианства, душа после смерти проходит "мытарства". Они  находятся там, где живут "духи злобы поднебесной", т. е. в воздухе (а почему не на земле? ведь Китай себя называет "Поднебесная (страна)"):

«... И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 1–2). 

Далее в этом Послании говорится:

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 11–13).

«День злый» – это день смерти, и слова «все преодолев» – указание на мытарства.

Слова «против духов злобы поднебесной» подсказывают, что на нашем пути к Небесному Царствию Божиему – не в верхних слоях атмосферы, а именно на нашем пути к Небесному Царствию Божиему – против нас будут воинствовать духи злобы поднебесной («мытники»), которые препятствуют каждой душе восходить по мытарствам, мешают приближаться к Небесному Царствию Божиему.

Но почему в католической церкви отсутствует представление о "мытарствах", но есть  о "чистилище" (кстати, оба - это места временного пребывания души после смерти)?

Поскольку Евангелие написано на греческом, там слово "телония" и переведено на славянский как "мытарства". Но означает "телония" не страдания, а "место взымания мыта (платы, откупа)", откуда и значение слова "телония" в греческом языке - "таможня".

"Телоны" - "взымающие мыто (мытники, откупщики)" - образовывали особую кампанию во главе с "архонтом" ("старшим"), ответственную перед полисом. Откупщик имел право досмотра товаров и конфискации контрабанды, имел право полицейского надзора за гаванями и базарами, вчинял иски против лиц, которых подозревал в утайке общественных доходов.  Взнос откупной суммы регулировался откупными законами и производился в установленные притании (в помещении совета полиса). Чтобы не быть стеснённым в исполнении своих обязанностей, телон освобождался от воинской повинности (см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Телоны).

Но мыто ("телон") взымалось и как плата за чистоту, как физическую, так и ритуальную: новоприбывшие купцы и их сопровождающие лица и матросы тут же очищались (и водой, и обкуриванием) для того, чтобы предотвратить распространение эпидемий, то слово "телония" приобрело и другое значение - "место очищения".

В латыни нет такого одного слова с такими двумя омонимическими значениями как "таможня" и "место очищения", поэтому перевели словом "пургениум" - "место очищения, чистилище", но тем самым потерялось значение "место взымания мыта, откупа".

Позже, при переводе латинского purgatorium на греческий (для греков-униатов) использовалось слово catharsis ("катарсис"), которое, однако, имеет много смыслов.

Сама догма о Чистилище была принята Католической Церковью только в XVI веке. В постановлениях Тридентского собора (1563 г.), в частности, говорится: «Если кто-нибудь утверждает, что любому раскаявшемуся грешнику, получившему благодать оправдание, отпускается всякое прогрешение и отменяется вечная казнь таким образом, что не остается никакой временной наказания в этой жизни или в будущей жизни в чистилище, прежде чем перед ним откроются врата Царства Небесного, – да будет отлучен».

В положениях Тридентского собора утверждается также, что Католическая Церковь, согласно Священному Писанию и Преданию, учит, что чистилище существует, а находящимся в нем душам можно помочь заупокойными молитвами и прежде всего заупокойными Литургиями. Собор предписывает епископам «ревностно следить за тем, чтобы здравая доктрина о чистилище, переданная святыми отцами и священными соборами, была предметом веры, чтобы ее хранили, наставляли в ней и чтобы ее проповедовали повсюду».

Базируется это на словах апостола Павла, который говорит, что «... каждое дело обнаружится, потому что день покажет, потому что в огне открывается, и огонь дело каждого испытает, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого сгорит, тот будет вред, но сам спасется, но так, будто из огня» (1 Коринф. 3:13-15).


Рецензии