Вечный капитан
Ни имени, ни фамилии этого военного лётчика я не знаю. О нём мне рассказал мой сослуживец, которого перевели в нашу часть с Камчатки из города Елизово.
Мой знакомый служил в Елизово командиром роты аэродромного обслуживания. Поэтому был в курсе многих событий и его рассказам я доверяю.
Офицера, о котором я хочу рассказать, называли «вечный капитан». Получилось так, что до капитана он дорос, а вот дальше продвижение застопорилось. Виной тому служили разные факторы и, основным был его упрямый и неуживчивый характер. Не то, чтобы он был каким-то вредным. Скорее всего, он был справедливым и слишком прямым. Из-за этого он частенько попадал в разные неприятные ситуации.
Он летал на очень стареньком военно-транспортном самолёте, кажется на ЛИ-2 (я не авиатор, так что могу и ошибиться). Но самолёт был действительно старый, два мотора и неубирающееся шасси. Он уже много раз писал рапорта с просьбой пересадить его на более современную машину, но всё оставалось по-прежнему.
О приключениях «вечного капитана» я знаю совсем немного, но даже эти моменты дают возможность представить его характер.
Хочу напомнить, что всё это происходило в конце 60-х годов прошлого века.
Я уже писал, что он неоднократно обращался к командованию с просьбой пересадить его на более современную машину. Видно командование считало, что раз самолёт летает, а командир хороший, то пусть себе и летает, пока машину не спишут.
А летать «вечному капитану» приходилось из Елизово во Владивосток и обратно, как с грузом, так и с пассажирами. Пассажирами были военнослужащие гарнизона, уезжающие в отпуска или командировки и возвращающиеся в часть.
Очень часто диспетчер аэропорта Владивостока не давал сразу посадки самолёту «вечного капитана», а отправлял на ещё один круг, давая возможность, приземлится другим машинам, более серьёзным. Иногда «капитану» приходилось наматывать по нескольку кругов в ожидании свободной посадочной полосы.
Это ему очень надоело и, как-то, подлетая к аэродрому и выйдя на связь с диспетчером «капитан» доложил – «Я борт номер такой-то. Иду на двух моторах. Шасси не убираются. Прошу посадки!»
Диспетчер тут же разрешил ему посадку, а когда самолёт оказался в зоне прямой видимости, то в эфире раздался, чуть ли не мат со стороны диспетчера. Капитан не растерялся и ответил – «А ты, что ли, не знаешь, на каком сарае я летаю?».
Когда самолёт «капитана» зашел на посадку, у посадочной полосы стояли пожарные машины и машины скорой помощи. Диспетчер подумал, что пилот просит посадку в связи с аварийной ситуацией на самолёте.
Естественно, что от аэропорта командованию «капитана» пошла жалоба, которая снова задержала ему очередное звание.
Вот так и шла борьба «вечного капитана» с командованием часть. Но, почему-то, всегда не в его пользу.
Как-то ему поручили доставить из Владивостока прибывшую Московскую комиссию. Члены комиссии уже устроились в самолёте, когда «вечный капитан» проходя по салону в кабину пилота, не громко сказал – «Ну, что, смертнички, покувыркаемся немного?» Сказал и зашел в кабину готовить самолёт к взлёту.
Пришел экипаж и занял свои места. «Капитан» сказал – «Ну, что, взлетаем?» А второй пилот ответил – «А что, комиссию ждать не будем?» «Капитан» выглянул в салон, салон был пуст.
Комиссия отказалась лететь на этом самолёте, а у «капитана» снова вышла задержка со званием.
Но, не смотря, ни на что, «вечный капитан» сумел совершить свой подвиг.
Как-то ему пришлось везти на материк группу курсантов военного училища, которые возвращались после прохождения стажировки в части. Всё было как обычно. Взлетели и взяли курс на материк. Во время посадки «капитан» понял, что с самолётом что-то не так, и он не успеет остановиться до конца посадочной полосы. Могла случиться трагедия, если бы не опыт и хладнокровие «вечного капитана». Он сумел удержать самолёт от опрокидывания и вывести его за пределы взлётно-посадочной полосы.
Не знаю, получил ли он своё долгожданное очередное звание. Моего знакомого в это время перевели на службу в нашу часть на другой конец СССР.
Свидетельство о публикации №224071500888