Невозможная любовь

Серые тучи. На улице ветер. А в голове у меня – сумятица мыслей. Я ещё раз пытаюсь охладить свой разгорячённый ум и обдумать всё сначала. Спокойно и без поспешных выводов. Но сколько ни думай, с какой стороны ни подходи – получается один и тот же ответ. Он убийственно прост и абсолютно непостижим разуму. Разгадка моих чувств проста: я её люблю. Я люблю женщину, которая старше меня почти на двадцать лет.
Но это же абсурд! Это немыслимо! Это невозможно!
И тем не менее это так.
Чем ещё объяснить моё постоянное желание видеть её? Я стремлюсь к ней каждую минуту – а увидев её, не смею поднять глаз. Я столько говорю ей в мыслях – а наяву не могу связать двух слов. Во мне всё замирает, когда она с улыбкой обращается ко мне.
Я знаю, что мне двадцать три года, а ей – сорок два. Когда я родился, она училась на втором курсе университета. Когда мне было три года, она вышла замуж. В этом году её дочь заканчивает школу.
Но что поделаешь – я её люблю.
Скажите, разве я виноват в том, что всегда неуютно чувствовал себя со своими ровесницами? Что их интересы, мысли, разговоры казались мне скучным и давно пройденным этапом? Что меня всегда тянуло к женщинам старше меня и что они тоже хорошо ко мне относились? Разве я виноват, что в своём поколении не смог найти свой идеал?

Антон, не торопясь, шёл по скверу. Делая пересадку с автобуса на автобус, он всегда проходил через этот сквер. Раньше он добирался с работы другой дорогой, но с некоторых пор начал ездить здесь. Этот автобус проходил мимо её дома. За полгода, прошедшие с весны, ему повезло только один раз. Светлана Ивановна возвращалась домой и села в один автобус с ним. Десять минут они ехали вместе. Короткие десять минут Антон был счастлив.

Дрожа, как в лихорадке, Антон вошёл в свою комнату и закрылся. Он боялся, что чем-нибудь выдаст себя, если останется с родителями. Он надеялся успокоиться, оставшись один. Но дрожь не проходила. Боясь поверить нежданной радости, тихо ликовала душа. А память вновь и вновь обрывками восстанавливала разговор за ужином.
Мать спросила его: «Как, Антон, ты ещё не совсем забыл школьный курс? Смог бы ты позаниматься с десятиклассницей?» - «А чего же? – ответил Антон. – Конечно, смог бы. А с кем именно?» - задавая вопрос, он как-то внутренне сжался. Неясное предчувствие и слабая, еле теплящаяся надежда поднимались из глубин сознания. Он давил их, уверяя себя, что такого не может быть. И вздрогнул, услышав ответ: «С Мариной. Светлана Ивановна звонила мне, просила с тобой поговорить на эту тему. Согласишься?». Антон сразу же, даже не подумав для приличия несколько секунд, ответил «Да», после чего встал и вышел, чтобы скрыть смятение; благо, ужин был окончен.

В тот вечер Антон был в ударе. Мысли были ясные и чёткие, слова сами находились и легко складывались в предложения. Антон рассказывал Марине всё подряд: когда было покончено с математикой и физикой, Антон начал объяснять химию, историю, обществоведение, русский язык. Светлана Ивановна, сидевшая рядом и вязавшая, скоро отложила спицы и тоже начала слушать. Она первый раз села рядом с ними, и Антон вначале испытывал смущение. Но вскоре робость была преодолена. Антон разошёлся, блеснул своей эрудицией – и в результате награда: улучив момент, когда Антон закрыл рот, чтобы отдышаться, Светлана Ивановна воскликнула:
-- Как интересно! Можно, я теперь всё время буду вас слушать?
- Пожалуйста, - коротко ответил Антон.
С того вечера Светлана Ивановна часто подсаживалась к ним и слушала, что говорит Антон. Несмотря на это, даже по прошествии полугода Антон боялся поднять на неё глаза. Он лишь всё время чувствовал её присутствие, но не органами чувств, а каждой клеткой своего тела.

Подготовленная Антоном Марина успешно закончила школу и поступила в институт. Миссия Антона была завершена. Провожая его в последний раз, Светлана Ивановна горячо благодарила за дочь и приглашала его заходить к ним на чашку чая. Что ей ответил Антон, он сам бы не смог потом вспомнить. Вероятно, он всё-таки пообещал как-нибудь заглянуть к ним.
Закончилось лето. Прошли осень и зима. Антон молча тосковал. Иногда в минуты грусти он приходил к дому Светланы Ивановны. Постояв на ветру, потоптавшись по грязи или снегу, он уходил домой. В такие минуты он больше всего боялся, что его кто-то заметит. Он быстро доходил до остановки и садился в первый попавшийся троллейбус. Так продолжалось до тех пор, пока в один из вечеров, убегая с места своего страдания, Антон не столкнулся нос к носу с Мариной.
Оба были удивлены, но Марина пришла в себя гораздо быстрее.
- Здравствуйте, Антон, - сказала она. – Почему вы к нам не заходите?
Она покраснела. Антон пробормотал:
- Некогда… дела…
- Это нечестно с вашей стороны; вы обещали к нам зайти, а сами не заходите. Я несколько раз видела, как вы проходили мимо нашего дома. Неужели нельзя было заглянуть на минутку? Обещайте, что в ближайшие дни вы побываете у нас.
- Да-да, конечно… непременно…
Антон весь дрожал и не заметил, что Марина тоже беспрестанно заикается и краснеет.
- А впрочем, - продолжала она, - если я вас сейчас отпущу, то вы опять исчезнете на полгода. Так что давайте зайдём к нам сегодня же… И не возражайте. И слышать не хочу ни про какие ваши дела. Идёмте.
Антон хотел было воспротивиться, но тут же подумал, что она начнёт его уговаривать, возьмёт за руку и почувствует его дрожь. Он быстро ответил:
- Хорошо.
Они прошли к знакомому дому, Марина своими ключами открыла дверь.
- Раздевайтесь, - сказала она. – Мама будет вам очень рада.
И она крикнула в комнаты:
- Мама!
Светлана Ивановна в домашнем халате и переднике пришла с кухни. Увидев Антона, она всплеснула руками:
- Антон! Как же долго ты у нас не был!
Марина шутливо остановила её:
- Мама, я уже высказала ему всё, что мы о нём думаем. Он и сегодня бы прошёл мимо, если бы я его не встретила и не затащила к нам силой.
Антон смущённо улыбнулся. Светлана Ивановна сказала:
- Проходите в комнаты, а я поставлю чай.
Антон и Марина прошли в комнаты.
Чай прошёл однообразно. Светлана Ивановна весело смеялась, расспрашивала Антона о его делах. Антон односложно отвечал. Он боялся только одного: как бы не опрокинуть свою чашку с чаем. Марина тоже сидела, уткнувшись носом в чашку, и не смела поднять глаз.
Антон, обжигаясь, быстро выпил две чашки и поднялся.
- Ты куда? – спросила Светлана Ивановна.
- Мне пора, - пробормотал Антон.
- Уже уходишь?
В её голосе было столько искреннего сожаления, что Антон чуть было не сел на место. Но он только повторил, выходя из-за стола:
- Мне пора.
Светлана Ивановна и Марина прошли вслед за ним в прихожую. Марина Ивановна сказала:
- Марина, проводи гостя.
Марина оделась и вышла вместе с Антоном. У подъезда Антон остановился и сказал:
- Возвращайся. Наверное, нет смысла тебе меня провожать.
- Я провожу вас до остановки.
- А как ты будешь возвращаться?
- Как-нибудь вернусь. Идёмте!
Она взяла его под руку и повела к остановке. Антон некоторое время шёл, подчиняясь ей. Обогнув дом, он оглянулся на освещённые окна. Безумная мысль пришла ему в голову. Он задрожал и остановился, глядя сумасшедшими глазами на Марину.
- Что же вы стоите, Антон? Время позднее… Как странно вы на меня смотрите…
Он схватил её за плечи и притянул к себе. Марина ойкнула. Антон, задыхаясь, зашептал ей на ухо:
- Марина, я люблю тебя… Я жить без тебя не могу… Выходи за меня замуж… Выйдешь или нет?
Мариина, ошеломлённая его неожиданным напором, растерянно ответила:
- Я должна подумать…
- Нет, Марина, - добивался он. – От одного твоего слова зависит моё счастье… Я должен немедленно знать ответ.
- Я не знаю, - пролепетала Марина. И вдруг воскликнула. – Ах, боже мой, конечно, согласна! Давно уже согласна. Я давно люблю тебя, Антон, но я боялась это сказать. Теперь же ты знаешь всё, и мне сразу стало легче на душе.
Она доверчиво прильнула к его груди. Антон поднял её лицо, лихорадочно поцеловал несколько раз и слегка оттолкнул её со словами:
- А теперь иди домой. Иди быстрей и не надо меня провожать.
Он побежал к остановке и вскочил в троллейбус. Растерянная Марина смотрела ему вслед.

После свадьбы Антон поселился у жены. Его мать выразила удивление, но возражать не стала. Светлана Ивановна же приняла зятя очень дружелюбно. Её муж тоже, хотя его это не сильно касалось – он много времени проводил в командировках.
Теперь Антон видел её каждый день. На первое время этого было ему вполне достаточно, и целых три года он был счастлив. Однако позднее его перестал удовлетворять тот факт, что он постоянно находится вблизи Светланы Ивановны. Антон желал большего. Но большее не приходило.
За три года он мог припомнить всего несколько случаев, когда случайно касался её. Раза два он танцевал с ней да как-то раз она дружески взяла его за руку. При этом её движении Антон весь вздрогнул.
Новые чувства всё более захватывали Антона. Он ходил весь, как в лихорадке. И вот однажды наступила развязка.
Светлана Ивановна и Антон находились в квартире вдвоём. По её просьбе он рассказал ей об успешном завершении очередного этапа своей работы. Выслушав его, Светлана Ивановна сказала:
- Я очень рада, что у тебя всё так хорошо получилось. Ты молодец, Антон.
Она подошла к нему, взяла его голову в свои руки и поцеловала. У Антона на секунду прервалось дыхание. Ослеплённый, он обнял её, повалил на диван и начал целовать её лицо, волосы, шею. Она упёрлась руками в его плечи и быстро проговорила:
- Ты сошёл с ума, Антон.
- Я знаю… - ответил он между поцелуями.
- Отпусти меня, - сказала она.
Антон остановился.
- Отпусти меня, - повторила она.
Антон медленно поднялся, вслед за ним поднялась Светлана Ивановна. Стоя, весь бледный, как смерть, он выслушал её слова.
- Ты серьёзно оскорбил меня, Антон. Я не буду много говорить; я надеюсь, что ты сам поймёшь всё, что сейчас у меня на душе. Единственное оправдание для тебя – это то, что ты был ослеплён и не отдавал себе отчёта в своих действиях. Поэтому я готова простить тебе и забыть всё. Между нами ничего не было, слышишь, Антон?
- Но я люблю вас, - глухо сказал Антон.
- Этого не может быть, - решительно прервала его Светлана Ивановна. – Ты не разобрался в своих чувствах.
Антон схватился за голову и выбежал из комнаты…

Он знал, что теперь должен уйти из этой семьи. Но заставить себя не мог… Он приходил в ужас от одной мысли, что больше её не увидит. Да и Марину было жалко – она-то ни в чём не виновата, она любит его всем сердцем.
И он остался. Хотя боялся даже поднять глаза на Светлану Ивановну.
Так прошло несколько месяцев. И прошло бы ещё столько же, и много больше, но один эпизод перевернул всё. Антон входил в кухню, не зная, что Светлана Ивановна находится там; она, видимо, тоже не ожидала его увидеть. Она повернула к нему голову, их взгляды встретились. И она тут же опустила глаза.
Но Антон успел увидеть в них чувство, которое его потрясло. Это была растерянность…
С этого момента Антон уже не мог противиться своему желанию смотреть на Светлану Ивановну. И теперь нередко видел её глаза. В них отражался целый спектр чувств – растерянность, неверие в происходящее, горечь… И наконец – открытый и честный взгляд: да, я вижу, что ты всё понял, но вот так случилось; и надо теперь с этим жить.

Антон сидел в своей комнате, разбирая рабочие материалы. Дверь была за его спиной, но он – даже не услышал, а почувствовал, что она открылась. И на пороге стоит она.
Прошелестели лёгкие шаги. Рука легла на его плечо. Антон не пошевелился, хотя внутри его затрясло.
- Антон, - сказала Светлана Ивановна. – Ты всё понял. Я когда-то упрекнула тебя в том, что ты сошёл с ума. А теперь получается, что с ума сошла я…
Она схватила его голову руками и прижала к своей груди. Издав тяжёлый полустон-полувздох, она лихорадочно заговорила:
- Антон… это невозможно… Я представить себе не могла, что такое может случиться… но случилось… И я теряю рассудок…
Она повернула его лицо к своему и жадно всмотрелась в его глаза.
- Антон, уходи! Я знаю, что это принесёт горе всем в этой семье… Но другого выхода не вижу. Уходи… Иначе… иначе я погибну…
Она отпустила его и быстрыми шагами вышла из комнаты.

Ослушаться свою любовь Антон не посмел. И однажды вечером ушёл, зная, что не вернётся уже никогда.

14 августа 1978, 8 апреля 1979, 4-5 января 2024


Рецензии
Здравствуйте, Сергей!
С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ. Список наших Конкурсов: http://proza.ru/2011/02/27/607 .
Специальный льготный Конкурс для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2024/10/01/294 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   04.10.2024 10:29     Заявить о нарушении