Дверь
ДВЕРЬ
Одноактная пьеса для театра и кино
Синопсис
Мужчина средних лет, пытаясь скрыться от преследователей, взбегает на верхнюю площадку лестницы. Оказавшись в тупике, звонит в дверь. Из квартиры выходит женщина, которая вовсе не намерена предоставить «проходимцу» убежище. Однако, когда появляются преследователи, впускает беглеца. Те уходят не солоно хлебавши. Мужчина и женщина иронично разыгрывают ситуацию их знакомства, поменявшись ролями. Действие увенчивает поцелуй, символизирующий счастливый исход вынужденного знакомства.
Человек средних лет быстро, шагая через ступень, поднимается по лестнице на площадку верхнего этажа. Потрогав чердачный люк и убедившись, что он заперт на замок, персонаж звонит в одну из квартир, откуда доносится музыка (Бах, «Ich habe genug»).
ЖЕНЩИНА (за дверью). Кто там?
МУЖЧИНА (не очень уверенно). Вы меня не знаете, но...
ЖЕНЩИНА. Но что?
МУЖЧИНА (после небольшой паузы, оглянувшись на лестничный проем). Мне... мне нужна помощь...
ЖЕНЩИНА. Какого рода помощь? Вы что, больны? У вас приступ? Сердце? Язва? Неврастения?
МУЖЧИНА. Нет, я здоров.
ЖЕНЩИНА. Видите, уже хорошо.
МУЖЧИНА. Просто прекрасно.
ЖЕНЩИНА. И тем не менее вам нужна помощь?
МУЖЧИНА. Ладно. Извините, что потревожил. (Поворачивается, чтобы уйти.)
ЖЕНЩИНА. И не подумаю извинять. (Вдруг отворяет дверь.) Ну, что вам нужно? Денег? Вы нищий? Беженец? Ребенок?
МУЖЧИНА. В каком-то смысле я брошенный ребенок: мои родители далеко отсюда. И нищий, почти нищий. И даже беженец, потому что бегу.
ЖЕНЩИНА. Бегут, знаете ли, не только беженцы, но также беглецы и бегуны.
МУЖЧИНА. Не могу не воздать должное вашему красноречию.
ЖЕНЩИНА. Вы звонили, чтобы сделать мне комплимент? Так знайте: вы ошиблись дверью.
МУЖЧИНА. Пожалуй.
ЖЕНЩИНА. Так куда вы бежите?
МУЖЧИНА. Куда глаза глядят.
ЖЕНЩИНА. А глядят они на меня.
МУЖЧИНА. Я в самом деле ошибся. Еще раз прошу извинить. (Прислушивается, мельком глянув вниз на лестницу.) Вам лучше закрыть дверь.
ЖЕНЩИНА. Что-то у вас поубавилось любезности.
МУЖЧИНА. Я не шучу. Если они увидят вас вместе со мной, то могут подумать, что вы моя знакомая. А от меня лучше держаться подальше.
ЖЕНЩИНА. Что же вы такое натворили?
МУЖЧИНА. Я не могу вам сказать, в данную минуту по крайней мере... Пожалуйста, заприте дверь. (Пытается закрыть дверь.)
Внизу слышен шум хлопнувшей парадной двери.
ЖЕНЩИНА. С чего вы взяли, что я буду вам подчиняться? (Приотворяет дверь.)
МУЖЧИНА. Нет, прошу вас... (Тянет дверь на себя. Завязывается борьба.)
ЖЕНЩИНА. Вы, как я могу судить, очень самонадеянный молодой человек!
МУЖЧИНА. Не очень. Не очень самонадеянный, да и не очень молодой.
ЖЕНЩИНА. А выглядите довольно свежо.
МУЖЧИНА. Это иллюзия. Согласитесь, слышать подобные слова от женщины как-то неловко.
ЖЕНЩИНА. Ах вот оно что! Наверно, вы женоненавистник.
МУЖЧИНА. Не думаю. А вы, случаем, не феминистка?
ЖЕНЩИНА. Это вас не касается. Оставьте наконец мою дверь в покое!
МУЖЧИНА (вдруг отпускает дверь, так что Женщина едва не падает). Я только прошу вас: не кричите. Слышите?
ЖЕНЩИНА. Что именно?
МУЖЧИНА. Шаги.
ЖЕНЩИНА. Да, какое-то стадо бежит по лестнице.
МУЖЧИНА. Это стадо ищет меня.
ЖЕНЩИНА. Вы, надо полагать, его пастырь?
МУЖЧИНА (почти шепотом). Я соглашусь с любыми характеристиками, но ради Бога...
ЖЕНЩИНА (понизив тон). Что им от вас нужно? Кто они?
МУЖЧИНА (безнадежно-устало). Это рэкет.
ЖЕНЩИНА. Ба, какие страсти!
Можно разобрать голоса преследователей.
Голос одного из них. Он где-то здесь. Я видел, как он вошел.
Голос другого. А я тебе говорю, в натуре, он в арку выскочил.
Голос первого. Я видел...
Голос третьего. Смотри, мля, если мы его упустим на этот раз...
МУЖЧИНА. Прощайте. (Идет к лестнице.)
ЖЕНЩИНА. Куда вы?
Она выбегает на площадку, хватает Мужчину за руку и заставляет переступить порог квартиры.
В этот момент на ступенях появляются преследователи. Женщина собирается закрыть дверь.
ПЕРВЫЙ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ. Эй, красавица, мужика здесь не видала?
ЖЕНЩИНА. Мужики здесь обычно не ходят. Разве что в качестве исключения. Как сейчас, например.
ВТОРОЙ. Ты что, крутая, что ли?
ЖЕНЩИНА. Вас, видимо, плохо учили в школе. Вы не умеете разговаривать с незнакомыми людьми. Я вас не знаю, вы здесь не живете, и лучшее, что я могу сделать, это вызвать полицию.
ПЕРВЫЙ. А не боишься?
ЖЕНЩИНА. Чего мне бояться? Я у себя дома.
ВТОРОЙ. Одна?
ЖЕНЩИНА. С любовником. А что?
Мужчина стоит за дверью и с напряжением слушает разговор Женщины с преследователями.
ПЕРВЫЙ (с сальной интонацией). А мужа, поди, дома нет?
ЖЕНЩИНА. Муж и есть любовник.
ВТОРОЙ. Заливаешь: муж он сам по себе, а любовник сам по себе.
ЖЕНЩИНА. Не в моем случае. Так что убирайтесь.
ПЕРВЫЙ. Ой, какие мы!
ЖЕНЩИНА (кричит в сторону двери). Василий!..
Вид Мужчины, стоящего за дверью, который теперь ждет, вдобавок ко всему прочему, встречи с неким «Василием», оставляет желать лучшего.
ЖЕНЩИНА. Ва-аси-и-лий! (Незаметно бьет гостя ногой.)
МУЖЧИНА (поняв, наконец, чего от него хотят и потирая ушибленную ногу. С интонацией возможного «Василия»). Чего тебе?
ВТОРОЙ (сдувшись). Да ладно, ладно, уходим уже.
ЖЕНЩИНА. Уже не надо? (Кричит в сторону квартиры). Вася, уже не надо.
ТРЕТИЙ. А ты того... Мы теперь знаем, где ты живешь. Ладно, потопали...
Рэкетиры удаляются.
Женщина закрывает дверь на замок.
Мужчина и Женщина теперь вдвоем в ее прихожей.
МУЖЧИНА. Благодарю вас.
ЖЕНЩИНА (чуть устало). Не за что.
МУЖЧИНА. Спасибо. (Пауза.) Мне пора.
ЖЕНЩИНА. Хотите нарваться на них? Впрочем, я вас не держу.
МУЖЧИНА. Понимаю.
ЖЕНЩИНА. Чего они от вас хотят?
МУЖЧИНА. Денег хотят.
ЖЕНЩИНА. Проворовались?
МУЖЧИНА. Почти.
ЖЕНЩИНА. Как это?
МУЖЧИНА. Поручился за приятеля. А ему не повезло.
ЖЕНЩИНА. И большие долги?
МУЖЧИНА. Как посмотреть.
ЖЕНЩИНА. И что вы будете делать?
МУЖЧИНА. Не знаю. (Неопределенно.) Отдам когда-нибудь... Или он сам расплатится, когда повезет…
ЖЕНЩИНА. Да уж, лучше отдать. Но не этим же типам.
МУЖЧИНА. Не этим. Другим.
ЖЕНЩИНА. Вот и прекрасно.
МУЖЧИНА. Вы вели себя отважно.
ЖЕНЩИНА. Не ожидали?
МУЖЧИНА. Признаться, нет.
ЖЕНЩИНА. Почему?
МУЖЧИНА. Вы так сурово меня встретили.
ЖЕНЩИНА. Вы предполагали иной прием?
МУЖЧИНА (пожав плечами). Ничего я не предполагал.
ЖЕНЩИНА. А что они могут с вами сделать?
МУЖЧИНА. А Бог их знает. Избить, наверно. Причинить боль. Не знаю. Мне, в общем, всё равно.
ЖЕНЩИНА. Тогда могли бы и не звонить.
МУЖЧИНА (улыбнувшись). Мог бы. Тут вступает в силу инстинкт самосохранения или что-то в этом роде.
ЖЕНЩИНА. Инстинкт выходить из затруднительного положения за счет другого?
МУЖЧИНА. Я уже понял, что моя персона вам не по вкусу. А чем, прошу прощения, занимаетесь в этой жизни вы?
ЖЕНЩИНА. Чем, по-вашему, может заниматься отважная женщина?
МУЖЧИНА. Понятия не имею.
ЖЕНЩИНА. А вы подумайте.
МУЖЧИНА. Женщины обычно врачи или учителя. Вы, возможно, журналистка... или актриса?
ЖЕНЩИНА. Почти.
МУЖЧИНА. Певица?
ЖЕНЩИНА. Почему не танцовщица?
МУЖЧИНА. У танцовщиц специфическая походка.
ЖЕНЩИНА (проницательно). У вас был роман с балериной?
МУЖЧИНА. Очень давно.
ЖЕНЩИНА. Ну и что?
МУЖЧИНА. Что именно вас интересует?
ЖЕНЩИНА. Чем кончилось?
МУЖЧИНА. А чем заканчиваются романы?
ЖЕНЩИНА. Надо полагать, до свадьбы дело не дошло.
МУЖЧИНА. Почему же? Просто свадьба ничего не решает.
ЖЕНЩИНА. Итак, вы разведены. Сколько у вас детей?
МУЖЧИНА. Дюжина. Мал мала меньше. А у вас?
ЖЕНЩИНА (несколько неожиданно). Я — региональный представитель международного гуманитарного фонда.
МУЖЧИНА. Это шутка?
ЖЕНЩИНА. Нет, это правда.
МУЖЧИНА. В таком случае, ваш фонд может оказать мне гуманитарную помощь. Спасти человека от увечья или даже смерти — разве это не гуманно?
ЖЕНЩИНА. Вы рассуждаете как дурак.
МУЖЧИНА. Благодарю.
ЖЕНЩИНА. Не стоит: я не сказала вам ничего приятного. Так что же вы намерены делать?
МУЖЧИНА. А что я могу сделать? Уехать за границу? Для этого тоже нужны деньги. Много денег. И потом, кто меня там ждет?
ЖЕНЩИНА. Почему вы думаете, что вас должен кто-то ждать?
МУЖЧИНА. Я не думаю. Я констатирую факт.
ЖЕНЩИНА. На большее, как видно, вас не хватает.
МУЖЧИНА. Ну да, я не основал гуманитарного фонда, если вы это имеете в виду. Старики, дети и инвалиды пока обходятся без меня. К сожалению.
ЖЕНЩИНА. Даже рэкетиры.
МУЖЧИНА. Совершенно верно. А вы сидите в своем дому и не хотите знать, что творится за дверью.
ЖЕНЩИНА. Положим, дверь я вам всё же открыла. А если честно — не хочу знать. Лучше буду сидеть у себя дома, слушать музыку и читать книги моего отца.
МУЖЧИНА. У вас пластинка кончилась.
ЖЕНЩИНА. Компакт-диск. Отключается автоматически.
МУЖЧИНА. Это впечатляет. У вашего отца большая библиотека?
ЖЕНЩИНА. Да. Его убили. Теперь эти книги перешли ко мне.
МУЖЧИНА. Извините, я не знал.
ЖЕНЩИНА. Да, вы не знали. Я хочу прочесть их все. Книги меня развлекают и доставляют пищу моему воображению.
МУЖЧИНА. Вы и в самом деле редко бываете на людях.
ЖЕНЩИНА. Весьма редко.
МУЖЧИНА. Вы и говорите на каком-то другом языке.
ЖЕНЩИНА. Вот как?
МУЖЧИНА. Конечно: «книги доставляют пищу моему воображению».
ЖЕНЩИНА. А что тут такого?
МУЖЧИНА. Так никто давно не говорит.
ЖЕНЩИНА. Как давно?
МУЖЧИНА. Да уж больше века, наверно.
ЖЕНЩИНА. Значит, я живу в девятнадцатом столетии. А вы живете с вашим стадом. Не думаю, чтобы вы были счастливее меня.
МУЖЧИНА. А я и не говорю о счастье. Но так отгородиться от жизни...
ЖЕНЩИНА. Послушайте, вам требовалась помощь, я вам ее оказала. Так какого, извините, рожна вы ко мне привязались?
МУЖЧИНА. Я только заметил... так, кстати... Знаете, о чем я думал, пока не встретил этих барбосов?
ЖЕНЩИНА. А я-то уж решила, что не только читать, но и думать в наше время не принято. О чем же вы думали?
МУЖЧИНА. Сначала несколько деталей. Представьте себе рейсовый автобус, набитый до отказа. Дышать нечем, а тут еще выхлопные газы, которые идут прямо в салон. Душегубка. За окном тянутся какие-то мрачные строения: заводские корпуса, трубы, склады, башни высоковольтных линий, ТЭЦ. Лет двадцать назад, я помню это, здесь стояли деревни, простирались поля. Я даже помню ветхую ветряную мельницу, правда, уже мертвую, с мертвыми крыльями, и всю в прорехах... Впечатление, что все мы живем в каком-то потустороннем мире. И вдруг я подумал, что это совсем не печально. Напротив! Мне подумалось вдруг, что лично я не несу ответственности за весь этот бред, понимаете? То есть я не виноват, что есть автобус-душегубка и изгаженное пространство вокруг. Просто люди спали. И строили страшный сон. А для того, чтобы выжить в этом бреду, они сделались монстрами. Но когда-нибудь они проснутся.
ЖЕНЩИНА. Они умрут. Вымрут. И мы вместе с ними.
МУЖЧИНА. Они умрут, но души их проснутся. Понимаете меня?
ЖЕНЩИНА. С трудом.
МУЖЧИНА. Уже что-то.
ЖЕНЩИНА (после небольшой паузы). Хотите чаю?
МУЖЧИНА (решив, что ослышался). Что?
ЖЕНЩИНА. Хотите чаю?
МУЖЧИНА. Это было бы слишком.
ЖЕНЩИНА. Не любите чай? Тогда, может, кофе?
МУЖЧИНА. Я всё люблю.
ЖЕНЩИНА. В чем же дело?
МУЖЧИНА. Как-нибудь в другой раз. Спасибо.
ЖЕНЩИНА. Торопитесь к своему стаду?
МУЖЧИНА. Они, вероятно, уже ушли. Я никуда не тороплюсь. И уже давно.
ЖЕНЩИНА. С тех пор, как растратили чужие деньги?
МУЖЧИНА. Если бы я их растратил, меня бы уже тут не стояло.
ЖЕНЩИНА. А, вы знаете эту шутку?
МУЖЧИНА. Какую?
ЖЕНЩИНА. Ахматова так шутила.
МУЖЧИНА. Значит, вы учительница.
ЖЕНЩИНА. Я женщина, прежде всего.
МУЖЧИНА. Очень приятно. Ну, а я — человек.
ЖЕНЩИНА. Что вы говорите!
МУЖЧИНА. Не верите?
ЖЕНЩИНА. Но при этом, надеюсь, вы все-таки мужчина?
МУЖЧИНА. Приятно, что вы разглядели.
ЖЕНЩИНА. Чтобы понять это, необязательно разглядывать.
МУЖЧИНА (смутившись). Вы неверно меня поняли.
ЖЕНЩИНА (так, словно весь предыдущий разговор послужил материалом для умозаключения). Вы, наверно, недурной человек.
МУЖЧИНА. Дурной. Недурных людей не бывает.
Женщина вдруг начинает смеяться, да так заразительно, что губы ее собеседника невольно расплываются в улыбке.
МУЖЧИНА. Чему вы смеетесь?
ЖЕНЩИНА. Вспомнила начало нашего знакомства.
МУЖЧИНА (улыбаясь всё шире). Ну, это, допустим, не так уж и весело. (Передразнивая собеседницу.) Кто там?
ЖЕНЩИНА (принимая игру; выйдя на лестничную площадку). Мы с вами незнакомы, но...
МУЖЧИНА. Но — что?
ЖЕНЩИНА. Мне нужна ваша помощь.
МУЖЧИНА. У вас приступ? Сердце? Язва?.. (Другим тоном.) О чем еще вы спросили?
ЖЕНЩИНА. Неврастения.
МУЖЧИНА. Сердце? Язва? Неврастения?
ЖЕНЩИНА. Я совершенно здоров и счастлив.
МУЖЧИНА. Без «совершенно». Я так не говорю.
ЖЕНЩИНА. Хорошо, пусть будет без «совершенно». Я здоров и даже счастлив. За мной гонятся рэкетиры. Слышите? Закройте дверь!
МУЖЧИНА. Ни за что! То закройте, то откройте! Просили о помощи, так и нате, получайте!
ЖЕНЩИНА. Закройте дверь! Не то они и вас убьют.
МУЖЧИНА. Это моя дверь, а не ваша. Так что будьте любезны оставить ее в покое!
ЖЕНЩИНА. А вот и не оставлю!
МУЖЧИНА. А по какому праву?!
ЖЕНЩИНА. Из человеколюбия…
Вдруг Женщина отпускает дверь, и она захлопывается.
МУЖЧИНА. Это нечестно!
Возится с замком.
Женщина молча стоит перед дверью.
МУЖЧИНА. Что за дурацкие у вас замки!
ЖЕНЩИНА. Верхний не работает.
Мужчина начинает возиться с нижним замком, но безрезультатно.
ЖЕНЩИНА. Вы крутите не в ту сторону.
Мужчина наконец справляется.
Дверь отворяется.
Пауза.
ЖЕНЩИНА (с неожиданной серьезностью). Поцелуйте меня.
МУЖЧИНА. Прямо здесь? (Понижая тон.) Прямо сейчас?
ЖЕНЩИНА. Немедленно!
Поцелуй.
Свидетельство о публикации №224071601142