Этикет и хендмейд

 Когда то давным давно написала программу по этикету. И вот обнаружила, что она испорчена кошкой. Решила восстановить. Но где? Можно, конечно, на образовательном портале каком-нибудь, но вот пояснительная записка не просто испорчена. Она безнадёжно испорчена. Разодрана в мелкие клочья. А новую сочинять пока не хочется.

К тому же, пришлось отвечать на вопросы как раз по этикету. Тогда и придумались фея Этикетта и абсолютно не воспитанная девочка Ульяна. И с ними я стала придумывать небольшие сказки. А вот сказки - это точно про прозу.ру Поэтому здесь
Поехали!

**ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА**

**к программе дополнительного образования "Этикет и хендмейд"**

**Введение**

В современном мире, где коммуникации зачастую происходят с молниеносной скоростью и на глобальном уровне, знание правил этикета приобретает особое значение. Этикет - это не только внешние формы поведения, но и выражение уважения к окружающим, показатель культурного уровня и умения взаимодействовать в различных социальных ситуациях.

**Актуальность программы**

В условиях быстрого социального и культурного обмена умение правильно вести себя в общественных местах, на работе, в гостях и в других ситуациях становится необходимым навыком для современного человека. Знание этикета позволяет избежать многих недоразумений, улучшает коммуникативные навыки и способствует гармонизации межличностных отношений.

**Цель программы**

Целью программы является формирование у учащихся культуры общения, воспитание уважительного отношения к людям и развитие навыков, необходимых для достойного поведения в различных жизненных ситуациях, воспитание умения делать своими руками вещи, которые пригодятся в повседневной жизни.Программа направлена на практическое применение знаний этикета в повседневной жизни.

**Задачи программы**

1. Ознакомить учащихся с основными правилами и нормами этикета.
2. Развить практические навыки вежливого общения и поведения в различных ситуациях.
3. Воспитать уважительное отношение к окружающим и стремление соблюдать нормы культурного поведения.
4. Показать значимость персонального имиджа и саморазвития в обществе.
5. Научить простейшим способам взаимодействия с различными материалами.

**Структура программы**

Программа состоит из нескольких модулей, каждый из которых посвящен определенному аспекту этикета:

1. **Основы этикета и приветствия**
   - История этикета
   - Приветствия, представления и знакомство
   - Основы вежливости и тактичности

2. **Этикет в общественных местах**
   - Поведение в транспорте
   - Посещение театра, кино, музеев и других общественных объектов
   - Вежливость в очередях и общественных местах

3. **Деловой этикет**
   - Деловое общение и встреча
   - Правила телефонных переговоров и корреспонденции
   - Этикет в деловой переписке и электронной почте

4. **Столовый этикет**
   - Поведение за столом
   - Правила использования столовых приборов
   - Этикет на приемах, банкетах и других мероприятиях

5. **Этикет межкультурного общения**
   - Особенности культур и традиций разных народов
   - Интеркультурная коммуникация и уважение культурных различий

**Методы работы**

Программа предполагает использование разнообразных педагогических методов и форм, таких как:

- Лекции и беседы
- Ролевые игры и упражнения
- Практические занятия
- Просмотр видеоматериалов и проведение обсуждений
- Организация встреч с экспертами и профессионалами в области этикета

**Ожидаемые результаты**

По окончании программы учащиеся:

1. Овладеют основными правилами и нормами этикета в различных ситуациях.
2. Будут уверенно применять знания этикета на практике.
3. Сформируют уважительное отношение к окружающим и культурное поведение.
4. Повысят уровень своей коммуникативной компетенции и общий культурный уровень.

**Заключение**

Программа "Этикет + хендмейд" призвана помочь учащимся понимать и применять нормы культурного поведения в своей жизни. Воспитание уважения к окружающим и развитие навыков этикета способствует всестороннему развитию личности и успешной социализации в обществе.

Урок 1. (Сентябрь. 1 неделя)
Тема: встреча гостей + визитка (аппликация)

Этикет - весьма увлекателен, но и сложен одновременно. Поверьте, для начала, на слово.
Сегодня этикет важен  наверное, прежде всего для политиков.
А ведь когда то был неотъемлемой частью жизни любого человека.
Знание правил этикета помогает не попасть в какую нибудь нелепую ситуацию.

И сегодня мы с вами узнаем, как правильно ходить в гости. И помогут нам фея Этикетта и девочка Ульяна.

Жила-была в далеком королевстве девочка по имени Уля. У нее было очень доброе сердце, но она часто забывала о важности знания правил этикета. Однажды король устроил великолепный бал в честь своего дня рождения, и все знатные особы королевства были приглашены.

Ульяна, будучи любознательной и веселой девочкой, радостно отправилась на бал, не придавая особого значения правилам поведения при дворе. Она играла в подвижные игры, не слушала королевские установления и делала все, что хотела. Ее действия вызывали недоумение и раздражение у придворных, и все шептались за ее спиной.

Однако внезапно на балу появилась загадочная фея Этикетта. Она обратила внимание на безграничное невежество Ули.
 Фея предложила девочке научиться важности уважения к старшим, правильному обращению с тарелкой и приборами, а также многим другим правилам, которые помогут ей стать настоящей леди.

Ульяна внимательно выслушала советы феи Этикетты и пообещала исправить свои ошибки. Она начала учиться всем правилам этикета, старательно следила за своим поведением и внимательно наблюдала за придворными, чтобы повторять их действия.

С тех пор Уля стала настоящей образцовой девочкой, которая всегда знала, как себя вести в обществе. Она завоевала уважение всех придворных и стала самой любимой гостьей на балах королевского двора. И все это благодаря тому, что она осознала важность знания правил этикета и научилась им следовать.

Вот и мы научимся.
И начн;м с самого простого: пойд;м в гости.

Сейчас это просто. Но раньше поход в гости был целым ритуалом, начиная с приглашений, например. Их красиво оформляли, отправляли почтой и не менее чем за месяц до начала события.

Сейчас проще, конечно же, но некоторые правила живы и сейчас. И делают жизнь принимающей стороны чуточку легче.

Ну, во первых, запомните, по правилам этикета нельзя идти в гости без предупреждения. Писем писать не обязательно, а вот позвонить заранее стОит, хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что хозяева дома и готовы вас принять.
Основное требование к хозяйке - она должна быть свободна от любых других дел, одета сообразно ситуации, аккуратно прич;сана.

Хозяин загодя готовит прихожую к встрече гостей::выносит лишнюю одежду, готовит вешалки. При встрече гостей помогает им с верхней одеждой, провожает в комнату, где все собираются, представляет друг другу тех, кто не знаком. При этом соблюдается правило:мужчину представляют женщине, младшего старшему.

Садиться за стол можно только после приглашения хозяевами. При этом хозяйка садится за стол так, чтобы хорошо видеть и весь стол, и всех гостей, и, при необходимости, свободно встать в любой момент, никого не беспокоя.

Для того, чтобы каждый из гостей легко наш;л за столом свою место, можно использовать визитки.
Вот их то мы с вами сегодня и сделаем своими руками.

Урок 2 ( сентябрь. 2 неделя)
Тема правила поведения  за столом.
Лепка вазы с фруктами, грунтовка, покраска гуашью.

А давайте начн;м со сказки.

Ульяна, не умела пользоваться столовыми приборами. Она всегда путалась, какую ложку использовать для супа, а какую для десерта, и вообще, часто запутывалась в этом важном моменте.

Этикетта пригласила Ульяну в свой волшебный замок, где устроила для нее настоящий урок правильного приема пищи. Фея рассказала девочке о том, как правильно держать вилку и нож, как пользоваться ложкой для супа, а какую для мороженого. Она показала ей, как столовые приборы укладываются на столе и как их использовать на торжественном банкете.

Ульяна внимательно слушала уроки феи и старалась запомнить все правила. Она училась не только как пользоваться столовыми приборами, но и как вести себя за столом, как беседовать с соседями и как следить за своими манерами.

После урока у девочки появилась стойкая уверенность и знание в правилах этикета за столом. Ульяна стала настоящей леди с изящными манерами и умением пользоваться столовыми приборами как истинная аристократка.

Фея Этикетта была довольна своей ученицей и рада, что помогла девочке освоить важные навыки.


Да уж. Но запомните одно простое правило: все вилки ложки разложены на столе в соответствии с меню вечера. Поэтому пользуетесь приборами, начиная с самых дальних от тарелки.

Правила поведения за столом известны давно. Одно из первых упоминаний - это, пожалуй, "Наставления Владимира Мономаха. Именно там он говорит, что надо "есть и пить без шума великаго".

А в  XVII веке Императорская Академия Наук выпустила " Правила поведения в повседневной жизни ", где можно найти множество указаний к поведению за столом. Там, например, писали, что нельзя отрезать хлеб, прижав буханку к груди, облизывать пальцы, сооружать вокруг тарелки частокол из костей, хлебных корок и пр., нельзя брать еды больше, чем можешь съесть. Ну и много ещё всего интересного.
Каковы же современные правила поведения за столом?
Развитие кулинарного искусства и расширение разновидностей блюд создали предпосылки и для появления столовых приборов .

В Европе появились столовый нож, вилка, ложка и правила, как ими пользоваться.
Столовую ложку держат в правой руке. Ложкой едят суп. Черпают суп ложкой от себя.
Часто спрашивают, как правильно наклонять тарелку, доедая суп, от себя или к себе. Смотря кого вы хотите облить: себя или соседа напротив. Тарелка вообще не наклоняется. Пусть последняя лодка супа останется не доеденной. После того, как суп съеден, лодку оставляют в тарелке.

Нож служит для разрезания . Ножом отделяют такой кусок, чтобы удобно было есть. Нож держат в правой руке, никогда не приближая его ко рту! С ножа не едят.
Нож и вилку держат также, как и карандаш, с той только разницей, что концы ручек ножа и вилки спрятаны в ладонях.

По европейским обычиям блюдо режут постепенно: отрезается первый кусочек, съедается, отрезается второй и так далее.

А вот в США, например, блюдо сразу разрежут на кусочки.

Если нужно на время прервать еду, нож и вилку кладут на тарелку, скрестив между собой. Вилку изгибом вверх, ручкой влево, нож - вправо. Это сигнал официанту, что вы продолжите трапезу.
Если же вы поели, нож с вилкой кладутся рядом на тарелку, параллельно друг другу, ручками в право (вилка изгибом вниз).

Десерты! Как есть торт или пирожное, вы всё, надеюсь, знаете. Для этого есть специальные десертные ложки и вилки.
А как есть фрукты?
Кисть винограда кладут на тарелку и отщипыаают ягоды по одной.
Яблоки и груши берут из фруктовой вазы, кладут на тарелку, разрезают на 4-6 частей, вырезают сердцевину (можно очистить кожицу) и съедают маленькими дольками.
Ягоды ( землянику, чернику, малину и пр.) едят с помощью десертной ложки.
Мандарины руками очищают от кожуры и едят дольками.
В апельсине фруктовым ножом подрезают , затем очищают и раздец,у Кеном Л
дж ляют на дольки.
Клубнику едят, держа ягоду за зелёный хвостик...

Давайте лепить вазу с фруктами.

Урок 3. (Сентябрь. 3 неделя)
Забытая русская посуда.
Лепка квасника, грунтовка, окраска.

Сегодня мы поговорим о забытых предметах сервировки стола.
ЕНДОВА- настольный сосуд для подачи м;да, пива, кваса. Этим сосудам предавали особенную торжественно- праздничную и устойчивую форму. Делали ендовы из металла или дерева и пышно декорировали.
Они снабжались "носиком" для разлива жидкости.
Объясните их мог быть от 1-2 литров до вёдра.
БРАТИНА- шарообразный сосуд для напитков. Употреблялись на больших пирах (крестины, именины, свадьбы). В народном быту употреблялись деревянные и медные братины. Знать же предпочитала золотые и серебряные.
КУРГАН - восточный пришелец, заимствованный восточными славянами у тюркских народов. И тоже для напитков. Это металлический или керамический кувшин с длинным носиком, ручкой и крышкой. Тулово его дискообразное, сплющенное с боков. На Руси XVI-XVII в. в. широко распространились керамические курганы муравленные, т. е.  покрытые зелёный, как трава- мурава глазурью.
КУМАНЕЦ-КАЛАЧ - южный вариант кургана, получивший распространение на Украине. Куманец имел носик и ручку, начинавшаяся у самой горловины. В центре тулова делали большое отверстие.
КВАСНИК -очень близок по форме к команду. Он тоже имеет отверстие в центре тулова. Его распространению способствовало квасоварение. А любимым напитком русского народа всегда был квас. Ни один народ в мире не придумал подобного напитка. Квас варили в каждом доме, монастырях, солдатских казармах, помещичьих усадьбах, крестьянских избах.
Ну и появилась специальная посуда для кваса - квасник. Известны они с XVII  века по изделиям гжельских мастеров. Трудно придумать более рациональную форму сосуда. Всё в н;м подчинено функциональному назначению. Раструб горла в виде воронки позволяет процеживать квас без дополнительных приспособлений. Носик изогнут так, чтобы было максимально удобно разливать квас в высокие кружки. Плоская форма позволяет устраивать квасники на полках ледника плотно, максимально используя полезный объ;м. Сквозное отверстие в центре ;мкости обеспечивает циркуляцию воздуха и быстрое охлаждение напитка.  Единственный недостаток - трудно мыть.В конце XVIII  века их стали украшать скульптурным декором в виде гирлянд цветов, фигурками людей и животных. Позднее скульптурный декор уступил место росписи.
КОВШИ используют и сейчас. Но они фаворитка султана в стиле бурлеск не играют такой важной роли в быту, как раньше. Теперь мы пользуемся ими, чтобы зачерпнуть воду из ведра или бочки, например. Да и то в какой нибудь глухой деревне.
Нашим же предкам ковши служили с глубочайшей древности до середины XIX  века просто для питья. Делали их из дерева и металлов. Форму им предавали ладьеобразную, с одной высокоподнятой ручкой или двумя небольшими ручками в виде головы и хвоста птицы ( гусь, утка). Украшали их росписью, резьбой, драгоценными металлами и каменьями.

Ну и куда нам без феи Этикеттв и девочки Ульяны? Вот сейчас сказку послушаем, а потом слепим квасник, например.

 Уля  была очень любознательной и умной девкой, которая всегда стремилась узнать что-то новое. Однажды, прогуливаясь по лесу, Уля встретила старую знакомую фею Этикетту. Фея была известна своими знаниями о русской культуре и искусстве.

Уля была восхищена феей и спросила ее: "Пожалуйста, расскажи мне что-нибудь удивительное о русской посуде, о которой я раньше не знала!". Этикетта улыбнулась и начала свою сказку.

"Дорогая Уля, в давние времена на Руси была очень популярна традиционная посуда, которая символизировала богатство и изысканность. Одной из забытых форм посуды были квасники. Лучшие мастера всегда старались заполучить работу над этими сосудами. Ведь квас был самым любимым напитком по всё Руси. Эту посуду использовали для сервировки стола и украшения интерьера".

Уля слушала внимательно, впитывая каждое слово феи. Она была очарована и заворожена этой удивительной историей о русской посуде.

"Спасибо тебе, Этикетта, за эту удивительную историю! Я обязательно узнаю больше о русской культуре и традициях!", - сказала Уля с улыбкой.

И с тех пор девочка Уля стала изучать и ценить русскую посуду, сохраняя и передавая древние традиции и историю своим друзьям и близким.
Каждый день фея Этикетта проводила уроки для Ули, рассказывая ей о различных аспектах русской культуры и традициях. Они изучали не только посуду, но и народные сказки, народные песни, народные промыслы и многое другое.

Однажды, Уля и Этикетта отправились в поселение, где жили старинные мастера ремесленники, создавшие русскую посуду. Мастера с радостью показали девочке и фее свои удивительные работы.

Уля была поражена искусством и мастерством ремесленников. Она поняла, что каждая крошечная деталь на посуде несет в себе глубокий смысл и историю народа. Теперь девочка по-новому взглянула на обычные кухонные принадлежности и ценила каждую из них.

Эти уроки укрепили узы между Улей и феей Этикеттой. Они стали настоящими друзьями и проводили вместе чудесные моменты, изучая древние традиции и вдохновляя друг друга на новые открытия.

И так, благодаря фее Этикетте, девочка Уля стала настоящей ценительницей русской культуры и посуды, сохраняя и передавая эту удивительную историю дальше.

А вот теперь самое время самим стать теми мастерами и сделать свои квасники.

Урок 4 (сентябрь. 4 неделя)
Сервировка стола. Обеденный стол. Холодный стол.
Складывание салфеток. Изготовление декоративного кольца для салфеток.

За обедом сначала подаются закуски, потом суп или бульон и лишь затем основные блюда.
В этом случае большая мелкая тарелка ставится гостю на стол заранее. На неё стелется небольшая бумажная или матерчатая салфетка, а на неё ставится тарелка для закусок. Салфетка не даст верхней тарелке скользить по нижней. По правую сторону от тарелки клад;тся столовой нож, за ним - нож для закусок. Ножи лежат острия к тарелке.
По левую сторону от тарелки клад;тся обеденная вилка, за ней - вилка для закусок.
Вилки должны лежать зубчиками кверху. За вилками ставится хлебная тарелочка.Десертная ложка должна находиться за маленькой тарелкой и лежать ручкой вправо. Стаканы и бокалы для напитков ставятся за ножами, по правую сторону от тарелки.
Когда закуска съедена, тарелка и приборы убираются. На большую мелкую тарелку ставится чашка или суповая тарелка. Если суп податся в тарелке, то между ножами справа клад;тся ложка, углублением вверх.
Когда бульон съеден и соответствующие приборы и посуда убраны, гостям податся горячее блюдо.
Соуснике расставляются на столе, блюдо раскладывается на большие мелкие тарелки. Хозяйка как бы обходит гостей, предлагая блюдо.
Холодный стол приготовить проще, чем обеденный. Блюда для холодного стола можно приготовить заранее. Даже салаты. Только в таком случае их нельзя заправлять. Заправляются салаты строго перед подачей,или за 2-3 часа, если им необходимо пропитаться.
К началу праздника всё кушанья уже должны быть на столе.
В случае холодного стола, гостям можно предложить горячие закуски: грибные, рыбные или куриные жульены.
Их подают в кокотницах ( грибные, куриные,)или кокольницах ( рыбные)  расставляя на хлебные тарелочки. Рядом клад;тся чайная ложка.
Естественно, могут быть и другие горячие закуски: колбаски, омоет и др.
Накрывая холодный стол, на каждую персону ставится маленькая закусочная тарелка, слева - закусочная вилка, справа - закусочный нож. Слева от вилки ставится маленькая хлебная тарелочка. Если среди блюд есть паштет, различные солнце кремы, масло, то на хлебную тарелку клад;тся нож для масла. Стаканы и фужеры ставятся справа над закусочной тарелкой. Салфетку кладут на тарелку. Салыетка является одним из основных компонентов  декоров стола .
Сегодня мы посмотрим, как её можно красиво преподнести.
Например, салфетку скатывают и продевают в декоративное кольцо.

Ну и прежде чем мы займ;мся складыванием салфеток. сказка.
Ульяна, не умела пользоваться столовыми приборами. Она всегда путалась, какую ложку использовать для супа, а какую для десерта, и вообще, часто запутывалась в этом важном моменте.

Этикетта пригласила Ульяну в свой волшебный замок, где устроила для нее настоящий урок правильного приема пищи. Фея рассказала девочке о том, как правильно держать вилку и нож, как пользоваться ложкой для супа, а какую для мороженого. Она показала ей, как столовые приборы укладываются на столе и как их использовать на торжественном банкете.

Ульяна внимательно слушала уроки феи и старалась запомнить все правила. Она училась не только как пользоваться столовыми приборами, но и как вести себя за столом, как беседовать с соседями и как следить за своими манерами.

После урока у девочки появилась стойкая уверенность и знание в правилах этикета за столом. Ульяна стала настоящей леди с изящными манерами и умением пользоваться столовыми приборами как истинная аристократка.

Фея Этикетта была довольна своей ученицей и рада, что помогла девочке освоить важные навыки.

Урок 5. (октябрь. 1 неделя)
Сервируем Чайный стол.
Лепка блюдца для использованых чайных саше, грунтовка, окраска.


 Томас Гарвэй так говорил об этом напитке следующее:

ОН поднимает тонус мышц, делая тело сильным. ОН помогает при головной боли и головокружении, поднимает настроение и прогоняет сплин. ОН очищает почки от камней и песка, если его употреблять с медом вместо сахара, ОН облегчает дыхание при простудах. Этот напиток помогает улучшить зрение. ОН снимает усталость, делая человека жизнерадостным"

Даю подсказку: Томас Гарвей - владелец первой в Англии чайной.
Конечно, это чай. Самый, пожалуй, любимый напиток в Англии.

Настолько любимый, что Джордж Майкс (венгерский журналист), в своей книге «Как быть британцем» пишет:
Вы никогда не должны отказываться от чашки чая при следующих обстоятельствах: если на улице жарко; если на улице холодно; если вы устали; если кто;то думает, что вы устали; если вам не по себе; прежде чем выйти из дома; если вы не дома; если вы только что пришли домой; если вам хочется чайку; если вам не очень хочется чайку, но вы могли бы; если вы уже давно не пили чая; если вы только что перехватили чашечку".


А японская пословица гласит:
Человек, не выпивший чаю, находится в разладе со вселенной.

В Японии, как и в Китае, как и в Англии, и в России - особое отношение к чаю.

Поэтому сегодня мы научимся правильно накрывать чайный стол.

И, конечно же, сказка

Фея Этикетта была феей хороших манер манер, она знала все о том, как правильно вести себя за столом, как красиво накрывать его и как приятно проводить время с друзьями. А ещё она очень любила чай. И однажды пригласила на чай Улю. Стол был накрыт в саду. Ульяна была поражена его красотой и изяществом. Не удержавшись, она подошла ближе и спросила:

— Фея Этикетта, можно ли вас попросить научить меня, как правильно накрывать чайный стол?

Фея, улыбнувшись, ответила:

— Конечно, дорогая Ульяна! Я с удовольствием тебя научу, но помни, что главная цель — это не только красота стола, но и внимание к своим друзьям.

С этими словами Этикетта взмахнула своей волшебной палочкой, и вдруг вокруг них появились волшебные предметы: яркие скатерти, изящные чашки с узорами, нежные цветы и оригинальные угощения.

Первым делом фея показала, как выбрать красивую скатерть. Она выбрала ткань нежного пастельного цвета, которая идеально сочеталась с зелёными листьями деревьев в саду. Затем Этикетта объяснила, как правильно расставить посуду.

— Необходимо расположить чашки так, чтобы они были не слишком близко, но и не слишком далеко друг от друга, — наставляла фея, — это создаёт уютную атмосферу. И не забудь положить под каждую чашку небольшую салфетку!

Ульяна старалась запомнить всё, что говорила Этикетта. Фея показала, как красиво складывать салфетки, превращая их в оригинальные фигурки. Она удивилась, как просто и увлекательно это оказалось! Ульяна с гордостью складывала каждую салфетку, превращая её в цветок.

Затем пришла пора добавлять яркие акценты. Этикетта расставила на столе вазы с полевыми цветами, а также разнообоазнве сладости и фрукты.

— Помни, — сказала она, — угощения тоже должны быть поданы аккуратно. Угощение — это не просто пища, это проявление любви и заботы о друзьях.

Когда стол был почти готов, фея научила Ульяну правильно  заваривать чай.

— Рекомендуется наливать чай, начиная с самой дальней чашки, чтобы все могли насладиться ароматом, прежде чем ты дойдешь до своей.

Ульяна кивала, с каждым уроком её сердце наполнялось радостью. Наконец, когда всё было готово, фея Этикетта сказала:

— Теперь ты сама сможешь устроить волшебное чаепитие для своих друзей. Помни, важно не только как накрыт стол, но и как ты умеешь общаться, как относишься к другим. Будь внимательна и заботлива!

Через несколько дней Ульяна пригласила своих друзей на tea party, применив все знания, которые получила от феи Этикетты. Она накрыла красивый стол, приготовила вкусные угощения и с нетерпением ждала гостей.

Когда друзья пришли и увидели, как прекрасно всё оформлено, они были в восторге. Чай был ароматным, а печенья таяли во рту. Все смеялись и делились историями, а Ульяна гордо чувствовала себя хозяйкой вечера.

И когда она смотрела на своих друзей, наслаждающихся чаепитием, то понимала, что уроки феи Этикетты не только украсили её стол, но и сделали этот вечер по-настоящему волшебным. С этого дня Ульяна всегда старалась создавать уютную атмосферу на своих встречах, помня добрые слова феи.

А фея Этикетта с любовью наблюдала за происходящим и очень гордилась своей ученицей.

Думаю, вы уже усвоили некоторые правила сайного этикета.
Скатертт должна гармонировать с окружающей обстановкой.

Как расставлять чашки?
( не слишком близко, сэстобы не мешать друг другу, но и не далеко, чтобы атмосфера чаепития была уютной)

Кроме чашек из посуды на столе должны быть блюда, менажницы или специальные вазы для сладостей и фруктов. А также сахарница и молочник.

Внимательно относимся к акцентам в виде салфеток и цветов, например.


Чай заваривается в специальном чайнике   1 чайная ложка без горки на каждого человека. В Англии принято добавлять ещё одну ложку. Как там говорят, для чайника.
Разливается чай именно из этого чайника. А вот если кому-то покажется полученный напиток слишком крепким, тогда вы можете налить чай из  заварочного чайника и потом разбавить кипятком. Так сказать, по требованию.

Но сегодня чай часто подают в Саше, индивидуально, так сказать. Как быть в этиом случае?

Запоминайте!

Чайные пакеты можно положить на блюдце рядом с каждой чашкой, а можно поставить на стол в специальном боксе для чая. Это весьма удобно, если у вас чай с разными вкусовыми добавками.Тогда каждый гость может себе выбрать вкус самостоятельно.
Далее вскрывается фольгированный верхний пакетик и из него извлекается чайное саше. Саше погружается в чашку. Заваривают саше кипятком уже из обычного чайника, но начинаете опять же с самого дальнего гостя и заканчиваете своей чашкой.

Использованный фольгированный пакет клад;тся на специальную тарелочку, которая ставится наверху-справа от чашки

Когда чайный пакетик расположен в чашке, чай не пьют. Это процесс заварки чая.
После того, как чай заварится до необходимой вам крепости, чайный пакетик нужно вынуть из чашки и положить на ту же самую тарелочку, на которой уже есть пакет из фольги.

Пакетик не нужно отжимать, наматывая его нитку на чайную ложку.Это не комильфо. Убрать излишки чая из пакетика можно приподняв его и аккуратно прижав к стенке чашки выпуклой частью чайной ложки.

О чае можно много говорить.
Но давайте поработаем. А именно вылепим ту самую маленькую тарелочку для использованных чайных пакетиков.

Занятие 6-7. ( октябрь. 2-3 неделя)
Музей чая.

Занятие 8  (октябрь. 4 неделя)
Кофейный стол

Кофейный стол, естественно, отличется от чайного. Хотя бы посудой.
Но давайте слушать сказку и разбираться.


 
Однажды, Ульяна задала фее интересный вопрос:

— Фея Этикетта, в чем же разница между кофейным столом и столом, накрытым для чаепития?

Этикетта улыбнулась и, хлопнув в ладоши, создала два волшебных стола. Первый стол был украшен великолепной скатертью светлого цвета, на нем стояли чашки и блюдца с изящной росписью и, конечно, был установлен сервиз для чая. На нем лежали ломтики свежевыпеченного хлеба, маленькие пирожки с вареньем и печенье.

— Это — чайный стол, — объяснила фея. — Чаепитие обычно проходит после обеда или во время полдника. Люди собираются, чтобы насладиться чаем в спокойной обстановке, часто за приятной беседой. На чаепитие принято приглашать близких друзей или семью. Здесь важна атмосфера уюта и тепла.

Затем Этикетта указала на второй стол, который был меньше, с более строгими линиями. На нем стоял красивый кофейник, чашки с блюдцами и небольшой поднос с десертами — сладкими пирожными, кусочками торта и шоколадом.

— А это — кофейный стол, — продолжила фея. — Обычно его накрывают в более позднее время, после ужина, когда собираются друзья, чтобы обсудить дела, обменяться новостями или просто пообщаться.  Гостям могут предложить кондитерские изделия или легкие закуски, но акцент здесь делается на кофе и дружескую атмосферу.

Ульяна внимательно слушала, а затем спросила:

— А есть ли правила, которые нужно соблюдать за каждым из этих столов?

Этикетта кивнула и добавила:

— Конечно! За чайным столом следует помнить о вежливости и учтивости. Необходимо наливать чай, узнавать о предпочтениях гостей и предлагать им угощения. Мы всегда разговариваем тихо и спокойно, обмениваемся добрыми словами.

Затем фея указала на кофейный стол:

— За кофейным столом важно общаться свободно. Но и здесь нужно помнить об уважении. Интересуйтесь мнением каждого, делитесь новостями, но не забывайте об умеренности, чтобы не перегружать разговор. Хорошее ведение беседы всегда приветствуется!

Ульяна кивнула, понимая, что каждая встреча имеет свою атмосферу и свои правила. Она была благодарна фее Этикетте за то, что открыла ей этот мир манер и этикета. Вскоре среди друзей и семьи Ульяна станет настоящей знатоком, организуя чаепития и кофейные вечера с душой и уважением.
- Ой,- воскликнула фея, - чуть не забыла! Необходимо узнавать о предпочтениях ваших гостей. Например, некоторые предпочитают кофе с молоком, а другие — без. Важно предлагать каждому выбирать то, что они любят.
 И ещё важно предложить гостям сначала выбрать десерт, прежде чем налить кофе. Часто делается так, что хозяин предлагает несколько вариантов, чтобы помочь им определиться. Кроме того, за кофейным столом можно позволить себе немного больше непринужденности — рассказывать анекдоты, делиться историями из жизни, но при этом также следует проявлять внимание к собеседникам и не перебивать их.

— Но как же запомнить все эти правила? — спросила Ульяна, раздумывая о том, как сложно это может показаться.

Этикетта мягко улыбнулась и ответила:

— Не стоит переживать! Самое главное — это желание заботиться о других и делать их счастливыми. Правила этикета созданы для того, чтобы облегчить общение и сделать его более приятным. Чем больше практики, тем легче будет следовать этим правилам. С течением времени они станут частью вас.

— А есть ли у вас советы, как правильно вести себя, если я попаду в неловкую ситуацию за столом? — спросила девочка.

— О, конечно! — ответила фея, её глаза сверкали от радости. — Важно помнить, что неловкие моменты могут случаться с каждым. Если вы что-то уронили или случайно сказали что-то неуместное, просто постарайтесь оставаться спокойной и улыбаться. Скажите извините и, если нужно, предложите поднять то, что упало. Какой-то легкий юмор может разрядить обстановку. Например, вы можете пошутить, что «такое часто бывает даже у самых опытных кофе-любителей».

Ульяна задумалась и, улыбнувшись, заметила:

— Значит, соблюдение этикета вовсе не так уж жестко, ведь главное — это доброта и внимание к другим!

— Совершенно верно, — согласилась Этикетта. — Этикет и манеры — это не только набор правил, это в первую очередь забота о чувствах ближних. Когда мы стараемся сделать общение приятным для всех, мы показываем свою доброту и уважение.

Так Ульяна научилась различать кофейный и чайный столы и поняла, что за каждым из них всегда царят уважение, дружба и уют. А фея Этикетта осталась рядом, чтобы вести её по пути хороших манер, наполняя их волшебством и теплом.

Попробуем обобщить.
1. На кофе приглашают после 18:00.
2. По возможности сервируется отдельно.
3.Скатерть нежного светлого оттенка.
4. Салфетки кладут справа от чашки.
5. Украшения стола (цветы, например, или подсвечники)не закрывают собеседников друг от друга.
6. К кофе подают маленькие бутерброды, пирожки, бисквиты, печенье, различные десерты.
7. На столе обязательно присутствует вода
Можно поставить и минеральную.
8. Обязательно пода;тся нарезанный лимон а специальной посуде, молоко в молочника, сливки в сливочнице.
9. Сахар в сахарнице. В сахарницу с песком клад;м ложку, с кусковым сахаром — щипчики.
10. Кофейная ложка  находится на блюдце за чашкой, ручкой  направо.
11. Кофе с молоком подают не в кофейных, а в чайных чашках.

А ещё есть кофе по-венски ( с взбитыми сливками), гляссе ( с шариком мороженого), по восточному ( в турке и с гущей). И везде своя специфика.
 
Тест:


1. Помешав чай или кофе,где оставляем ложку?
А. в чашке
В. на специальной тарелке
С. кладем на своей блюдце
Д. отдаем хозяйке
(Помешав чай или кофе, не следует оставлять ложку в стакане, ее нужно положить на блюдце.)
2. К столу подали печенье. Ваши действия.
А. Макаю в чай, чтобы оно стало мягче
Б. Просто ем впикуску
С. Отказываюсь, потому что оно твердое
Д. Бросаю в соседа
(Не принято обмакивать в напиток печенье.)
3. За чаем начались разговоры. Вы
А. Говорите с набитым ртом
Б. Всех переживаете, чтобы высказать свою мысль
С. Поддерживаете разговор, когда не заняты чаем.
Критикуете тему.
(Не следует пить чай или кофе, когда находящаяся во рту пища еще не проглочена.)

4. Вы пьете кофе. При этом:
А. Громко отхлебываете большими глотки
Б. Ждете, когда кофе остынет.
С. пьете горячим, небольшими глотками, не производя при этом громких звуков.
Д. дуете на кофе, чтобы быстрее остыл.

5. В какой руке чашка с блюдцем, когда пьете черный кофе?
А в правой
Б. в левой
С. блюдце держат в левой руке, а правой подносят чашку ко рту.
Д. Не трогаю блюдце. Оно на столе.

(Когда пьют кофе с молоком, блюдце оставляют на столе.)


Урок 9. (Ноябрь.1 неделя)
Расставляем цветы по правилам.

Тюльпан в технике оригами.

Сегодня мы поговорим о самом простом, после салфеток, способе украшения стола. О цветах. Сами цветы, их символика, указывают способы установки и закрепления цветов, подсказывают формы ваз и корзин.
 Цветы принято ставить в вазы. Какую вазу выбрать? Самую простую и непритязательную по цвету и форме. А лучше иметь в доме несколько разных по величине, фактуре, цвету и формы ваз.

Какими принципами нужно руководствоваться при выборе цветочной посуды? По цвету наиболее подходящей будет , расцветка которой созвучна природным красками:зел;но- коричневая  коричневая, белая и ч;рная.
Ма пришла для изготовления такой посуды безгранично . Во всём мире известно чешское стекло. Посуда играет всеми цветами радуги, она многообразна по фор е и рельефу. В ней прекрасно смотрятся не только срезанные цветы, но и растущие композиции.
Применение хрустальной посуды очень ограничено. В неё можно поставить цветы лишь утончённо : изящный букет или один цветок ( роща, например).
 Сейчас развивается прикладное искусство. И в нашем распоряжении достаточно много нетрадиционных форм и видов декоративных изделий, которые можно использовать при работе с цветами: плетеные корзиночки из лозы, корешков, волокон и даже бумаги, лукошко, мисочки, берестяные плошки...

 Однако, главным в определении, какой вазой пользоваться,  являются сами цветы: посуда ни в коем случае не должна затмевать их красоту.
Нужно помнить следующее: простым полевым цветам, различным веткам, сусьям лучше всего подходят простые глиняные и деревянные горшки- вазы или разного рода плетения.

Нежным хрупким цветам на коротких стеблях (подснежники, крокусы, фиалки (подходят низкие и плоские вазочки.

Герберы, антурии и всё другие цветы на тонких стеблях без листьев грациозно смотрятся в высоких прозрачных стеклянных или белых фарфоровых вазах.

Массивные, представительные хризантемы,  подсолнухи, гладиолусы, георгины - это грубоватые, но над;жные глиняные или металлические вазы.

Для благородных цветов (роз, лилий, орхидей) нужны вазы из хрусталя, стекла или тонкого фарфора.

Иногда сама ваза может подсказать, какие ей нужны цветы. Стройная, высокая ваза нуждается в высоких цветах.

Тонкие неустойчивые стебли, чтобы они не распадались, можно связать в центре.А устойчивые пристроить таким образом, чтобы вся композиция была похожа на весло. Зесь можно использовать дополнительный материал: рогоз, различные саловые травы.

В высокой вазе со значительно расширенной верхней частью удобно удобно сооружать букеты из разных цветов с большим количеством листьев.

Кажется, нет ничего проще - поставить цветы в вазу. Но вот поставить правильно и со вкусом - целое искусство. Об этом мы ещё поговорим, а сегодня начнут учиться делать цветы из подручных материалов. И сделаем тюльпан в технике оригами.
Но сначала, сказка об Этикетте и Ульяне. И о цветах.

В чудесном лесу, полном ярких красок и чарующих звуков, жила-была фея по имени Этикетта. Она была не просто феей; её искусство заключалось в том, чтобы обучать жителей леса правилам хороших манер и эстетике. Этикетта всегда мечтала поделиться своими знаниями о том, как правильно подбирать цветы для украшения чайного и кофейного стола. Она считала, что украшение стола – это не просто эстетическая нагрузка, но и способ выразить любовь и заботу к гостям.

Однажды к ней пришла наша знакомая девочка Ульяна.  Ульяна мечтала организовать чаепитие для своих подруг, но не знала, как украсить стол так, чтобы он был красивым и приятным для глаз. Этикетта, увидев её искреннее желание, решила помочь.

— Ульяна, — произнесла фея, дотронувшись до цветка, который рос рядом, — первое правило: каждое цветущее растение имеет свою историю и характер. Чтобы выбрать подходящие цветы для стола, нужно знать, какое настроение они создают.

С помощью волшебного жезла Этикетта заставила цветы вокруг заиграть разными оттенками. Ульяна увидела, как яркие ромашки исполнили радостный танец, а нежные розы стали источником умиротворения и романтики. Этикетта начала объяснять:

— Для чая мы выбираем цветы, которые сливаются с атмосферой дружбы и тепла. Например, мелкие цветы, такие как бузина или василёк, символизируют простоту и уют. Они создают атмосферу домашнего уюта и радости.

Ульяна внимательно слушала и наблюдала за танцем цветов. Затем фея продолжала:

— Для кофе, наоборот, подойдут более строгие, но элегантные цветы, такие как лилии или орхидеи. Они создают атмосферу тайны.

По мере обучения Ульяна решила попробовать создать свой первый букет для чайного стола. Этикетта помогла ей собрать нежные цветы, которые цветут в её саду. Ульяна осторожно скрепила их, добавив немного зелени для контраста.

— Не забудь про симметрию, — напомнила Этикетта. — Она важна для привлечения взгляда.

С гордостью Ульяна поставила свой букет на стол. Он выглядел потрясающе! Фея заметила, как искренне сияли глаза девочки, и поняла, что её уроки не прошли даром. Ульяна с нетерпением ждала встречи с подругами.

Когда настал день чаепития, девочка украла внимание всех друзей своим удивительным букетом. Подруги были восхищены, а Ульяна, гордая своим творением, чувствовала себя настоящей волшебницей.

По окончании мероприятия фея Этикетта заметила, как в сердце Ульяны поселилось не только стремление к прекрасному, но и теплота и забота о близких.

— Ты сделала это, Ульяна! — сказала она. — Теперь ты умеешь не только украшать стол, но и дарить радость и любовь своим друзьям.

С этого дня Ульяна стала известной в своём городе искусной флористкой. Она регулярно собирала цветы и устраивала чаепития и кофейные вечеринки, всегда помня о том, что самое главное — это вкладывать душу в всё, что ты делаешь. А фея Этикетта продолжала следить за её успехами с гордостью, зная, что её знания нашли живую душу.

Так, искусство подбора цветов для чаепитий стало настоящей традицией в их маленьком городе, и история о фее Этикетте и Ульяне передавалась из уст в уста, вдохновляя новые поколения на поиски красоты в простых вещах и создание истинного уюта.

 Урок 10 (ноябрь 2 неделя)
Аранжировка цветов.
Составление композиций из сухоцветов.

Аранжировка цветов, как искусство, родилась и развивалась в Японии. Называется это искусство - икебана. В переводе на русский - убранный подобно живому растению.
Но икебана - это не только про убранство цветов. Ведь в создании композиции участвуют также листья, перья, фрукты, галька, сучья, шишки, ракушки и многое другое.

Каждая японка считает своим долгом обучиться искусству икебаны. Начнут учиться и мы.

Прежде всего познакомимся с пропорциями любой цветочной композиции. Главный её элемент - цветы должны занимать в пространстве большую площадь. Дополнительные элементы - пропорционально, но меньшую.
Самый высокий-главный- элемент может быть в три, два или полтора раза выше вазы.
Цветовая гармония достигается с помощью  использования законов цветового круга: выбирают цвета спектра через один: красный и ж;лтый, ж;лтый и синий, синий и красный, оранжевый и зелёный, зелёный и фиолетовый, фиолетовый и оранжевый. Такие сочетания действуют успокаивающе.

Светлые цветы следует помещать на фоне т;мных, мелкие - на фоне крупных, цветы т;плых тонов на фоне холодных.
Для закрепления цветов в вазе используют специальные держатели. Если их нет, можно использовать чистый промытый песок. И можно добавить в него, при необходимости, гравий или гальку. При закреплении композиций из сухого материала можно использовать пластилин.

В Японии существует множество школ оранжировки цветов. Тем не менее везде сохраняются общие для всех принципы: линия, ритм, цвет.

Пора звать фею Этикету и Улю на помощь.

Сказка.


В прекрасном волшебном лесу, где и стоял замок феи, всегда было много цветов.  Каждый день она помогала всем обитателям леса создавать маленькие произведения искусства из даров природы.

Ульяна. любила всё красивое, но никогда не знала, как превратить свои желания в реальность. Ульяна поведала фее о своей мечте — создать уникальную композицию из цветов, которая бы подчеркивала её чувства.

— Фея Этикетта, пожалуйста, расскажи мне, что такое икебана! — попросила она с надеждой в голосе.

Фея улыбнулась и, взмахнув своей волшебной палочкой, окутала Ульяну сияющим светом. Они перенеслись на лужайку, усыпанную цветами, где фея собрала разные растения: яркие астры, нежные розы и зелёные листья.

— Икебана — это не просто искусство аранжировки цветов, — начала она своё объяснение . — Это выражение души. При создании икебаны важно учитывать три главных элемента: линию, ритм и цвет.

Ульяна внимательно слушала, и фея продолжила:

— Линия в икебане — это основная форма, которая соединяет все компоненты. Она может быть прямой или изогнутой, но всегда должна направлять взгляд и создавать ощущение движения. Смотри, какую я выбрала изогнутую ветку, чтобы подчеркнуть грацию композиции!

Фея бережно расположила веточку среди цветов, и Ульяна почувствовала, как линия оживляет композицию.

— Теперь о ритме! — сказала Этикетта, поднимая несколько стеблей. — Ритм — это чередование высоты, цветов и форм. Он создаёт гармонию и баланс. Посмотри, как я чередую высокие и низкие цветы, как они опираются друг на друга, создавая ощущение единства.

На глазах Ульяны цветы словно танцевали, создавая волнующую гармонию.

— А что насчёт цвета? — спросила она, восхищаясь работой феи.

— Цвет — это настроение нашей композиции, — ответила Этикетта, указывая на разные цветы. — Тёплые оттенки, такие как красный и желтый, создают радость и энергию. Холодные, как синий и зелёный, дарят спокойствие и умиротворение. Мы можем совмещать их так, чтобы передать свои чувства.

Ульяна замерла, глядя на яркие цветы и листья. Она почувствовала прилив вдохновения и, опираясь на уроки феи, начала собирать свою собственную икебану.

С каждым движением она учитывала линию, ритм и цвет, и вскоре за её работой образовалась красоты цветочная композиция.

— Замечательно, Ульяна! — улыбнулась Этикетта, глядя на работу девушки. — Ты создала не просто икебану — ты выразила свои чувства и мечты через цветы. Запомни, истинная красота в этом, чтобы каждый элемент был живым, органичным.

С того дня Ульяна не только создавала свои собственные икебаны, но и делилась своими знаниями с другими, передавая волшебство, которое раскрыла ей фея.

Теперь пришла наша очередь.
Делаем икебану.

 Урок
Уход за срезанные цветами. (Желательно пригласить флориста. Тогда это еще и занятие по профориентации)
Бумажные цветы из гофрированной бумаги.

Создавая композиции из растений и цветов следует всегда помнить, что перед нами живые организмы, с различными требованиями к условиям существования.
Как только материал для аранжировки выбран, водные концы под решают. В идеале - под водой.
У веток делается косой срез и защищаются концы, у цветов - прямой. Ром материал для аранжировки помещается в воду на 30-40 минут, отдохнуть и привыкнуть, так сказать.
Какие бы ни были красивые ветки или цветы, у них всегда удаляются некоторые части. Поврежд;нные листья, например. Или сучки и листья  нарушающие выбранную форму. Ветки деревьев с крупными листьями или обильной листвой, как правило, не используются в аранжировках. Цветы предпочтительнее ставить в бутонах. Такой принцип преследует две цели:
1. Не нарушается красота стебля, пока не распустились листья;
2.Можно наблюдать, как цветы постепенно распусксются.



Урок...
Виноградье красно, почему спознать:
Что Устинов дом Малфеевича,
Что у его двора все шелкова трава,
Что у его двора все серебряный тын;
Ворота у него дощатые,
Подворотнички рыбья зубья?
На дворе у него да три терема:
Во первом терему да светел месяц,
Во втором терему красно солнышко,
Во третьем терему часты звезды;
Что светел месяц, то Устинов дом,
Что красно солнце, то Улита его,
Что часты звезды, малы детушки.
Дай, дай, Боже, Устинье Хавроньевне
С высока терема дочерей выдавать.
Подари, государь, колядовщиков:
Наша коляда ни рубль, ни полтина,
Наша коляда всего пол-алтына.

После протетическ песни колядовщики получают немного денег или печево, а молодым ребятам колядовщикам выносят по ведру пива, которое они сливают в возимую с собою бочку.

С вечера 25 декабря начинаются на Руси святки, вес;лое время для всех возрастов. Утро дети проводили в сдавлении и виршевании. Сдавление на Руси заключалось в хождении с вертепом, звездою, рацеями и виршами.

Вертеп в Сибири, например, устраивался в виде двухярусного ящика. В нём помещались деревянные фигуры.

В верхнем ярусе изображалась смерть Ирода, а в нижнем Иродиадины пляски. В вертепе горели свечи. Славельщики ходили по домам и пели. За пение награждали деньгами и пирогами. Для пирогов один носил кузов, а для денег другой хаживал с блюдом.

Хождение со звездой было общим по всей Руси. Звезда делалась из бумаги величиною в аршин, раскрашиаалась и освещалась.


Рецензии