Глава 3
- Привет, Нос! – радостно крикнул Костик, высаживаясь на его поверхность.
- О, ребята! Сто лет вас не видел! Как вы там?
- Отлично! Вот, прилетели тебя навестить. Хотим посмотреть, как ты тут устроился. Как жизнь, которую мы завезли? Развивается?
- Полным ходом. Может, ещё каких-нибудь видов подбросите?
- Орлы-то хоть прижились?
- Сов едят.
- О, как! Им бы птичек завезти, да зверюшек каких. А то от популяции сов ничего не останется, - сказала я.
- А море ты так и не создал? – подметил Костик.
- А зачем оно мне? – ответил Нос. – Я итак создал много источников – и рек, и озёр.
- Ладно, завезём в твои озёра и реки побольше рыбы – разных пеленгасов да сомов, а то у тебя, смотрю, одна мелочь водится, - сказал Вадик.
Нос обрадовался:
- Вот, здорово! А что ещё завезёте?
- Лотосы и камыши.
- А это что?
- Это речные и озёрные растения.
- А они красивые?
- Камыши – это самые обычные растения, а вот лотос – это цветок. Он цветёт огромными чашками розового цвета. А растёт он в озёрах.
- Красиво описываете. А что ещё завезёте?
- Утки не помешают. Мелкой рыбы у тебя в водоёмах полно, так что, еда у них будет.
- А утки живут в воде?
- По берегам.
- Тоже рыба?
- Нет, Нос, – это птицы. Живут в небольших водоёмах, питаются рыбой.
Нос внимательно нас слушал и, чувствовалось, что наши идеи были ему по душе.
- А когда вы всё это ко мне завезёте? – поинтересовался он.
- Воспользуемся твоей станцией и попросим, чтобы всё это доставили сюда в ближайшее время. Надеемся, что станция ещё жива?
- А что с ней будет? Цела и невредима.
- Вот и замечательно. А, пока, ты не против, если мы изучим твой состав почвы, чтобы можно было узнать, какие виды животных могут на тебе прижиться?
- Изучайте, конечно.
И мы стали собирать грунт в пробирки. Мы разбрелись по всему Носу и стали набирать почву для дальнейшего изучения. Мы хотели завезти на Нос побольше разных видов насекомых и, заодно, червей, чтобы те рыхлили почву, и растениям было легче расти сквозь дышащие слои поверхности Носа. На космических скороходах мы за две недели объехали четверть щеки Носа, собрали необходимое количество грунта и уже возвращались домой к своему звездолёту, как вдруг перед нами возникло несколько живых существ довольно необычного вида: у них тоже были голова и конечности, но они были совсем не похожи на людей.
- Кто вы такие? – спросил Вадик, но они ничего не ответили. Они только как-то странно на нас смотрели. Их кожа была землисто-серого цвета, а глаза миндалевидной формы – крупные и чёрные. Мы остановили свои скороходы и вышли. Саня хотел к ним подойти, но они от него попятились и закричали что-то непонятное на своём наречии. Саня был вынужден остановиться. Мы снова сели в свои скороходы и вернулись к своему звездолёту.
- Нос, почему ты нам не сказал, что на тебе, помимо всякой живности, обитают ещё и другие, более разумные существа?
- А вы откуда знаете?
- А мы только что с ними встретились, хотели с ними поговорить, но они нас не поняли и испугались.
- Это тоже мои друзья, - сказал Нос. – Как только я создал воду на своей поверхности, они прилетели и поселились на мне. Но они, в отличии от вас, ещё не дошли до такого уровня развития, чтобы самим создавать жизнь. Они живут небольшими колониями. Я много раз просил их создать для меня новые формы жизни, но они не умеют этого делать. Как хорошо, что вы прилетели. Теперь всё пойдёт по-другому.
- Подожди, Нос, мы, конечно, можем завезти тебе новые виды животных и растений, но где гарантия, что эти существа их не уничтожат?
- Я поговорю с ними. Я вполне хорошо понимаю их язык.
- Может быть, нам тогда стоит поделиться с ними знаниями?
- Что ж, попытайтесь. Только поначалу все беседы будут через меня.
- Это само собой. А то мы их языка не знаем, да и они нас боятся.
- Ладно. Я постараюсь их убедить.
На этом наша беседа с Носом окончилась, и мы пошли на станцию отправить запрос на Медею, чтобы нам выслали образцы животных и растений.
- Медея, Медея, это экспедиция с Носа. Нам нужны образцы земляных червей, сомов, пеленгасов. А также речные камыши, лотосы, утки и побольше мелких зверей: для леса нужны зайцы, белки, побольше птиц, улиток, жуков и споры грибов; хвойные породы деревьев. И нам понадобятся люди, чтобы всё это распространить по планете.
- Хорошо, заказ принят. Ждите, доставим всё необходимое в течении этой недели.
За время, пока мы ждали свой заказ, мы проанализировали почву и пришли к выводу, что черви вполне должны прижиться. С собой у нас были семена некоторых трав, и мы их рассеяли вдоль рек и озёр. Ковыль тут же пророс и вымахал до невероятных размеров. Пырей вдоль рек тоже был очень крупный – почти что до колена. У меня с собой было несколько корней валерианы. Один я пожертвовала для планеты. Я разломила его на несколько частей и воткнула в разных местах. Через две недели они пустили стрелки – корешки прижились. Посылка со всем необходимым уже прибыла, и мы все бравенько трудились над озеленением планеты Нос и над распространением на его поверхности различных новых видов животных. На северном склоне планеты мы высадили хвойные леса и разбросали по ним споры подосиновиков, подберёзовиков и обабков. А сыроежки мы рассеяли по всем лесам планеты. Следующим делом мы заселили в леса улиток, жуков, червей и птиц. Вслед за ними последовали белки. Мы с бригадой в двадцать человек заселили Нос и засадили его различными культурами. А всё это время его новые жители, которые всё ещё нас побаивались, внимательно наблюдали за нами со стороны. Когда мы начали засаживать лес, они приблизились к нам и очень удивлённо на нас смотрели.
- Нос, почему они так удивлённо на нас смотрят? Они что, думали, что все эти деревья появились на твоей поверхности сами собой? – спросил Вадик.
- Видимо, да, - ответил Нос.
- А чего они стоят в стороне? Пусть тоже нам помогут, - фыркнул Саня.
- А как они должны вам помочь?
- Пусть деревья сажают.
- А как их сажать?
- Легко. Берёшь лопату в руки, выкапываешь ямку, вставляешь туда деревце и присыпаешь почвой.
Нос что-то сказал на каком-то тарабарском языке, и его новые жители подошли к нам и попросили у нас лопаты. Ребята были рады отдохнуть и уступили им свои рабочие инструменты. Сначала у тех плохо получалось, но потом они освоились и быстро-быстро рассадили почти все саженцы. На следующий день они нас уже не боялись и снова помогали в посадке растений, а потом рассеивали споры грибов по высаженному лесу. Эта работа им очень понравилась, и, когда мы собрались улетать, они все дружно пришли нас провожать.
- Мы ещё обязательно прилетим, - пообещали мы, и те дружно нам закивали. – Нос, скажи им, что мы научим их ухаживать за растениями и расскажем, какие из них можно употреблять в пищу.
Нос им всё пере вёл, и они оживились ещё больше. Теперь они уже видели в нас друзей, и нас это очень радовало. А Нос вообще, был счастлив, как ребёнок, и не находил себе места.
Мы снова возвращаемся на Медею. Главная работа уже сделана. Теперь нужно помочь новым обитателям Носа, а для этого нужно создать научный симпозиум и вынести на повестку дня этот вопрос. Как только мы вернулись, мы тут же составили подробный отчёт обо всём, что видели. Симпозиум назначили на начало недели. В роли главного докладчика выступал Костик:
- Когда мы прибыли на Нос, то, прежде чем запросить новые виды растений и животных, мы сделали тщательный анализ грунта планеты. Анализ показал, что состав почвы почти не отличается от земной. А вода на Носу точно такая же, как и на Земле, и вполне пригодна для жизни в ней наших образцов рыб. Первая экспериментальная партия была запущена в реки и озёра этой планеты. Через несколько месяцев мы планируем снарядить туда экспедицию и проверить, прижились ли они. Помимо заселения планеты рыбами, на планете были высажены хвойные и лиственные леса, разбросаны по всей территории споры разных грибов. Теперь наша задача научить местное население планеты за всем этим правильно ухаживать. И ещё: так как жители планеты Нос отстают от нас в развитии, то наша задача передать им некоторые технологии по выращиванию полезных растений, помочь научиться создавать технику для обработки сельскохозяйственных культур.
Комиссия внимательно выслушала доклад Костика и единогласно одобрила его:
- Хорошо, ваша команда отлично поработала, и вам будут выделены средства на дальнейшее развитие соседней планеты Нос. Его новым обитателям будет оказана посильная помощь в развитии аграрного хозяйства. В остальном пусть они пока развиваются сами. У нас нет такого количества средств, чтобы тратить их на развитие других планет.
- А это в данный момент и не требуется. Я полагаю, что такие вещи, как звездолёты, у них имеются. Ведь на чём-то же они прибыли на Нос. Просто они ещё не научились создавать новые формы жизни и обеспечивать себя всем необходимым. Нам бы хотелось в рамках экологического проекта помочь им осуществить эту задачу.
На этом симпозиум закончился. Нам разрешили помочь нашим соседям, и Костик вернулся радостный и светился, как новогодняя ёлка. В двух словах он обсказал нам всё, о чём там говорилось, и теперь только оставалось получить разрешение на дальнейшие экспедиции с целью заселения жизнью Носа, а также на помощь его обитателям в освоении флоры и фауны этой планеты. Теперь у нас появилась новая задача: мы собирали экспедицию на Нос с целью оказания помощи в научном и техническом развитии её жителям. С нами на Нос собрались лететь Ирина и Степан. Они были биологами по образованию, и их обязанностью было проследить за развитием новой жизни на планете Нос. Они должны были наблюдать за флорой и фауной Носа. Им в помощники дали ещё пятерых человек, обязанность которых входило постоянно брать пробы грунта и воды и наблюдать за поведением животных и растений. А ещё с нами полетел опытный конструктор Семён. Он должен был разработать машины для обработки почвы Носа. Ему в помощники дали опытного механика Сергея, который должен был эти машины собрать и привести в действие. Когда все были в сборе, мы отправились на Нос. А он нас уже дожидался. И, когда мы на него прибыли, он обрадовался приветливо и ласково обратился к нам, словно мы и впрямь не виделись много лет:
- Как я рад вас всех видеть! Надеюсь, вы прилетели с добрыми вестями?
- Да, Нос, с добрыми! – отозвалась я. – Мы прилетели, чтобы помочь твоим жителям: мы решили научить их правильно возделывать почву и показать, какие растения можно употреблять в пищу.
- Это хорошо. А то они, как прилетели, так до сих пор из тюбиков питаются.
- Да ты что! – воскликнула я. Я так удивилась, что даже не знала, что ещё на это ответить. А Нос посмотрел на меня с недоумением и сказал:
- Подожди, скоро они поедят всё, что на мне есть, и мне придётся создавать заново или просить вас, чтобы опять завезли мне растения и животных.
- Не думаю, что это так скоро произойдёт. Всё-таки их не так много на твоей поверхности.
- А что, если новые прилетят?
- Я об этом как-то не подумала.
- А следовало бы.
- В таком случае, им просто необходимо научиться получать пищу путём собственного труда. Не могут же они всю жизнь питаться только тем, что завезли с собой. Да, и потом, эта еда скоро кончится.
- И то верно, - согласился Нос. – А вы уверены, что ваша пища им подойдёт?
- Ну, попытка – не пытка. Пусть попробуют есть овощи и фрукты.
- А какие – как едят?
- Те, которые растут в почве, выкапывают, моют, затем счищают с них шкуру и только после этого едят. Единственным исключением является редис: у него шкурку счищать не нужно. Его нужно просто хорошо помыть, отрезать у него хвостик, и можно употреблять. Но, если он старый, тогда шкурка у него становится горькой, и его тоже чистят. Морковь и свёклу можно есть сырой, а можно варить., а картофель либо варят, либо жарят.
- А вот с этого момента поподробней.
- Ну, чтобы пожарить картофель, его нужно сначала помыть, затем почистить, затем нарезать соломкой и кинуть на раскалённую сковороду. На дне сковороды должно быть раскалённое растительное масло. Когда картошка в сковороде зашипит, через пару минут её нужно перемешать. Она должна обжариться до румяной корочки. Ещё картошку нужно немного посолить: две-три небольшие горсточки вполне достаточно. Но, смотрите, не перестарайтесь, а то есть будет невозможно. Капусту можно есть сырой, можно жарить, а можно и варить из неё разные блюда.
- Расскажи про капусту, - попросил Нос.
- Если кинуть капусту на сковороду и обжарить на масле, то будет очень вкусно. Но, если в большой казан кинуть мясо, обжарить его, а потом кинуть туда порезанный кубиками лук, морковь, тоже обжарить в этом же казане, а сверху кинуть капусту и тоже в этом же казане обжарить вместе с овощами, то получится солянка. При желании можно добавить туда грибы: тогда вообще объеденье будет.
Нос очень внимательно слушал мои рассказы об овощах. Чувствовалось, что ему было очень интересно, не смотря на то, что он не все слова понимал. Но, тем не менее, он слушал, не перебивая, а я всё рассказывала и рассказывала ему о секретах традиционной кухни – обо всех способах приготовления овощей и других продуктов. Наконец Нос меня остановил и сказал:
- На один раз слишком много всего. Я столько сразу не запомню.
- Ну, хорошо, этого пока достаточно для первого раза, - сказала я. – Об остальном поговорим в следующий раз.
Нос вздохнул с облегчением, но ничего не ответил. А я из деликатности тоже решила не продолжать этот разговор и ушла к друзьям. Они меня уже дожидались, а, когда я к ним вернулась, то они набросились на меня с расспросами:
- О чём вы так долго говорили?
- Я рассказывала Носу, какие растения и плоды можно употреблять в пищу и в каком виде, чтобы он мог научить этому своих новых жителей.
- А ты научила его, как всё это выращивать?
- Нет. Следующим заходом. А то он уже взмолился – сказал, что слишком много информации за один раз. Кстати, нам понадобятся семена подсолнечника…
- Это ещё зачем?
- Научим их делать подсолнечное масло. На чём-то им ведь нужно еду готовить.
- Хорошо. Мы закажем, - согласились ребята.
- А теперь нужно научить их ухаживать за посадками: пусть поливают свой огород.
- Для этого нужны насосы, чтобы качать воду из рек, - заметили мои друзья.
- Совершенно верно, - согласилась я.
- Давайте тогда ещё хорошенько подумаем, что им ещё нужно.
- Инструменты для обработки урожая. И обязательно нужно наказать, как ими пользоваться, - сказала Ирина.
- И объяснить, как избавиться от сорняков, - добавил Степан.
Нос внимательно нас слушал и не перебивал. Ему было очень интересно всё, о чём мы говорили. А мы так увлеклись, что совсем о нём забыли. У нас была куча планов и проектов, и мы так в них погрузились, что очнулись только когда наш друг нас окликнул:
- Ребята, вы тут какую-то тарабарщину несёте. Я ничего не понял из того, что вы говорите.
- Ой, Нос, извини. Конечно, мы тебе всё объясним. А ты, в свою очередь, объяснишь это своим жителям. Ведь они тоже не имеют ни какого понятия о том, как выращивать овощи и прочие растения.
- Ну, хорошо, - согласился Нос. – я научу их, как правильно выращивать овощи. Когда вам это удобнее всего будет сделать?
- Когда придёт посылка с семенами, - отозвалась я. – Это будет примерно через неделю. А за это время нам хотелось бы познакомиться с твоими обитателями и подружиться. А иначе они просто не захотят ни чему у нас учиться.
- И то верно, - отозвался Нос. – Что ж, я вам в этом помогу. Сегодня вы, наверное, уже хотите отдохнуть, а завтра приходите на это же место часам к десяти-одиннадцати утра. Я организую вам встречу.
Свидетельство о публикации №224071601283