Качели благополучия
Легкие тела вынуждены плавать по поверхности воды:
закон Архимеда выталкивает их вверх при погружении,
закон всемирного тяготения не дает взлететь вверх.
Что чаще всего люди желают друг другу, поздравляя с многочисленными праздниками, днями рождения, именинами? Здоровья и счастья. Как бы хотелось, чтобы все пожелания сбывались! Но, увы, мы знаем, что пожелания – это лишь пожелания.
Остановимся на счастье. Для любого человека существует некий равновесный, доступный на данный момент уровень удовлетворенности жизнью, который условно назовем счастьем. Но не стоит сломя голову бросаться на поиски чего-то большего.
Как говорил психиатр и философ Виктор Франкл: «Чем больше человек стремится к наслаждению, тем больше он удаляется от цели. Другими словами, само "стремление к счастью" мешает счастью. В НОРМЕ НАСЛАЖДЕНИЕ НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРЕМЛЕНИЙ. ОНО ЯВЛЯЕТСЯ И ДОЛЖНО ОСТАВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ, ТОЧНЕЕ, ПОБОЧНЫМ ЭФФЕКТОМ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ».
В настоящее время предложена психологическая теория [1], согласно которой существует «Гедонистическая беговая дорожка» – тенденция людей держаться на относительно стабильном уровне счастья, а также быстро возвращаться к этому уровню после серьезных позитивных или негативных событий или изменений в жизни. Напомним, что гедонизм — это философская концепция, в которой удовольствие и избегание боли, считается определяющим фактором человеческого поведения.
Согласно теории гедонистической беговой дорожки, УРОВЕНЬ СЧАСТЬЯ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИЛИ ПОТЕРЕ КАКИХ-ЛИБО БЛАГ ИЗМЕНЯЕТСЯ НЕНАДОЛГО, А ЗАТЕМ ВОЗВРАЩАЕТСЯ К ИСХОДНОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ.
Например, вы купили автомашину, о которой давно мечтали. Вы рады, счастливы, но через какое-то время радость почему-то исчезает, и вы возвращаетесь к тому состоянию, которое было до покупки. Или у вас случилось какое-то несчастье, допустим, вас лишили долгожданной премии, которая может спасти расстроенные финансы. Вы будете опечалены, подавлены, но спустя какой-то промежуток времени, ваше настроение опять-таки вернётся к исходному состоянию.
Из этой теории также выходит, что чем больше человек получает удовольствий, тем выше его запросы и ожидания, человек вынужден опять добиваться чего-то ради сиюминутной радости – он увеличивает темп на своей «гедонистической беговой дорожке». Получается, что уровень счастья не меняется, но для его поддержания требуется затрачивать всё больше и больше усилий.
Эта теория согласуется со вторым законом Паркинсона, согласно которого, сколько бы люди ни зарабатывали, они имеют тенденцию тратить все это количество денег и даже чуть больше. Одновременно с доходами растут и потребности, при этом собственные средства остаются на прежнем уровне. А уровень этот в большинстве случаев нулевой, то есть человек тратит все, что зарабатывает вне зависимости от величины заработка.
Основным результатом роста доходов оказывается рост потребностей, новые потребности, новый уровень жизни становятся привычными. На первый взгляд это замечательно – человек стал жить лучше. Но само по себе удовлетворение потребностей не приносит полноценного счастья, рост потребностей делает уязвимым, порабощает человека, поскольку при потере или снижение дохода привычные потребности не удовлетворяются и человек страдает.
Почитаем Артура Шопенгауэра [2] и удивимся, как близки его взгляды к тому, что изложено выше. Он писал:
«Лишь только минует первая боль после потери богатства и вообще состояния, наше настроение делается приблизительно таким же, каким было раньше, – то это оттого, что как только судьба уменьшила один фактор – состояние, мы сами тотчас же сокращаем другой – наши потребности. При постигшем несчастии эта операция чрезвычайно болезненна; зато, как только она совершена, боль начинает стихать и, в конце концов, пропадает - рана зарубцовывается. Наоборот, при счастливом событии, пресс, сокращающий наши потребности, приподнимается и они начинают расти; – в этом заключается радость. Но длится она лишь до тех пор, пока не закончится этот процесс; мы привыкаем к увеличенному масштабу наших потребностей и становимся равнодушными к соответствующему ему состоянию».
Кроме того немецкий философ считал, что уровень доступного счастья связан с уровнем духовного развития. Спектр возможных наслаждений у интеллектуально и духовно развитого человека шире, к числу физических, добавляются новые радости интеллектуальной и духовной сферы. Уровень возможного счастья у такого человека должен быть выше. Следовательно, любой человек должен стремиться к совершенствованию духовной сферы.
Только кардинальные события жизни, чаще связанные с духовной сферой могут изменить уровень доступного счастья: например, получение юноши статуса взрослого человека, обретение свободы для заключенного, вспыхнувшая настоящая любовь, брак по любви, развод, рождение детей, выход на пенсию. В эти моменты гедоническая беговая дорожка как бы переставляется на новое место ближе или дальше от солнца счастья.
К КАКИМ ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИМ ВЫВОДАМ МОЖНО ПРИЙТИ?
«ПСОВАЯ ОХОТА НА СЧАСТЬЕ», когда мы пытаемся доставить как можно больше удовольствия, НЕ ДАСТ РЕЗУЛЬТАТОВ. Важно стремиться к качественным изменениям, а не к количественным. Стоит поменять свои убеждения и отношение к счастью, больше ценить то, что имеешь.
БРОСИТЬ ИДЕЮ ЖДАТЬ «СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО», которое когда-то наступит и осчастливит вас. История о Пенелопе, которая 20 лет ждала Одиссея, определенно вредна. Вне зависимости от того, что вы достигнете, вы быстро привыкнете к этому и снова почувствуете неудовлетворенность. Не стоит откладывать свое счастье на потом - научитесь радоваться жизни уже сегодня. В настоящий момент вам может мешать что-то одно, но в будущем появится новое препятствие. Вы вправе быть счастливым прямо сейчас независимо от обстоятельств.
С КАЖДЫМ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ НЕСЧАСТЬЕ, НО ВРЯД ЛИ ОНО ФАТАЛЬНО. Не стоит сразу хвататься за револьвер и приставлять его к виску, или бросаться под поезд из-за разорения, как это делали некоторые миллиардеры (Адольф Меркле, например). Вы сможете адаптироваться, пережить это испытание судьбы. В тяжелые моменты помните, что все временно и скоро вы почувствуете себя так же, как и прежде.
И еще: ПОДДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО УРОВНЯ СЧАСТЬЯ НА САМОМ ДЕЛЕ ТРЕБУЕТ ЛИШЬ НЕБОЛЬШИХ УСИЛИЙ. Проверьте, не превышает ли ваша скорость на пути к удовольствиям разумные пределы.
Неистовая гонка за счастьем, была характерна и в прошлом. Счастье же во все времена отождествлялось, как правило, с материальным достатком. В прошлом может быть даже в большей мере, чем в наше время. Вот что писал на эту тему Лев Толстой [3]:
«ПОИЩИТЕ МЕЖДУ ЭТИМИ ЛЮДЬМИ И НАЙДИТЕ, ОТ БЕДНЯКА ДО БОГАЧА, ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОМУ БЫ ХВАТАЛО ТО, ЧТО ОН ЗАРАБАТЫВАЕТ, на то, что он считает нужным, необходимым по учению мира, и вы увидите, что не найдете и одного на тысячу. Всякий бьется изо всех сил, чтобы приобрести то, что не нужно для него, но что требуется от него учением мира и отсутствие чего составляет его несчастье. И как только он приобретет то, что требуется, от него потребуется еще другое, и еще другое, и так без конца идет эта Сизифова работа, губящая жизни людей. Возьмите лестницу состояний от людей, проживающих в год триста рублей до пятидесяти тысяч, и вы редко найдете человека, который бы не был измучен, истомлен работой для приобретения 400, когда у него 300, и 500, когда у него 400, и так без конца. И нет ни одного, который бы, имея 500, добровольно перешел на жизнь того, у которого 400. Если и есть такие примеры, то и этот переход он делает не для того, чтобы облегчить свою жизнь, а для того, чтобы собрать деньги и спрятать. Всем нужно еще и еще отягчать трудом свою и так уже отягченную жизнь и душу свою без остатка отдать учению мира. Нынче приобрел поддевку и калоши, завтра - часы с цепочкой, послезавтра - квартиру с диваном и лампой, после - ковры в гостиную и бархатные одежды, после - дом, рысаков, картины в золотых рамах, после - заболел от непосильного труда и умер. Другой продолжает ту же работу и так же отдает жизнь тому же Молоху, так же умирает и так же сам не знает, зачем он делал все это. Но, может быть, сама эта жизнь, во время которой человек делает все это, сама в себе счастлива?»
Подытоживая все сказанное, приходим к такому выводу: ЗДОРОВАЯ ПСИХИКА ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНА ПРИСПОСОБИТЬСЯ КО МНОГОМУ, И ВЫТАЩИТЬ ИЗ ПУЧИНЫ ОТЧАЯНЬЯ. НО ТА ЖЕ САМАЯ ПСИХИКА НЕ ДАСТ ОБЫЧНОМУ ЧЕЛОВЕКУ СЛИШКОМ ДОЛГО ЛЕТАТЬ В ОБЛАКАХ СЧАСТЬЯ. ПОМНИТЕ О НЕЗРИМЫХ «КАЧЕЛЯХ БЛАГОПОЛУЧИЯ».
ЛИТЕРАТУРА
1. Гедонистическая беговая дорожка. Блог 4brain. https://4brain.ru/blog/hedonic-treadmill/
2. Артур Шопенгауэр. Афоризмы житейской мудрости. Издательство АСТ; М.; 2018.
3. Лев Толстой. В чем моя вера. Полное собрание сочинений. Том 23. Государственное издательство художественной литературы. Москва – 1957 г.
Свидетельство о публикации №224071601288