Пражская весна Эдуарда Трескина - Наталья Волкова
А чудесный концерт, состоявшийся в столице Татарстана в конце мая этого года, был квинтэссенцией того, на что способен многогранный талант Эдуарда, являющегося, кроме всего прочего, ещё и превосходным режиссёром-постановщиком.
"Театр уж полон; ложи блещут..." - великолепное, нарядное здание театра было не просто "полно", а переполнено, лишнего билета не достать, зрители в нетерпеливом ожидании. Уже первые аккорды Полонеза и арии Водяного из "Русалки" Дворжака, под палочкой приглашённого чешского дирижёра - Милоша Крейчи, сопровождавшиеся проекцией всех самых романтических и магических, чарующих и манящих пражских уголков, у меня, две недели назад покинувшей Прагу, вызвали чувство щемящей и трогательной ностальгии, а у зрителей, не бывавших в столице Чехии, благодаря этому двойному визуально-музыкальному воздействию, должны были вызвать эффект виртуального присутствия, более правдивого, чем самая непосредственная реальность, той правдой, которая доступна лишь произведениям искусства. Талантливейший и чуткий Милош Крейчи - главный дирижёр симфонического оркестра "Евроопера", сообщил казанскому оркестру особое, чарующее звучание.
А слова в названии бенефиса "Пражская весна" были отнюдь не случайны, а глубоко символичны для главного героя разворачивающегося действа. В нём отразились и многие годы, проведённые в Чехии, и то, что именно в эти дни в Праге традиционно проходит известный и замечательный Международный музыкальный фестиваль классической музыки "Пражская весна". И то, что по не совсем случайному, может быть, совпадению Эдуарду Трескину, всю свою жизнь посвятившему оперному искусству, повезло родиться именно в год возникновения этого фестиваля.
Именно поэтому всё первое отделение было проникнуто поэзией Чехии. Кроме приехавшего дирижёра-чеха, один за другим поднимались на сцену прилетевшие из Чехии русские оперные певцы, звучали волшебные переливы музыки "Русалки" и прекрасные арии в исполнении Олега Короткова, Татьяны Тесли, Николая Вишнякова - всё это великолепные голоса, вместе с которыми Эдуарду Трескину не раз приходилось петь вместе на сценах чешских театров.
Впрочем, круг знакомств космополитичного певца, объехавшего со своими выступлениями весь мир и певшего даже на полярной станции Антарктиды, конечно же, оказался далеко не ограниченным одними только чешскими звёздами. Вечер вместе с самим Трескиным вела очаровательная Наталья Андрейченко, сиявшая со сцены истинной звездой Голливуда, а солистка Московского театра Новая опера, заслуженная артистка России Татьяна Печникова блестяще исполнила арию Нормы из одноименной оперы Беллини. А ведь именно за эту партию певица получила Национальную премию "Золотая маска".
Достойным завершением первого отделения стало вовсе не музыкальное выступление. На сцену поднялся автор стихов "Танки идут по Праге" и поэмы "Казанский университет"... Начав длинным прозаическим отступлением, известный поэт, казалось, навевает некоторую скуку и зал слушает из уважения к былым лаврам и громкому имени. Но всё-таки не зря шестидесятники, и, прежде всего, сам Евтушенко в былые годы собирали и держали внимание стадионов. Умело градируя своё выступление, он, как некий фокусник, как большой актёр незаметно перейдя от доверительного разговора к стихам собрал всё внимание зала в тугой комок разразившихся в катарсис длительных рукоплесканий. Не скрою, что не одна я вытирала украдкой подступившие к глазам слёзы.
Во втором акте программа была не менее разнообразной. Вперемежку с "чехами" поднимались на сцену артисты самого Татарского академического государственного театра оперы и балета им.М.Джалиля, где и происходило всё действо, заслуженные артисты Татарстана - все бывшие (и, видимо, будущие) коллеги Эдуарда Трескина. Сменился за пультом и дирижёр - заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Владимир Васильев. Всё чаще слышалось пенье самого чествуемого. Вместе с ним Татьяна Тесля великолепно исполнила дуэт Церлины и Дон Жуана из оперы Моцарта "Дон Жуан" - поскольку оба артиста, кроме великолепных голосов обладают немалыми актёрскими способностями, выступление выглядело сценой из спектакля, а не арией, спетой на концерте. Не мог не очаровать публику и другой, менее традиционный дуэт - каватина из оперы "Севильский цирюльник" в подаче сразу двух Фигаро - когда известнейшую и всеми любимую арию, вновь в игровой, но на сей раз весёлой форме, вместе с Трескиным исполнял Юрий Ившин.
Завершение второго отделения концерта не уступило первому. На сцену вышел Даниил Крамер (даже не знаю, следует ли добавлять - заслуженный артист России, лауреат Европейской премии им.Густава Малера) и исполнил "Dry bones" - "Сухие кости" - в сопровождении хора театра. Но каково же было всеобщее изумление и восхищение, когда Эдуард Трескин выступил в несвойственном ему жанре и исполнил вместе с Крамером импровизации на темы всеми любимых мелодий "Love me tender" и "All of me".
В завершении вечера открылась маленькая тайна. Почему же всё-таки бенефис и почему именно в Казанском государственном оперном театре? Именно этой весной исполнилось пятьдесят лет со дня первого появления Эдуарда Трескина на этой сцене. Нет, не пугайтесь и не подсчитывайте годы. Не состоявшимся ещё певцом, а школьником младших классов когда-то он пел здесь на смотре художественной самодеятельности. И как символ ребёнка, несомненно, до сих пор живущего в душе знаменитого певца, на сцену вышел мальчик, лауреат 1 премии Международного конкурса юных вокалистов Нариман Сахабиев - с трогательным исполнением "Гранады". Продолжительная овация зрительного зала выражала общий неподдельный восторг и благодарность бенефицианту, подарившему публике такой исключительный, неповторимый вечер.
На следующий день, обходя перед отъездом сувенирные лавочки Казани, я была приятно удивлена, что даже большинство продавцов осведомлены о концерте, происходившем накануне вечером, и даже поражена засветившимся радостью лицом продавщицы в магазинчике на Кремлёвской улице, при обещании, что Трескина теперь будут видеть в Казани очень часто. Вот только хочется попросить Эдуарда, чтобы он не забывал и Праги и по-прежнему появлялся здесь у нас. И не только весной.
Казань, 2010 г. Впечатление. Наталья Волкова.
Свидетельство о публикации №224071601371