Действие сценическое. Инобытие
Самосознание как более высокая ступень сознания через представление может принимать образ объекта, одушевляя его, или субъекта - вживаясь, делая его своим.
Мы не задаёмся вопросом, почему во сне мы ничего не можем представить, а воспринимаем творимую мозгом абсурдную комбинацию вторичного бытия как ту же реальность бодрствования. И эту реальность, которая и есть реальность вторичного бытия, мозг творит, а зрителем, воспринимающим её, является наше сознание, погружающееся в эту реальность.
Для нашего сознания воспринимаемое окажется действием несценическим, несмотря на то, что творимое мозгом является вторичным созданием, в другой логике из комбинации хаотичных впечатлений бодрствования. Хаотичные впечатления - это ничто иное, как импульсы сохранившейся мотивационной энергии. Сон есть ответная реакция на них. Я прихожу к выводу, что никто об этом просто не задумывается. А ведь это может стать поворотным моментом в рассуждениях о действии сценическом.
Возникает вопрос, почему сознание во сне идёт на самообман, воспринимая вторичную комбинацию пережитых в бодрствовании впечатлений. Значит, в этом должен быть какой-то смысл. Кто-то может спросить: “А как же осознанное сновидение?” Но ответа пока никто не дал: что же оно есть такое - осознанное сновидение? Пока остановились на том, что оно просто есть.
“Наше дневное сознание — только малая искра, мерцающая над вселенными мрака. Но при вопросе о сновидении нам вовсе не необходимо спускаться в самые глубины мрака. Сновидения приходят вовсе не из глубин мрака. Они в точном смысле составляют его кайму, они живут на той черте, на которой день отделяется от тьмы. Искра нашего дневного сознания была подготовлена и рождена великим океаном ночного сознания”. Волошин, М.А. Театр как сновидение / М.А. Волошин // Театр и сновидение.
Вспомните хотя бы один свой сон, где вы что-то себе представляли. У меня таких снов точно не было. То, что мы во сне воспринимаем, пребывая в подобии театра абсурда или кино, может походить как будто бы на действие сценическое, однако таковым не является. Из мотивационных энергий, порождаемых былыми впечатлениями бодрствования, нереализованное действие не исчезает, а как говорил И.М. Сеченов, “фиксируется в нервной системе”. Из этого мозг творит форму, и наше сознание во сне погружается в неё. Мы же воспринимаем её как реальность в бодрствовании, что во сне и проявляется в виде продолжения нашего бытия. Собственно, и наши действия сна будут являться действием несценическим в виде ответной реакции.
Сон имеет власть над человеком, но не наоборот. Вот и получается, что в бодрствовании актёр, через представление себя, рефлексируя, проявляется в самосознании, делая иное собой, вживаясь в представляемый образ.
Из чего следует, что на каком-то этапе эволюции между сознанием и самосознанием произошёл разрыв.
“Наше дневное — логическое — сознание постепенно высвобождается из ночного, интуитивного, сонного сознания. Последнее господствует в нас не только во время нашего сна, но и во время бодрствования, когда мы действуем под влиянием желаний, страстей и чувств”. Волошин, М.А. Театр как сновидение / М.А. Волошин // Театр и сновидение.
Из этого следует, что в бодрствовании самосознание функционирует не так, как во сне, а актёр превращает иное в себя, а себя в иное. Во сне же этого нет. Спящий, оставаясь самим собой, не воплощается в иное и не становится иным. Если в бодрствовании энергия представлений не реализуется, накапливается, то во сне она трансформируется как мотивационная энергия спящего в восприятии картин, представляемых до этого в бодрствовании.
Таким образом, к действию сценическому имеет самое прямое отношение самосознание, которое в процессе и запускает сопутствующие факторы актёрского самочувствия.
Из этого я делаю вывод:
Действие сценическое – намеренность, мотивированная режиссёрской задачей в творимом актёром инобытии через раскрытие смысла, направленного на цель.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала и в работе над этой статьёй актрису Марину Ларину
Свидетельство о публикации №224071601555