Штурман Капитана Гнездилова, Глава 14
Становлюсь я упрямей, прямее —
Пусть бежит по колоде вода,
У старателей — всё лотерея,
Но старатели будут всегда!
Владимир Высоцкий, песня «Старатели»
Что известно уважаемому читателю о Колымском крае?
Возьму на себя смелость немного поведать об этом удивительном месте и выдающихся людях, причастных к нему.
Итак, Магаданская область протянулась с севера на юг на 2300 километров и занимает площадь 1184 квадратных километров. Более восьмидесяти процентов её территории занято горами, поднимающихся в ряде случаев выше двух тысяч метров.
Вдоль Охотского моря вытянулся на тысячу километров Камышёвый хребет, по сeверо-восточной части – Анадырский, заходит в Магаданскую область и Корякский хребет.
Здесь много рек и озёр. Самая большая из рек – Колыма. Её протяжённость — 2600 километров. Второй по величине является Анадырь, а третьей – приток Колымы Омолон.
За рекой Колымой, среди восточных отрогов хребта Черского, находится одно из красивейших озёр области – озеро Джека Лондона. Именем своего любимого писателя назвали озеро первооткрыватели-геологи, энтузиасты и романтики, побывавшие здесь в тридцатых годах.
Озеро Джека Лондона протоками соединяется с другим озером, носящим не менее романтическое название – озеро Танцующих Хариусов. Охотясь за мошкарой, вьющейся низко над озером, хариусы высоко выпрыгивают из воды, что напоминает какой-то диковинный танец.
На Анадырской низменности лежит озеро Красное. В одном из кратеров древнего вулкана находится нетающее озеро.
Всемирную известность принесли магаданской земле её богатейшие месторождения золота.
В 1932 году в тайге, невдалеке от побережья бухты Нагаева, были сооружены первые дома. Вскоре на небольшой горной речке Магаданке вырос посёлок Магадан, преобразованный в 1939 году в город.
В 1953 году он стал центром Магаданской области – Золотой столицей. Предполагают, что название «Магадан» произошло от эвенского слова «монгодан», что означает «морские наносы» или «жилище из плавника».
В наше время Магадан является крупнейшим морским портом на северо-востоке России.
У большинства наших граждан Магадан ассоциируется с суровым краем, где отбывают наказание люди, преступившие закон.
И это действительно так, поскольку с 1932 по 1953 на Колыму ссылали заключённых. Здешние трудовые лагеря считались особо сложными для жизни и ежедневной работы. Раньше для некоторых это действительно была дорога в один конец, многие отсюда не возвращались.
А. Солженицын, трудившийся в иных лагерях, но знавший о Колыме из рассказов и писем, писал о ней так: «А Колыма была — самый крупный и знаменитый остров, полюс лютости этой удивительной страны ГУЛАГ… почти невидимой, почти неосязаемой страны, которую и населял народ зэков».
Однако шестидесятые годы на Колыме ознаменовались настоящим паломничеством романтиков, в первую очередь это были, конечно же, геологи.
Здесь уместно будет вспомнить настоящую легенду того времени — Олега Михайловича Куваева.
Большая часть биографии этого человека связана с экспедициями на крайний север и невероятно созвучна биографии знаменитого писателя Джека Лондона.
Итак, Олег Михайлович Куваев родился 12 августа 1934 года на железнодорожной станции Поназырево в Костромской области.
Детство и юность прошли в Свечинском районе Кировской области, школу окончил в Котельниче.
А с 1966 по 1975 год жил в городе Калининграде Московской области, ныне это подмосковный город Королёв.
Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет МГРИ имени Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году.
После защиты диплома Куваев добился распределения на Чукотку и в течение трёх лет работал начальником партии Чаунского геологического управления в посёлке Певек, на берегу Чаунской губы.
В 1960 году его переводят в Магадан, в Северо-Восточное геологическое управление, на должность старшего инженера отряда геофизического контроля.
В это время в Магадане организовался Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, куда был приглашён Куваев.
Он руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского морей.
«Занятия литературой, — писал он позже об этом периоде своей жизни, — становились чем-то вроде второй профессии… потребность писать забирала всё большую власть».
Разочаровавшись в профессии геолога, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем.
В автобиографии 1968 года Куваев написал так: «…надуманные истории про… "ахи" над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Всё случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить».
Режиссёр Александр Мельник, снявший фильм по одноимённому роману Куваева «Территория», так отзывается о работе писателя: «Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова — настоящую, большую работу».
И действительно, геологи у Куваева показаны с лучшими человеческими качествами: благородство, честь, искренность, достоинство, преданность делу, верность цели. Любопытно, что романтизм профессии неотделим от её опасностей, суровости, тяжкого труда, выработки характера и тренировки силы воли, бесконечных попыток, самоотверженности и отчаянности.
И, конечно же, нельзя не вспомнить про ещё одну легенду 60-ых – легендарного актёра, поэта, барда Владимира Семёновича Высоцкого.
Магадан воспет Высоцким в его собственных песнях, посвящённых другу и коллеге по творчеству – Игорю Васильевичу Кохановскому.
Высоцкий посвятил ему пять своих песен: «Мой друг уехал в Магадан», «Я видел Нагайскую бухту», «Получил я недавно письмо», «Что сегодня мне суды и заседанья…», «Возвратился мой друг неожиданно…».
Мало кто знает, что друг Высоцкого, поэт Игорь Кохановский, родился в Магадане.
Его отец работал в аппарате руководителя «Дальстроя» Эдуарда Берзина. Вскоре после рождения Игоря был арестован, но вышел на свободу через полтора года и уехал с семьёй в Москву. Там юный Игорь Кохановский окончил Московский инженерно-строительный институт (МИСИ) имени Куйбышева, работал по специальности.
Ещё в начале 1950-х Игорь увлёкся игрой на семиструнной гитаре.
Исполнял почти весь репертуар Александра Вертинского, песни которого мать пела ему «вместо колыбельных». Через некоторое время учил игре на гитаре Владимира Высоцкого.
Сам Высоцкий исполнял песни Кохановского «Бабье лето» и «Иволга».
В 1964 году поэт уехал в Магадан, и четыре года Кохановский работал в молодёжной газете «Магаданский комсомолец», затем мыл золото в старательской артели на Чукотке. Именно в Магадане вышел первый сборник стихов поэта «Звуковой барьер».
Впоследствии Кохановский написал множество стихов о Магадане, а также тексты ко многим популярным песням, которые с большим успехом исполнялись звёздами отечественной эстрады.
Своим замечательными произведениями Куваев, Высоцкий, Кохановский «очеловечили» тему Колымы, Магадана и Дальнего Востока в целом.
Ведь здесь, на Колыме, оказывается, могут жить люди, сюда уезжают на работу друзья, с которыми можно выпить, пошутить, пооткровенничать, по которым скучаешь и посвящаешь им свои стихи и песни.
Как же хорошо сказал о Магадане Игорь Кохановский:
Открываю себе Колыму,
А вернее, приоткрываю,
Предъявляя дотошным годам
С их поспешностью кинолент
Документ — сегодняшний Магадан,
Этот город — горнило легенд...
На фото: памятник Олегу Куваеву на сопке рядом с Певеком: Куваев смотрит на город, в котором три года работал начальником партии Чаунского геологического управления и начинал писательскую карьеру.
Автором монумента Олегу Куваеву стал известный российский скульптор Георгий Франгулян.
Свидетельство о публикации №224071600215