14. Маздеизм о душе и духе

«И наш физический организм, и наше душевное тело являются только орудиями. Для кого? Истинный носитель сознания, истинный Человек, истинное «Я» - Это Фраваши. Фраваши – дух, невоплощенный, вневременный, безсмертный. Для него никогда не было земного рождения, он никогда не умирал, он не связан ничем, чем связана та или другая служащая ему форма – душа, тело.

В самой глубине своего существа человек есть безсмертный дух, вечный, сияющий, Фраваши, Неразрушимый. Чистая его форма так величественная и прекрасна и так широка небесная и земная его всеобъемлемость, что ангелы склоняются перед ним, когда он вновь облекается в своё истинное верховное облачение.

Свойством Небесного Человека было по своей воле осознавать себя в любой точке всей божественной манифестации, проникать собою всё, всё обнимать и безконечно творить новые формы своим сознанием. Вот что означает, как в легенде о рае, «быть поставленным среди рая и всему давать имена».

«Учение о Фраваши – одна из оригинальных сторон зороастризма. Это как бы небесный двойник человека. Агел-Хранитель и в то же время квинтэссенция его души. Фраваши есть Настоящий Человек, а человек земной –  такой, каким мы его видим, проявление Фраваши. Фраваши живёт в присутствии Бога; по смерти человек растворяется в своём Фраваши» (Сора Дени «История Религий»).

Зороастрийская религия приписывает человеческой природе тройной состав: материальный, энергетический и духовный, то есть  тело, душу и дух. Духовные начала человека, душа и дух, которые были созданы первыми, не подлежат смерти. Во время рождения они соединяются с физическим элементами и отделяются от них, когда наступает смерть. Из духовных начал человека главное это «urvan» - душа и дух – Фраваши …, с их многочисленными подразделениями, как, например, «Манас» - разум и «Бодха» - сознание. Физическое тело, «тану», для души и духа подобно инструменту, которым работает ремесленник. Они пользуются им, как всадник пользуется лошадью» (Мазани Р.П. «Зороастризм – религия добродетельной жизни» Париж, 1939 г.)

Дух Фраваши, подобно духу его Творца, был безгранично  свободен в безконечно возникающем божием мире – был свободен до тех пор, пока жил в Боге. Подобно тому, как своей мыслью мы и сейчас можем в очень короткое время охватить очень многое и переходить от одного к другому с большой быстротой, Небесный Человек осуществлял вселенскую жизнь настолько широкую и полную, насколько неполна и несвободна его теперешняя».

                Небесный Человек включает в себе множество духов, как физическое тело – множество клеток?

«Трудно изложить на языке слов, откуда и как возникла возможность падения Небесного Человека. Это большая тайна сердца, и только сердцем её познают те, кто достиг стадии «созерцательной интуиции».

Сердце по учению маздеистов, является местопребывания искры Фраваши в воплощенном человеке.

«Творец Агурмазда по безграничной благости Своей, - говорим мы, - оставил человеку свободную волю».

Но если воля Фраваши и была свободна, то к чему же было ему верховному разумному существу, ещё какое–нибудь познание? Добра и зла не было в первозданном мире, добро и зло явились потом. То, что мы называем добром и злом, есть уже результат несовершенства сознания».

Источник информации книга Ю. Терапиано «Маздеизм» (стр. 29)


Рецензии