4. 8. 4 Удовольствия небесные и земные
Общение идёт напрямую, что чувствует один, то чувствуют все. Цепная реакция?
«Такое сообщение истекает из обоих родов небесной любви, то есть любви к Господу и любви к ближнему; и той и другой любви свойственно сообщать удовольствия свои другим. Любовь к Господу такова, потому что любовь Господня любит сообщать другим всё, что ему принадлежит, ибо Он всем желает блаженства. Подобная любовь свойственна и всем любящим Его, ибо Господь пребывает в них: отселе происходит и взаимное сообщение ангельских удовольствий; из последующего будет видно, что такова и любовь к ближнему. Из всего сказанного ясно, что этим родам любви свойственно общение своих удовольствий».
То есть, взаимное сообщение происходит через Господа?
«Но не таковы любовь к себе и любовь к миру. Любовь к себе отнимает у других всякое удовольствие и присваивает его себе, ибо желает блага только себе самой, а любовь к миру (физическому?) ищет отнять у ближнего всякое имущество его и присвоить его себе. Этим родам любви свойственно только разрушать удовольствия других; если такая любовь сообщает что-то другим, то ради себя самой, а не ради других. Таким образом, оба эти рода любви не общительны для ближнего, а разрушительны, если только удовольствие другого не составляет удовольствия этой самой любви.
… если такие духи приблизятся только к какому-либо небесному обществу, то удовольствие, находящееся в этом обществе, уменьшается по мере присутствия этих духов и тогда, что удивительно, злые духи эти находятся в своём удовольствии. … Из этого видно, что любовь к себе и любовь к миру разрушают небесную радость и, следовательно, совершенно противоположны небесным родам любви …
400. Однако нужно знать, что удовольствие, испытываемое теми, кои пребывают в любви к себе и к миру по приближении их к какому-либо небесному обществу, есть удовольствие их собственной похоти и, следовательно, совершенно противоположное небесному удовольствию. Духи эти испытывают удовольствие похоти своей, когда они лишаются небесного удовольствия или удаляют от него тех, которые находятся в нём. Но, то бывает, когда нет этого лишения или удаления: они тогда не могут приблизиться, потому что по мере приближения своего они сами впадают в тоску и мучения; вот почему они и не решаются часто приближаться к небесным обществам.
Духи, приходящие отсель в ту жизнь, ничего большего не желают, как взойти в небеса; все ищут их, полагая, что значит быть на небесах, если только кого туда введут и примут. Так как они горячо желают этого, то они и возносятся к какому-либо обществу последних небес: едва только те, кои жили в любви к себе и к миру, приближаются к первому небесному порогу, как они начинают тосковать и до того внутренне мучиться, что скорее чувствуют в себе ад, чем небеса; посему они бросаются оттуда стремглав и только в аду, между своими, находят успокоение. Случалось также весьма часто, что такого рода духи желали узнать, что такое небесная радость, и, услыхав, что она пребывает во внутренних началах ангелов, они пожелали, чтобы она была им сообщена; это и было сделано, ибо всё, что желает дух, не находящийся ещё в аду, ни в небесах, если только это полезно, даётся ему. Когда сообщение было совершено, они до того стали мучиться, что от боли не знали, что делать им с телом своим: они закидывали голову до самых ног своих, бросались на землю и, сгибаясь в кольцо, корчились на ней, как змеи; всё это было следствием их внутреннего мучения.
Вот каково действие небесного удовольствия на тех, кои, живя в мире, предавались удовольствиям любви к себе и к миру: это происходит оттого, что оба эти вида любви совершенно противоположны и что когда противоположное действует на противоположное, то это не бывает без боли; а как небесное удовольствие входит путём внутренним и влияет на противоположное удовольствие, то оно выворачивает или обращает в противоположную сторону внутренние, жившие в этом удовольствие начала – вследствие чего и происходят такие мучения. Эти виды любви потому противоположны друг другу, что (как сказано выше) любовь к Господу и любовь к ближнему хотят сообщить всё своё другим и в этом находят всё своё удовольствие; между тем как любовь к себе и любовь к миру хотят всё, принадлежащее другим, отнять и присвоить себе, и настолько это им удаётся, настолько они находятся в полном удовольствии. Из этого также можно узнать, почему ад отделён от небес: все, находящееся в аду, когда были ещё на земле, жили в одних удовольствиях тела и плоти по любви к себе и к миру, а все, находящиеся на небесах, будучи ещё на земле, жили в душевных, или духовных, удовольствиях, по любви к Господу и к ближнему. Вследствие противоположностей этих видов любви небеса и ад совершенно отделены друг от друга, и даже до такой степени, что дух, находящийся в аду, не смеет выступить оттуда на один палец или хоть чуть выказать голову, ибо как только он это сделает, то мучится и страдает …»
Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр. 204).
Свидетельство о публикации №224071600292