Воспоминание о службе в армейке. Глава. 40 Мемуары

Глава. 40         Подвиги воинов ЖДВ на БАМе.




Герой делает то, что можно сделать. Другие этого не делают.
Ромен Роллан (29 января 1866 — 30 декабря 1944) — французский писатель и общественный деятель, драматург, учёный-музыковед.




Ливневые дожди, продолжавшиеся несколько дней подряд, превратили Бамовские реки и речушки в бурные потоки - грозную силу. Разбушевавшаяся стихия с корнями вырывала деревья, легко перекатывала валуны, смывала небольшие мосты притрассовой автодороги.

На участке, который прикрывали подчинённые подполковника В. Козловского, вместо снесённого водой моста воины - железнодорожники навели понтонную переправу. Для поддержания переправы в рабочем состоянии оставили малочисленную команду из пяти бойцов.

Однажды на исходе дня ливень разразился с новой силой. Понтоны сотрясались под мощным напором реки. Дежуривший у переправы рядовой Сергей Мартынов вбежал в вагончик, где его товарищи расположились на ночлег. «Ребята, мост в опасности !» - крикнул он.

Все дружно бросились к понтонам. Первым к переправе прибежал рядовой - Олег Апетёнок. В руках у него находился топор. Мастерски орудуя им, он обрубил длинные ветви лиственницы, державшие у понтона огромный затор из вырванных с корнями деревьев и брёвен с сучьями.

Затор стал ослабевать и деревья медленно уходили под воду. Опасность для переправы миновала. И в это мгновение произошло непоправимое: лиственница, подхваченная сильным течением, перевернулась, огромное корневище всей своей тяжестью обрушилось на солдата, увлекая его в водоворот...

Рядовой - Олег Апетёнок геройски погиб, выполняя свой воинский долг. Указом Президиума Верховного Совета СССР его посмертно наградили орденом Красной Звезды. За  успешное строительство Восточного БАМа орденами и медалями Союза ССР наградили более 1 000 человек, медалями МО СССР – 180 солдат и офицеров.

Свыше 56 000 военнослужащих ЖДВ наградили медалями «За строительство Байкало - Амурской магистрали», а 25 офицерам -комсомольцам на БАМе присудили премии Ленинского комсомола в области производства.

Кроме того пятерым генералам и офицерам пониже в воинском звании, в том числе: начальнику  железнодорожных войск - Михаилу Константиновичу Макарцеву, командиру бригады - Григорию Иосифовичу Когатько, командиру полка - Степану Николаевичю Пальчуку,  командиру батальона - Владимиру Васильевичу Куприянову и командиру роты - Александру Александровичу  Шанцеву присвоили высокое звание Героя Социалистического Труда.

Генерал В. А. Васильев и капитан А. Б. Чудаков стали лауреатами Государственной премии СССР. За высокие показатели в сооружении Восточного участка БАМа первый железнодорожный корпус, командиром которого являлся генерал - майор Юдин Ю. М. наградили орденом Октябрьской Революции, 35-ую железнодорожную бригаду во главе с командиром полковником Повериновым В. И. представили к ордену Трудового Красного Знамени.

Родившимся после 70-х годов трудно представить, что многие посёлки и станции БАМа после объявления их всесоюзной ударной комсомольской стройкой возводились отдельными республиками и областями или городами нашей Великой страны.

Например: Азербайджанцы строили станции: Ангоя и Улькан, армяне – Кюхельбекерскую и Звёздную, грузины – Икабью и Нию, казахи – Новую Чару, латыши – Таксимо, литовцы – Новый Уоян, молдаване – Алонку, туркмены – Ларбу, таджики – Солони, узбеки – Куанду и Леприндо, украинцы – Новый Ургал, эстонцы – Кичеру.

Тамбовская область отвечала за Хурмули, Новосибирцы строили: Тунгалу и Постышево, Пензенская – Амгунь, Волгоградская – Джамку, Саратовская – Герби, Куйбышевская – станцию - Этыркен, Ульяновская – Ижак, Свердловцы – Кувыкту и Хорогочи, Пермяки – Дюгабуль.

Челябинцы – Юктали, Ростовцы – Киренгу, Тульская – Маревую, Москвичи – Тутаул и Дипкун, Алтайцы – Эворон, Красноярцы – Февральск, Хабаровчяне – Сулук, Ставропольский с Краснодарским – Лену, Башкирия – Верхнезейск. Столица страны - Москва шефствовала над «столицей» БАМа – Тындой.

Ленинградцы строили Северобайкальск. Жители трёх кавказских республик – Чечено - Ингушской, Дагестанской и Северо - Осетинской – трудились в Кунерме…

О работе комсомольцев сняли немало пропагандистских фильмов и написали книги. Если отбросить традиционный советский пафос и ханжество, в сухом остатке получилась довольно приблизительная истина: ужасный климат, невозможные условия труда, несоблюдение техники безопасности, использование потенциально вредных для здоровья технологий строительства, а также  отсутствие компетентной медицинской помощи…

«Слышишь – время гудит «БАМ !». На просторах крутых – «БАМ !». И большая тайга покоряется нам !..» — гремела песня Оскара Фельцмана - Роберта Рождественского, и впечатлённые почти ежедневными репортажами программы «Время» о действительно героическом, самоотверженном труде – даже мальчишки сбегали из дома за таёжной романтикой.

И тем не менее многие люди, участвовавшие в стройке, вспоминают об этом времени с удовольствием, с ненадуманным энтузиазмом. Нередко противопоставляют его современности. «Для действия необходимы иллюзии», – шутил известный немецкий философ Иммануил Кант. У комсомольцев того времени иллюзий имелось более чем достаточно: молодость и пропаганда создали идеальный коктейль трудоголика…
               
Современный маркетинг, к сожалению, не смог породить ничего подобного. Улыбки на лицах молодых людей, которые 27 апреля 1974 года уезжали из Москвы на строительство Байкало - Амурской магистрали, были самыми, что ни на есть искренними. Именно в этот день выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени XVII-го съезда ВЛКСМ.

Столица проводила первых 606 комсомольцев, уезжавших на БАМ прямо из Кремлевского Дворца Съездов. Далеко не все из них «продержались» на стройке века достаточно долго, буквально единицы вернулись в Москву на легендарном поезде, который прибыл на Ярославский вокзал рейсом Тында - Москва в январе 1984 года.



Продолжение следует …


Рецензии
Здравия, Сергей! Продолжаю читать ваши заметки о БАМе. Сам был понтонёром в армии, знаю это дело не понаслышке. Солдат Олег Апетёнок погиб действительно геройски - выполняя свой долг солдатский. Тогда это было нормой, выкладываться по полной, и деньги тогда были отнюдь не первым стимулом к труду и обороне.
Однако времена меняются.
С почтением

Владимир Радимиров   20.11.2024 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо уважаемый Владимир за отзыв !

Вы правы, как изрёк однажды великий греческий мудрец Гераклит - "Всё течёт, всё изменяется".

Если же перейти к цифрам, то сейчас БАМ переваривает около 16 миллионов тонн грузов в год. В планах увеличить грузопотоки в два раза. Это серьёзные цифры и явно тут будет уже и прибыль и прочая скучная рентабельность.

Уж явно из этих средств можно изыскать что-то для тех, кто создал саму возможность возить грузы по дикой тайге. Я имею ввиду тех, кто строил эту легендарную магистраль !

Почему же я называю и буду называть БАМ легендарным? Да потому что после него не было ни одной такой всенародной стройки, и честно говоря, я не верю, что будет.

Сейчас у нас совсем другие смыслы стоят во главе государственного устройства.

Ещё раз спасибо за прочтение.

С теплом ...

Сергей Никитин7   22.11.2024 13:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.