Николай Павлович Романов, Незабвенный
Подавив декабрьское восстание, царь во избежание крамолы в будущем, создал Третье отделение всеведущее и вездесущее, и поставил его во главе всех министерств. Установил строгую цензуру. Ввел должность почтового цензора и почта стала работать в интимной близости с Третьем отделением. Письма перлюстрировались.
Почта стала очень любопытна, настолько, что сам царь остерегался любопытства почты и послал письмо к Принцу в Нидерланды с курьером. И А.С. Пушкин, и А.Х. Бенкендорф легко узнали откуда письма, всего лишь , посетив лавочку, где устроилось почтовое отделение. Что за сложности с тайной, кто автор пасквиля? Непонятно. И Бенкендорф , конечно, проверил, нет причины сомневаться в его исполнительности, раз царь приказал определить меру прикосновенности иностранцев, он и определил.
Мера прикосновенности иностранцев в деле дуэли была определена и именно это позволило Императору признать Наталью Николаевну совершенно не виновной. Именно, поэтому были изгнаны из России Дантес и нидерландский посол в ранге министра Геккерн. Царь назвал Геккерна гнусной канальей.
Как царь относился к Пушкину? Признавал его талант, считал его гордостью России. Дал ему письменное обещание позаботиться о детях и исполнил свое обещание.
Содержание пасквиля. Щеголев определил в нем намек по царственной линии, потому что Великий магистр ордена рогоносцев Нарышкин был мужем многолетней фаворитки Александра Первого, и по аналогии, значит, что Пушкин то же рогоносец как и Нарышкин, по царственной линии. И всё. А то что Александру изменяла Елизавета Алексеевна? А Павлу первая жена изменяла, а вторую он подозревал и младших детей называл гоффурьерским отродьем? А Петру Третьему изменяла Екатерина? Да, и Петру Первому изменили жены и любимая Анна Монс. Фамилия матери Петра Нарышкина, что придает неприличный оттенок связи Александра Первого с женой Нарышкина. Но этого смысла никто не желает видеть, а смысл то политический, если жены и матери развратны, значит власть не легитимна, эта насмешка оскорбительна для династии Романовых. Не зря же текст анонимного письма был опубликован после семнадцатого года. Вполне естественно, что ознакомившись с текстом пасквиля царь не мог не наказать автора и он не принял Геккерна, вместо аудиенции Геккерн получил табакерку в знак того, что видеть его не желают.
У Геккерна не было мотива для написания пасквиля, как утверждают многие пушкинисты. Ну, как же не было мотивов? Были.
В январе 1836 года вступило в законную силу новое Уложение о наказаниях Российской Империи. За мужеложство полагалось серьезное наказание: ссылка, лишение прав, состояния, что-то про битье кнутом и церковное покаяние. В обществе толерантно относились к мужеской любови. "Свет не карает заблуждений, но тайны требует для них." А что сделали бароны? Создали мужскую семью. Геккерн усыновил Дантеса со сменой фамилии. И насмешники откликнулись - Геккерн, урожденный Дантес; Геккерн, в девичестве Дантес. Императрице не понравилось усыновление - бесфамильный, безымянный, новорожденный, это о Дантесе. В этой ситуации надо срочно спасать положение и Выставлять Дантеса героем любовником.
Скандал с заметной дамой вполне бы устранил насмешки по поводу отношений баронов. А тут еще и сватовство к княжне Барятинской закончилось по сути не начавшись. Пасквиль решал проблемы - в доме поэта неминуемо разразился бы скандал и Наталья Николаевна вместе с сестрами уехала бы домой, такой отъезд вполне скандален. Пушкинист Лотман высказывался о мотиве Геккерна, именно в связи с усыновлением и насмешками.
Дантес. Великая и возвышенная страсть. Помилуйте. Я сама недавно только раскрыла глаза. Какая страсть? Какие ухаживания? Разве так ухаживают? Разве любимую женщину компрометируют прямыми взглядами такой продолжительности, чтобы все это заметили. Дантес увивался вокруг Натальи Николаевны, неотступно преследуя ее наглым взглядом. Когда ухаживают, то посылают цветы, конфеты, фрукты, безделушки. Это было не ухаживание, а интрига и всякая подлость, чтобы скомпрометировать и опозорить Наталью Николаевну, этот скандал придал бы Дантесу славу героя любовника, необоримого искусителя женщин, но не получилось, Пушкин А.С. не позволил.
Таким образом, концепция заговора светского общества во главе с царем против
поэта отпадает сама собой. Дуэль произошла из-за интриг и всякой подлости двух баронов, на стороне которых оказались друзья Пушкина, это при их равнодушии, эгоизме, слепоте и глухоте, из-за дурости сестер, которые нарушили тайну семейной жизни, сделали дом поэта открытым для сплетен, дуэль из возможности стала необходимостью...
Свидетельство о публикации №224071600555