Пёстрые конспекты. Сузы
Элама) в виде трофея доставили столб чёрного базальта. «Судья богов» - солнечный бог Шамаш (покровитель справедливости) вручает законы справедливости Хаммурапи.
Часть непрерывно записанного клинописного текста Закона затёрли, и на освободившемся месте начертали победную надпись о победе царя Элама над Месопотамией и, соответственно, над её Законом.
В 1901—1902 гг. французы проводили раскопки в Эламе. В Сузах они обнаружили столб чёрного базальта с письменами из Месопотамии. Они вывезли столб. Вывезли и глиняные таблички (фрагменты) с копиями «Закона» из Суз и Ниневии (из библиотеки
Ашшурбанипала). Все надписи исследователи распределили на 282 статьи, из которых 35 были
затерты, а 247 сохранились. И разделили Закон на три части: введение, сами статьи Закона и заключение. По фрагментам составили затёртую часть, насколько возможно заглянуть из двадцатого века нашей эры в двадцатый век до нашей эры.
Мы сейчас узнаем, что запомнил камень Закона, а нам расшифровали и рассказали сорок веков спустя. Некоторые справочные сведения включены в повествование, что необходимо для понимания. Это прежде всего, сведения о божественности власти и её значения, чтобы не пренебрегать законами.
Шумеро-аккадский пантеон
Высший бог власти, Анум - творец космоса и покровитель всех богов.
Эа - творец всех морских и подземных вод, покровитель
мудрости богов.
Анум («отец-родоначальник» всех аннунаков) доверил власть над космосом и дела реального обустройства космоса своему «первейшему сыну» Эллилю. Анум назначил его владыкой небес и земли.
Так бог воздуха Эллиль, «первейший сын Анума» и «царь богов», повелитель мира, реально управляющий космосом, возглавил
шумеро-аккадский пантеон.
Быть покровителем закона и определять судьбу Вавилона Анум и его сын Эллиль доверили Мардуку. Мардука объявили "первейшим сыном" верховного божества Эа. Получилось две пары отец-сын (Анум и Эллиль, Эа и Мардук). "Отцы" - Анум и Эа, и их "первейшие дети" - Эллиль и Мардук.
Анум, Эа и Эллиль (космос, воды и воздух)- два отца и один сын - составляли триаду высших божеств пантеона Древней Месопотамии. А Мардука объявили сыном мудрости (сыном Эа), ему назначили судьбу - быть отцом-покровителем I Вавилонской династии и владычествовать над всеми людьми. Возвеличили его среди игигов (Син, Шамаш, Иштар).
Так Мардук, покровитель закона, как воплощения вавилонской государственности, вошёл в пантеон Анума, Эа, Эллиля и игигов.
Баб или «врата богов» - высокое имя Вавилона. Баб был основан около середины — третьей четверти III тыс. до н.э. (первое
упоминание — в начале XXII в. до н.э.). Через "врата богов" контролировался один из рукавов Евфрата, Арахту. Баб сделали могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля. Поставили в Бабе богобоязненного Хаммурапи, государя, заботящегося о воссиянии справедливости в стране: уничтожении злых и преступников, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы
подобно богу Солнца (Шамашу) восходить над черноголовыми.
Черноголовые - самоназвание двуединого шумеро-аккадского этноса (акк. «цалмат каккади», шум. «санг-нгига»).
Фигуры на столбе - Шамаш и Хаммурапи
Бог Солнца, в то же время хранитель и покровитель
мирового правосудия (всех видит), носит титул «судьи богов», восходит над черноголовыми и
озаряет страну. Он передаёт Закон пастырю людей, Хаммурапи.
Резюме Хаммурапи
Анум и Эллиль призвали меня Хаммурапи для благоденствия «плотских людей». Хаммурапи, названный Эллилем пастырем, собравший
богатство в изобилии для Экура (храм Энлиля в Ниппуре), для града Ниппура (священный город культа Эллиля, место связи неба и земли, в IV тыс. до н.э. был одновременно городским богом-покровителем самого Ниппура и всего шумерского союза племён); могучий царь,
восстановивший на своём месте первый центр шумерской государственности, Эриду, что на крайнем юге Двуречья (первое оседлое поселения в
Нижней Месопотамии (VI тыс. до н.э.), очистивший ритуалами Эабзу, храм Эа в Эриду.
<пропустим перечисление всех заслуг, которые записаны от лица Хаммурапи>
Общество при справедливейшем Хаммурапи. Основные незаконные занятия
1. Один другого обвинил в убийстве, поклялся, но не доказал. За обвинение без доказательств - убийство обвинителя.
2. Один другого обвинил в колдовстве без доказательств - колдун (обвиняемый) должен обратиться к Божеству Реки и войти Реку.
Если Река схватит его, то он неисправимый колдун, и обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого колдуна, и он останется невредим, то колдун может забрать дом
обвинителя, потому что обвинителя убьют.
Далее конспектировать предоставляется желающим. Понятно главное - без доказательств любое преступление против вас может закончиться потерей вашего имущества и вашей смертью. Ибо справедливость - база "Закона" Древней Месопотамии. Как оценивалось это воплощение справедливости Вавилона в Сузах, предположить можно, доказать нельзя. Воздержимся и мы от любых оценок без доказательств - обвинений.
Свидетельство о публикации №224071600713