Пёстрые конспекты. Сузы

В Сузы (столицу Древнего
Элама) в виде трофея доставили столб чёрного базальта. «Судья богов» - солнечный бог Шамаш (покровитель справедливости) вручает законы справедливости Хаммурапи.
Часть непрерывно записанного клинописного текста Закона затёрли, и на освободившемся месте начертали победную надпись о победе царя Элама над Месопотамией и, соответственно, над её Законом.
 
В 1901—1902 гг.  французы проводили раскопки в Эламе. В Сузах они обнаружили столб чёрного базальта с письменами из Месопотамии. Они вывезли столб. Вывезли и глиняные таблички (фрагменты) с копиями «Закона»  из Суз и Ниневии (из библиотеки
Ашшурбанипала). Все надписи исследователи распределили на 282 статьи,  из которых 35 были
затерты, а  247   сохранились. И разделили Закон на три части: введение,  сами статьи Закона и заключение. По фрагментам составили затёртую часть, насколько возможно заглянуть из двадцатого века нашей эры в двадцатый век до нашей эры.

Мы сейчас узнаем, что запомнил камень Закона, а нам расшифровали и рассказали сорок веков спустя. Некоторые справочные сведения включены в повествование, что необходимо для понимания. Это прежде всего, сведения о божественности власти и её значения, чтобы не пренебрегать законами.

Шумеро-аккадский пантеон

Высший бог власти, Анум - творец космоса и покровитель всех богов.
Эа - творец всех морских  и  подземных вод, покровитель
мудрости богов. 

Анум («отец-родоначальник» всех аннунаков) доверил власть над космосом и дела реального обустройства космоса своему «первейшему сыну» Эллилю. Анум назначил его владыкой небес и земли.
Так бог  воздуха Эллиль,  «первейший  сын  Анума»  и  «царь  богов», повелитель мира, реально  управляющий  космосом, возглавил
шумеро-аккадский пантеон.
 
Быть покровителем закона и определять судьбу Вавилона Анум и его сын Эллиль доверили Мардуку. Мардука объявили "первейшим сыном" верховного божества Эа. Получилось две пары отец-сын (Анум и Эллиль, Эа и Мардук). "Отцы" - Анум и Эа, и их "первейшие дети" - Эллиль и Мардук.

Анум, Эа и Эллиль (космос, воды и воздух)- два отца и один сын - составляли  триаду  высших  божеств пантеона Древней Месопотамии.  А Мардука объявили сыном мудрости (сыном Эа), ему назначили судьбу - быть отцом-покровителем I Вавилонской династии и владычествовать над всеми людьми. Возвеличили его среди игигов (Син, Шамаш, Иштар).
Так Мардук, покровитель закона, как воплощения вавилонской государственности, вошёл в пантеон Анума, Эа, Эллиля и игигов.

Баб или «врата  богов» - высокое имя Вавилона. Баб был  основан около  середины  —  третьей  четверти  III тыс.  до н.э.  (первое
упоминание — в начале XXII в. до н.э.). Через "врата богов" контролировался один из рукавов  Евфрата, Арахту. Баб сделали могучим  среди  частей  света  и  утвердили  в  нем  вечную царственность,  основание которой прочно, как небеса и  земля. Поставили в Бабе богобоязненного Хаммурапи,  государя, заботящегося  о воссиянии  справедливости  в  стране:    уничтожении злых и преступников, чтобы сильный не притеснял слабого,  чтобы
подобно богу Солнца (Шамашу) восходить над черноголовыми.
Черноголовые - самоназвание двуединого шумеро-аккадского   этноса   (акк. «цалмат каккади»,  шум. «санг-нгига»).

Фигуры на столбе - Шамаш и Хаммурапи

Бог  Солнца, в  то  же  время  хранитель  и  покровитель
мирового правосудия (всех видит), носит титул «судьи богов», восходит над черноголовыми и
озаряет страну. Он передаёт Закон пастырю людей, Хаммурапи.

Резюме Хаммурапи

Анум и Эллиль призвали меня Хаммурапи для благоденствия «плотских людей». Хаммурапи,   названный  Эллилем пастырем,  собравший
богатство в изобилии для Экура (храм Энлиля в Ниппуре), для града Ниппура (священный город культа Эллиля, место связи неба и земли, в IV тыс. до н.э. был  одновременно  городским богом-покровителем  самого  Ниппура и всего шумерского союза племён); могучий   царь,
восстановивший  на своём месте первый центр шумерской государственности, Эриду, что на  крайнем  юге  Двуречья (первое оседлое поселения в
Нижней Месопотамии (VI тыс. до н.э.), очистивший   ритуалами Эабзу, храм Эа в Эриду.
<пропустим перечисление всех заслуг, которые записаны от лица Хаммурапи>

Общество при справедливейшем Хаммурапи. Основные незаконные занятия

1. Один другого обвинил в убийстве, поклялся, но не доказал. За обвинение без доказательств - убийство обвинителя.

2. Один другого обвинил в колдовстве без доказательств - колдун (обвиняемый) должен обратиться к Божеству Реки и войти Реку.
Если  Река  схватит  его, то он неисправимый колдун, и обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого колдуна, и  он  останется  невредим, то колдун может  забрать  дом
обвинителя, потому что обвинителя убьют.

Далее конспектировать предоставляется желающим. Понятно главное - без доказательств любое преступление против вас может закончиться потерей вашего имущества и вашей смертью. Ибо справедливость - база "Закона" Древней Месопотамии. Как оценивалось это воплощение справедливости Вавилона в Сузах, предположить можно, доказать нельзя. Воздержимся и мы от любых оценок без доказательств - обвинений.


Рецензии