Пёстрые конспекты. Галло-римская аристократия

Лак д'Эйдат. Озеро и место, где была вилла Авитакум (приданое Сидонию Аполинарию)

Все или почти все, о ком мы узнаем сейчас, прославлены в лике католических святых. Это галло-римские аристократы в Галлии при варварских королях. И их стратегия выживания между папой и королями, во времена температурного минимума. Выберем наугад, о ком мы хотим узнать.
Аристократы все имели узкий круг для тесного общения, зачастую эпистолярного. Зная одного, можно мгогое узнать и о других. Выбор пал на Рустика и его ближний круг.
Святыми в пятом веке называли всех, кто крестился в христианскую веру, для отличия от несвятых арианской веры.


Рустик. Римский папа Геласий l. Святой Епифаний из Павии

Рустик (455 г.-25 апреля 501 г.) и его брат Вивентиол были сыновьями Аквилина (430-470), дворянина из Лиона.
Аквилин был сыном Туллии (410 г.р.), дочери Эвхерия (святой), и его жены Галлии. Муж Туллии (отец Аквилина), имя которого неизвестно, был сыном Децима Рустика и его жены Артемии. Он был викарием провинции в Галлии между 423 и 448 гг. при Апполинарии.

Апполинарий (400 г.р.) был отцом Сидония Аполлинария. Сидоний мог быть потомком и другого Аполлинария (деда), который был префектом Галлии при Константине II между 337 г. и 340 г. Несмотря на варианты в биографиях, в итоге сходятся на том, что Рустик и Аполлинарий росли в Лионе и ходили в одну школу, так же как их прадеды Рустик и Аполлинарий. Правнуки в честь дружбы прадедов получили их имена.

Продолжаем: женился Рустик до 480 г. на Ибери де Лимож (460 г.р.), дочери Рюрика, епископа Лиможа (тогда Августорита), и его жены Иберии, дочери арвернского сенатора Омматия. У Рустика и его жены было трое детей:
1. Сакердос, архиепископ Лиона; святой;
2. Леонтий, архиепископ Лионский;
3. Артемия, жена Флорентина (485 г.р.), сенатора.
Их дети:
Гондульф Прованский, герцог, епископ Меца,
Артемия, жена Мундерика Витрея, претендента на Австразию;
Никитий, архиепископ Лиона, святой.

Много лет Рустик служил в Лионе магистратом до посвящения в епископы в 494 г. Папа Геласий l вскоре после посвящения Рустика написал ему в феврале 494 г. рекомендательное письмо. В письме Папа рекомендовал Рустику епископа Епифания Павийского (святой), прибывшего в Галлию из Павии, чтобы позаботиться о выкупе некоторых пленников, удерживаемых бургундским королем Гундобадом. Епифаний отправился в Лион с письмом от Геласия l, по поручению Теодориха Великого.
Рустик, по получении письма, оказал в деле (Теодориха Великого-Папы Геласия l-Епифания-пленных остготов) некоторую финансовую помощь.
По словам Эннодия, освобожденных в Лионе было 400 человек.

Утверждается,что Геласий l спас Рим от голода, хотя исторических доказательств этому нет. Вероятно, в период голода папа раздавал бедным хлеб из церковных кладовых.
Умер папа Геласий l, спустя два года 19 ноября 496 г. Епифаний умер 21 января 496 г. Возможно, оба умерли от голода. В Италии в V в. н.э. отмечаются частые наводнения, стабильное похолодание. В северных областях и в горных регионах производство вина и злаков стало убыточным. Частыми были неурожаи, росла заболеваемость, детская и старческая смертность. Бури и наводнения привели к утрате части суши на побережье Северного моря и в Южной Англии (Лионесс).

Друзья - Аполлинарий и Рустик

В 407 г. римская армия в Римской Британии избрала своим лидером Флавия Клавдия Константина, а Флавий Клавдий Константин провозгласил себя императором.
Взяв все мобильные войска из Британии под командованием Геронтия, он переправился через Ла-Манш на континент.

К маю 408 г. он дошёл до Арля и сделал Арль своей столицей (вместо Рима). Сочетая борьбу и дипломатию, Константин стабилизировал ситуацию в Римской Империи: установил контроль над Галлией и Римской Испанией (современные Испания и Португалия).

В Арле Константин назначил Аполлинария главным министром (с титулом префекта претория).
Аполлинарий был префектом претория Галлии с мая 408 года. Его пребывание в должности продолжалось до 409 г., когда он был отстранён (возможно, Константином III) в пользу Децима Рустика, который также был магистром канцелярий.

Действующий император Западной Римской Империи (ЗРИ), Гонорий, послал армию под командованием Саруса Гота изгнать войска самозванца Константина из Арля. Однако после первых побед Сарус был отброшен.
Тогда Гонорий назначил нового генерала, Флавия Констанция. Он осадил Арль и с нескольких попыток победил Константина. Константин заверял Констанция, что он безопасен и сможет уйти на пенсию в духовную должность, но Констанций не поверил и заключил его в тюрьму, а затем и обезглавил во время своего возвращения в Равенну в августе или сентябре 411 года.  Децим Рустик также был схвачен и казнён. Аполлинарий, конечно же, мог быть на его месте.

Аполлинарий

Аполлинарий был сыном или внуком другого Аполлинария, который был префектом Галлии при Константине II между 337 и 340 гг., и дедом Сидония Аполлинария.
Мало что известно о ранней жизни Аполлинария: предполагается, что он родился около 380 г. в Лугдунуме (Лион). Аполлинарий был отцом двоих детей: Аполлинария, который был префектом Галлии при Валентиниане III (Сидоний вспоминает, что присутствовал вместе с отцом при назначении Астирия консулом в 449 году), и Тавмаста, другого префекта Галлии при Валентиниане III и отца Эулалии, родившегося в 425 г.
Итак: Аполлинарий (дед Сидония) был префектом претория Галлии с мая 408 г. или ранее до 409 г., когда его сменил на посту его друг - Децим Рустик (дед Аквилина). Децима Рустика казнили в 411 г. - рассказы об этом событии с разных сайтов совпадают.

Децим Рустик и/или Рустик Децим (дед/ы Аквилина) и Аполлинарий (дед Сидония Аполлинария)

Рустик Децим в Оверни (Арвенния) женился в 375 г. на Артемии (355 г.р.) из Клермон-Феррана (Августонемет). У них родился сын (400 г.), имя неизвестно. Этот сын и был викарием провинции в Галлии при отце Сидония Аполлинария между 423 и 448 гг. Возраст роженицы Артемии (45 лет) косвенно указывает, что Децим Р. и Рустик Д. два лица.
Этот сын (имя которого неизвестно) женился на Туллии Лионской (410 г.р.), дочери Эвхерия Лионского и его жены Галлии (?), и они стали родителями Аквилина (430- 470), дворянина из Лиона.
Децим Рустик из Трира (тогда Августа Треверорум) и Лиона (Лугдунум) (370-423 гг.). Упоминается иногда и Рустик Децим, но был ли это один человек или двое, не уточняется. Один мог быть из Трира, другой из Лиона.
Децим Рустик (или Рустик Децим) - один или оба, отвечал/ли за вывод войск из Британии.
 
Преемственность в дружбе. Друзья - внуки Аполлинария и Рустика (Сидоний Аполлинарий и Аквилин)

Аквилин

Он был сыном викария, который служил при Аполлинарии (423-448 гг.), деде Сидония Аполлинария.
Аквилин был школьным товарищем и другом Сидония Аполлинария.
У него были дети: святой Вивентиол и святой Рустик, архиепископ Лиона (второй в списке первых архиепископов Лиона):
1. Лупицин Лионский (491-494 гг.), епископ Лиона, первый архиепископ Лиона, святой.
2. Рустик, преемник Лупицина с 494 г., святой
3. Леонтий, сын и преемник Рустика с 501 г.
4. Никитий, племянник и преемник Леонтия.

Сидоний Аполлинарий

Он был школьным товарищем и другом Аквилина.
Сидоний так же родился в Лионе. Его отец, имя которого неизвестно (как и имя отца Аквилина), был префектом Галлии при Валентиниане III (Сидоний с гордостью вспоминает, что присутствовал вместе с отцом при назначении Астирия консулом на 449 г.).
Сидоний женился на Папианилле, дочери императора Авита, около 452 г. Этот союз произвел на свет одного сына, Аполлинария, и по крайней мере двух дочерей, Северину и Россию, которых Сидоний упоминает в своих письмах. Дочь Алкима упоминается гораздо позже Григорием Турским, и Теодор Моммзен предположил, что Алкима может быть другим именем одной из его дочерей. В качестве приданого Папианиллы Сидоний получил летнюю виллу на озере Эдат , названную Авитакум.

Тесть Сидония, Авит, стал императором в 455 г., и Сидоний написал ему панегирик.
В 455-456 гг. Сидоний провел время при дворе Теодориха II , короля вестготов, и написал письмо об этом опыте своему зятю Агриколе. Это письмо, помещенное первым в антологии переписки Сидония, восхваляет Теодориха как идеального короля.
В 456 г. бронзовый портрет Сидония был добавлен в галерею писателей в библиотеках Форума Траяна, последняя статуя, воздвигнутая там.
В 457 г. Майориан лишил Авита империи и захватил город Лион; Сидоний попал в его руки. Однако репутация учености Сидония заставила Майориана относиться к нему с величайшим уважением. В ответ Сидоний составил панегирик в его честь (как он ранее сделал для Авита). Майориан принес ему за это статую в Риме и титул комита.
В 467 г. Сидоний был на свадьбе дочери императора Антемия.
В 468 г. император Антемий назначил его городским префектом Рима, и он занимал эту должность до 469 г. Сидоний представляет это как награду за его литературные способности и особенно за панегирик, который он написал в честь Антемия, но это назначение, вероятно, также было частью усилий Антемия завоевать поддержку римских аристократов в Галлии. После этого Антемий сделал его патрицием и сенатором.

В 469 году Сидоний был избран преемником Эпархия, родственника своей жены, на пост епископа Аверны (Клермона). Он мало говорит об этом в своих трудах, и по-видимому, он не желал этой роли. В письме бывшему префекту претория Тонантию Ферреолу он призывает его сменить свою мирскую жизнь «среди префектов Валентиана» на религиозную жизнь «среди совершенных людей Христа». Григорий Турский говорит о Сидонии как о человеке, который мог служить мессу по памяти (без таинства) и произносить спонтанные речи без каких-либо колебаний. Он пишет в похвалу аристократам, которые поддерживали Церковь, аскетам и авторам богословских трудов, включая тех, кто включил языческую философию. Став епископом, он публично заявил, что откажется от языческой поэзии, как несовместимой с религиозной жизнью, но продолжал писать и обмениваться поэзией в частном порядке.

В течение трех лет, с 473 по 475 год, Сидоний и его зять Экдик руководили обороной Клермона, который ежегодно подвергался нападению вестготов при короле Эйрихе. Он сравнил конфликт с карфагенским захватом Капуи во время Второй Пунической войны, определив Эйриху роль Ганнибала, а себе — Деция Магия, преданно защищавшего город от имени Рима.

Когда город был окончательно завоеван, он был заключен в тюрьму и сослан в Ливиану, но Эйрих позволил ему вернуться и возобновить свою деятельность в качестве епископа в 476 или 477 году после вмешательства советника короля Льва. После этого Сидоний поддерживал связи со двором Эйриха. Эйрих отдавал предпочтение арианству, а Сидоний поддерживал контакты с католическим духовенством по всей Галлии и за ее пределами, чтобы оказывать им поддержку в юридических спорах и давать рекомендации.

Сидоний согласился на определенную степень сотрудничества с двором Эйриха, как на необходимую для поддержания единства римской аристократии в Галлии, но он был враждебно настроен к готам, написав сенатору: «Вы избегаете варваров, потому что у них плохая репутация; я избегаю их, даже когда у них хорошая». Он высмеивает литературные претензии двора Эйриха, который был известен как Атенеум, и представляет вестготское завоевание как ответственное за переворот в общественном порядке, который поставил необразованных у власти над образованными. Он был вовлечен в юридические споры с готским дворянином, который захватил большую часть земель его тещи, и столкнулся с Серонатом, которого он считал коллаборационистом, за то, что тот поощрял их размещать свои войска на виллах римских аристократов.

Его враждебность к Эрику нашла отражение в его решении открыть свой сборник писем, опубликованный около 477 г., письмом, восторженно восхваляющим Теодориха II, которого Эрик убил, чтобы занять вестготский трон.

Письмо внука Аполлинария (Сидония Аполлинария) внуку Аквилина (Рустику)

Ценные сведения из писем Сидония, по большей части, литература, а не документалистика. В эпистолярном жанре он подражал Петронию Младшему.
В письме другу Аквилину он называет дедом Аквилина некоего Рустика (письмо не позднее 470 г. - в 469 г. С.А. назначили епископом Клермона - учебной базы будущих Пап и кардиналов)
Письмо от Сидония к Аквилину, возможно, написано в период охлаждения отношений из-за разногласий. Сидоний писал:
"Друг, я несомненно нахожу полезным для себя способность друга на всякую добродетель. И я надеюсь, что ты считаешь то же самое: чтобы у нас было столько уз, чтобы связывать нас, сколько у нас есть причин для объединения. Такие узы наследственны в наших семьях; я только вспоминаю опыт прошлого. Позвольте мне призвать в качестве свидетелей наших дедов Рустика и Аполлинария, которых, как удачи и отвращения, объединила благородная дружба. У них был схожий вкус в литературе, их характеры были похожи; они пользовались схожими почестями и подвергались одинаковым опасностям. Они были одинаково согласны в отвращении к непостоянству Константина, нерешительности Иовина, вероломству Геронтия; оба выделяли недостатки, присущие каждому человеку, и оба находили в Дардане сумму всех существующих пороков. Если мы спустимся к годам между их временем и нашим, то увидим, что наши отцы воспитывались вместе с нежной юности и до зрелости. В правление Гонория, будучи трибунами и секретарями, они служили за границей вместе в таком тесном товариществе, что среди всех оснований их согласия тот факт, что их собственные отцы были друзьями, казался наименее существенным. При Валентиниане один из них правил всей Галлией, другой — только ее областью; тем не менее им удавалось уравновесить свои достоинства братским равновесием; тот, кто занимал низший ранг, имел старшинство в должности. И теперь старая традиция доходит до нас, внуков, чьей самой дорогой заботой должно быть предотвращение того, чтобы привязанность наших родителей и наших предков претерпела какое-либо уменьшение в наших
родителей и наших предков претерпела какое-либо уменьшение в наших личностях. Но существуют связи всех видов, помимо этой наследственной дружбы, которая должна сблизить нас; мы связаны равенством лет не меньше, чем тождеством места рождения; мы играли и учились вместе, разделяли одну и ту же дисциплину и отдых и воспитывались по одному и тому же правилу.
Итак, на то, что осталось от жизни теперь, когда наши годы приближаются к порогу возраста, давайте под провидением Божиим быть двумя личностями с одним умом; и давайте прививать нашим сыновьям то же самое взаимное уважение; давайте следить за тем, чтобы объекты, которых они желают и отвергают, преследуют или избегают, были одними и теми же. Это действительно увенчало бы наши обеты, если бы мальчики, которые носят почетные имена Рустика и Аполлинария, возродили в своих грудях сердца этих прославленных предков. Прощайте."
И действительно, получатель сего письма Аквилин назвал сына Рустиком в честь деда, и заодно в знак солидарности с Сидонием, который назвал сына Апполинарием, тоже в честь деда. Но нигде не упоминается, что Аквилин помогал С.А. и его зятю в трудную минуту - в обороне Клермона (473-475 гг.)

Аркадий

Родственные связи Сидония Аполлинария прослеживаются на протяжении нескольких поколений, как повествование о судьбе семьи: от выдающегося положения во времена его деда по отцовской линии до более позднего упадка в VI веке при франках.

Внук Аполлинария, Сидоний Аполлинарий, был зятем императора Авита и в 469 г. стал епископом Клермона, сохраняя эту должность до своей смерти в 480-х годах.

Сын Сидония - Аполлинарий, который был корреспондентом Рюрика Лиможского, командовал отрядом, сформированным в Оверни в битве при Вуйе в 507 г., где готы были решительно разбиты франками. Он также был епископом Клермона в течение четырех месяцев до своей смерти.

Внук Сидония, сын Аполлинария - Аркадий, услышав слух о смерти короля вестготов Теодориха I, предал Клермон Хильдеберту I , королю франков, но бросил свою жену и мать, когда появился Теодорих l.
Его следующее появление в истории Григория Турского - слуга короля франков Хильдеберта l: мы уже узнали, что в 531 г. Аркадий с ножом и ножницами был послан сыновьями королевы франков узнать о судьбе её внуков от погибшего Хлодиона. Судьба зависела от выбора королевы франков - Клотильды Бургундской (нож или ножницы).
Как обычно, если дело происходило при участии членов семейства Сидония, последствия были трагические. Ответ повернули так, чтобы внуки не мешали в наследовании трона франков.

Подвохи хронологии

Сидоний Аполлинарий:
Хронология от деда (префект Галлии 337-340 гг.) или отца (префект Галлии 408-409 гг.) к Сидонию (430 – 481/490) выглядит достоверно.

Аквилин:
Хронология от деда (370-423, (префект 410-413 гг., обезглавлен в 411 г.) и отца (викарий 423-448) к Аквилину (423-470 гг.) хромает и превращается в хромологию. Если хронология действительна, то словосочетание "отрезать голову" надо понимать иносказательно - лишить места или лишить начальства (головы), что одно и то же. Возможно, в одних случаях надо понимать словосочетание иносказательно, а в других буквально. Тогда и конфликт между бургундскими братьями, Гундобабом и Хильпериком ll, уже не кровавая драма, как говорили, а изгнание Хильперика ll из Лиона.
___________
Адреса сайтов здесь не сохраняются. Ищем по именам:

1. Decimus Rusticus (sometimes Rusticus Decimus) of Treves (then Augusta Treverorum) and Lyon (Lugdunum) (c. 370 – before 423) was a Master of the Offices and the praetorian prefect of Gaul between 409 and 410 or 413. He was one of those responsible for the withdrawal from Britannia.

2. Gaius Sollius Modestus Apollinaris Sidonius, better known as Sidonius Apollinaris (5 November,[1] c. 430 – 481/490 AD), was a poet, diplomat, and bishop. Born into the Gallo-Roman aristocracy, he was son-in-law to Emperor Avitus and was appointed Urban prefect of Rome by Emperor Anthemius in 468. In 469 he was appointed Bishop of Clermont and he led the defence of the city from Euric, King of the Visigoths, from 473 to 475.

3. Apollinaris was Praetorian Prefect of Gaul from May 408 or earlier until 409 AD,[1] when he was succeeded by his friend Decimus Rusticus. He was the grandfather of Sidonius Apollinaris and was the son or grandson of another Apollinaris who was Prefect of Gaul under Constantine II between 337 and 340.

4. Saint Rusticus (c. 455 – 25 April 501), the successor of Saint Lupicinus of Lyon (491-494), served as Archbishop of Lyon from 494 to April 501.[1] Later canonized and venerated in the Catholic Church, his feast day is 25 April.
Family


Рецензии