Век остготских королей Римской империи

(Из цикла «Азбука Рима»)
                «И помчались один за другими они,
                Точно тучи…»
                Н. Гумилев)
    На следующий вечер, снова собравшись  за  чаем у наших друзей-историков, мы задались вопросом:
- Долго ли  оставались остготские правители в Италии?
- Остготское правление в римской империи длилось почти век – продолжил свой рассказ Александр Иванович. - Расправившись с Одоакром, первым германским правителем западной части римской империи, бразды правления взял в свои руки Теодорих.
- Он тоже был германцем?
-  Да. Он был выходцем из  знатного остготского рода Амалов. Оставляя  холодные балтийские берега, готы направились на юг и постепенно заняли часть Причерноморья. Спускаясь по Дунаю, они приблизились к границам Римской империи.  Начались неизбежные вооруженные столкновения, которые  нередко заканчивались легко нарушаемыми  мирными соглашениями. По условиям одного из таких мирных договоров 8-летнего Теодориха в качестве заложника отправили в  Константинополь. Прожив в Византии  десять лет, с 459 по 469 год, Теодорих познакомился с римской культурой, освоил греческий язык. Уже тогда у него появилось  уважительное отношение к античному наследию древней римской  империи. После смерти отца в 474 году  Теодорих стал верховным королём готов. Продолжая многолетние войны с соседними племенами, Теодорих  вскоре покорил вестготов и получил прозвище Великий. Надо сказать, что, несмотря на военную успехи и славу, Теодорих зачастую старался мирно уладить противоречия,   заключая брачные союзы. Теодорих сам женился на сестре Хлодвига, правителя соседнего племени франков из династии Меровингов, свою  дочь выдал замуж за вестготского короля Алариха II, свою сестру — за короля вандалов Тразамунда, а племянницу — за короля бургундов.
    После того, как его сестра Амалафрида стала супругой важного византийского придворного, Теодорих сблизился с византийским императором  Зеноном. Тот даже назвал его своим другом, произвёл в патриции, а со временем назначил верховным главнокомандующим.   В 488 году Теодорих по договоренности с Зеноном отправился  в Италию, где после устранения Одоакра должен был стать наместником. Но Зенон вскорости умер, а новый император Анастасий, затеял мудрёные переговоры. Теодорих  очень скоро потерял терпение и позволил готскому войску провозгласить себя королём «без приказа нового императора».
- Значит, Теодорих, как и Одоакр, не претендовал на титул императора?
- У готов звание короля было самым почетным, и в намерения Теодориха никак не входила борьба с императором. Мечтой Теодориха было создание союзного государства остготов и римлян. Кстати, со временем император Анастасий I всё-таки признал Теодориха, и  в 516 году  вверил ему управление западной частью римской империи. Выступая в роли преемника и защитника римских традиций, Теодорих  сохранил  в стране прежний  бюрократический аппарат, судебные, финансовые и муниципальные учреждения. Римские первосвященники  пользовались при нём относительной независимостью. Не будучи христианином, Теодорих относился терпимо к христианским и даже нехристианским культам. По его приказу были восстановлены даже разрушенные  еврейские синагоги.  Права римлян соблюдались во всём, за одним лишь исключением: только готы могли носить оружие и проходить военную службу.   
    В 500 году Теодорих  совершил торжественную поездку в Рим. Древние памятники Вечного города привели его в такой восторг, что внес значительные пожертвования на восстановление города,  улучшил городское управление,  почтительно относился к сенату, а для народонаселения города устраивал  пышные игры в Колизее.
    Однако свою  столицу Теодорих обустроил в хорошо укреплённой Равенне, окруженной непроходимыми болотами. Он возвел для себя роскошный дворец, построил немало церквей и оборонительных замков. Кстати, изображение дворца Теодориха  сохранилось на мозаике одной из равенских церквей, возведённой в те далекие времена и уцелевшей до наших дней. Столица Теодориха  сделалась не только центром политического управления, но  прибежищем для  самых  просвещённых людей того времени, среди них «последний философ античности» Боэций, историк Симмах и писатель Кассиодор.  Король назначал философов и писателей на важные государственные должности. Это время даже получило название остготского возрождения. Впрочем, оно не сильно смягчало жестокости нравов того времени.  Когда Теодориху донесли  о тайных замыслах и интригах великих царедворцев, он казнил сначала Боэция, а затем и лидера сената Симмаха.
     За долгое 30-летнее правление Теодориха  границы  римской империи вышли    за пределы  Апеннинского полуострова. Помимо Италии и Сицилии в неё вошли часть Южной Галлии и Балканского полуострова, а также Испания.  В 491 году Теодорих  даже смирил  на время грозных и свирепых вандалов.
- А откуда они взялись и где обретались  эти вандалы?
- Надо сказать, что вандалы - такой же  союз древнегерманских племён, родственных готам. При императоре Константине Великом  они поселились  в Паннонии. Это территория современных  Венгрии и Австрии. Отступая от других,  более сильных готских племен, они направились в ещё не тронутую нашествиями Испанию.  Но в 415 году готское войско   под предводительством Атаульфа настигло  их в Испании. Тогда вандалы переправились через Гибралтар  и обосновались в Африке. Королевство вандалов и аланов занимало территории современных  Туниса, части Алжира и Ливии. Резиденцией их короля стал Карфаген.
- Разве эта  прибрежная часть Африки входила в состав Римской империи?
- Но варвары захватили её, а  романизированное население этих провинций они просто изгоняли или обращали в рабов и слуг. Войска Теодориха  встретились с  ордами варваров в Сицилии и нанесли им столь сильное поражение,  что Карфаген  отказался от всех  своих притязаний. Чтобы закрепить победу,  Теодорих, по своему обычаю,  выдал свою овдовевшую сестру Амалафриду за короля вандалов Тразамунда. Со значительной свитой из 1000 отборных воинов и 5000 их слуг Амалафрида отправилась в Карфаген, и всеми силами  поддерживала брата. Надо сказать, что Тразамунд оставался союзником Теодориха до своей смерти. А вот следующий король вандалов выступил против  Теодориха. Он убил вдовствующую  королеву Амалафриду и зверски расправился со всей её свитой.
    Вознамерившись отомстить кровожадному варвару, Теодорих немедленно стал готовиться к походу на Карфаген. Но не ко времени  заболел,  и 30 августа 526 года  Теодорих Великий умер. Похоронили короля около Равенны. Дочь  Амаласунта возвела над его гробом роскошный мавзолей. Массивное круглое сооружение покоилось  на десятиугольном фундаменте, и было  покрыто гигантской глыбой  диаметром в 11 м и весом в 300 тонн. Кстати, мавзолей сохранился до наших дней и ныне работает как музей.
- Значит, с вандалами  Теодорих так и не справился?
- Эту сложную задачу решил летом 533 года  Велизарий, полководец византийского императора  Юстиниана, о котором мы ещё поговорим.   С огромной 15-тысячной армией он высадился на берегах Северной Африки, и в первом же сражении разгромил войско вандалов. После взятия  Карфагена германское королевство вандалов и аланов перестало  существовать. Северная Африка перешла под власть Византии.
- А кто стал королем после Теодориха?
- Сыновей у Теодориха не было. Поэтому  наследовали  ему внуки.  В Испании королём стал его внук Амаларих, а в Италии королем провозгласили 10-летнего внука покойного короля – Аталариха. Но фактически за него правила дочь Теодориха - Амаласунта.    Аталарих не обнаружил склонности к государственным делам. Легкомысленные друзья из королевской свиты пристрастили Аталариха к  кутежам и беспутству. Благоразумные наставления матери вызывали лишь злость и негодование, которые строптивый сын глушил вином.  Кончилось тем, что никчёмный внук великого Теодориха  спился вконец, заболел и умер.
   Несчастная Амаласунта, осознавая недовольство  окружения единоличным, да ещё и женским правлением, решила взять в соправители  сына сестры Теодориха, своего двоюродного брата Теодахада. Коварный и властолюбивый братец уже через месяц после коронации расправился с приближенными Амаласунты, а саму её отправил в заточение на уединённый остров. Там, по преданию, Теодахад расправился с Амаласунтой  распространенным в Византии  безжалостным способом - задушил горячим паром в бане.
     Возмущенный дворцовым переворотом византийский император Юстиниан I,  объявил  остготам   войну, и направил  в Италию своего лучшего военачальника Велизария.  Начался долгий  20-летний период противоборства Византии и остготов, время нескончаемых битв, заговоров и предательств. Презренный  Теодахад скоро потерял всякую поддержку и был убит сторонниками военачальника  Витигеса, которого провозгласила королем  часть остготского войска. 
     Человек незнатного происхождения, но преданный и храбрый воин, Витигес был  сперва оруженосцем у Теодориха. Со временем, король доверил ему   верховное командование над всем готским войском, собравшимся на юге  страны. По совету опытных царедворцев Витигес, чтобы повысить свою значимость и обеспечить легитимность, решил   жениться на дочери королевы Амаласунты - Матасунте.
- То бишь,  на  внучке Теодориха? 
- Да, таким образом он сближался с королевским родом  Амалов  и получал законное право на королевскую власть. В ранге законного короля Витигес с громадным войском приступил к осаде Рима. Оборонял  Вечный город небезызвестный нам Велизарий. За год и девять месяцев  изнурительного  противоборства армии византийцев и остготов 69 раз сходились в жестоких сражениях, не считая мелких стычек при доставке продовольствия к осажденному  городу.
    В марте 538 года  Витигес  неожиданно снял осаду и устремился к Равенне, где оставалась его жена Матасунта,  и куда из Константинополя по морю подступали византийские войска. В это же время в Италию нагрянул   король франков  Теодеберт    во  главе стотысячного войска. Полудикие франкские полчища нападали как на лагеря готов, так и на византийские отряды. Набрав добычу,  многие из них в нарушение воинской дисциплины просто возвращались домой. Не рассчитывая на помощь франкского короля, Витигес попытался обратиться за помощью к персидскому царю Хосрову I. Тогда    обеспокоенный император Юстиниан приступил  к мирным переговорам. Условия договора были поистине жесткими и бесславными.  Витигес должен был отдать половину королевских сокровищ в уплату за военные издержки, и к византийской империи отходили все территории  на юг от реки По. У Витигеса  оставалась лишь полоска земли между  владениями франков и Византией. Однако  Велизарий,  уверенный в возможности полной победы над готами, не согласился с предложениями императора. На фоне  разногласий между императором и Велизарием  собравшиеся в Равенне готские вожди задумали даже предложить Велизарию корону «короля западного» и сдали Равенну  в мае 540 года.  Заслышав о крамольных планах, император срочно отозвал    своего военачальника  в Константинополь. Погрузив на судна королевские сокровища,  короля Витигеса, королеву Матасунту, и  плененных знатных готов, Велизарий отправился на родину, где вместо наград его ждала опала. Но это уже другая история.
   Что касается Витигиса, то он в Константинополе принял ортодоксальную веру, получил от Юстиниана  сан сенатора и титул  патриция. Через два года, Витигес умер в имении, подаренном ему императором. Овдовевшую королеву  Матасунту Юстиниан выдал замуж за своего брата Германа.
- А что же обездоленные готы?
- Сперва в армии началось повальное дезертирство. Но с избранием в короли храброго полководца Ильдебада, готы   снова пошли в наступление, и вскоре им удалось захватить две важные провинции -Лигурию и Венецию. Но во время разгульного пира после  очередной победы Ильдебада  был убит своим приближенным за то, что отдал его невесту за кого-то другого. Через пять месяцев солдаты убили и следующего за ним короля, после чего новым правителем остготов стал Тотила, племянник Ильдебада.
  - Тотила оказался талантливым и искусным военачальником. Собрав все силы, он напал на византийцев и нанес им такое поражение, что соперники бежали и спасались за стенами укрепленных городов. К недоумению византийских военачальников, Тотила не тратил сил и времени на осаду городов. Он изолировал их и шёл дальше. Если же крепость сдавалась, он сравнивал её с землей. Устремившись на юг, Тотила обошёл Рим и прорвался в незатронутую войной нижнюю Италию, где  не было проблем со снабжением его постоянно пополнявшейся армии. Причём византийские наемники, не получая жалованья, тоже переходили на сторону Тотилы. Взяв и разрушив несколько южных городов, Тотила подошёл к Неаполю, который вскоре сдался ему. Юстиниан в панике снова назначил главнокомандующим  Велизария, который осенью  544 года   высадился в Равенне. Тотила, развернувшись, по пути взял ещё несколько городов и приступил к  осаде  Рима. По Вечному городу неизвестные разбрасывали прокламации с обещанием Тотилы не мстить и  обеспечить согласие между римлянами и готами.
   Меж тем   Велизарию, который спешно продвигался с войсками от Равенны,   не удалось пробраться в Рим по Тибру,  и 17 декабря 546 года Тотила вошёл в Вечный город практически без сопротивления. Наёмные  солдаты, уже давно не видевшие жалования, открыли ворота готам.
   Тотила готов был приступить к переговорам о мире, но  Византия  видела в нём лишь бунтовщика и требовала безусловного подчинения. В ответ Тотила, взяв с собой в заложники нескольких сенаторов и знатных горожан,  отправился дальше, в Южную Италию. 
    Велисарий, войдя в Рим, без промедления занялся     восстановлением и укреплением оборонительных стен Вечного города.  Он даже послал императору Юстиниану ключи от Рима, рассчитывая получить необходимую поддержку для ведения дальнейшей борьбы. Но подозрительный Юстиниан, опасаясь успешного и популярного военачальника, отказал ему в поддержке. Возмущенный  Велизарий  заявил о своем намерении вернуться в Константинополь. Император дал своё согласие, и  Велизарий покинул Италию.
   После удаления Велизария,  Тотила снова осадил Рим,  и снова недовольные солдаты открыли ему врата города.  На этот раз    Тотила попытался наладить обычную городскую жизнь. Он призвал вернуться оставивших город сенаторов и торговцев,  обеспечил доставку хлеба, даже стал  устраивать представления в цирке.
    Одновременно военные отряды Тотилы  продолжали наступление на юг Италии. Весной  Тотила высадился в Сицилии и сделал стратегически важный  остров опорным пунктом для нападения на Византию. Триста готских кораблей опустошили  Корфу и Эпир.  Другое готское войско на севере взяло город  Римини, и разбило императорские войска под Равенной.
   Вот тогда  Юстиниан, раздосадованный нескончаемой итальянской кампанией,  направил   в Италию мощную армию. Во главе её он поставил своего доверенного командующего - евнуха Нарсеса, извечного соперника Велизария. Уничтожив готские суда, византийцы захватили  Сицилию и нанесли сильный урон армии остготов. Тотила, указывая Юстиниану на общую для византийцев и готов опасность со стороны франков, которые уже захватили Венецию, запросил мира на условии  освобождения значительных территорий, выплаты ежегодной дани и помощи императору во всех его войнах.  Непреклонный Юстиниан снова  ответил отказом.
   Меж тем Нарсес  подошёл к Равенне с моря и, взяв её, направился дальше. С войсками Тотилы он встретился у подошвы Апеннинского хребта, неподалеку от городка Тадино (ныне Тагине). Здесь жарким  летом    552 года  произошла решающая историческая битва, положившая конец правлению Тотилы. Плоскогорье, на котором полегло более 6000 воинов Тотилы, получило название  Буста Галлорум или «Могила галлов». Жители Италии со времен галльской войны Цезаря всех «нашественников» с севера называли галлами.
- А сам Тотила?
- Есть две версии. По одной, он был сражен в бою стрелой, по другой версии, вероятно, византийской – пронзён копьем во время бегства.  Готские воины вынесли смертельно раненого короля с поля боя, но он вскоре умер. Причём по окончании битвы византийские солдаты вскрыли могилу и, удостоверившись, что там действительно лежит труп Тотилы, снова её закопали.


Рецензии