Дачный микросоциум

ДАЧНЫЙ МИКРОСОЦИУМ


Вадим Анатольевич окончательно вступил в финальную стадию жизни.
Понимание, что «старость - не радость» теперь уверенно подтверждалось фактурой. Периоды бодрости и энергичности стали редкостью.
Внешняя привлекательность для окружающих опустилась ниже плинтуса.

В течение более полувека сознательной и взрослой жизни уровень благополучия, присущий его семье, нельзя было назвать высоким, но и низким  считать не было бы оправданно.

Такие видимые атрибуты благополучия как дача и автомобиль присутствовали. Хотя дача создана собственными руками за более чем 40 лет, а автомобили, которыми он владел, всегда были одними из самых бюджетных.

Вадиму Анатольевичу с детства явно не свойственны были такие качества, как аккуратность,  тщательность и ресурсная экономность.

Но вот теперь, он стал у себя отмечать склонность к экономии и неприязнь к расточительству.

Трудно понять почему такое стало проявляться. Возможно это острое желание сохранить пусть не самый высокий, но вполне приемлемый уровень жизни в семье.
Или это запоздалое проявление свойственной немцам ( мама из российских немцев) культуры.

Единственной из прародителей, кого Вадим Анатольевич знал  по совместной жизни в юношестве была бабушка - Вальбурга Каспаровна Дешнер ( мамина мама). Другие умерли благодаря «жизнеутверждающей» советской власти еще до его рождения.

 Довольно часто  приходилось слышать упреки от бабушки по поводу проявлений расточительности.

«Экономичать надо!» сердито говорила она и стучала палкой, когда он, например, забывал выключать свет.

А сестра вспоминала эпизод, когда ей не удалось зажечь газ  одной спичкой.
 «Ай-ай-ай...» качала головой бабушка.
 И объяснения сестры, что коробка спичек стоит всего одну копейку, явно не удовлетворяли носительницу строгих немецких стереотипов.


***

После выхода на пенсию Вадим Анатольевич с супругой стали жить как бы на два дома:
 в городе на квартире в холодное полугодие, и на даче в теплый весенне-летне-осенний период календарного года.

Уже более десяти лет как к их дачной жизни присоединились сваты, тоже пенсионеры, хотя и существенно более молодые.

Совместное проживание даже двух людей, как известно, процесс непростой - со своими плюсами и минусами. Еще более причудливы отношения в коллективах с большей численностью.

Возможности продуктивной оперативной взаимопомощи, удовлетворение простой человеческой потребности в общении — несомненный плюс.

А вот неизбежная разность характеров, ценностных и поведенческих стереотипов при совместном проживании в условиях неизбежных столкновений в ограниченных по  времени и в пространстве местах —  продуцирует рост неудовлетворенности индивидуумов.



***


Дачные будни

**

ВЛАДЕЛЕЦ

Просыпался Вадим Анатольевич рано, обычно около 4-х часов утра. Благо солнце уже наполняло природу дневным светом. Три - четыре часа утренних работ были самыми продуктивными  для него, особенно если бодрость и энергетика не подводили.

Полить огурцы, срезать больные листья на огороде, опрыскать огород и сад от вредителей и болезней, покосить траву и еще тысяча  дел, направленных на поддержание важных функций  живых и неживых дачных объектов.

Коммунальные проблемы систем электроснабжения, водоснабжения, уборки мусора тоже по сложившейся практике входили в его обязанности.

Однако, важные инвестиционные дела, связанные с ремонтом и модернизацией строений и технических установок, как правило, оставались на более поздние периоды дня.

Радующая продуктивность раннего утреннего периода определялась не только живительной бодростью, но и  отсутствием помех со стороны не страдающих утренней активностью дачных сожителей.

Около восьми часов утра  он готовил себе завтрак, основу которого составлял грубо нарезанный салат из свежих овощей и фруктов.

После завтрака Вадим Анатольевич, ощущая признаки физической усталости, поднимался в свою маленькую комнатку на втором этаже и открывал ноутбук.

*

Применение компьютера делилось у него на четыре направления.



Первое — это написание текстов на общественно-политические темы, в которые он был погружен со времен перестройки, а также лирика, связанная в основном с печалями старости,
   

Готовые тексты Вадим Анатольевич размещал на одном из открытых литературных интернет-порталов.

Такую активность он связывал с потребностью в общении, удовлетворять которую с близкими людьми  в старости удавалось все меньше.

Особыми успехами на этом поприще хвастаться не приходилось, но несколько тысяч интересующихся его творчеством читателей имелось.

Вполне достаточно для  не самого жадного тщеславия.



Вторая составляющая применения компьютера заключалась в попытках заработать добавку к пенсии через интернет и в повышении уровня знания английского языка.

Зарабатывать никак не удавалось, но надежда не умерла. Попытки он не прекращал, руководствуясь принципом «не догоню, так согреюсь».

На продолжение изучения английского его подвигли успехи внучки -  гимназистки в освоении этого языка.

Видимо рассчитывал на то, что этим он поддержит желаемый уровень общения с любимым существом.

Очевидных результатов не наблюдалось, но надежда не умирала.



Третья составляющая — это поиск и прочтение (или просмотр) публицистических материалов общественно — политического характера.

Дело в том, что Вадим Анатольевич был весьма политизированным человеком. Инженерное образование и трудовой стаж не помешали ему проявить в 80-х и 90-х годах двадцатого века живой интерес к политологии, социологии, психологии.
Либеральные убеждения основательно поселились в его представлениях о благополучии человечества.



Четвертая составляющая — просмотр фильмов, как правило, мелодрам.  Усталость и печальное состояние души от ощущаемого отторжения со стороны любимых, временами остро требовали компенсации. Никчемная содержательная составляющая сюжетов мелодрам демонстрировала таки картины простых сердечных отношений людей, и  помогала ему  смягчать душевный напряг.

*

Обеденное и вечернее время для владельца дачи уже не было таким продуктивным в созидательном плане. Два - три часа работы основательно утомляли его и склоняли к отдыху или к работе на ноутбуке. Да и активность содачников создавала слишком много помех  для реализации его устремлений.


**


СВАТ


Сват тоже был жаворонком и, как правило, вставал также рано около 4-х часов утра. Но характер  утреннего времяпровождения у него существенно отличался от хозяйского.
В течение 2-х, 3-х часов он готовил и пил кофе, прогуливался по участку и за его пределами и много курил.
Уже где-то к восьми-девяти часам он начинал проговаривать свои планы на день и проблемы связанные с этими планами.
Похоже, что он таким образом реагировал на картину снующего по участку хозяина.

Устремления свата преимущественно были направлены на совершенствование внешних характеристик дачной среды. И у него это не плохо получалось. Особенно показательно выглядело подметание внутреннего дворика, производимое с необыкновенной, но явно рационально не оправданной тщательностью.

Часов в 8-9 утра, когда просыпались бабушки он, как правило, начинал выполнять ранее предписанные задания женщин или согласованные с ними собственные задачи.
Эти работы, связанные с субъективными представлениями о красоте и совершенстве, обильно перемежались  у него перекусами, кофе и перекурами.

Нередко он резко, несдержанно негативно реагировал (явно не политкорректно) на запахи и прочие  непорядки, производимые владельцем в процессе выполнения
садово — огородных и прочих,  не всегда внешне привлекательных  дел.

**

«БАБОЧКИ»
( так в шутку называл женскую составляющую дачного социума владелец)


Бабушки поднимались обычно в девятом часу утра и после туалета и умывания, со вкусом и нарочитой вальяжностью приступали к завтраку городского типа. Кофе, нарезки колбасы, сыра и т. п.
Легкие пересуды с шутками по поводу собственных пристрастий и слабостей, как правило, сопровождали завтрак.

Как и для большинства пожилых женщин им была свойственна несдержанность в своих сиюминутных чувственных потребностях и слабая склонность рационально взвешивать последствия собственных решений и действий.

Не самое распространенное для пожилых женщин России обладание вполне еще дееспособными  мужьями, пожалуй, только усугубляло отмеченные выше слабости.

Так случилось, что мужчины все еще жалели своих спутниц жизни и легко откликались на их обоснованные или нет обращения о помощи.

Результат слабостей выражался в не одном десятке лишних килограммов у каждой, в некорректном, нетактичном отношении к мужчинам.

Чувственность и отсутствие развитой способности выхода за пределы собственного Я, а также даже желания критического подхода к собственным решениям и действиям - рождало проявления расточительности, лживости (в том числе, в отношении самих себя), гонора и  даже элементов подлости (вероятно плохо сознаваемой).

Поле их созидательной деятельности между перекурами, перекусами, пересудами, формированием заданий мужьям -  заключалось в основном  в приготовлении пищи, консервировании фруктов и овощей.
У них это вполне не плохо получалось.
Однако выглядело это как показательные выступления, требующие внимания и помощи зрителей. Интересы и удобства тех, для кого якобы предназначались результаты их работы, практически не учитывались.

Риторическая готовность к уходу за огородом в значительной степени оставалась фикцией.
Физические кондиции женщин и отсутствие крестьянской  склонности к постоянному наблюдению за условиями роста растений не столько помогали хозяину, сколько создавали ему помехи.


***


Размышления хозяина


Как человек весьма вовлеченный в гуманитарные науки Валим Анатольевич активно рефлексировал по поводу радикальных различий по ценностям и поведенческим стереотипам между собой и его дачными сожителями.

Бывало непонимание установок и устремлений жены и сватов, их мотиваций поднимало в его груди волну неприязни и даже гнева. Выливалось это в попытки объяснить дачным сожителям, на отдельных примерах их поведения, иррациональность их установок с точки зрения  общего блага.
 
Тщетно!!!

Отсутствие у оппонентов способности аргументировать свою позицию, отход риторики  от первоначального предмета обсуждения, нежелание определить хоть какие-то элементы согласия и критерии оценки результатов деятельности, в пух и прах разбивали надежду на возникновение хотя бы сомнений у его счастливых родственников.


Попытки понять психику своих сожителей не позволяли ему остановить размышления на данную тему.

Ему было известна закономерность деления социума на:
 -с одной стороны, меньшинство обладателей развитой способности критически мыслить и более объемно наблюдать окружающий мир,
 -и, с другой стороны, большинство, которое склонно преимущественно руководствоваться своими локальными желаниями и эмоциями, по сравнению с сознанием и волей.


Похоже эта закономерность проявлялась и в дачном микросоциуме в аналогичных пропорциях.

**

По каким же границам проходит различие в ценностях и поведенческих стереотипах  составляющих социум психотипажей?

Наблюдения Вадима Анатольевича склоняли его к следующему перечню различий:

-отношение к имеющимся ресурсам (время, энергия, деньги).

Большинство не склонно к рациональному использованию наличных ресурсов, не устремлено к накоплению в целях повышения благополучия в будущем или хотя бы в целях страхования от будущих проблем.

Меньшинство, напротив,  имеет установку на экономию в целях инвестирования в будущее;

-отношение к содержательным и внешним характеристикам объектов внимания.

Большинство преимущественно легко воспринимает внешние, поверхностные характеристики объекта наблюдения и доверяет им.

Меньшинство скептически относится к внешним характеристикам объекта, стараясь понять и оценить его содержательные, функциональные характеристики;


-отношение к новому, непривычному.

Большинство настороженно относится к чему - либо непривычному.

Меньшинство с интересом относится к ранее неизвестным предметам, процессам, явлениям, рассматривая их как средство расширения собственных знаний и возможностей.


-отношение к средствам достижения лучшего уровня жизни.

Большинство ищет возможности повышения уровня жизни за счет окружающей среды, через доступ к общим ресурсам или ресурсам, принадлежащим другим людям.

Меньшинство старается улучшить свое  положение активно используя собственные  ресурсы.



**


Постоянно пытаясь понять причины таких основательных различий в социуме и стараясь сдержать раздражение и гнев, Вадим Анатольевич  приходил к следующем объяснениям.

Большинство людей находится в сильной зависимости от своих сиюминутных предпочтений,  хотелок и страстей.
Красивости, вкусняшки и прочие привлекашки являются для них своеобразным наркотиком и заглушают сознание и волю.
Это можно рассматривать как социальную болезнь.

Задаваясь вопросом почему поведение активного критически мыслящего меньшинства тоже не рассматривать как зависимость от собственных предпочтений, владелец дачи допускал возможность и такого взгляда.

Однако в существенно меньшей степени, поскольку меньшинство в значительной мере склонно к познанию и созиданию.
Это сильно расширяет возможности выбора тех или иных действий, делая человека более свободным и независимым.

Часто Вадим Анатольевич задумывался о том, что возможно дачный микросоциум стал бы более органичным, если в составе четверки присутствовали не он один, а две (половина) персоны, относящиеся к тому самому меньшинству по психотипу.

Но уверенным в этом он не был.
 Если , например, активности двух представителей меньшинства не совпадали бы по направленности, то вполне вероятно, что уровень конфликтности и соответственно психологического напряжения в микросоциуме стал бы выше, а не ниже.

Очень может быть,  что природа и эволюция отрегулировали численные пропорции представителей двух различных психотипов социума до оптимальных по критерию выживаемости.


Бен Стаско

17.07.2024 г.

.


Рецензии