Поиски и тщеславие...
Есть даже мнение, что вместо скучных занятий по обществознанию, лучше бы подключить детей и подростков к какому-нибудь безобидному и даже местами полезному модному занятию.
Сейчас модным занятием стали поиски своих предков, чем дальше в прошлое, тем лучше, и дальних родственников.
Когда предков и дальних родственников ищут для того, чтобы поддерживать тесные отношения с родственниками и для того, чтобы передавать детям память о предках - это очень хорошее занятие.
Даже когда предков и дальних родственников ищут не столько для поддержания отношений и для сохранения памяти о них, сколько из простого любопытства, данное занятие остаётся безвредным, даже хорошим.
Но есть люди, которые занимаются генеалогическими исследованиями своих дальних родственников и своих предков, для увеличения степени своего влияния в обществе.
Детям и подросткам же, вполне возможно, полезно знать, что увеличение степени своего влияния в обществе каким-то образом связано с тщеславием.
Сразу и не скажешь, как именно проводить с детьми и подростками занятия по общественному влиянию, но, вполне возможно, школьникам неплохо было бы знать, что влияние человека в обществе есть сумма пяти составляющих: 1) заметность человека, 2) сохранённые им его знакомства и связи, 3) действительные достижения человека, 4) его сохраняемые и действительно проявляемые качества и способности, 5) или исполнительность, или самостоятельность, то есть своеволие человека.
Учёные говорят, что пятая составляющая влияния человека в обществе является амбивалентной или двойственной.
В разных обстоятельствах даже один и тот же человек может добиваться своего влияния или исполнительностью, или своей самостоятельностью, своеволием.
А уж разные люди тем и отличаются друг от друга, что одни добились своего общественного влияния своей исполнительностью, а другие - своеволием.
Но нужно будет на занятии по влиянию в обществе со школьниками, например, пробежаться по другими составляющими влияния.
Заметность человека определяется, конечно, его материальным богатством, а также его знатным происхождением и принадлежностью к политической силе, особенно к той, которая считается в обществе удовлетворительно могущественной.
Может и так получиться, что даже юным школьникам не надо будет долго объяснять, что влияние конкретного человека зависит от того, какие у него знакомства и с какими влиятельными людьми в обществе он поддерживает связи.
Другими словами можно сказать, что выявление пяти составляющих влияния человека в обществе позволяет выработать формулу человеческого тщеславия.
Тщеславие человека является суммой его заметности, сохранённости им влиятельных знакомств и связей и его своеволия.
Тщеславному человеку совершенно не важно, чем именно он поддерживает свою заметность в обществе: или своим материальным богатством, или своим происхождением из знатной семьи, или своей принадлежностью к удовлетворительно могущественной в обществе политической силе.
Помимо тщеславия, выявление пяти составляюющих влияния человека в обществе может помочь школьникам рассмотреть формулы ещё двух общественных явлений: профессионализма и гениальности.
Формулой компетентности человека или его профессионализма является сумма его действительных, а не выдуманных достижений, его сохраняемых и проявляемых качеств и способностей, а также его исполнительности (дисциплинированности).
В формуле гениальности человека остаются и его достижения, и его качества и способности, но его исполнительность заменяется его самостоятельностью или даже его своеволием.
Идти против устоявшихся представлений о каких-то природных или общественных явлениях - это означает проявление человеком не исполнительности, а своей самостоятельности, может быть даже резкого своеволия.
Резкое своеволие часто называют в обыденной жизни упрямством.
Вполне возможно, что упрямство, присущее именно гениям, в каждом человеке воспитать нельзя, но, вполне возможно, что проявление терпимости к проявлению кем-то очевидно гениального упрямства воспитывается!
Если окружающие гения люди проявляют воспитанную в них терпимость к его, гения, упрямству, то это означает, что они не только дают гению высказаться, но и создают условия для осуществления деятельности в соответствии с гениальными высказываниями.
Кроме разработки формул человеческого тщеславия, профессионализма и гениальности, пять составляющих влияния человека в обществе, позволяют рассмотреть любимые учёными французами понятия материально-денежного, культурного и социального капиталов.
В достижения человека входит не столько наличие у него диплома об образовании, который можно не действительно заработать, а купить, сколько те нематериальные ценности, которые человек осваивает, получая конкретное образование.
Именно нематериальные ценности, освоенные при получении образования, то есть знания и умения, и составляют то, что учёные французы называют культурным капиталом.
Деньги, движимое и, особенно, недвижимое имущество, ценные бумаги составляют материально-денежный капитал человека. Это, как говорит уже достаточно обрусевший американец, и ежу понятно.
Происхождение из знатной семьи и поддерживаемые человеком знакомства и связи с влиятельными в обществе людьми составляют то, что учёные французы называют социальным капиталом.
Те люди, которых часто а обществе называют капиталократами или олигархами, но которые не происходят из знатных, родовитых семей, могут купить и титулы, и связи с влиятельными в обществе людьми и даже принадлежность к удовлетворительно влиятельным, могущественным в обществе политическим силам.
Или принадлежность к удовлетворительно могущественным в обществе политическим силам, или способность влиять на поведение этих сил и составляют политический капитал человека, о котором французские учёные думают, что это они его первые выявили.
В двадцать первом веке сложилось у капиталократов или олигархов совсем другое, чем было в прошлом, представление о своей заметности.
Если у олигарха есть существенный политический капитал, то есть влияние на поведение политических сил, то ему совершенно не нужно быть заметным.
Школьники могут сильнейшим образом интересоваться у преподавателя тем, как связаны с незаметностью капиталократов или олигархов такие явления, как глубинное государство, конспирология и теория заговора.
Если преподаватель удержал на занятии по обществознанию школьников, стремящихся на урок физкультуры или играть в футбол, то он уже достиг серьёзного успеха и легко сможет обосновать перед школьниками свою точку зрения на действительность глубинного государства, конспирологии или теории заговора.
Автор данного публицистического эссе, завершая его, хотел бы сделать такой вывод: начав с интереса современников к генеалогическим изысканиям можно с детьми и юными людьми дойти даже до рассмотрения капиталократии или олигархии, а тем, кому они не очень интересны, можно вернуться к тем составляющим влияния человека в обществе, которые позволяют рассматривать человеческие профессионализм и гениальность...
Свидетельство о публикации №224071700208