Воспоминание о службе в армейке. Глава. 41 Мемуары

Глава. 41            Рекорды при строительстве БАМа.




Кто одинаково принимает и начало, и конец, освобождается от краха неоправданных ожиданий в делах.

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».





За эти десять лет, благодаря энтузиазму юности, а также разумной структуре организации молодые строители, объединённые в БАМовские бригады строители проделали титанический труд: более 400 млн. кубических метров земляных работ, 3 400 метров притрассовых автомобильных дорог, 1 400 мостов и 1 800 водопропускных труб, уложено 2 260 километров главных железнодорожных путей.

Длина всего пути составила 4 324 км., трасса дороги пересекает 11 крупных рек, а в скалистом грунте пробили 8 тоннелей. В разгар строительства коллектив бамовцев насчитывал примерно 130 000 человек из более 75 национальностей.

Всего за 15 лет в строительстве  БАМа принимало участие более 50 000 студентов из различных вузов великой страны. Сотни строителей получили ордена и медали, а 16 строителей удостоились звания Героев Социалистического Труда. Это потрясающая статистика.

Энтузиазм закономерно оказался эффективнее рабского труда, и БАМ триумфально достроили. Последним этапом строительства стала укладка так называемого «золотого звена», соединившего трассу на всём протяжении от Тайшета до Ванина. Это произошло 29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта в 40 км восточнее станции Куанда Читинской области.

Но и после укладки «Золотого звена» трасса железной дороги не приобрела свои окончательные очертания. Ещё не достроили 15-ти километровый туннель под Северо - Муйским хребтом, который после ввода в строй стал самым длинным туннелем в СССР. Вместо него поезда пока  переходили через хребет по длинному перевальному обходу.

На обходе отсутствовали туннели, но крутизна подъёмов на нём достигала 40%, что означало перепад высот в 4 метра на каждые 100 метров пути. По действующим нормативам движение пассажирских поездов на таких уклонах запрещалось. По этой причине движение со стороны Северобайкальска доходило до станции Ангаракан, а со стороны Тынды до станции Окусикан.

Примерно 20-ти километровый участок между этими станциями пассажиров везли на автомобилях - вахтовках по грунтовой дороге. В 1989 году вступил в строй новый обход. Его длина составляла 61 км и на нём присутствовало уже два туннеля, а также необычно высокие виадуки с двухъярусными опорами, включая знаменитый «Чёртов мост» - виадук в крутом повороте на уклоне через долину реки Итыкыт.

Главная особенность нового обхода - крутизна подъёмов не более 18%. Теперь пассажиры могли ездить по обходу без ограничений. Этот обход эксплуатируется до сих пор.

Строительство туннеля через Северо - Муйский хребет заняло более 25 лет. Первый поезд по тоннелю прошёл 21 декабря 2001 года, но в постоянную эксплуатацию тоннель приняли только 05 декабря 2003 года. Общая длина горных выработок тоннеля 45 км.

Вдоль всей длины тоннеля проходит выработка меньшего диаметра, используемая для откачки воды с размещением инженерных систем и доставки технического персонала.

Вентиляция обеспечивается тремя вертикальными шахтными стволами. Безопасность прохождения поездов через тоннель обеспечивается системой сейсмического и радиационного контроля. Для поддержания микроклимата в тоннеле на обоих его порталах установлены специальные ворота, открываемые только для прохождения поезда.

17 апреля 1984 года на ПК 220 - 490 км в районе разъезда имени «Героя Советского Союза сержанта железнодорожных войск В.П. Мирошниченко» встретились команды путеукладчиков подразделений воинов – железнодорожников Тындинского и Чегдомынского железнодорожных корпусов во главе со старшим лейтенантом В. Логушкиным и капитаном И. Савченко.

Есть «Золотое звено» Восточного участка трассы БАМа с порядковым номером 55280 !  27 октября 1984 года на митинге в г. Тында состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей Байкало - Амурской магистрали. 29 сентября 1989 года военные железнодорожники завершили передачу Восточного участка  эксплуатационникам Байкало - Амурской железной дороги имени Ленинского комсомола.

Весь Восточный участок БАМа от Тынды до Комсомольска - на - Амуре вступил в строй действующих линий Министерства путей сообщений в объёме пусковых комплексов.

На станциях: Маревая, Дипкун, Тутаул, а также Верхнезейск и Ижак установили мемориальные доски в честь воинов – железнодорожников и строителей из шефских организаций Тульской, Московской, Ульяновской областей и Башкирской АССР, построивших эти станции и посёлки.


Продолжение следует …


Рецензии
Читаю, и почему-то подумалось: этакая громада суперстройки! Но ведь всё это ветшает, требует постоянного ремонта и обновления. Хватит ли ресурсов для поддержания БАМа в будущем, вот вопрос? Сибирь требует привлечения в себя массы людей.
Она должна стать новым центром России в будущем, вероятно. Не Москва...

Владимир Радимиров   20.11.2024 09:24     Заявить о нарушении
Благодарю Владимир !

Все 90-е годы ряд наших экономистов твердили о том, что такой проект как БАМ абсолютно бесполезная вещь для России. Говорили про убытки, говорили про издержки. Были даже предложения законсервировать эту дорогу.

Разбирать-то слишком дорого.

Интересно, что люди, озвучивавшие такие мнения, были не какими-то аналитиками в журналах. Отнюдь не дилетанты такое говорили вслух. Это были господа, сидящие в нашей думе и занимающие серьёзные должности в правительстве. То есть чувствуете, какая интересная атмосфера была у нас в стране в 90-е годы?

Я не верю, что выпускники советских институтов не умели ничего просчитывать, а именно они и уселись в кресла руководителей страны. Тут скорее либо людей ставили на должности без должного опыта и знаний, либо кто-то умышленно занимался вредительством.

Впрочем, 90-е годы, как известно, кончились и сегодня БАМ весьма востребованная вещь.

Он решает одновременно три взаимосвязанные задачи:

- Магистраль имеет военно-стратегическое значение, так как расположена относительно далеко от южной государственной границы.

- БАМ создал основу для хозяйственного освоения Дальнего Востока и севера России и создания прочных экономических связей со странами Востока.

- Магистраль помогла развитию экономики Сахалина и Курильских островов.

В настоящий момент магистраль работает на пределе пропускной способности.

Ещё раз спасибо за прочтение.

С теплом ...

Сергей Никитин7   22.11.2024 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.