Воспоминание о службе в армеке. Глава. 42 Мемуары

Глава. 42            Новые перспективы БАМа.




Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то, прежде чем найти свою, ему нужно спуститься.

Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) — древнекитайский философ VI–V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин».



 

Трасса БАМа проходит через одиннадцать рек и семь цепей из гор. На пути дороги построено восемь тоннелей, один из них, Северомуйский тоннель - крупнейший в России. Через все препятствия выстроено 2 230 мостов. Магистраль пересекает более 200 железнодорожных станций и около 60 городов и посёлков.

При сооружении магистрали и притрассовых дорог строители за десять лет выполнили более 570 млн. м3 земляных работ, перекинули через реки и водотоки около 4 200 мостов и труб, уложили 5 000 км главных и станционных путей, а также построили десятки железнодорожных станций.

Кроме того возвели жилые дома общей площадью свыше 570 000 м2  и открыли новые школы с больницами и детскими садами с яслями. Трасса дороги пересекает 11 полноводных рек таких, как: Лена, Верхняя Ангара, Витим, Зея, Бурея, Амур и семь горных хребтов: Байкальский, Северо - Муйский, Степовой, Туранский, Кодарский, Дуссе - Алиньский и Тукурингрский.

Более 1 000 километров пути мужественные строители проложили в районах вечной мерзлоты с высокой сейсмичностью. На трассе дороги пробили восемь тоннелей общей длиной 25 300 метров и построили 142 моста каждый длиной более 100 метров, а так же более 200 железнодорожных станций и разъездов.

Кроме того бамовцы возвели четыре основных железнодорожных станций и разъездов с четырьмя основными локомотивными депо в Нижнеангарске, Тынде, Зейске и Ургале. Окончательным завершением строительства Байкало - Амурской магистрали может считаться 05 декабря 2003 года, когда открыли движение по Северо - Муйскому тоннелю.

По своей протяженности в 15 343 метров он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота и обилие подземных вод с осыпями и обвалами, а также тектоническими разломами.

БАМ сокращает расстояние перевозки пассажиров и грузов до Приморья, Владивостока и Находки более чем на 200 км, до Ванино - почти на 500 км и Якутии - на 600 км, а для пассажиров и грузов, которые следуют на Сахалин, Камчатку и в Магадан, на 1 000 км.

«Мы строили, строили – и наконец-то построили…». Достраивали великую магистраль уже без помпы, так как страна развалилась и с трудом. Ещё четыре года потребовалось на ввод магистрали в эксплуатацию. С тех пор БАМ является постоянно действующей железной дорогой, соединяющей самые отдалённые и труднодоступные участки РФ.

Правда, в вопросе эксплуатации «второго Транссиба» практически с первых лет работы возникли определённые трудности. Часть из них имела архитектурный и инженерный характер и её решили, но другая - экономическая - остаётся актуальной до настоящего времени.

Если кратко, то БАМ оказался нерентабельным. Количество поездов и грузопоток не соответствует первоначальным планам. Главной ошибкой стал акцент на собственно прокладку трассы в ущерб развитию производственной инфраструктуры.

«Забивание костылей» превратилось в самоцель без использования месторождений полезных ископаемых, ставших доступными в результате сооружения железнодорожной магистрали.

Тем самым затраты на строительство не окупились, а их экономическая отдача переносилась «на будущее». Но оно ещё не наступило. Строительство магистрали обошлось государству по средней годовой ставке 8 %  суммой в размере 55 млрд.  300 млн. рублей.

В 2015 году по БАМу ежесуточно проходили до 8 поездов, а объёмы перевозок составляли 8 000 000 тонн грузов в год. Одним из последних нововведений на магистрали стало открытие туннеля длиной более 15 км одного из самых протяжённых на планете.

БАМ даже сегодня – копилка железнодорожных рекордов: самые суровые климатические условия и самые длинные туннели с самыми высокими мостами и самыми оригинальными инженерными решениями.



Продолжение следует …


Рецензии
Не окупился... Вот то-то и оно. Акцент на проживание в европейской части страны, я думаю, надо менять. Евразия помаленьку превращается в Азяеврию. Но тут должны прийти люди с энергией Петра Первого, а не консерваторы всякие записные. Моё скромное мнение.
С интересом, Сергей - всё жизненно

Владимир Радимиров   20.11.2024 09:29     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир, за добрый отклик !

Вы правы настоящее и будущее принадлежит Сибири и Дальнему Востоку.

Великий русский учёный Михаил Ломоносов как-то изрёк: "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке" из последнего абзаца написанной им в 1763-1764 годах работы - "Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию".

Поэтому руководству необходимо в ближайшее время принят в этом направление необходимые меры и усилия.

Ещё раз спасибо за прочтение.

Всех Вам благ !

С теплом ...

Сергей Никитин7   21.11.2024 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.