Лермонтов. Часть шестая

http://proza.ru/2024/07/12/1372

Все знают, что Александра Пушкина убил Дантес: поэт вызвал кавалергарда на дуэль, подозревая, что именно Эдмон причастен к сочинению пасквиля с оскорбительными намеками в адрес Натальи Николаевны. Но мало кто знает, почему в 26 лет Михаил Лермонтов стрелялся со своим лучшим другом. Николай Мартынов был одним из самых близких людей для Михаила Лермонтова, и тем не менее убил приятеля в 1841 году в поединке. Но что же привело к ссоре и почему после нее жизнь Николая покатилась под откос?

Мартынов происходил из старинного дворянского рода — сохранились даже свидетельства, что его предки служили в опричнине еще у Ивана Грозного. Николай очень этим гордился и всегда видел себя военным: карьеру он собирался делать в армии. С Михаилом Лермонтовым он познакомился в юнкерской школе, и молодые люди подружились, несмотря на разницу в возрасте.

Мартынова остальные юнкера называли «свирепым человеком»: он вечно задирал всех и пытался доказать, что превосходит окружающих, о чем бы ни шла речь. Если слышал, что кто-то жалуется, как на улице холодно, немедленно отправлялся в одной рубашке на плац, демонстрируя, что ему-то зима нипочем. Стоило товарищам похвалить другого парня за впечатляющие мускулы, как Мартынов тут же бросался убеждать их, что у него хуже: «А ну-ка, ударьте меня в грудь, да посильнее!»

Лермонтов был совершенно иным: Николаю он казался сначала великовозрастным барчуком, который ни дня не прожил самостоятельно. Неудивительно: за Михаилом в столицу приехала бабушка, сняла квартиру в двух шагах от школы и каждое утро, когда Лермонтов собирался выйти из дома, крестила внука и читала молитву. И тем не менее со временем Михаил и Николай прониклись взаимной симпатией. Как-то поэт свалился с коня и сломал ногу, а наутро в школе недосчитались юнкера Мартынова. Обнаружили его у постели Лермонтова: «свирепый человек», как только узнал случившемся, сразу же прибежал навестить больного друга.

Было у Лермонтова и Мартынова и общее увлечение: оба они писали стихи. И если в умении воевать Николай превосходил приятеля, то его поэмы явно проигрывали состязание. Да и темы он выбирал однообразные: в центре произведений всегда оказывались сражения. Лермонтов относился к творчеству Мартынова скептически: считал всё, что выходило из-под его пера, слишком простым и незатейливым и не стеснялся упоминать об этом. Поговаривали, что это стало поводом для дуэли, но вряд ли. Скорее «критика» Лермонтова была лишь еще одним поводом для напряжения, которое росло в отношениях между друзьями.

Но вышло всё, увы, иначе. Ссылка закончилась, и Михаил поспешил обратно в Санкт-Петербург к столичным красавицам, балам и парадам. Николай отбыл в столицу раньше, и Наталья, сестра Мартынова, попросила Лермонтова передать брату пакет, в котором лежали ее личный дневник и 300 рублей. Как и почему Михаил решил распечатать сверток, до сих пор остается загадкой. Говорят, он беспокоился, что в посылке находится компромат на него. Как бы то ни было, поэт вскрыл передачу и прочитал дневник. А потом сжег его: то ли понимал, что интерес не останется незамеченным, то ли разозлился, ознакомившись с содержимым, ранее у него с Натальей были романтические отношения.

Николаю Лермонтов солгал: сказал, что в пути на него напали грабители и отобрали пакет. Деньги отдал: мол, возьми мои личные, не хочу подводить друга. Мартынов был искренне тронут и от ассигнаций отказался: ему хватало осознания того, что товарищ готов компенсировать потерю.

Прошло три года, и в 1841-м Лермонтова снова сослали на Кавказ. Мартынов опять поехал с ним.

За несколько дней до отъезда на Кавказ Лермонтов посетил известную в Петербурге ворожею, жившую у "пяти углов", ту самую, которая предсказала Пушкину смерть от белого человека. Поэт спросил у нее, будет ли выпущен в отставку и останется ли в Петербурге. В ответ он услышал, что в Петербурге ему больше не бывать и ожидает его отставка, "после коей уж ни о чем просить не станешь". Последний вечер Лермонтов провел у Карамзиных. Лермонтов, к удивлению собравшихся, очень долго разговаривал с Н.Н. Пушкиной, вдовой поэта, хотя раньше демонстративно ее избегал.

Когда-то взбалмошный и озорной юноша переживал период морального и творческого взросления. К двадцати шести годам Михаил Лермонтов переключает свое внимания с неприятия и протеста на гражданский патриотизм.

Поэт хотел подать в отставку и заняться только творчеством. Он хотел издать свой собственный журнал, однако царь не простил вольнолюбивого поэта, и отставки ему не дали. Лермонтов получил приказ о немедленном возвращении в полк.
 
В Пятигорске молодые люди проводили время в прогулках, балах и пикниках, шутили, ухаживали за женщинами. И случилось так, что Лермонтов и Мартынов оба стали ухаживать за Эмилией Верзилиной, известной в мемуарной литературе как «Роза Кавказа». Мартынов оказался здесь счастливым соперником поэта; Лермонтову же, в свою очередь, не хотелось отступать, отчего его поведение могло стать испытующим, и он мог более, чем обычно, дать волю своему несколько колкому остроумию. Впоследствии Мартынов, не без преувеличения, так описывал эту ситуацию: «...Эмилия Верзилина, за которою ухаживали как он, так и я, отдавала мне видимое предпочтение, которое от Лермонтова и не скрывала, что приводило этого крайне самолюбивого человека в неописуемое негодование».
 
На тот момент отношения между мужчинами уже начали стремительно портиться: Михаил словно специально издевался над другом, постоянно задирая его. Шутки стали особенно колкими и сыпались одна за другой.
 
После встречи Мартынова с сестрой стало понятно: дневник уничтожен совсем не грабителями, уж слишком часто перекликались с его содержимым едкие остроты Лермонтова. Николай был безумно зол, но терпел: никаких доказательств подлости друга у него не было. Но раздражение продолжало копиться. К дуэли Лермонтова и Мартынова привела ссора, имевшая место 13 (25) июля 1841 года в доме генерала Верзилина. Там собрались гости и вели оживлённую беседу. Лермонтов сидел на диване с дочерью хозяйки Эмилией Александровной. В другом конце залы на фортепиано играл князь Трубецкой. Рядом разговаривали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина.

Михаил Юрьевич сказал своей собеседнице шутливо, кивнув в сторону Мартынова, чтобы она проявляла осторожность при общении с этим страшным горцем. В этот момент Трубецкой перестал играть, и слова поэта отчётливо прозвучали в зале. Присутствующие весело рассмеялись.

Самолюбие Николая Соломоновича было задето. Дело усугубило то, что в зале находилась дама, к которой Мартынов испытывал определённые чувства. Насмешки при ней в его адрес вывели майора в отставке из себя. Он «взорвался» и резко сказал, что больше не намерен терпеть издёвки господина Лермонтова, хотя терпел их долго. Однако Михаил Юрьевич не воспринял это высказывание всерьёз. Он повернулся к своей собеседнице и заметил: «Такое бывает. Завтра мы помиримся и станем добрыми друзьями».

Однако ссора закончилась вызовом на дуэль. Секундантами дуэли стали четверо друзей противников. Лермонтов заранее предупредил секундантов, что не будет стрелять.

Дуэль состоялась 15 (27) июля между 6 и 7 часами вечера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Николаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, в четырех верстах от города.
 
На месте не было ни врача, ни экипажа. Князь Васильчиков писал, что все были уверены, что «дело обойдется, во всяком случае, без кровопролития. Для соблюдения чести противники обменяются пустыми выстрелами и поедут ужинать».

По условиям дуэли каждый из противников имел право стрелять стоя на месте, либо на ходу, либо подойдя к барьеру. Барьер был определен на 15 шагах (по другим данным на 10), и по 10 шагов было отмерено в каждую сторону от барьера. Права первого выстрела никому не было дано. Стрелять надлежало между командами «два» и «три». Осечки считались за выстрелы. Каждый имел право на три выстрела с вызовом отстрелявшегося на барьер. «Сходись!» – крикнул один из секундантов. Мартынов пошел быстрыми шагами к барьеру, тщательно наводя пистолет. Лермонтов остался неподвижен. Взведя курок, он поднял пистолет дулом вверх и заслонился рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту Васильчиков взглянул на него, у Лермонтова было спокойное, почти веселое выражения, которое играло на лице поэта перед дулом уже направленного на него пистолета».

Стрелять в воздух тот, кто бросил вызов на дуэль, не имел права. Николай потом писал: он просто вскинул руку с пистолетом, не глядя на друга, и выстрелил в надежде, что промахнется. Увы, но этого не случилось: поэт рухнул на землю. Рана была смертельной. Лермонтов скончался, не приходя в сознание, в течение нескольких минут.

Позже Мартынов узнал, что Лермонтов говорил своему секунданту: «Я сознаю себя настолько виноватым перед Мартыновым, что чувствую, рука моя на него не поднимется». Михаил собирался стрелять в воздух, а потом помириться с товарищем.

Лермонтов был для власти бунтарским поэтом. Николай I отозвался о смерте поэта, сказав: «Собаке — собачья смерть». Однако после того, как великая княгиня Мария Павловна «вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором», император, выйдя в другую комнату к тем, кто остался после богослужения, объявил: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Многие не верили, что Мартынов мог убить его. Но также известно, что незадолго до этих событий таинственный заказчик предлагал прапорщику Лисаневичу устранить этого «гадкого человека», но тот отозвался так:
«Чтобы я поднял руку на такого человека?»
В воздухе витала официальная версия дуэли, но судебно-медицинское заключение военного доктора Ивана Барклая-де-Толли говорит нам совершенно о другом:
«Входное отверстие пули полученной поэтом на дуэли было выше на 12 ребра, а выходное ниже 5-6 ребра. Пуля летела с бешенной скоростью сверху вниз!»
По этому заключению можно сделать вывод, что стреляли с возвышенности – снайпер стрелял из винтовки (которые уже тогда были) спрятавшись видимо где-то в кустах. Пистолет того времени не мог проделать такое сквозное ранение.

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля) 1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, более полусотни официальных лиц. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить.

Бабушка выполнила свою последнюю миссию, добившись перезахоронения внука в семейной усыпальнице. Его прах был перевезен в усадебный склеп из Пятигорска, где произошла трагическая дуэль, и где тело поэта покоилось на старом кладбище ровно 250 дней. По свидетельствам очевидцев, земляки Михаила Юрьевича настолько близко восприняли весть о его смерти, что рыдания слышались по всему селу. После гибели любимого Мишеля Елизавета Алексеевна тяжело заболела, потеряла интерес к жизни и умерла через 4 года. Усадьбу она завещала младшему брату — А. Столыпину, но с условием — оставить комнаты внука в мезонине нетронутыми.

После дуэли Мартынов получил три месяца гауптвахты. Ему также велели в течение трех лет являться к священнику и каяться в преступлении. Николай поселился возле Киево-Печерской лавры: каждый день читал молитвы, бил поклоны, после гулял по парку. Его узнавали, и люди без стеснения тыкали в мужчину пальцем: «Смотрите, убийца идет!» Как-то один студент плюнул Мартынову в лицо: бывший майор, ушедший в отставку, стерпел и это.

Через три с половиной года Мартынов поселился в своем имении. С людьми он почти не общался и так никогда и не женился, хотя раньше был любимцем женщин. Умер Николая в 60 лет, похоронили его в семейном склепе при Знаменской церкви. После революции храм подожгли, а останки Мартынова выбросили в пруд — говорят, так люди мстили ему даже после смерти за убийство знаменитого поэта. Так от человека, застрелившего собственного друга, не осталось ничего — даже могилы.

Первым произведением Лермонтова стала поэма «Хаджи Абрек», написанная в 1829 году, но опубликованная только спустя шесть лет, причём без ведома автора. Всего за годы творчества русский классик создал более 400 стихотворений, около 30 поэм и 10 прозаических произведений.

Среди самых известных творений Михаила Лермонтова — «Мцыри», «Герой нашего времени», «Княгиня Лиговская», «Бородино» и, конечно, вечное стихотворение «На смерть поэта», написанное после гибели на дуэли Александра Пушкина.

Интересно, что по поводу авторства одного из самых известных его произведений долгое время шли ожесточённые споры. Литературоведы не могли поверить, что патриот до глубины души, создатель «Бородино», мог написать такие строки:

«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей».

В 2017 году в городе Пятигорске по этому вопросу даже была организована научная дискуссия, в которой приняли участие 24 российских и зарубежных исследователя. В результате они пришли к единогласному выводу, что эти строки написаны рукой Михаила Лермонтова.

Пушкин, Лермонтов не могли так странно и нелепо погибнуть (Пушкин и Лермонтов были прекрасные стрелки). Их просто устранили – считает литературовед Юрий Тынянов. Россия всегда беспощадно расправлялась со своими гениями. Пусть их обессмертили после жизни, но в жизни им покоя не давали. Вспомним и бойкот выставки Маяковского на 20-летие его творчества, когда никто из высокопоставленных лиц даже не пришёл.

За 4 года в России не стало Пушкина и Лермонтова. Спустя почти век подобное повторилось с Есениным и Маяковским.
Тут есть на чем задуматься и может быть действительно «поэт в России больше чем поэт»?
 
Творчество Лермонтова знакомо нам с детства. В этом и состоит главная тайна Лермонтова.

Господь Бог даровал Лермонтову такую судьбу, забрав его к себе молодым, что б не достался его любимый посланник миру. И только Бог наградил его такими качествами - которыми не награждал никого из поэтов. Лермонтов – прежде всего, поэт от Бога.

Поэзия Лермонтова по-прежнему актуальна и в наше время.

В год 210-летия М.Ю. Лермонтова мы стали свидетелями и участниками очень важного события: "Тарханы" спустя два столетия вновь объединили Арсеньевых и Лермонтовых. И если потомки Лермонтовых не раз были в музее-заповеднике, то Арсеньевы приехали сюда впервые. Встреча проходила с 12 по 15 августа 2024 г.

Москва, Серпухов, Тверь, Липецк, Афины – география участников этой первой, и уверены, не последней встречи представителей родов, связанных с именем нашего великого земляка. Такое событие на территории пензенской усадьбы состоялось впервые за 200 лет. Инициатором встречи выступила Мария Королева – представитель рода Лермонтовых.

Участники побывали в усадьбе «Тараханы», познакомились с работой музея-заповедника, посетили молебен в храме Михаила Архистратига и могилу поэта, а после возложили цветы к некрополю Арсеньевых-Лермонтовых. В формате круглого стола потомки рассказали о своих семьях и планах и договорились о дальнейшем сотрудничестве.

Директор музея-заповедника Юлия Печникова отметила важность состоявшегося мероприятия.

Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» был основан в 1939 году. Усадьба конца XVIII – начала XIX века принадлежала бабушке поэта Елизавете Арсеньевой, а Михаил Лермонтов провел здесь детство. В архитектурный ансамбль усадьбы входят барский дом, людская изба, дом ключника,  родовой склеп, сельская церковь, сторожка и другие объекты.родовой склеп, сельская церковь, сторожка и другие объекты.


На фото Лермонтов с Мартыновым


Рецензии
Здравствуйте, Наталья!

Нельзя не сожалеть: насколько гениален Лермонтов в своих стихах, настолько бесталанен в дружбе.

Очень хороший цикл. Благодарю Вас, Наталья.
С уважением,

Нина Апенько   01.12.2024 18:34     Заявить о нарушении
Спасибо что читаете и делитесь рассуждениями!

Наталья Скорнякова   02.12.2024 07:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.