Воспоминание о службе в армейке. Глава. 43 Мемуары

Глава. 43            Армейская  иерархия.




               
Один не разберёт, чем пахнут розы.
Другой из горьких трав добудет мёд.
Кому - то мелочь дашь, навек запомнит.
Кому - то жизнь отдашь, а он и не поймёт.

Омар Хайям – персидский философ





Необходимо заметить, что в типичной воинской части с доминирующим «дедовским» порядком существует шесть рангов, принадлежность к которым однозначно определяется сроком призыва на военную службу.

Внутри этих рангов существуют свои статусные системы, или ролевые позиции, которые я опишу ниже. Ведь время в армии физически осязаемо. Единицы времени службы это кирпичи пирамиды социальных статусов экстремальных групп.

Первый ранг:

Он включает только что призванных солдат, которые ещё не приняли присяги. На солдатском жаргоне их именуют: чайники, черепа, духи и мамонты, а также дрищи, карантины или бесплотные духи. Наименования не унифицированы и зависят от традиций части.

У них положение находится на самом нижнем уровне шкалы престижа. Ни прав, ни обязанностей в этом статусе ещё нет. В этом состоянии они пребывают от двух недель до полутора месяцев. Дифференциация на ролевые позиции в этом ранге отсутствует.

Второй ранг:

Солдат после присяги называют:  птурсы, салаги,  молодые, сынки, гуси, зелёные, бичи, салабоны, самцы, слоны, чижи, а также духи или ежи. Это новобранцы из низшей касты, то есть, изначально, призванных и не обладающих правами. Их называют - духи, видя в них нечто эфемерное.
Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или чеками, а в стройбате – Васьками. Васька - дух прав не имел, у него были только обязанности. Он должен выполнять пожелания старослужащих, например, доставать водку, сигареты, изображать «поезд», рассказывать сказки или чистить сапоги.

Если «зелёный» соглашался с правилами, то получал одобрение, а если шёл против, то его избивали. Если это не помогало, то начинали травить. Статус духа сохраняется за солдатом первые шесть месяцев службы. На этом этапе происходит автоматическое определение их обязанностей, а права по-прежнему отсутствуют.

Это очень важный период, когда от поведения «молодых» во многом зависит их положение в своём ранге и перспективы перехода в последующие. Помимо своих уставных обязанностей молодые выполняют и повседневные обязанности старослужащих.

Кроме того, они исполняют их поручения и требования, не имеющие отношения к службе. Если «молодой» «шарит», то есть соглашается с обязанностями, вытекающими из его положения, это создаёт ему определённое признание среди военнослужащих следующих рангов.

Если он «возбухает» и «борзеет», то есть пытается сопротивляться, то его жёстко наказывают. Молодые разбиваются на несколько ролевых типов в зависимости от их поведения. Исполнители наиболее адаптированный тип.

Это люди, уважающие дедовские традиции, и принимающие хотя бы внешне - дедовской порядок и способные гнуться, но не ломаться. По своим психологическим качествам это хорошо социализированные люди.

Они осознают положительные стороны системы, в которой продвижение по статусам происходит аскриптивным путём, то есть определяется временем прохождения службы.

Они дожидаются дня, когда они смогут принять власть, которую им дадут. В солдатском просторечии это формулируется так: «полгода пропашешь, полтора протащишься, а потом гуляй». Летуны, то есть те, кто «летает» - плохо адаптированный тип.

В эту категорию попадают те, кто переусердствовал в подчинении либо те, кто сначала сопротивлялся, но затем не выдержал избиений и «сломался». Кроме того, в летуны попадают те, кто как-то выделяется из общей массы например: хиппи, панки, и т.п.

Иногда в данную категорию попадают неожиданно взбунтовавшиеся исполнители. Такой бунт, как правило, заканчивается для них крайне плачевно. По своим психологическим характеристикам в летуны обычно попадают мягкотелые новобранцы, которые не могут определить правильную линию поведения и кидаются из крайности в крайность: то беспрекословно выполняют все требования «дедов», то вдруг начинают сопротивляться, но быстро «ломаются».

Два описанных выше типа - исполнители и летуны наиболее многочисленны и являются ядром ранга молодых. На полюсах рангов находятся крайние типы: борзые и стукачи.

Борзые это те, кто, невзирая на избиения, отказываются подчиниться дедовским порядкам и кто, несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Борзым приходится очень тяжело в первом периоде, потому что их наказывают за сопротивление.

Там, где дедовщина ужесточается, их «ломают». Если же у них хватает сил выдержать моральный и физический прессинг со стороны старослужащих, их порой оставляют в покое, и они приобретают определённую свободу действий и даже уважение.

Тип стукачей близок к летунам по своим психологическим качествам: их характеризуют слабый характер и отсутствие силы воли. Это те, кто, испугавшись побоев или проявив необоснованную веру в силу уставного порядка, хотя бы один раз имел неосторожность пожаловаться командирам.

Эти люди немедленно становятся стукачами и остаются ими до конца службы. Их в подразделении обычно немного, и находятся они на положении отверженных. В лучшем случае с ними не разговаривают и сваливают на них самую грязную работу: уборка казармы и туалета.

Ударить и избить стукача считается в порядке вещей не только для солдат старшего, но и младшего призыва. Там, где на армейские традиции наложились и уголовные, то есть в стройбатах, происходит «опускание» стукачей.

Символом «опущения» обычно является изнасилование. Опущенные все два года службы выполняют роль пассивных гомосексуалистов. Срок службы не имеет для них значения: их обязанности остаются прежними при отсутствии всяких прав.



Продолжение следует …


Рецензии
Здравия, Сергей! Видно очень глубокое знание тобой структуры соподчинения в стаде приматов армейского типа. Всё именно так и было, с небольшими отличиями. Почему-то вспомнилась поговорка из собраний Даля: оттерпимся - и мы людьми будем. Вот и приходилось молодым и салагам терпеть. Ведь они ясно видели - срок службы неумолимо сокращается с каждым днём, и этажи чванства приближаются, главное тут не сорваться в штопор бессилия и безволия.
Кстати у нас духами новоприбывших не называли, они были сынки или салаги, потом шли молодые (до года), потом фазаны и деды.
И случаев педерастии у нас не было. Шуток на эту тему было масса, но так не было. Батальон был маленьким, 200 человек, все обо всех всё знали. Старослужащие имели любовниц в деревне, которых передавали "по наследству", уходя на дембель фазанам, с согласия своих пассий конечно.
С интересом и уважением

Владимир Радимиров   28.11.2024 13:35     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир, за рицу !

Скажу честно до армии мы молодые и безусые щегли многое слышали от дембелей от службе и конечно же о дедовщине. И каждый пришедший оттуда нам втюхивал одну и ту же мысль: "Ребята, кровь из носа, но первый годок надо потерпеть - переждать, а там служба покатится, как по маслу ! Многие мои друзья кричали: "Да мы крутые перцы ! Не поддадимся каким - то дедам !

В силу своего мятежного характера думал так и я. Но реальность с которой я столкнулся на первых днях, неделях и месяцах меня сперва ввела некий ступор, но не заставила этим "непонятным" для меня правилам подчиняться. Я их просто не признавал, за что отгребал по полной. Не знаю чем бы закончилась эта эпопея, скорее всего бы плачевно для меня.

Отправили бы меня в деревянном макинтоше грузом - 200, но меня спасло вот, что - при постоянных избиениях, а я как мог отбивался, азиатские и другие ребятишки от меня отстали и переключились на других, кто уже прогнулся.

Спасибо за прочтение.

С теплом ...

Сергей Никитин7   29.11.2024 14:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.