Литература для преодолений неуверенности в себе
Можно ли храбрость воспитать литературой? Если верить составителям школьных программ, то надо понимать, что можно. Правда, список литературных произведений в разные периоды страны обычно несколько разнится, но не обходится без классиков.
Был ли Герасим смелым человеком, когда топил свою собачку Муму в Москва-реке? Однозначно он был послушным человеком, во всяком случае так можно трактовать его поступок! Смелость и послушность - это два важных качества, о которых нам так или иначе толковали в школе. Надо быть послушным воле начальника или командира и храбро исполнять все их приказы, не поддаваясь страху боли и смерти! Короче и вернее сформулировать сложно, но школяров надо напрягать, чтобы у них не особо было много свободного времени на всякие их глупости, а литература - это нескончаемый кладезь всего нужного и даже ненужного материала для чтения, зубрёжки и проявления способности отвечать на твёрдую пятёрку.
Кроме описания природы, в произведениях, рекомендованных для классного и внеклассного чтения, было много крови, страданий, и побед добра над злом. Но часто казалось, что эти победы были упакованы в кроваво-красную плотную бумагу и обвязаны бечёвкой, чтобы не так быстро можно было добраться до главной мысли произведения или, как любили говорить учителя, до проблемы.
И, чтобы нам, юным читателям, совсем уж не заскучать над книгами со множеством страниц, авторы (а они знали своё дело!) вкрапляли сценки, которые сейчас принято называть хоррор, а раньше они так и назывались по-русски - устрашающие. Многое может устрашить ребёнка, например, сцена субботней порки детей в семье Кашириных из повести "Детство" Максима Горького. Так ли это было жестоко (высек до потери сознания), или писатель немножко приукрасил результат, чтобы шокировать и взрослого читателя, но это описание многих не оставляет равнодушными и в наше время.
Частично автобиографический роман "Как закалялась сталь" Николая Островского учил не быть пассивными хлюпиками; "Песня о Соколе" Горького говорила, что "Безумству храбрых поём мы славу!..", а разрубание головы старушки и её сестры топором в "Преступлении и наказании" Фёдора Достоевского, обычно заставляет очнуться от полудрёмы над страницами этого произведения.
Приходило время писать сочинения по роману "Молодая гвардия" Александра Фадеева. И помню, все в классе были впечатлены муками от пыток, которые перенесли молодогвардейцы, у некоторых девчонок даже слезинки оставляли бугристые пятнышки на этих страницах с текстом:
"Большинство из них уже не могло ходить, их волокли по полу, взяв под мышки, и вбрасывали в переполненные и без того камеры. Коля Сумской еще двигался, но один глаз у него был выбит плетью и вытек. Тося Елисеенко, та самая девушка, которая когда-то так жизнерадостно закричала, увидев взвившегося в небо турмана, Тося Елисеенко могла только лежать на животе: перед тем как ее отправить сюда, ее посадили на раскаленную плиту...".
И многие из нас не верили, что способны на подобные героические поступки: не хватит смелости, мужества, решимости, сил терпеть нетерпимое...
Но надо было отвечать по этим произведениям, писать по ним сочинения, а значит - читать, читать и читать!
"Вода камень точит!" - говорит пословица.
В нашем классе училась очень полная девочка, и ростом она была не маленькая, поэтому она выделялась из всех девчонок, даже тех, которые худышками не были. Особенные проблемы были у неё на уроках физры. С большим весом и отсутствием гибкости резво ни побегать, ни попрыгать - одышка мучает, упасть страшно, смешки к тому же вокруг!.. А тут ещё физкультурник наш... Тогда он мне казался взрослым человеком, а сейчас по прошествии стольких лет, понимаю в то время его ещё зелёный возраст.
Бежит круг по спортивному залу наша толстушка, лишний жирок колышется, руки в кистях опущены, корпус по-женски из стороны в стороны ходит, рот полуоткрыт...
Очень это учителя нашего раздражало - обязательно передразнит!
- Так бегать нельзя, как она! - говорил он и своим лицом и телом изображал её подобие. Плохо изображал, потому что не задыхался и лишнего жира на его бёдрах не было, чего ж не бежать под общий смех?!
Изображаемая ученица, на удивление, не брызгала слезами от обиды, как на её месте сделали бы многие девчонки, а как-то покорно улыбалась чуть заметной улыбкой, как бы говоря: да я такая.
Но как бы она не держалась внешне, в глубине души её полнота сделала её неуверенной в себе, что было частенько заметно. Если к этому добавить, что большой способности к учёбе в ней не замечалось, и при выводе оценок за четверти учителя колебались между двойкой и тройкой, то ждать какого-то прогресса в её успеваемости не приходилось.
Вторая половина последней четверти всегда была самым напряжённым периодом учёбы, да и сейчас, наверняка такой и остаётся.
Кто чего заслуживает уже можно с уверенностью предсказать. Хотя, конечно, всякое бывает в жизни, и кто-то, как говорят на ипподромах, может резво взять концом.
Наша излишне полная одноклассница ипподром, понятное дело, не посещала, но решилась наконец проявить смелость, преодолеть страх наказания при возможной неудаче и, может, под влиянием вопроса: "Тварь ли я дрожащая?!!", сделать то, что задумала.
А задумала она и исполнила то, что диктовала ей известная фраза из сборника о Ходже Насреддине: "Если гора не идёт к Магомету, то Магомет придёт к горе".
Она так и сделала, когда занятия в школе закончились, а учителя по большей частью разошлись по домам, она дождалась удачной минуты и пробралась в учительскую, которая по обыкновению редко бывала запертой, в ней отыскала журнал своего класса, и щедро наставила себе пятёрок между заслуженными двойкам и тройками, посчитав, что итоговые оценки приблизят её к хорошистам.
Это было ЧП для всей школы, потому что такой наглости, не проявляли даже безнадёжные хулиганы и двоечники. Ну, может, когда и проявляли, но учителя настаивали, что такого они не помнят. Учителям надо верить, как и классикам литературы, иначе грош цена будет и тем и другим!
Но наша толстушка, действительно, стала "вишенкой на торте" и настоящим сюрпризом для всех без исключения: для директора, для завуча, для учителей, особенно классной руководительницы, для родителей учеников нашего класса, а главное, для нас, её одноклассников.
Как потом говорили, её подвела неумеренность, с какой она наставила оценок, если бы вместо пятёрок, были четвёрки и их было бы совсем немного, то, может, операция "Гора Магомета" прошла бы успешно, потому что сомневаться можно, но упомнить назубок оценки всех учеников почти невозможно. Но пятёрки были слишком толсты для "игольного ушка" журнала, потому и обернулись большой печалью, если не сказать больше, для нашей, преодолевшей наконец-то нерешительность, одноклассницы. Но зато заслужившей от ребят некоторого уважения, что тоже стоит немало в школьной среде, если кто помнит годы своей учёбы.
17.07.24.
Коллаж. Одни твёрдые пятёрки.
Свидетельство о публикации №224071700670