Тихий ход

На разборе вчера говорили про Мф.12:15-21. О кротости и смирении Иисуса. Он только что закончил диспут с фарисеями о субботе (1-14), исцелил многих больных (15) и запретил объявлять об этом (16). Это странное поведение с точки зрения современных пособий о том, как побеждать в спорах. Если у тебя есть, что предъявить для доказательства твоей силы и правоты – предъявляй. А Иисус скрывает.

И дальше идет наш вчерашний текст. Он подытоживает служение Иисуса на этом этапе, дает Ему характеристику. Иисус – не базарный зазывала и не наглый спорщик, который берет криком и нахрапом. А для тех, кто признает Его Господом, Он не деспот и не манипулятор. Он не скажет «В глаза смотри» (включите здесь интонацию знакомого вам самодура с религиозной риторикой), не задержит вашу руку в Своей, когда вы хотите освободиться.

«Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» (19). Почему? Эта цепочка глаголов с «не» начинается с незаметной фразы (в шахматах есть понятие «тихий ход» – это ход без шаха, без видимых угроз, но решающий исход партии) «положу Дух Мой на Него» (18). Это способ идти к власти Духа, не плоти. Перелистните через пару десятков страниц на книгу Деяний – этот способ работает.

На днях мы записали с Алексеем Дашевским подкаст о двух рассказах Чехова. Уже во время разговора с Лешей я обратил внимание на то, что в этих произведениях показаны два способа обличать. В одном из них обличающая плакала перед разговором несколько минут рядышком с обличаемой («Дуэль»), а во время другого обличающий сводил счеты («Княгиня»). Первое обличение помогло исправлению (пусть и косвенно), после второго обличенная даже не поняла, что она делала не так.

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:23-26).

17.07.2024


Рецензии