Саногенное мышление человека
Понятие, предложенное психологом Ю. М. Орловым (1993) в контексте так наз. науки санологии, впоследствии переросло в теорию и практику обучения саногенному мышлению взамен патогенному, в терапию саногенным мышлением.
С точки зрения данного подхода, именно умственные операции влияют на возникновение различных эмоций, следовательно, их осознание, анализ и коррекция может изменить или ослабить неуместные эмоциональные реакции.
Обучение саногенному мышлению включает в себя: изучение умственных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, интерпретация); изучение различных эмоций (их роль, структура); исправление (т. н. «размысливание») тех эмоции, которые приняли форму хронических отрицательных реакций, путем анализа умственных операций.
Теория и практика обучения саногенному мышлению близка с когнитивными направлениями в психотерапии, с теориями дифференциальных эмоций и эмоционального интеллекта, и отличается от них, главным образом, разработанной специальной технологией самостоятельного обучения саногенному мышлению, а также оригинальным описанием операционной структуры эмоций и их взаимопорождающих свойств (например, обида-вина, зависть-гордыня, стыд-чувство неполноценности).
В процессе первоначальных разъяснительных бесед — саногенное (здоровое) мышление противопоставляется патогенному мышлению, которое и порождает: патогенные психологические защиты (агрессия, страх, бегство в мир фантазии и др.), патогенный характер эмоций (обида, вина, стыд и др.) и парадигму (модель) насильственного управления поведением (ролевые ожидания, социальный стереотип, мщение, угрозы и пр.).
Подобная защитная рефлексия дает только локально-временный эффект. Предполагается, что саногенная рефлексия, развивает эмоциональную компетентность, помогает сделать видимыми неэффективные и неконструктивные способы реагирования, применение бессознательных психологических защит в сложных эмоциональных ситуациях и осуществить их коррекцию.
Теория саногенного мышления находит применение в различных областях науки, которые используют саноцентристский подход: направленность на позитивные цели, культивирование позитивного мышления, например, в рекомендациях педагогам, в адаптации студентов, младших школьников, в работе с осужденными, в обучении саморегуляции, профилактике сердечных заболеваний.
Пояснение: термин «саногенная рефлексия» был введен специально для проведения научных исследований в области саногенного мышления.
Практика
Например, повышение эмоциональной компетенции матери, испытывающей хроническое чувство обиды в воспитании ребёнка .
Работа осуществляется поэтапно: даются рекомендации вести специальные дневниковые записи самонаблюдения, может использоваться когнитивно-эмотивный тест
Ю. М. Орлова, выявляющий привычные шаблоны мышления, параллельно проходят разъяснительные беседы о стереотипных мыслительных операциях и функциях эмоций (роль обиды в обыденной жизни человека).
На последнем этапе происходит обучение «размысливанию» обиды путем саногенного мышления. Первый вопрос, который следует задать: «Как должен был бы вести себя ребёнок, чтобы я не обиделась?». Таким образом, проясняются ожидания — первая составляющая обиды. Второй шаг, это корректирование ожиданий в сторону большей реалистичности, и третий — принятие другого таким, какой он есть, а не только «хорошим» и «удобным» для себя.
Работа с ожиданиями: разъясняется, что ожидания формируются в мыслях, а другой человек — это реальность. Здесь помогают вопросы: «откуда появились такие ожидания? каким образом они сформировались? насколько они реалистичны? может ли близкий человек соответствовать этим ожиданиям? какие стереотипы лежат в основе моих ожиданий? существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?». Постепенно происходит переоценка ситуации в сторону более здоровой, разумной.
Работа по принятию: упражнение «Поставить себя на место обидчика», предлагается записать ответ на вопрос: знает ли обидчик о том, как он должен был бы вести себя в этой ситуации? Варианты ответов:
а) не знает (а мы уверены, что человек знает о наших мыслях и намерениях),
б) знает, но в данный момент его ум был занят другими мыслями (плохое самочувствие, др. проблемы),
в) знает, но не умеет вести себя так, как надо, если бы даже и хотел,
г) знает, но он хочет меня наказать и преднамеренно отклоняется от программы, которую приписываю ему я.
Понять другого человека можно только через знание мотивов его поведения. Его поведение отклоняется от наших ожиданий потому, что у него кроме нас есть другие интересы, намерения и желания. Попытка уяснить мотивы другого делает нас реалистичными.
Валеологические типы личности.
1. Само-регулятивный тип: характеризуется высоким уровнем ответственности за свое здоровье и поведенческой активности, направленной на профилактику заболеваний и поддержание своего здоровья, стремится своевременно предпринимать определенные действия, чтобы не заболеть. Сохранение и поддержание здоровья для данного типа не является самоцелью. Для него забота о своем здоровье – это возможность в силу своей ответственности решать много других жизненных задач.
2. Поддерживающий тип: характеризуется пониманием личной ответственности за свое здоровье, но низким уровнем поведенческой активности в поддержании и сохранении своего здоровья. Данный тип свойственен трудоголикам, стремящимся к высоким жизненным достижениям, представителям профессий, требующих максимальной самоотдачи и даже самопожертвования, или достаточно молодым и физически здоровым людям, с хорошим иммунитетом, позволяющим им легко восстанавливать свои силы и здоровье. В этом случае человек понимает, что своим образом жизни вредит своему здоровью, болезнь для него – это вынужденный отдых и передышка от многочисленных забот. Молодые люди просто не видят оснований для активной заботы о своем здоровье, так как оно их еще мало беспокоит.
3. Манипулятивный тип: характеризуется высоким уровнем внимания к своему здоровью, активностью, направленной на поддержание своего здоровья, стремлением к привлечению окружающих к заботе о нем, но преимущественно когда он заболевает; при этом проявляется низкий уровень собственной ответственности за свое здоровье, ответственность за плохое здоровье возлагается на врачей, медицину, экологию. Для данного типа характерна конфликтность в отношениях с окружающими людьми и даже вредные привычки. Болезнь приносит ему определенную выгоду (возможность отказаться от нежеланной работы, не выполнить какое-либо требование, получить психологическую поддержку). Подобный тип поведения вполне можно рассматривать как один из способов псевдокомпенсации, который, согласно А. Адлеру, называется «уход в болезнь». Данный симптом позволяет индивиду получить следующие преимущества:
а) его неудачи находят оправдание, и он получает право избегать проблем;
б) увеличиваются его возможности контролировать других людей и управлять ими;
в) он может рассчитывать на помощь и сочувствие других.
4. Дефицитарный тип: характеризуется низкими уровнями и ответственности, и активности в поддержании и обеспечении своего здоровья; свойственный ему образ жизни противоречит всем рекомендациям, в медицину не верит и сам ничего не предпринимает, чтобы сохранить свое здоровье, не заботится о нем, даже если заболевает.
Свидетельство о публикации №224071700993