О чистоте сердца

«Чистии сердцем Бога узрят».

Всем нам знакомы слова Спасителя, Господа Иисуса Христа: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят (Мф. 5:8).  Именно чистота сердечная  является целью христианской жизни. К чему мы должны стремиться и что такое сердечная чистота?
Спасение души – разве не более важная цель? На это можно ответить, что очищение сердца – это и есть средство к достижению спасения, об этом сказал Сам Господь: Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. А зреть внутри себя Господа и означает спастись: если мы ещё в этой жизни приближаемся к Богу, то тем более приблизимся к Нему в жизни будущей.

Все заповеди так или иначе ведут к спасению. Мы спасаемся только через исполнение заповедей, в том числе и одной из важнейших – об очищении сердца, потому что, очистив сердце, мы будем иметь возможность жить по Евангелию. Можно даже сказать, что очистить своё сердце – это всё равно, что исполнить все заповеди.

Спаситель обличает нас, предостерегая от мысленного греха: А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем  (Мф. 5:28). Господь считает, что нечистый взгляд является плодом внутреннего любодеяния – греха, совершенного в сердце. Значит, в сердце человеческом есть некое внутреннее нечистое пространство, в котором можно совершать множество разных дел, в том числе и тяжких грехов, не видимых снаружи.

Что происходит внутри нас? 
Помышления, исходящие из нашего сердца, помрачают наше душевное состояние : Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека  (Мк. 7:22–23).
Внутри человеческого сердца можно совершить не только прелюбодеяние, но и многие другие грехи. Значит, сердце человеческое – это поприще, на котором может развернуться обширная деятельность, как злая, так и добрая.

Спаситель говорит об очищении сердца и сердечной чистоте.

Поэтому мы не должны пренебрегать своей внутренней жизнью.  направлять всё своё внимание на земные дела, сосредоточивая на них весь интерес и силы, как это делают люди, чуждые Евангелия и истинного христианства.
Наше внутреннее поприще, не имеющее, казалось бы, никакого физического измерения, на самом деле столь обширно, что внутри себя человек может пребывать постоянно. Хорошо, если он знает об этой внутренней жизни, следит за ней и разумно ею управляет.

Все наши поступки основаны именно на внутренней жизни. Многим людям их основания совершенно неизвестны, поэтому собственные действия кажутся им подчас неожиданными, не имеющими никакой причины и мотива. На самом же деле все они берут начало в человеческом сердце.

Притча.

Сосед не знал, как насолить соседу. В один прекрасный день зачерпнул в туалете ведро жижи и вылил на крыльцо соседа.
Увидев это, сосед помыл крыльцо, вычистил ведро, набрал в своём саду отборных яблок и поставил на крыльцо соседа.
Сын возмутился:
– Почему ты поступил таким образом!?
Отец ему ответил:
– Каждый делится тем, что у него в избытке!

Спаситель сказал: Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?(Лк. 11:35).
Мы должны оберегать сердце своё от земных страстей, чтобы оно оставалось чистым и не переставало быть для нас проводником духовного, небесного света,  подобно тому, как глаза являются проводником света физического.
Мы должны смотреть в своё сердце, в свой ум, постоянно исследуя самих себя, чтобы свет нашего разума и нашей душевной жизни не превратился в тьму.
При помощи молитвы, возжигаем в нашей душе свет Божий. Нам надо увидеть то, что в ней происходит, и заняться очищением своего сердца. Это необходимо, чтобы, погрузившись внутрь себя всем умом, духом и всеми силами своей души, благодаря этой многоплодной, многотрудной и многообразной внутренней деятельности,  начать своё исправление, покаянием. Мы делаем это так не для того, чтобы забыть о людях и добродетелях, а для того, чтобы найти источник всего доброго, что есть в нас, источник благодати Божией.
Расчистив его, мы дадим благодати свободно действовать в нас, омывать нас изнутри, очищая и увлекая своим потоком в жизнь вечную.

Блажени чистии сердцем… Из евангельского повествования все мы знаем, что фарисеи заботились об омовении внешнем, о телесной чистоте, а Спаситель требовал от них, чтобы они омывали и своё сердце от греховных нечистот. Этого же требует Он и от нас сегодня.
Когда мы смотрим на человека, мы видим только внешность, сердце же сокрыто от нас, а между тем его чистота или нечистота и есть то самое главное, что и определяет нравственный облик самого человека. И поэтому блаженны не те, у кого чистое лицо или красивая одежда, а те, кто чист  сердцем.

Если человек хорошо одетый, может быть допущен к людям богатым и знатным, и даже к самому царю, то только чистые сердцем,  могут быть допущены к Богу.
Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Мы имеем телесные чувства, которые доставляют нам сведения о вещественном мире, но у нас есть и духовное чувство, которое в Евангелии называется сердцем. Этим сердцем мы видим Бога, и такое внутреннее, и духовное зрение, и есть самое главное.
Во времена Спасителя, многие смотрели на Него телесными глазами, но немногие при этом видели в Нём Бога – только те, кто были чисты сердцем.
Вот и сегодня, по причине нечистого сердца, многие из не видят Бога.

Притча.

— Учитель, я не понимаю: приходишь к бедняку — он приветлив и помогает, как может. Приходишь к богачу — он никого не видит. Неужели это только из-за денег?
— Выгляни в окно. Что ты видишь?
— Женщину с ребёнком, повозку, едущую на базар…
— Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты там видишь?
— Ну, что я могу там видеть? Только себя самого.
— Так вот: окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя.

Притча.

Одна семейная пара переехала жить на новую квартиру. Утром жена, едва проснувшись, выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала сушить бельё.
— Посмотри, какое у неё грязное бельё, — сказала она своему мужу.
  Однако тот читал газету и не обратил на жену никакого внимания.
— Наверно, у неё плохое мыло или она не умеет стирать, надо бы её научить!
   И так всякий раз, когда соседка вывешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.
   В одно прекрасное утро она посмотрела в окно и вскрикнула:
— О! Сегодня бельё чистое. Наверное, соседка, наконец-то, научилась его  стирать!
— Да нет, — ответил муж, — просто я сегодня встал пораньше и вымыл наше окно.

Что видит сердце, когда на нём греховная грязь?
Оно смотрим прежде всего, через  призму этой грязи.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Мы должны стремиться к тому, чтобы наше сердце было чисто. От чего чисто? От злых помыслов и от грязи душевной.

Мы сами многократно чувствовали, что когда предаемся какой-нибудь греховной мысли, то наша душа опустошается. Мы иногда так и говорим: «Скверно на душе». А если совсем предались рассеянности, пустым, греховным, отвратительным мыслям, тогда признаёмся: «Прямо тошно!»
Простой жизненный опыт, известный всякому человеку и подтверждает  истину: оскверняет человека то, что исходит изнутри его, – его мысли и его чувства. И чтобы приблизиться к Богу, мы должны очищать своё сердце, не давать ему источать нечистоту, которая не только оскверняет наши мысли, но и заставляет нас совершать греховные поступки. А если мы попытаемся сначала исправить наше внешнее поведение, а сердце своё оставим без внимания, то у нас ничего не получится.

Господь говорил фарисеям: Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23, 26). Конечно, Он имел в виду внутренность не посуды, а сердце человека. И только когда мы очистим себя изнутри, мы сможем исполнять Божественные евангельские заповеди.

Вы можете задать мне встречный вопрос: если нас оскверняют мысли, исходящие из сердца, то, наверное, есть и такая мысль, которая может очистить сердце, а вместе с ним и ум, и даже слова и дела? Да, действительно, такая мысль существует. Всем известна притча Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Чем оправдался мытарь? Тем, как говорит Евангелие, что, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13) Спаситель заканчивает свою притчу следующим выводом: Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот, гордый фарисей: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

Итак, мы видим, что в молитве мытаря содержится мысль, которая оправдала его и внутренне очистила: Боже, милостив буди мне грешному.
Эту мысль он возносил к Богу, но прежде, конечно же, глубоко усвоил её сам, осознав, что он грешник, и не смел поэтому даже глаз возвести на небо. И этим мытарь очистился и оправдался больше, чем фарисей своей внешней праведностью.

Мытарь – вымогатель, безжалостный и жестокий человек, который обездолил многих людей, доведя их до нищеты, до самого страшного горя и отчаяния. Он действительно достоин того, чтобы по своей греховности считаться равным блудникам и язычникам. Но покаянная молитва: Боже, милостив буди мне грешнику – оправдала этого человека, очистила его сердце, оскверненное множеством ужасных мыслей. Естественно, прежде он не следил за своим внутренним состоянием, поскольку на деле совершал самые страшные преступления, а человек, который уже делом грешит так ужасно, конечно же, не знает того, что происходит внутри него, и не придает греховным мыслям никакого значения. Очистив же своё сердце, уста и дела, мытарь, через покаяние, стал способен к добродетельной жизни и ушёл из храма в свой дом оправданным. Чем? Покаянной молитвой.
Так же и мы, желая очистить своё сердце, должны прибегать к этому средству, предложенному в Евангелии Господом нашим Иисусом Христом. Если мы будем так взывать, – то даже если мы омерзительны и действительно подобны по своему страстному состоянию, людям погрязшим в самых отвратительных плотских грехах, или неверующим,  утопающим в заблуждениях и тьме неведения греховного,  – то и тогда покаяние может очистить наше сердце. Мы оправдываем себя не перед окружающими нас , а перед Богом. А оправдав себя перед Ним, очистив своё сердце, мы станем способны к тому, чтобы действительно внутри самих себя увидеть Бога, ибо Царствие Божие внутрь нас есть (Лк. 17:21). Конечно же, здесь речь идёт о воцарении Бога в нашей душе.

Каждое из злых помышлений мы должны заменять мыслью спасительной, которую предлагает нам Евангелие, – словами мытаря: Боже, милостив буди мне грешнику.
Проберётся в наше сердце какая-либо греховная мысль – мы вытесним её этой молитвой. Появится другая – мы вновь заменим её покаянной мытаревой молитвой,  а если хотим, то и молитвой слепца, который шёл за Спасителем и восклицал: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя (Лк. 18:38).
Итак, мы повторяем в себе, эти молитвы, вместо всякой скверной мысли и очищаем этим своё сердце.
Этот подвиг, для поверхностного взгляда, кажется примитивен, но на самом деле он указан Самим Господом Иисусом Христом как весьма плодотворный – гораздо более плодотворный, чем добрые дела без этого подвига, потому что случается то, что сами эти  дела  уклоняют человека к гордости. Подвизаясь же в молитве против греховной грязи, мы можем стать истинными христианами, очистить своё сердце так, что внутри него воссияет Божественный свет.

Как же нам принудить себя к тому, чтобы наше сердце не помышляло ни о чём греховном?
Мы должны не допускать в своё сердце нечистых помыслов и не соглашаться с ними. Если помысел туда войдёт, то сердце с ним почти наверняка согласится, и из сердца выйдет уже оформившееся намерение совершить грех на деле.

Так велик соблазн греха! Но что же он представляет собой на самом деле? Святой апостол Петр, рассуждая о людях, которые возвращаются к прежним своим грехам, говорит очень грубо: он говорит, что такие подобны псу, возвращающемуся на свою блевотину, или вымытой свинье, которая идёт валяться в грязи (2 Пет. 2, 22). 

В наше время считается, что в мире много соблазнительного.  Однако, так кажется только тем людям, у которых есть противоестественное, абсурдное влечение к этой  мерзости. А тот, кто хоть сколько-нибудь стремится к чистоте сердца, тот  воспринимает мирские соблазны, как грязь, в которой он, конечно же, не желает вновь вываляться. Наоборот, хочет омыться, очиститься, чтобы не только самой гря;зи не осталось на нём, но и следа и запаха её не было. Конечно, это бывает трудно, но возможно.

Сегодня мы хотим очиститься и внешне – имеются в виду все наши поступки, – и внутренне: очистить свои помыслы, которые исходят из нашего сердца, оскверняют нашу душу и подталкивают к этим поступкам.
Призвание к христианской жизни – это призвание к внутренней, сердечной чистоте. Те, кто омоют своё сердце, очистят его от омерзительного тинного кала мирских соблазнов, – приобретут сердце просветлённое, зрение чистое, ничем не замутнённое, и узрят Бога. Они увидят Его не только в будущей, но уже и в этой жизни, как предобручение будущего загробного вечного блаженства.

Умудри нас Господь.


Рецензии