Будни 2. Шедевр
На следующей неделе на уроке рисования учительница объявила, что они будут “выражать себя”. Они делали это каждую осень, в начале учебного года. Для Антона это был самый нелюбимый художественный проект. Ну не умел он выражать себя в рисовании! Если есть конкретное задание – нарисовать, например, яблоко или дерево или ещё что-нибудь - это терпимо. Это он может нарисовать. Шедевра, конечно, не получится, но все поймут, что это яблоко или дерево. А “вырази себя” – это никуда не годится. Даже не понятно, как к этому подступиться. И вообще, нет у него таланта к рисованию. Но объяснить это учительнице рисования было невозможно. Она свято верила, что “все могут рисовать”.
Салли подходила к таким проектам просто. Она выдавливала на канву несколько червячков краски (иногда выбирая их случайным образом) и размалёвывала их кисточкой, как взбредёт в голову (или, точнее, в руку). Получалась цветастая абстракция. В этот раз Салли за 5 минут создала нечто оранжево-голубое с чёрными разводами. По мнению Антона эта абстракция никакого отношения к Салли не имела.
– Ну ведь я её нарисовала! – возразила она.
– И как это тебя выражает? – саркастически спросил Антон.
– Не знаю, – легкомысленно отмахнулась Салли, – Наверняка моё глубинное подсознание хотело именно это нарисовать. Я – художник. Моё дело – нарисовать. А трактовать – это дело критиков.
Антон не был уверен, чего хочет его глубинное подсознание, но твёрдо знал, что не цветную размазню.
– У меня научный склад ума, а не художественный! – проворчал он.
– Блестяще! – воодушевилась Салли. – Подойди к этому научно, вот себя и выразишь.
– Это как? – заинтересовался Люк, который рисовал рядом с ними. Люк был бесспорно лучшим художником в их классе, а точные науки воспринимал как магию. И несмотря на это, он был близким другом Антона и Салли. Вот бывает так – человек совершенно не такой, как ты, можно сказать, полная противоположность, а с ним легко и интересно.
– Во-первых, золотое сечение*! – Салли тут же начала составлять список. – Во-вторых, перспектива, в-третьих, светотень, в-четвёртых, баланс противоположностей, в-пятых… в-пятых, какая-нибудь оттебятина, например любимый цвет.
Антон и Люк уставились на Салли, не произнося ни слова. Это её ничуть не смутило.
– Сначала нужно нарисовать фон.
– Ага, – одобрительно закивал Люк.
– Какой у тебя любимый цвет? – деловито спросила Салли Антона.
– Белый, – в голосе её друга явно слышался сарказм, но идея научного подхода его заинтриговала.
– Отлично, – она схватила большой тюбик белой краски, выдавила несколько червячков на его канву и протянула ему широкую кисточку. – Теперь равномерно размажь.
– Подожди, – вмешался Люк, – так белый не получится. В белом обязательно должны быть оттенки других цветов. Добавь тут и там маленькие точки других цветов, а потом размазывай.
– Куда их добавить? – растерялся Антон.
– Золотое сечение! – воскликнула Салли.
Они вместе с Антоном измерили канву и вычислили несколько точек в соответствии с золотым сечением. Он нанёс туда капли серого, красного и синего цветов и всё размазал, сначала горизонтально, а потом вертикально. В одной части канвы получилось чуть более тёмное пятно, как намёк на смутный силуэт кого-то за занавеской.
– Хм, похоже на занавеску в душе. Отличная белая занавеска! – сказал он, рассматривая результат. И тут ему пришла в голову идея. Антон любил смотреть фильмы ужасов, и “Психо” Хичкока был одним из его любимых. Он намазал свою левую руку красной краской, приложил её в центре канвы и смазал вниз.
– Брр, что-то из твоих любимых ужастиков, – поёжилась Салли. Она ужастики не смотрела принципиально. Будучи закоренелой пессимисткой, она считала, что жизнь и так полна мрачностей и ни к чему ещё и в кино про это смотреть.
– Класс! Типичный Хичкок! – восхитился Люк. Он тоже был оптимист, как и Антон, и разделял его любовь к ужастикам.
– Вот именно, – проворчала Салли. – Но мы же не Хичкока выражаем, а Антона.
– Рука-то его! – посмеялся Люк.
Но Антон согласился с Салли:
– Пожалуй ты права. Оптимизма не хватает.
И он пририсовал весёленькие цветочки по всей занавеске. Контраст между жизнерадостной занавеской и кровавым отпечатком почему-то развеселил Салли и Люка, и последний чуть не заляпал краской свою картину.
– Как там наш научный подход? Чего ещё не хватает? – спросил Антон, довольный произведённым эффектом.
Салли стала проверять список и ставить галочки:
– Золотое сечение – есть, перспектива… – нет.
– Как это нет перспективы! – возразил Люк. – Тут фокус передаёт перспективу: фигура размыта и находится дальше, а отпечаток чёткий и на переднем плане.
– Отлично, значит перспектива тоже есть, – поставила галочку Салли. – Дальше, светотень – нет, противоположностей – завались, оттебятины тоже хватает: любимый цвет, твоя рука, оптимизм и любовь к ужастикам. И ещё научный подход.
– Типичный Антон! – одобрил Люк.
– О! Я придумал, как светотень добавить, – воскликнул Антон.
Он по линейке начертил раму и закрасил её коричневым цветом. Потом этот же коричневый смешал с белым – для светлых частей, и с чёрным – для тени. Получилась отличная выпуклая рамка.
– Шедевр! – одновременно сказали Люк и Салли.
– Да здравствует научный подход! – улыбнулся Антон.
-----------
Примечание автора:
*Золотое сечение — это отношение частей к целому, при котором большая часть относится к меньшей так же, как целое относится к большей части. Оно приблизительно равно 1,618.
Эта пропорция воспринимается как гармоничная и приятная. Многие великие художники в своих картинах интуитивно использовали золотое сечение.
История 3: http://proza.ru/2024/07/19/1114
Свидетельство о публикации №224071801482
Вы замечательно передали живость и естественность персонажей, создав тёплый и искренний рассказ. Ваш стиль лёгкий и приятный, а история вдохновляет и оставляет хорошее настроение. Отличная работа!
Всего Вам доброго!
Ирина Вебер 2 12.06.2025 19:26 Заявить о нарушении