5. Симптомы в повседневной жизни

Иван Егорович продолжил быть ведущим интервьюером:
- Мне мой коллега задал вопрос о том, зачем мы пытаемся объяснить неспециалистам такие непростые вещи? Врач, или психолог тратят многие годы на понимание этой сложной реальности. Что думаете?
- Да мы уже не раз подчёркивали, что наш контент не для широких масс. Но он объясняет многое происходящее и показывает причины, или их версию и есть люди, которые осознают наши аргументы.  Пускай небольшая часть людей поймёт: в чём конкретно состоит разрушительность нашего образования и бюрократизации! Это  расползании административно-командной системы по факту является злокачественной опухолью на теле общества. И здесь самое главное – осознать необходимость брать ответственность за своих детей на себя. И знать, что тебе могут помочь, но и могут навредить. К примеру: немало людей забрали детей из школы и перевели их на надомное обучение, по индивидуальному плану.  Чтобы человек решился на такой шаг, надо, чтобы у него были знания, на которые можно опереться.
- Согласен. А теперь давайте перейдём к самому главному – покажем, в каких особенностях общественной жизни проявляется шизофреническая, либо слабоумная  тенденция. Только сначала дайте краткое определение шизофрении и слабоумия, как вы умеете.
- «шизофрения» происходит от древнегреческих «схизис» - расщепление, раскалывание и «френос» – ум. То есть –  «расщеплённый ум». До 1908 года шизофрению называли  «dementia praecox» - «раннее слабоумие», название предложено Эмилем Крепелином в 1896 году. Позже Эйген Блейлер ввёл термин «шизофрения», а в 1911 году указал четыре основных симптома, «четыре А»: Аутизм, Апатия, Амбивалентность, Ассоциативный синтез (его расстройство).  Эти симптомы весьма точно описывают больного шизофренией, это я сейчас могу утверждать уже по своему опыту, но в социальной шизоморфности они проявляются очень косвенно.
    Слабоумие. Если короче – это упрощение понимания ситуации. То есть, к примеру,  психически нормальный, но недалекий человек берется за дело, все тонкости которого он не понимает и не знает. Часто такого ставят даже руководить сложным делом. И что важно: пока он не знает дело и не лезет сам к нему, он – нормальный. Как только он, узнав кое-какие, далеко не полные, обстоятельства этого дела, берется его делать, или руководить им, он становится слабоумным. С точки зрения полноты задач, стратегичности цели, соблюдения безопасности и т.д.  Потому, что сам факт, что он берётся за сложное дело со своим профанным пониманием, уже показывает его слабоумность. И, поскольку у этого профана власть, дело будет делаться тоже по слабоумному сценарию - без учёта всего множества факторов, известных настоящему профессионалу.
     Именно так живет наша страна много веков  до сих пор и карамзинское «дураки и дороги» совсем не метафора. И важно здесь то, что наше холопское сознание, много поколений насаждаемое нашей элитой и до сих пор не выветренное из множества голов, продолжает свою жизнь. У нас отношения начальник-подчиненный не деловое, а именно барско-холопское для большинства ситуаций. Люди занимают важные должности не потому, что они к этому способны или имеют призвание, а потому, что там высокая зарплата и социальный статус. И за это они платят своему начальству своим личным лакейством, но компенсируются встречным барством по отношению к своим подчинённым.  Холопу не зазорно воровать, брать взятки, ставить личное выше общественного (ведь он - холоп, значит - сам ни за что не отвечает! Отвечает барин!).
     И то, что социум создал условия для продвижения ограниченных людей говорит о том, что организация такого социума – слабоумная. И еще очень важное: главный жрец общественного слабоумия – чиновник, недалекий руководитель, а его главный покровитель – политик, человек власти. Социальная шизофреничность  - всего лишь административный инструмент удержания общественного сознания в некоем коридоре, безопасном для элиты.  Это надо всем понимать.

- Простите, но раз вы так широко размахнулись, тогда вам надо объяснить почему профессор педагогики, доктор наук – профан в обучении? Ведь, выходит, что именно в таком статусе он писал этот учебник?
- Профанность педагогики, как науки  подчёркивал ещё Д.Ф. Ушинский, называя педагогику то искусством, то философией. А в одном тексте он написал, что если  и может быть педагогика наукой, то это должна быть некая сверхнаука, «наука всех наук».

    Выстроив шизофренический дискурс в своём учебнике, автор фактически скатился именно к слабоумию, поскольку подменил реальную сущность обучения выдуманной, наукообразной. Но, поскольку за этим стоят живые люди – ученики, учителя, родители, он тем самым совершил не просто слабоумный поступок, а гражданское преступление. И европейским зачинателем этого преступления стал Ян Амос Каменский, который, пытаясь освободить школу от прямого, грубого насилия и авторитарности, возомнил, что может быть такая универсальная наука о том» как всех учить всему». Хотел сделать доброе дело, но перегнул палку.
- Интересно вы повернули вопрос. Но, пожалуй,  для освещения среди неспециалистов это самый нормальный подход. Теперь давайте начнём по порядку, с каждого признака, который мы указали в прошлый раз. Не стоит описывать, как это обычно происходит у больных, это отдельная работа и весьма громоздкая. Переходите сразу к этому злосчастному  учебнику педагогики, который вы заподозрили в шизоморфности.

-  «Разноплановость». Малозначимые черты обыденных вещей кажутся более значимыми, чем предмет в целом или общая ситуация. Проявляется неясностью, расплывчатостью, обстоятельностью речи.
    Много подробностей, ненужных деталей. В учебнике это проявилось очень большой детализацией материала, множеством пунктиков, описывающих часто придуманные свойства человека обучающегося. Типичный пример – с определением методологии, когда промежуточное высказывание было уместно и по делу, а само определение оказалось именно симптоматичным.  В масштабах социума это проявляется обилием всяких подробных правил, инструкций, законов и правовых предписаний. Подробные отчеты, планы, стандарты, регламенты тоже относятся к этому симптомокомплексу. Клинический шизофреник, начав говорить про любимую песню, переводит разговор на город, где он её слышал, свои отношения к городу, человека, который при этом присутствовал, описывает подробно свойства этого человека, и так далее. Он говорит эти лишние детали потому, что это для него важно, но они не имеют отношения к делу.


• «Разорванность». Постепенное или внезапное отклонение в мыслительном процессе в сторону случайных ассоциаций, склонность к символическому мышлению, характеризующемуся сосуществованием прямого и переносного смысла понятий. Отмечаются внезапные и непонятные переходы от одной темы к другой, внезапный обрыв мыслительного процесса, сопоставление несопоставимого.
 Разорванность – это вторая грань нарушения ассоциативного синтеза наряду с разноплановостью. Её показать легче на примере: вместо того, чтобы пройти прямо по улице к своей цели, вы начинаете сворачивать в боковые улочки, потом в мелкие переулки и сильно удлиняете путь. А можете и так и остаться бродить в этих переулках и даже выйти вообще на другую дорогу. Не ведущую к цели. И даже по ходу движения отказаться от цели, потому что новая ассоциация захватила ваше внимание.
В учебнике это проявилось в вымышленных обобщениях, внедрении абстрактных наукообразных понятий, множества пунктов, использования сложного синтаксиса (сложноподчиненные предложения и деепричастные обороты).

• «Угасание эмоциональных реакций, равнодушие, безразличие к окружающему. Парадоксальность, неадекватность эмоциональных реакций. Утрата интересов, отсутствие планов на будущее, бездеятельность».
Просто апатия ко всему. Странным образом, напомню, в дидактике учебника нет упоминания личности ученика и педагога, а сплошные словесные схемы. У других авторов личность есть.

• «Амбивалентность. Сосуществование двух противоположных тенденций (мыслей, эмоций, действий) по отношению к одному и тому же объекту у одного и того же лица в одно и тоже время. Проявляется невозможностью завершить те или иные действия, принять решение».
Нарушено целостное восприятие мира, людей, себя, даже близких. В учебнике это проявилось сполна ввиду всего перечисленного.

• «Вычурность, манерность, нелепость поведения и поступков, эмоциональная холодность, парадоксальность, необщительность». Сюда можно отнести и употребление абстрактных понятий, особенно абстракций второго рода (когда абстрактное понятие определяется с помощью других абстрактных понятий).

• «Беспричинный отказ, сопротивление, противодействие всякому влиянию извне».
Это проявление аутичности, то есть «уход в себя», сосредоточения на внутреннем мире. Учебник закрыт от обратной связи, даже коллеги автора не могут просто так покритиковать его учебник, ведь у автора "авторитет".
• «Хаотичность, нецеленаправленность, импульсивность движений и поступков, бессмысленная вычурность и манерность движений, нелепая немотивированная экзальтация, агрессия».
• «Дурашливое, нелепое поведение, манерность, гримасничанье, сюсюкающая речь, парадоксальные эмоции, импульсивные поступки».
Два последних - аффективная реакция на попытку извне нарушить покой и сосредоточенность на своих мыслях и переживаниях. Кроме того проявление разноплановости и разорванности.
    Продолжение следует.


Рецензии
Жаль, что профессионалы большинство психических отклонений относят к генетическим заболеваниям. Это сразу ставит крест на лечении и профилактике.

Михаил Быстров -Павлов   09.09.2024 16:05     Заявить о нарушении
Одна женщина-психиатр, кандидат медицинских наук назвала психиатрию "Предательством человека". Очень напоминает жизненную реальность. Сколько жизней перемололи в разным психбольницах. Но врачи защищены законом, если соблюдают все регламенты. А регламентам люди не очень интересны.

Александр Безверхов   10.09.2024 08:28   Заявить о нарушении