Избранные места из переписки по e-mail. Файл 6

      «Нос посмотрел на майора, и брови его несколько нахмурились.
      - Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не
      может быть никаких тесных отношений…»
      (Николай Гоголь «Нос»)

      Стремительный информационный прогресс (от голоса комнатной радиоточки через картинку телеэкрана до всеобъемлющей паутины Internet) на коротком по историческим меркам поколенческом отрезке (родители – правнуки) исказил модель мировосприятия перверсией подлинного, которое подавляется и заслоняется виртуальными моделями без изначального реального раздражителя. Традиционную почтовую переписку на бумажных носителях вытеснил стремительный электронный чат, синтезировавший телеграфный и эпистолярный стили заочного общения. Одиноко идущие, увлеченно разговаривающие люди перестали восприниматься фриками. Удерживаемый ладонью смартфон стал определять социальное поведение, как поводырь маршрут слепого. Недалек день, когда, автоматически переформатировав искусственный интеллект и обретя личностный статус, смартфон, подобно носу майора Ковалева, уйдет в автономное плавание, самостоятельно формируя границы пространства пользователя. Пришедшей компьютерно-цифровой эпохе присуще бинарно-матричное мышление. Сегодня Пушкин вместо хаотичных записей виршей в гламурные дамские альбомы мог стать популярным блогером социальных сетей, собирающим хлесткими эпиграммами лайки миллионов подписчиков персонального аккаунта и флиртовать перекрестным sms-опылением, а посмертным памятником вознестись не только выше Александрийского столпа, но и Останкинской телебашни.

      Как известно, если органы чувств долго лишены возможности получать внешние раздражения, мозг начинает самостоятельно формировать фантомы. Например, человеку в полной тишине начинают слышаться разные звуки. Речевая форма – конструкционно знаковая структура. В отличие от равенства тождество выполнимо всегда. Коммуникативную интонацию каждого человека можно математически идентифицировать последовательностью набора цифр и запрограммировать подбором определенных фраз. Символы и модели поведения возникают вследствие независимо существующих первопричин. Поэтому истинное восприятие искусственной зоны реальности более или менее фальшивое эмоциональное искажение. Писатель без фантазии - унылый стенографист действительности. Воображение экономившего копейки Достоевского бросило в огонь камина гостиной Настасьи Филипповны сумму эквивалентную тогдашней стоимости особняка на Невском проспекте.

      Для нынешней структурной архаики российского общественного постмодерна характерна фрагментарность сознания, замусорившая восприятие окружающей действительности шелухой шаблонов. Конечного не существует. После публикации «Замка» Кафки, авторы, считающие себя литературным гением, перестали завершать свои сочинения. Однонаправленный ход времени исключает реверс. Пристально оглядывающийся индивидуум, конвоируемой внутри хаотично идущей толпы отслеживающими перемещение камерами, ощущает себя персонажем «стеклянного дома-2», рискуя повторить библейский казус жены Лота. Выйти из зоны комфорта намного проще чем вернуться. Сильнодействующие информационные средства формируют устойчивую зависимость, автоматически загоняя гигабайты мусорной информации в подкорку мозга. Винегрет сегодняшней новостной ленты скопировал композиционный стиль картины «Мистерия ХХ века» некогда популярного художника Глазунова.
 
      «Не верьте этому Невскому проспекту!», тянувшийся за пригрезившейся художнику Пискареву красоткой «шлейф порока» - не имел запаха. Контраст избыточного света июня и депрессивного мрака декабря специфическая особенность Петербурга, способствующая отторжению подлинного. Вовлеченность в окружающую предметность исключает перспективу стереоскопичности обзора. Как визуальный фетиш, искушавшее нигилиста Базарова глубокое декольте бального платья литературных героинь 19-го века, не равнозначно соблазну уличных мини-юбок современниц. Время методично тасует властную колоду меняя козырную масть, вот только тайна «трех карт» расклада жизненного пасьянса, никому, кроме старой графини Анны Федоровны, продолжает оставаться неизвестной. Лимит удачи ограничен и долгожданная музыка «Лебединого озера» обязательно когда-нибудь прозвучит. Гарантированно выигрышный «туз» может фатально обернуться проигрышной «пиковой дамой».
All bets have been placed. No more bets!*

      *Ставки сделаны. Ставок больше нет!

      Июль 2024-го


Рецензии