Мини-сериал Джентлмен в Москве. Июль 2024
Я когда-то оставляла свой отзыв о книге Амора Тоулза, потому что она мне очень понравилась. Я читала ее на русском языке, а когда появилась возможность перечитала в оригинале. Меня подкупил авторский подход: тщательно продуманная топография повести, знание реалий того времени и русской культуры вообще, явная любовь к предмету повествования. Да и сам посыл книги мне очень близок: mind over matter, это книга о силе человеческого духа.
Трудно определить жанр происходящего. Это какая-то историческая фантазия с элементами авантюрного романа. Фантастическая, абсурдная выдумка Тоулза-приговорить графа к вечному пребыванию в стенах гостиницы, не имеет ничего общего с действительностью тех лет, но позволяет автору показать, что происходило в СССР в те далекие постреволюционные годы. Действие ограничено замкнутым пространством гостиницы , но в нем, как в капле воды, отразился мир за стенами ресторана. Судьба героя переплетается с событиями российской истории. Создатели сериала укрупнили сведения, данные в сносках и воплотили на экране атмосферу жизни советской страны. Слежка всех за всеми в ресторане, работа спецслужб, расправа с неугодными, культ личности Сталина. И в то же время безоглядная, безоговорочная вера в правильность курса партии, преданность идеям социализма. Флешбэки наивны, изображения солдат грешат карикатурностью, но в целом все образы достаточно достоверны кроме одного момента…Когда в роли университетского друга графа Ростова, Мишки, мы видим….афроамериканца, мера условности происходящего оказывается нарушенной. В трейлере сериал позиционируется как историческая драма, но появление темнокожих персонажей в постреволюционной Москве для русской публике –нонсенс, а у иностранцев формирует совершенно неверное представление о СССР тех лет. Для современных американцев такое этническое разнообразие кажется нормой, поскольку в Голливуде существует гласное или негласное правило квот на присутствие афроамериканцев в кадре, но у остальных зрителей это может вызвать когнитивный диссонанс и желание окрестить происходящее «клюквой».. Конечно, в сериале много неправдоподобия, но все-таки «Джентльмен в Москве» не фэнтези и разнообразие этнической принадлежности неуместно, когда речь идёт об изображении исторической обстановки, даже если сценарий сделан на основе художественного произведения и не претендует на документальность и историческую достоверность.
Обаяние книги в легком, местами ироничном стиле, деталях, в размышлениях, в развитии отношений между героями, к сожалению это утрачено при адаптации. Все огрублено, исчез томик Монтеня, игравший важную роль в развитии событий, нет обсуждения с Осипом культового фильма «Касабланка», и многого, многого другого…
Сериалы последних лет:» Бриджертоны», «Голливуд», «Позолоченный век» - примеры альтернативной истории-приобретают популярность, но когда речь идет о твоей стране, историю которой ты знаешь, и которая не относится к седой старине, смесь фантазийности, небывальщины и реальности может вызвать улыбку, раздражение, недоумение и даже отторжение, поэтому я могу только порекомендовать прочитать замечательную, тонкую книгу Амора Тоулза, а если захочется посмотреть сериал, делать скидку на модные тренды и поверхностное отношение зарубежных режиссеров к истории России.
.
Свидетельство о публикации №224071800874