Будни 3. ГенпервАр

Оглавление сборника:   http://proza.ru/avtor/mariamerlot&book=7#7


   Вторник, позднее утро. Урок литературы. После него – обед. В животе уже урчит. Учитель только что закончил рассказывать, как важно в литературе передавать мысли и чувства героев.
   – В вашем художественном произведении должны чередоваться события и реакция вашего героя (или героев) на них. Действие – реакция; действие – реакция.

   Антон слушал, подперев голову кулаком, и старался уговорить свой желудок подождать ещё несколько минут.

   – Не забывайте про сочность, – внушал учитель. – Не ‘он сказал’, ‘она подумала’, ‘они почувствовали’, a ‘он затрепетал от радостного предчувствия’, или ‘возмущённо воскликнули они’, или ‘еле слышно пробормотала она’. Все эти принципы применимы к любым формам художественной литературы. Поскольку мы сейчас изучаем поэзию, домашнее задание – написать стихотворение с отражением чувств и мыслей героя. Первый вариант должен быть готов завтра. В оставшиеся 5 минут я вам прочитаю несколько замечательных примеров из классиков.

   Учитель начал читать что-то из Байрона. Сосед сзади потыкал Антона в спину и передал ему записку. Мобильные телефоны в школе были запрещены, но бумага и ручка всегда найдётся.
   “Ррр!” – гласила записка, вместо подписи стояла просто точка.
   Антон повернулся к Салли, которая сидела сзади него по диагонали, и сочувственно покивал.

   Такая подпись у Салли появилась этим летом после парусного летнего лагеря, в котором она и Антон плавали вместе. Им обоим лагерь очень понравился, и они твёрдо решили следующим летом снова в него записаться. Салли настолько загорелась идеей плавания под парусом, что немедленно начала строить свою парусную лодку в гараже их дома. Идеи новых дизайнов приходили ей в голову гораздо быстрее, чем она успевала их построить, но это её ничуть не смущало. Сейчас она работала над дизайном №4. Однажды, помогая Салли вырезать кусок фанеры очень заковыристой формы, Антон воскликнул:
   – Ты знаешь, если твоё имя написать по-английски – Sally – и над первой l поставить точку, то получится Saily*. Очень подходящее имя для тебя!
   – Точно! – новое имя Салли очень понравилось, и с тех пор Антон часто называл её Сэйли, а она свои сообщения ему стала подписывать точкой.

   Как только Антон, Салли и Люк расположились на обед за их любимым столом под большим раскидистым деревом, Салли начала ворчать. Только Салли умела одновременно поедать свой обед и ворчать.
   – Ну где логика у этих учителей? Где логика? – возмущалась она между кусочками суши. – На одном уроке учат, что напрямую выражать, что герой подумал или почувствовал, - это дурной тон. А на другом учат, что это обязательно надо делать. Да ещё и на дом задают!
   – Как, вообще, можно писать стихи по команде? – поддержал её Люк. – А если меня вдохновение сегодня не посетит?
   – Я думаю, никто не ожидает от нас шедевра, – предположил Антон. – Просто они учат нас разным приёмам в литературе. По приёму за урок. Это как освоение инструментов. Помните, на дизайне нас учили пользоваться дрелью? Мы всю доску иссверлили, решето получилось. Так и тут, наверно.
   – Ты, Тон, известный оптимист, – более снисходительно проворчала Салли. Она уже закончила свои суши, и её ворчание стало чуточку более добродушным. – Но механическая работа как часть механического дизайна ещё имеет какой-то смысл, а механическое писание стихов – это нонсенс.
   – Совершенно верно, – согласился Люк.
   Антон только развёл руками.

   – Эх, – вздохнула Салли, – я сегодня после школы программировать собиралась, а теперь дурацкие механические стихи писать придётся.
   – Сэйли! Ты гений! – воскликнул Антон.
   – Да, и что? – настороженно спросила Салли. Она не понимала, куда клонит Антон, но не отрицать же такой комплимент!
   – Механические стихи должен писать механизм. А мы напишем программу для этого механизма по имени компьютер!
   – Ха-ха! Даёшь научный подход! – рассмеялся Люк.
   – Блестяще! – загорелась идеей Салли. – После школы собираемся у меня и пишем программу. В 4:00 всех устроит?
   – Я-то вам вряд ли смогу пригодиться, – сказал Люк. – Зато могу арбуз притащить.
   – Очень даже пригодишься, – возразила Салли. – Нам нужно будет затравки для программы насочинять.
   – Арбуз тоже тащи, – добавил Антон. – Арбузы очень способствуют программированию.

  В 16:00 Антон и Люк уже были у Салли. Люк, как и обещал, принёс огромный арбуз. Пока Салли нарезала его на толстые сочные ломти, Антон объяснял Люку идею программы:
   – Нам требуется написать стих в стиле действие - реакция, действие - реакция. Мы составим список действий и список реакций, чем длиннее, тем лучше. Программа случайным образом будет выбирать действие и реакцию из этих списков. Можно ей заранее сказать, сколько таких пар составить. А можно, чтобы она спрашивала ‘Добавить ещё?’, и ты сам решаешь, когда остановиться.
   – Но это не будет звучать как стихи. Как минимум, ритм нужен, – заметил Люк.
   – А мы наши действия и реакции напишем в одном ритме. И всё будет сочетаться.
   – Может сработать! – обрадовался Люк.
   – Давайте придумаем, как назвать программу, – сказала Салли и впилась зубами в большой арбузный ломоть.
   – А какая разница? Назови ‘программа’, да и всё, – пожал плечами Люк.
   – Э нет, – возразил Антон, – название должно отражать суть программы. Чтобы его придумать, надо задуматься, что же именно наша программа должна делать. Тогда и написать её будет легче.

   – Как насчёт ‘Случайный Шедевр’? – предложил Люк.
   – А что, поэтично! – засмеялся Антон.
   – Поэтично, – согласилась Салли. – Но суть не отражает. С таким названием мы будем ожидать от неё шедевров. И не дождёмся.
   – А что мы должны от неё ожидать? – спросил Люк.
   – Какое у нас задание? – размышлял вслух Антон. – Создать первые варианты. Как насчёт ‘Генератор Первых Вариантов’? Сокращённо ГенпервАр!
   –  Генпервар…  генпервар, – попробовал слово во рту Люк. – Вполне звучит. Похоже на большой котёл, в котором ведьмы варят зелье.
   – Супер! Мне тоже нравится, – одобрила Салли.
 
   После арбуза Салли начала писать программу под названием  Генпервар, а мальчишки принялись сочинять действия и реакции. Люк быстро вошёл во вкус и выдавал много заготовок в ритме: “Дракон спалил высокий замок”, “Принцесса выпала в окошко”, “Корзина с яйцами разбилась”, “Она воскликнула задорно” и так далее, и тому подобное. Было весело. Наконец программа была готова к первому испытанию. Она выдала:

      С цветами ваза покачнулась
      Во мраке вспыхнули глазищи
      В ответ Лариса улыбнулась
      “Согласен я!” - воскликнул рыцарь.

   – Класс! Даже почти в рифму, – восхитился Люк.
   – Надо ещё нагенерить! – бодро сказал Антон. – Салли, жми кнопку.

   Программа выдавала варианты один за другим. Многие были очень смешные. Самые выдающиеся перлы они распечатали на память. Потом каждый из них выбрал себе по паре четверостиший, которые можно было отнести в школу. Люк немедленно начал выдавать идеи, как улучшить своё стихотворение.
   – Подожди, оставь это на редактирование! Нам только первый вариант пока нужен, – остановил его Антон.

Потом они долго играли во дворе. Когда расходились по домам, Люк сказал:
   – Никогда бы не подумал, что программировать – это так весело!
   – А то! – хором ответили Антон и Салли.

* Saily (анг.) - "Парусная", от английского "sail" - "парус".


История 4:  http://proza.ru/2024/07/20/1363


Рецензии
Для меня хорошим рассказом считается тот, который читаешь, не перепрыгивая через строчки. Ваш рассказ читал полностью. Было интересно как закручен сюжет.
Успехов Вам в творчестве!

Эгрант   12.06.2025 07:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис!
Очень ценю такую высокую оценку!

Мария Мерлот   12.06.2025 08:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.