Жертва революции

  Арoныч своими размышлениями о царственных страстотерпцах напомнил мне одну заковыку. Если причислять к лику святых царя Николая с семьёй, то чем хуже другие жертвы революции. А их было очень много, если не сказать архи много. Мученическая кончина и там и там. Моральный облик индивида - штука тонкая. Смотря с какой стороны посмотреть на данного человека. И какой иметь интерес к его биографии. Вот нам в школе втирали, что Николай второй просто жуткий самодержец,  а в церковном понятии ровно наоборот: Царь -мученик, воплощение кротости и смирения. Не буду вдаваться в   исследование,  насколько кто прав в описании образа, а кто преувеличил. Не об том речь.
  Вот я вам расскажу историю, скажем так семейное предание, которое слышала от своего деда в в подростковом возрасте . У моего прадеда купца был брат , увлекающийся революционными идеями. Прадед мой по бабушкиной линии был типичный такой эксплуататор и капиталист в одном стакане. Ворочал довольно большими деньжищами, стоял во главе семейного бизнеса, торговал пшеницей довольно успешно. И смотрел на жизнь по принципу: "деньги к деньгам". При этом младший его брат читал Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом и всё думал как облегчить тяжёлую участь рабочего класса с крестьянским сословием вкупе. Ну, естественно, и рассуждал об этом вслух. Его ближайшее окружение не понимало этих разговоров от слова вообще, потихоньку крутило пальцем у виска, но особенно с ним не ругалось. Своя кровь, куда же её деть. Прадед отправлял брата в Европу, оплачивал дорогу в оба конца и так и говорил что-то в таком стиле:
- Езжай-ка ты пообщайся со своими революционерами, а мне тут некогда твои бредни слушать. Кто не успел, тот опоздал.
 Как звали блаженного родственника за давностию лет уже не вспомнить. Дело было аж  на заре 20-ого века. Да и не в этом дело. Назовем его просто, Гикор. ( Был такой персонаж в одноименном  рассказе  Ованеса Туманяна. Один к одному сюжет как у Чеховского Ваньки, только финал еще печальнее.)
  Так вот Гикор, одетый по последнему писку французской моды ездил в Европу, встречался там с будущими умами русской революции. Возможно, знавал лично Инессу Арманд  или  Наденьку Крупскую, видел партийную школу в Ланжюмо и  обсуждал с милыми дамами пути и решения надвигающейся грозы мирового зажравшегося капитализма. Потом приезжал домой и жил аки птица Божия, без заботы и труда. Не прял и не сеял, потому как не имел в этом особой надобности. Заботы житейские его не беспокоили  по причине высокого социального происхождения. Чай, не сапожник какой-нибудь или каменотес. Жениться Гикор не женился, потому что  мировая революция на носу и тут, прямо скажем, не до сантиментов.
   Долго ли коротко ли, а переместилось все купеческое семейство из Турции в Батуми, где мой предприимчивый прадед имел три дома и уже присматривал четвертый, как случилась революция. Гикор обрадовался, а прадед   передумал очередной дом покупать. Время неспокойное, неизвестно как карты лягут.
  В 1921 году, как известно, произошла  Советизация Грузии.  Красная армия аккурат на Иверскую Божью Матерь, 25 февраля вошла в Грузию всем  многотысячным личным составом.  Торговые люди попрятались от греха подальше катаклизм переждать.  А Гикор вышел встречать носителей нового мира. Первый конник не разобрался и рассек его шашкой на полном скаку.
 Думал, может, вдруг  угроза какая победившему пролетариату, которому нечего терять кроме своих цепей. Вот и махнул шашкой. И нет  человека. Выходит,  прекраснодушный Гикор и есть самая настоящая жертва революции.
  Можно его канонизировать на основе  мученической кончины? Теоретически можно. Только никто этим заниматься не будет. Примерное количество жертв Гражданской войны и Красного террора  с обоих сторон 10-17 миллионов людей.
 Причем, вот как интересно вышло. Все остальное семейство буржуев -  капиталистов тихо и мирно пережило революцию,  потом гражданскую войну, правда, потеряло при этом недвижимость, но все члены семейного клана умерли тихо -мирно своей смертью в своих же кроватях без особых потрясений. Из всех их только Гикор удостоился мученической  кончины, которая по слову святых отцов омывает множество грехов.
 


Рецензии