Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 39

                Всевидящее Око

Заканчивая сюжетную тему Бог-Отец Саваоф, необходимо рассмотреть и тему «Всевидящее Око». Что обозначал этот символ, а именно глаз, окружённый лучами света и вписанный в треугольник, и когда он впервые появился в России, можно только догадываться.

Историки остановились на периоде конца 18-го века и первой трети 19-го века. Совершенно верно. Именно в эти годы строятся соборы, фасады которых украшают сюжетом «Всевидящее Око». Например, Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Сразу хотелось бы оговориться, что часто интересующиеся этим сюжетом путают сюжеты. Например, с изводом «Недремлющее Око» со спящим младенцем на руках у Богородицы. Или же с сюжетом «Всевидящее Око» с четырьмя кругами, где в центральном изображен младенец Спаситель. Очень сложная композиция в написании и сюжета, и восприятия.

Современные историки храмовой живописи объясняют этот сюжет просто, увязывая Божий глаз, который вписан в треугольный нимб (известный нам по изображению Бога Саваофа) со Святой Троицей. Если совсем просто, то это символ Святой Троицы и Божьего Всеведения. Все люди ходят под Всевидящим Оком. Этого не стоит забывать.
Далее эти же историки обязательно упоминают о имеющихся сведениях о дохристианском периоде возникновения данного графического изображения.

И в конце необходимо упомянуть и о том, что на Европейском западе, да и в России этот символ воспринимается как символ масонства – тайного общества вольных каменщиков, которое существует с 17-го века. А называется он «Лучезарная дельта».
 
Художники как европейские, так и русские как-то мало сконцентрировали своё внимание на этом сюжете. Имеется упоминание картины итальянского художника Якопо Понтормо «Ужин в Эммаусе» (1525 г.), где вверху над головой Спасителя изображен обсуждаемый символ.

Изображения находятся:

г. Санкт-Петербург, Василеостровский район. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (1786-1790 гг.).

г. Санкт-Петербург, Московский район. Церковь Рождества Иоанна Предтечи («Чесменская»)(1777-1780 гг.).

г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский район. Собор Исаакия Далматского (1818-1858 гг.).

г. Москва, Донской. Донской монастырь. Церковь Михаила Архангела (1806-1809 гг.).

Корректура М. Зуйкова

Фото автора

Русавкино, июль 2024 г.


Рецензии