Блэкетт. Военные и политические последствия - 45
Военные и политические последствия атомной энергии / Military and political consequences of atomic energy, 1948
Глава 9. Первые шаги к контролю
Продолжение
Следует помнить, что Совет консультантов, разрабатывавший план Лилиенталя, был в основном озабочен техническими возможностями контроля за атомной энергией — и это они, безусловно, успешно продемонстрировали. Консультанты понимали, что есть политические трудности, связанные с введением такой системы контроля, но, возможно, эти трудности были им не по силам. Например, в отчете мы читаем:
"В области сырья, как и в других сферах деятельности Управления, возникнут чрезвычайно сложные политические вопросы, имеющие самые серьезные социальные, экономические и политические последствия. Как государства и отдельные лица должны получать компенсацию за запасы, переданные Управлению? Что касается выбора между несколькими возможными шахтами в разных районах, которые должны быть введены в эксплуатацию, когда станет ясно, что в настоящее время не требуется разработка всех из них? Как можно поддерживать стратегический баланс между странами, чтобы запасы расщепляющихся материалов не стали чрезмерно большими в одной стране и малыми в другой? Мы не утверждаем, что эти вопросы просты, но верим, что на них можно найти практические ответы".
Серьезные вопросы вызывают этапы реализации плана. На самом деле, основным недостатком Доклада, по мнению автора, является неспособность дать объективный анализ: как различные предлагаемые этапы повлияют на военную безопасность и экономический прогресс Советского Союза. Очевидно, что на ранних стадиях осуществления Плана предполагалось значительное ослабление советских военных позиций. Тогда содержащееся в Плане предложение о размещении атомных станций на стратегических территориях, вероятно, вступало в противоречие с экономическими потребностями таких стран, как Россия, испытывающих дефицит энергоресурсов.
Казалось бы, очевидно, что основа любого осуществимого соглашения между Америкой и Россией должна включать в себя ряд этапов, по завершении каждого из которых обе страны получают что-то существенное. Конечно, возможно, что в настоящий момент такой схемы в самом деле не существует; но нельзя игнорировать тот факт, что любое соглашение, которое, как ожидается, примут обе стороны, должно обладать этим симметричным свойством. Ибо при существующем устройстве мира, при отсутствии общего правительства для ведущих стран, всегда следует иметь в виду возможность того, что соглашение может быть расторгнуто той или иной стороной. Это четко признается в Докладе, но только с одной стороны, хотя и очень естественной, — с точки зрения обеспечения того, чтобы в случае невыполнения последующих этапов Плана Соединенные Штаты не утратили ни одной из своих нынешних выгодных позиций.
Одно из важнейших условий эффективной системы гарантий сформулировано следующим образом: "План должен быть таким, чтобы в случае его осуществления обеспечить безопасность; но таким, чтобы в случае его провала или краха международной ситуации любая нация, такая как Соединенные Штаты, находилась в относительно безопасном положении по сравнению с любой другой страной". То же самое будет высказано позже. "Важным фактом является то, что в течение всего переходного периода такие объекты (склады бомб и заводы по производству расщепляющегося материала) будут по-прежнему находиться на территории Соединенных Штатов. Таким образом, если в переходный период произойдет сбой в реализации плана, мы окажемся в выгодном положении в отношении атомного оружия". За этими соображениями, полностью объяснимыми с американской точки зрения, не следует аналогичное обсуждение того, какой была бы позиция России в случае "сбоя".
Свидетельство о публикации №224071900343