Старец СтратОник и монах Силуан
в течение 46 лет подвизался
на Афонской горе ( 1892 – 1938 гг)
в Русском монастыре Святого
Великомученика Пантелеймона.
Родился: 24 сентября 1866 г.,
Лебедянский уезд Россия царская империя
в селе Шовском Шовской волости
Тамбовской губернии в семье крестьян.
Это село расположено недалеко от села Сезёново,
где жил затворник Иоанн Сезёновский.
На Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен
в 1896 г.; в схИму — в 1911.
Умер: 24 сентября 1938 г. (72 года),
Пантелеимонов монастырь Афон Греция
\\\\ Старец СтратОник ////
Монах СтратОник прибыл на Афон в Греции с ГрУзии.
СтратОник был прИзнанным
и всей Православной Церквовью 'узнанным
стАрцем по всей Грузии и за её предЕлами !
Старец мог говорить просто и,
в то же время, велелЕпно,
без малейшего тщеславия о вещах,
выходящих за пределы человеческих норм
в слУшающих его умАх.
Если у слушателя была к нему вЕра,
то чрез эту простую внешне бесЕду
воспринимал он в доступной ему мЕре
то вышеестЕственное состояние,
в котором находился сам.
2 глава
Отец Стратоник имел редкий дар
духослОвия и молитвы с плАчем;
многих пустынников и монахов на Кавказе
восставил он от расслабления
и уныния к новому подвигу,
раскрывая им пути духовной брАни.
И вот,- на Афоне стАрец СтратОник
был принят в кругу
подвижников с большой любОвью,
и вдохновенное слОво
его производило на многих
впечатление глубОкое !!
Богатое рассуждение, красивый и сильный ум,
обширный опыт, дар подлинной молитвы —
всё ЭТО делало его не врОвень,
а центральной фигурой
в кругу подвижников мнОгих !
Провёл он на Святой Горе
около двух месяцев и начал уже печАлиться,
что напрасно поднял большой труд
далекого путешествия «пользы» рАди;
сам он из встреч с афонскими монАхами
ничего нового не приобрёл
для Архи-духОвности во блАго...
Пришёл как-то он к духовнику
Русского Монастыря Святого ПантелеймОна,
— старцу Агафодору и, рассказав о своей печали,
просил указать кого-либо
из монАшеских вИдных отцов из брАтии,
с кем можно было бы поговорить
о послушании и других деланиях монаха.
Отец Агафодор послал его погостить
на «Старый Русик», где в то время
(до войны 1914 г.)
собралось несколько замечательных подвижников
верных из братии сего монастыря почтЕнного.
3 глава
"Старый РУсик" расположен в горах, на высотЕ,
приблизительно, 250 метров над уровнем мОря,
на восток от Монастыря,
в расстоянии — час и десять минут хОду.
Там был установлен более строгий
ПОСТнический режим всем,
чем в МонастырЕ.
Место это пустынное, безмолвное,
и потому туда тянулись монАхи,
желавшие большего уединения
ради делания умной молитвы.
В то время там жил и Отец Силуан,-
стяжАтель духОвной жАтвы !
Отца СтратОника в Старом РУсике
приняли с большим расположЕнием.
Он с брАтией РУсика и наедине,
и в группах много бесЕдовал.
Однажды в праздничный день схимонах
Досифей пригласил к себе в келлию
его и несколько других монахов,
среди кОих монАхи духо-крЕпкие:
Вениамин с Калягры, Онисифор и СилуАн.
Беседа была очень содержательной
не в первый раз.
Все были увлечены тем, что говорил
Отец Стратоник, который не тОлько как гость
имел преимущество, но и по дару слова
превосходил из монашеской братии мнОгих.
Силуан из присутствующих был
более молодой и потому, естЕственно,
сидел в углу келлии и молчал степЕнно.
Он внимательно прислушивался
к каждому слову подвижника с КавкАза.
После беседы Отец СтратОник,
ещё не посетивший отдельно СилуАна,
выразил желание побывать у него
в его жилище на «калИбке», которую СилуАн
вЫстроил себе своим трудом шИбко
в расстоянии 5—6 минут на юго-востОк
от братского корпуса ради
уединения в небЕсный духо-поток !
4 глава
Условились на следующий день,
в 3 часА дневного свЕта.
В ту ночь молодой Силуан много молился,
чтобы Господь благословил их встречу
и духо-полезную к сдержАтельности бесЕду.
Отец Стратоник пришел в час назнАченный.
Беседа между двумя подвижниками началась
легко и сразу приняла желательный харАктер.
И тот и другой дУхом постоянно
были устремлены к единой цЕли,
и ум их неотрывно жил вопрОсами
всё тЕми же,- единственно насущно
важными для них, оСМЫСЛенные !!
Силуан, накануне внимательно слушавший
стАрца СтратОника, заметил, что последний
говорил «от своего ума» БОЛЬее,
и что слово его о встрече вОли
человеческой с волею Божиею и о послушании,-
было размытым, туманным, «не'ясным».
А ведь где неясно,-
кроется для монАхов ОПаСНОСТЬ !!
Беседу он начал тремя вопросами,
на которые просил ответа:
«Как говорят совершЕнные?»,
«Что значит предавАться на волю Божию?»,
«В чем сУщность послушания?»
И по-видимому,
та удивительная атмосфера духа,
в которой он пребывАл,
сразу повлияла на Стратоника и его нраво-вал;
он почуял важность и глубину вопросов и задумался.
После некоторого молчания он сказал грУстно:
"— Я этого не знаю... Вы мне скажите тут же!"
Силуан ответил, источая души покОй:
"— Они от себя ничего не говорят.
Они говорят лишь то,
что дает им Дух Святой."
5 глава
Отец Стратоник в этот момент,
видимо, переживал то состояние,
о котором говорил Силуан безстрАстно.
Ему открылась духовной жизни новая ТАйна,
дотоле ему невЕдомая и всеблагАя !!
Он ощутил свои недочеты в прОшлом,
он понял, как был ещё далёк
от совершенства, мысли о котором ему
приходили после стольких встреч монахами,
когда очевидным было его превосходство;
а ведь он встречался со многими
и замечательными подвижниками.
С благодарностью смотрел он на брата СилуАна.
После того, как разрешился первый вопрос
в глубине души его из самого
опыта этого состояния,
данного ему по молитве отца Силуана,
другие два ему уже легко было усвоить.
Беседа далее коснулась молИтвы:
старец Стратоник говорил,
что если молитва проходит без слёз,
то это значит,-
что она своего места не достИгла,
и потому остаётся бесплодной, внутри грёз...
На это Силуан ответил, что при молитве слёзы,
как и всякая иная сила в теле, могут истощАться,
но тогда ум, утончённый сердЕчным плАчем,
переходит к некоему тонкому чувству БОГа нАшего,
и чистый созерцает БОГа от всяких помыслов безмОлвно
И это может быть дороже даже плАча !
Отец СтратОник
ушёл благодарный из монАхо-"скИнии".
После он к СилуАну
еще несколько раз вершил свой ход,
и до конца его пребывания на Святой Горе между нИми
сохранилась большая братняя христианская любовь.
В одно из своих последующих посещений вИдных
он подтвердил слова СилуАна о молИтве.
Ибо,- это состояние Бог дал ему познать, вИдимо !
ЭЭ{{{{{{ее^^*^^уу}}}}}}ЄЄ
*Бой-ДонбАсс Боевая ГОРловка*
* ДНР – НовоРОСсия *
Старец Силуан Афонский
Труд архимандрита Софрония (Сахарова)
«Старец Силуан Афонский».
Настоящая книга по своему содержанию
предназначается для узкого круга людей,
интересы которых сосредоточены
на христианском подвижничестве,
и потому главной заботой нашей является
не литературное искусство, а скИния,-
1-й походный храм Израиля во время
их вождя-пророка МоисЕя...
Но Скиния душИ нашей каждой !!!!
Книга: Старец Силуан Афонский.
автор Архимандрит Софроний (Сахаров).
Преподобный Силуан Афонский. ...
Силуан, накануне внимательно слушавший
Отца Стратоника, заметил, что последний
говорил «от своего ума»,
и что слово его о встрече воли
человеческой с волею Божиею
и о послушании было «неясным».
Беседу он начал тремя вопросами,
на которые просил ответа:
«Как говорят совершенные?»...
Незадолго перед своей кончиной старец Вениамин
из пустыни приехал в Монастырь Святого Пантелеймона.
Он заболел водянкой и слег в больницу,
которую содержит Монастырь ради пустынников
и вообще бездомных странников.
Называется эта больница — «Покой».
Только послушав речЪ Силуана, по его-же
просьбе придти к нему, утешить болящего,
Вениамин встал, как и не болел
и был неделю в таком Огне дел и молитв,
чего и в молодости за собой не замечал !!!
Свидетельство о публикации №224071900042