Старец СтратОник и монах Силуан

 Блаженный старец схимонах Силуан
  в течение 46 лет подвизался
 на Афонской горе ( 1892 – 1938 гг)
  в Русском монастыре Святого
  Великомученика Пантелеймона.
    Родился: 24 сентября 1866 г.,
Лебедянский уезд  Россия царская империя
 в селе Шовском Шовской волости
Тамбовской губернии  в семье крестьян.

Это село расположено недалеко от села Сезёново,
   где жил затворник Иоанн Сезёновский.
На Афон приехал в 1892 г., в мантию пострижен
    в 1896 г.; в схИму — в 1911.
Умер: 24 сентября 1938 г. (72 года),
 Пантелеимонов монастырь Афон Греция 

 \\\\ Старец СтратОник  ////
 
Монах СтратОник прибыл на Афон в Греции с ГрУзии.
    СтратОник был прИзнанным
и всей Православной Церквовью 'узнанным
стАрцем по всей Грузии и за её предЕлами !
   Старец мог говорить просто и,
    в то же время, велелЕпно,
без малейшего тщеславия о вещах,
выходящих за пределы человеческих норм
   в слУшающих его умАх.

 Если у слушателя была к нему вЕра,
 то чрез эту простую внешне бесЕду
воспринимал он в доступной ему мЕре
   то вышеестЕственное состояние,
     в котором находился сам.
         2 глава
Отец Стратоник имел редкий дар
духослОвия и молитвы с плАчем;
многих пустынников и монахов на Кавказе
  восставил он от расслабления
   и уныния к новому подвигу,
раскрывая им пути духовной брАни.

И вот,- на Афоне стАрец СтратОник
     был принят в кругу
 подвижников с большой любОвью,
     и вдохновенное слОво
   его производило на многих
    впечатление глубОкое !!

Богатое рассуждение, красивый и сильный ум,
обширный опыт, дар подлинной молитвы —
   всё ЭТО делало его не врОвень,
     а центральной фигурой
   в кругу подвижников мнОгих !

     Провёл он на Святой Горе
около двух месяцев и начал уже печАлиться,
  что напрасно поднял большой труд
 далекого путешествия «пользы» рАди;
сам он из встреч с афонскими монАхами
   ничего нового не приобрёл
   для Архи-духОвности во блАго...

    Пришёл как-то он к духовнику
Русского Монастыря Святого ПантелеймОна,
— старцу Агафодору и, рассказав о своей печали,
   просил указать кого-либо
из монАшеских вИдных отцов из брАтии,
   с кем можно было бы поговорить
о послушании и других деланиях монаха.

 Отец Агафодор послал его погостить
 на «Старый Русик», где в то время
      (до войны 1914 г.)
собралось несколько замечательных подвижников
верных из братии сего монастыря почтЕнного.
              3 глава
"Старый РУсик" расположен в горах, на высотЕ,
приблизительно, 250 метров над уровнем мОря,
       на восток от Монастыря,
в расстоянии — час и десять минут хОду.
  Там был установлен более строгий
     ПОСТнический режим всем,
       чем в МонастырЕ.

  Место это пустынное, безмолвное,
   и потому туда тянулись монАхи,
    желавшие большего уединения
   ради делания умной молитвы.
В то время там жил и Отец Силуан,-
  стяжАтель духОвной жАтвы !

  Отца СтратОника в Старом РУсике
  приняли с большим расположЕнием.
   Он с брАтией РУсика и наедине,
    и в группах много бесЕдовал.
Однажды в праздничный день схимонах
 Досифей пригласил к себе в келлию
  его и несколько других монахов,
  среди кОих монАхи духо-крЕпкие:
Вениамин с Калягры, Онисифор и СилуАн.
Беседа была очень содержательной
      не в первый раз.

 Все были увлечены тем, что говорил
Отец Стратоник, который не тОлько как гость
имел преимущество, но и по дару слова
превосходил из монашеской братии мнОгих.

   Силуан из присутствующих был
более молодой и потому, естЕственно,
сидел в углу келлии и молчал степЕнно.

   Он внимательно прислушивался
к каждому слову подвижника с КавкАза.

   После беседы Отец СтратОник,
ещё не посетивший отдельно СилуАна,
выразил желание побывать у него
в его жилище на «калИбке», которую СилуАн 
  вЫстроил себе своим трудом шИбко
в расстоянии 5—6 минут на юго-востОк
 от братского корпуса ради
  уединения в небЕсный духо-поток !
           4 глава
  Условились на следующий день,
   в 3 часА дневного свЕта.
В ту ночь молодой Силуан много молился,
 чтобы Господь благословил их встречу
и духо-полезную к сдержАтельности бесЕду.

Отец Стратоник пришел в час назнАченный.
Беседа между двумя подвижниками началась
легко и сразу приняла желательный харАктер.

  И тот и другой дУхом постоянно
  были устремлены к единой цЕли,
 и ум их неотрывно жил вопрОсами
всё тЕми же,- единственно насущно
важными для них, оСМЫСЛенные !!

Силуан, накануне внимательно слушавший
стАрца СтратОника, заметил, что последний
   говорил «от своего ума» БОЛЬее,
  и что слово его о встрече вОли
человеческой с волею Божиею и о послушании,-
 было размытым, туманным, «не'ясным».
        А ведь где неясно,-
  кроется для монАхов ОПаСНОСТЬ !!

Беседу он начал тремя вопросами,
   на которые просил ответа:
   «Как говорят совершЕнные?»,
«Что значит предавАться на волю Божию?»,
  «В чем сУщность послушания?»

          И по-видимому,
   та удивительная атмосфера духа,
       в которой он пребывАл,
сразу повлияла на Стратоника и его нраво-вал;
он почуял важность и глубину вопросов и задумался.
 После некоторого молчания он сказал грУстно:
"— Я этого не знаю... Вы мне скажите тут же!"

  Силуан ответил, источая души покОй:
  "— Они от себя ничего не говорят.
     Они говорят лишь то,
   что дает им Дух Святой."
          5 глава
 Отец Стратоник в этот момент,
 видимо, переживал то состояние,
о котором говорил Силуан безстрАстно.
Ему открылась духовной жизни новая ТАйна,
 дотоле ему невЕдомая и всеблагАя !!

   Он ощутил свои недочеты в прОшлом,
    он понял, как был ещё далёк
 от совершенства, мысли о котором ему
приходили после стольких встреч монахами,
когда очевидным было его превосходство;
 а ведь он встречался со многими
  и замечательными подвижниками.
С благодарностью смотрел он на брата СилуАна.

После того, как разрешился первый вопрос
    в глубине души его из самого
       опыта этого состояния,
 данного ему по молитве отца Силуана,
другие два ему уже легко было усвоить.

 Беседа далее коснулась молИтвы:
    старец Стратоник говорил,
что если молитва проходит без слёз,
      то это значит,-
 что она  своего места не достИгла,
и потому остаётся бесплодной, внутри грёз...

 На это Силуан ответил, что при молитве слёзы,
как и всякая иная сила в теле, могут истощАться,
  но тогда ум, утончённый сердЕчным плАчем,
переходит к некоему тонкому чувству БОГа нАшего,
и чистый созерцает БОГа от всяких помыслов безмОлвно
     И это может быть дороже даже плАча !

        Отец СтратОник
ушёл благодарный из монАхо-"скИнии".
      После он к СилуАну
еще несколько раз вершил свой ход,
и до конца его пребывания на Святой Горе между нИми
 сохранилась большая братняя христианская любовь.

В одно из своих последующих посещений вИдных
   он подтвердил слова СилуАна о молИтве.
Ибо,- это состояние Бог дал ему познать, вИдимо !
 ЭЭ{{{{{{ее^^*^^уу}}}}}}ЄЄ
*Бой-ДонбАсс Боевая ГОРловка*
   * ДНР – НовоРОСсия *
  Старец Силуан Афонский
  Труд архимандрита Софрония (Сахарова)
    «Старец Силуан Афонский».
 Настоящая книга по своему содержанию
предназначается для узкого круга людей,
  интересы которых сосредоточены
  на христианском подвижничестве,
и потому главной заботой нашей является
не литературное  искусство, а скИния,-
1-й походный храм Израиля во время
    их вождя-пророка МоисЕя...
Но Скиния душИ нашей каждой !!!!

    Книга: Старец Силуан Афонский.
автор Архимандрит Софроний (Сахаров).
   Преподобный Силуан Афонский. ...
Силуан, накануне внимательно слушавший
Отца Стратоника, заметил, что последний
   говорил «от своего ума»,
 и что слово его о встрече воли
  человеческой с волею Божиею
 и о послушании было «неясным».

Беседу он начал тремя вопросами,
  на которые просил ответа:
«Как говорят совершенные?»...

Незадолго перед своей кончиной старец Вениамин
из пустыни приехал в Монастырь Святого Пантелеймона.
  Он заболел водянкой и слег в больницу,
которую содержит Монастырь ради пустынников
    и вообще бездомных странников. 
  Называется эта больница — «Покой».
Только послушав речЪ Силуана, по его-же
просьбе придти к нему, утешить болящего,
  Вениамин встал, как и не болел
и был неделю в таком Огне дел и молитв,
чего и в молодости за собой не замечал !!!


Рецензии