Художник Набоков

В хрустальный шар заключены мы были,
и мимо звезд летели мы с тобой,
стремительно, безмолвно мы скользили
из блеска в блеск блаженно-голубой.
В. Набоков 1918

Когда говоришь о палитре в литературе, на ум сразу приходит Набоков. Его произведения сплошь пронизаны цветовой гаммой, есть даже такое понятие «цветопоэтика» произведений Набокова, к которому относятся как прозаические, так и поэтические произведения любителя бабочек. Да-да, бабочек, хотя он был не только большим любителем этих красивых созданий, но и знатоком. Особенно ему нравились голубые бабочки «голубянки» - Polyommatus blues, их он дотошно исследовал, обнаружив уйму интересных особенностей этих красивых существ. Одно из открытий писателя - это вывод, что голубянки попали в Новый Свет из Азии, пройдя пять волн миграции. Подтверждение этому было сделано группой энтомологов с помощью генетического анализа ДНК бабочек лишь в 1990 году.

Однако, вернёмся к цветовой палитре художника Набокова. В его произведениях очень много голубого, хрустально-синего:

Я знаю: пройден путь разлуки и ненастья,
И тонут небеса в сирени голубой,
…И власти синевы, простертой надо мной…

Синий туман счастья, улица с фонарями, зажжёнными как драгоценные камни, синие леса у озера и сам синий, как вечер, барон Вольф - ощущение хрупкого счастья русской девушки - всё это происходит в несколько мистическом рассказе «Наташа», найденном в рукописях и опубликованном уже после смерти автора…
И только у Набокова может быть такое описание: «темнота, населённая лишь ёлками, распухшими вдвое от снежного дородства», и тут же «ёлки молча торговали своими голубоватыми пирогами»(«Весна в Фиальте»).

Такое же трепетное отношение автора ко всем оттенкам фиолетового: от бледно-лилового до сиренево-серого цвета. А ведь фиолетовый  символизирует веру, великие идеи, сострадание,  утончённость, чувствительность… и, кстати, он является основным и древнейшим в колористике Армянской Апостольской церкви.
В лингвистике же этот цвет несёт в себе некую печаль, тревожное ожидание, его можно представить и как «приглушённый» или «погашенный» красный, находящейся в ожидании изменения, впрочем, все его оттенки приводят в восторг писателя…

Фиолетового довольно много в скандальной «Лолите» - фиолетовые вагоны, вуали, шёлковый халат, банты, может исходя из того, что здесь автор стремился показать атмосферу ранимости и чувственности, описывая людей, нуждающихся в психологической поддержке и помощи. Фиолетовым у Набокова даже могут быть окрашены запахи: «…влажный, слегка фиалковый запах вялых листьев…» в «Возвращение Чорба».

Жёлтый у Набокова также разных оттенков - от золотого (золоченный кузов повозки), янтарного (янтарная темнота быстрых глаз), жёлтого (жёлтый автомобиль, на котором разбилась Нина, жёлтый саквояж и чемодан), апельсинового (одинокий кусок апельсиновой кожуры), персикового (неба), до умопомрачительно нового оттенка жёлтого - «солнечное сплошь», которым налилось небо - и почти всё это в коротком рассказе «Весна в Фиальте»…

Зелёный у Набокова - это «…глаза, широкие, бледновато-зелёные, цвета стеклянных осколков…», «зелёная кушетка», «бархатная празелень» ( все из «Возвращение Чорбы»), «зелёная пустота Центрального Парка» и даже «бледно-зелёное небо» («Как-то раз в Алеппо»)… Листва и поля у писателя «зелёно-яблочные», ёлки - «упрямо зелёные»…

Много описаний серого и чёрного, которые встречаются и вместе, и раздельно, так, например: «с клочьями серой шерсти на груди» («Месть»), «черные и телесного цвета тучи», «черные грехи», «серый рай за океаном» («Как-то раз в Алеппо»), «серебристо-молочное море», «чёрный завиток», «белая шея», «чёрное платье» и всё это на фоне музыки, описанной как «чёрный лес поднимающихся нот» («Музыка»)…
Трагическое одиночество красивой Ольги Алексеевны, облачённой в простой «черный джемпер»  или же в «черный костюм, которому пошёл четвёртый год», смотрящей в сад, где «луна, делающая гимнастику на беленой стене курятника» («Красавица»).

Можно говорить о творчестве Набокова очень долго, и мне, как читателю, вернее, почитателю таланта Набокова, он всегда интересен. Я попыталась поделиться своим непрофессиональным цветовым разбором его произведений. Кстати, он прекрасно владел  карандашом и кистью, особенно любил рисовать своих любимых бабочек. Так что слова, мысли, настроения, как и музыка, у него имели свои цвета и оттенки…
Набоков - классический синэстет!

18 июля 2024


Рецензии