Майкл А. Мильтон. Былое и будущее Кальвина
Майкл А.Милтон
Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море
Ис.19.9
Бенджамин Брекенридж Уорфилд в своей статье «Современное отношение к кальвинизму» начал свое выступление словами: Тема, по которой я собираюсь обратиться к вам, касается определения факта, в котором нелегко быть полностью уверенным 1. Когда я начинаю представлять это обращение на тему "Былое и будущее Кальвина", я чувствую беспокойство Уорфилда. И все же, если я позволю себе глубже заглянуть в ум Кальвина, раскрытый в его проповедях и комментариях, и, по сути, на протяжении всей его карьеры, я останусь с большей уверенностью, чем Уорфилд. Действительно, именно идея Кальвина помогает мне говорить о будущем кальвинизма с некоторой уверенностью.
Сэр Уинстон Черчилль сказал на собрании в Гарвардском университете в сентябре 1943 года: Империи будущего - это империи разума. 2. «Империи разума» в ХХ веке породили ранее немыслимые новые форпосты этой империи: появление Интернета, рутинный характер космических путешествий и спасительные достижения медицины. Но не все империи хороши. Мы видели, как безбожные империи посылали демонические армии секуляризма в старый христианский мир, теперь переброшенные во все сферы жизни в Европе и Северной Америке. Эти «империи разума» были ответственны за тихий Холокост абортов, переосмысление брака, открытое принятие гомосексуализма и множество других греховных путей, которые оживляют Рим.1.3 таким образом, каким никогда не было раньше 3.
Мы также видели кровавое возрождение исламского радикализма, например, в арабских, персидских и южноазиатских общинах мира. Если за этим смертоносным движением не стоит сам сатана, то я не знаю, что такое сатанинское нападение. Несмотря на личные грехи Черчилля, он мыслил в западно-христианско-библейско-кальвинистской парадигме. И его утверждение, что «империи будущего - это империи разума», является истиной, заложенной в Слове Божьем и проходящей через него, за исключением того, что величайшая империя исходит из самого разума Бога, а не от человека.
Одно из мест, где это видно, находится в 11-й главе книги пророка Исаии, где пророк предсказывает исполнение искупительной истории на планете Земля, кульминацией которой является следующее славное место Писания: Земля наполнится ведением Господа, как воды наполняют море ( Ис.11.9 ).
Разум Бога овладевает разумом человека посредством этого знания, и империя Бога распространяется по всей вселенной. Теперь, являетесь ли вы оптимистичным или пессимистичным Амиллениалом, историческим Премиллениалом, старым Постмиллениалом или нео-Постмиллениалом, или каким-то удивительно проницательным и творческим гибридом всех их, одно несомненно: знание Иисуса Христа - самой крепости империи разума Бога - установленной, как она есть, на искуплении Его собственного творения и особенно на шестом дне, венце славы Его творения, Человека - так или иначе проникнет во все другие империи разума, и, таким образом, по мере того, как разум зачинает мысли после Бога, относящиеся к нашему миру, ко всем физическим реальностям на планете Земля.
Это была, как мы все знаем, пятая монархия, приход которой предвидел Даниил. 4 Это великое дерево, выросшее из горчичного семени, на которое прилетят и устроят гнезда все птицы небесные. 5 Это слова Самого Христа в Откровении о том, что царства этого мира станут Царством Бога и Христа Его 6. Жан Кальвин прочитал эти слова и написал: "Пророк с полным основанием добавляет, что это бесценное благословение проистекает из познания Бога; ибо оно смиряет всякую плоть и учит людей вверять себя Его доверию и опеке, и приводит людей в состояние братской гармонии, когда они узнают, что у них один и тот же Отец. (Мал. 2.10 ). Хотя многие, кто еще не обновлены Духом Христовым, заявляют, что имеют человечность, все же несомненно, что себялюбие (филавтия) царит в них; ибо во всем это естественно и так глубоко укоренено, что они ищут своей выгоды, а не пользы других, думают, что они рождены для себя, а не для других, и хотели бы подчинить себе весь мир, если бы могли, как справедливо заметил Платон. Отсюда возникают мошенничество, лжесвидетельство, воровство, грабеж и бесчисленные преступления этого рода; и поэтому нет другого средства для подавления этого беззаконного желания, кроме познания Бога. Мы видим, как пророк снова основывает правление Христа на вере и учении Евангелия, поскольку Он действительно не собирает нас к Себе (Еф.1.10 ) иным образом, как просвещая наши умы для раскрытия небесной жизни, которая есть не что иное, как Он Сам заявляет, как познание единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. ( Иоан.17.3 ) .
А говоря о последнем отрывке из Ис.11.9 , реформатор из Женевы сказал (в своих лекциях в соборе св. Петра 7 [Из фразы] Как с водами, покрывающими море [мы узнаем, что]…Существует подразумеваемое сравнение между обилием знаний и тем тонким вкусом, который Бог дал древним людям под законом. Иудеи, были сохранены в начальных стадиях детства, (Гал.3.23, 4.3 ) но совершенный свет мудрости полностью воссиял над нами через Евангелие, как было также предсказано Иеремией:Не каждый будет учить своего ближнего, и каждый своего брата познанию Бога; ибо все будут знать Меня, от малого до большого. ( Иер.31.34 )
Если эта полнота знания овладеет нашим разумом, она освободит нас от всякой злобы. 8 Империя разума, сформированная знанием Бога, в высшей степени явленная человеку в Слове Божьем, ставшим плотью, Иисусе Христе, освободит нас. Вот что, по словам Кальвина, должно произойти. Он сказал это не только в проповеди по Исайе, но и в учении о молитве Господней. Когда Жан Кальвин молился «Да приидет Царствие Твое», вот что он имел в виду, согласно его Комментарию к Евангелию от Матфея: Суть этой молитвы в том, чтобы Бог просветил мир светом Своего Слова, - сформировал сердца людей влиянием Своего Духа, чтобы они повиновались Его правде, и восстановил порядок, милостивым применением Своей силы, во всем беспорядке, который существует в мире. 9.
Поэтому мы обязаны ответить, даже вместе с тем известным и противоречивым швейцарским теологом, которого мы иногда не упоминаем, поскольку он размышлял о понимании Кальвином этого прошения Великой молитвы: Пусть свет Божий, который был в Иисусе Христе, в его жизни, в его смерти и воскресении, прольется на нас, на всю нашу жизнь и на все вещи 10.
Но наш оптимизм еще больше взращивается Кальвином в его Женевском катехизисе. Там мы также можем услышать понимание Кальвином того, о чем мы молимся во втором прошении молитвы Господней:
268. Что вы понимаете под «Царством Божиим» во втором прошении? Оно состоит в основном из двух вещей: водительства Своих через Его Духа и, в противоположность этому, в смятении и уничтожении потерянных, которые отказываются подчиниться Его правлению. В конце концов станет ясно, что нет силы, которая могла бы противостоять Его силе.
269. Как вы молитесь о наступлении этого Царства? Пусть Господь увеличивает число Своих верующих изо дня в день, пусть Он ежедневно изливает на них Свои дары благодати, пока не наполнит их полностью; пусть Он позволит Своей истине гореть ярче, пусть Он явит Свою справедливость, которая смутит сатану и тьму его царства и сотрет и уничтожит всю неправду.
270. Разве это не происходит уже сегодня? Да, отчасти. Но мы желаем, чтобы это постоянно росло и развивалось, пока не достигнет завершения в День Суда, в который один Бог будет править в вышних, и все создания преклонятся перед Его величием; Он будет все во всем» ( 1 Кор.15.28 ).
Катехизис Кальвина, несомненно, представляет собой вкусный жир, проступающий сквозь изысканную часть стейка Большого Вестминстерского катехизиса, в котором говорится:
О чем мы молимся во втором прошении? Ответ: Во втором прошении (которое есть: да приидет Царствие Твое), признавая себя и все человечество по природе находящимися под властью греха и сатаны, мы молимся, чтобы царство сатаны было разрушено, Евангелие распространено по всему миру, иудеи призваны, полнота язычников введена; Церковь снабжена всеми служителями и таинствами Евангелия, очищена от разложения, была одобрена и поддерживалась гражданскими магистратами; чтобы таинства Христа могли быть чисто устроены и стали действенными для обращения тех, кто еще находится во грехе, и для примирения, утешения и созидания тех, кто уже обратился; чтобы Христос правил в наших сердцах здесь и ускорил время Своего Второго пришествия и нашего правления с Ним вечно, и чтобы Он был рад осуществлять Царство Своей власти во всем мире таким образом, как это наилучшим образом будет способствовать этим целям.
Теперь я признаюсь в том, что пришло мне в голову, когда я готовил эту статью. Когда я читал слова Кальвина о будущем этого мира, а также кальвинистский документ, который мы в пресвитерианской Церкви Америки считаем той самой системой доктрины, которой учат в Писании, я услышал в своем сознании старую песню «Мы мир» 11. Я вряд ли должен упоминать Майкла Джексона и популярную культуру в одном предложении с Жаном Кальвином, не говоря уже о том, чтобы признать, что я думал об этом, за исключением того факта, что я хотел бы сказать, что Жан Кальвин намного опередил всемирное движение за мир, сосредоточенное на знаменитостях, Майкла Джексона и Лайонела Ричи в 1980-х годах или культового Боно в начале XXI века, или даже самых вдумчивых либеральных интеллектуалов ХХ века. На самом деле, мой заголовок «Былое и будущее Кальвина» направлен на то, чтобы просто заявить об этой самой истине в противовес другим идеям в нашей культуре: что мысль Жана Кальвина вечно современна и, по сути, окажется самой пророческой, с большой буквы, ибо кальвинизм, как мы должны неоднократно повторять, есть не что иное, как полное понимание Слова Божьего. И его теология в конце концов распространится по всему миру. Его теология, будучи столь радикально библейской, не может не превзойти в конце концов все другие теологии и все другие идеи. Это мое предложение в этой статье.
Определения
«Ну, тогда», может спросить кто-то, «что именно будет распространено по миру? Вы имеете в виду, что мир примет определенную доктрину, например, предопределение, или примет теологическую систему?» Мой ответ таков: когда я говорю о кальвинизме, я говорю о чем-то, выходящем за рамки одной доктрины или даже системы. Кальвинизм, как выразился Уорфилд: …это "теизм, что вступил в свои права. Кальвинизм - это религия на пике своего развития. Кальвинизм - это евангелизм в его чистейшем и наиболее устойчивом выражении. 12
Итак, я говорю о кафолическом христианстве, которое Кальвин стремился восстановить и восстановил при своей жизни, и которое продолжало расти, в большей и меньшей степени по всей земле. Глубина и широта кальвинизма настолько «кафоличны», что он, действительно, в конце концов либо преобразует все другие идеи, либо разрушит их на наковальне космической, обращенной к Богу истины. И когда я говорю о его теологии как «кафолической», я не имею в виду универсальную, как это часто сейчас используется, и что является упрощенным искажением слова. Скорее я имею в виду истину «соборную», как использовал ее Св. Киприан в 251 году, и как использовал это слово доктор Дуглас Келли, как противоположность слову «ересь».
Я слышал это описание от моего уважаемого коллеги в его завораживающей статье, представленной в Шарлотте на тему «Кафоличность теологии Кальвина», в которой д-р Келли стремился показать, что Кальвин не хотел сделать Церковь менее, а хотел сделать ее более «католической». После того, как он расстроил нескольких ярых, но ограниченных реформаторов в нашей аудитории, д-р Келли продолжил разъяснять свое заявление, сказав, что он не имел в виду Римско-католическую церковь, а имел в виду то, как Кальвин понимал слово «кафолический» и как он был так глубоко привержен этому пониманию. Доктор Келли написал, что под «кафолическим» он подразумевал, «что он [Кальвин] стремился изложить полноту всего Слова Божьего своему народу [и читающей публике]» 13. Для Келли, а также для Пола Вернле, Франсуа Венделя, Рональда Уоллеса, Германа Бавинка, Бенджамина Брекенриджа Уорфилда и многих других другие, предопределение не было определяющим «центром кальвинизма», а скорее теологическим видением Кальвина, которое должно быть «охарактеризовано как «католическое»» 14: Кальвин считал, что Римская церковь того времени утратила свою католическую сущность, поскольку папская система вмешала свои властные структуры между народом и голосом Господа, говорящим в Писании. 15.
Как недавно написал Стивен Дж. Николс, «[Кальвин] говорил не о чем-то новом, а о чем-то, что было утрачено» 16. Таким образом, рассматривая кальвинизм, я бы подтвердил вместе с этими людьми, что мы имеем дело с восстановлением Церкви в ее кафолической природе, согласно самому значению греческого слова katholikos, «согласно целому»: Все Слово Божие для всего человека; таким образом, само откровение Бога в Писаниях Ветхого и Нового Заветов высвобождается для интеллектуальной и, следовательно, институциональной добычи ресурсов человека и его мира, чтобы принести цветение, Богом дарованное, предсказанное Исайей обновление и расцвет человеческого разума.18
В этом мировоззрение кальвинизма не только кафолическое, но и космическое. Неудивительно, что Женевская академия Кальвина привела к такому сильному миссионерскому движению, как это происходит во всех истинных движениях Бога в возрождении.
И в связи с этим я должен перейти к тому, как мы можем представить себе кальвинизм, охватывающий мир? И у меня нет другого способа выразить это, кроме как так. Кальвинизм - это просто кафолическое христианство, и если бы у нас был только наш главный текст, Ис.11.9 , то нам пришлось бы сказать, что судьба кальвинизма: затмить все другие догмы, мысли и религии, которые имеют власть над человеческим разумом, наконец выпустить в человечество мечту об истине и красоте и вернуться в Эдем, который заложен с вечной надеждой в наших сердцах. Это судьба кальвинизма, потому что кальвинизм - это просто религия Иисуса Христа.
Ну, тогда как это будет выглядеть? Как это происходит сейчас? И, если бы мы могли помечтать немного, как мог бы выглядеть кальвинизм в наступающем XXI веке?
Позвольте мне разделить свои мысли по этому вопросу на (1) Что мы видим в кальвинизме здесь и сейчас и (2) Что мы можем ожидать от кальвинизма в будущем.
Отказ от ответственности
Сначала об отказе от ответственности. Это не футурологическая статья. Я ценю футурологов и их работу. Если вы не читали поистине удивительную, открывающую глаза статью Сэмюэля П. Хантингтона под названием «Столкновение цивилизаций» 17 , которая появилась в журнале Foreign Affairs еще в 1993 году и сейчас широко цитируется, о будущем мировой политики в XXI веке, то она одновременно отрезвляет и становится все более правдоподобной, и ее обязательно нужно прочитать. Футурология, как отдельный литературный жанр, имеет свое место. Но это не моя тема. Это не особенно спор о том, о каких кальвинистских группах мы говорим, поскольку знаменитый Джордж Марсден разбирается с этим в своем первом эссе в прекрасной книге под редакцией Дэвида Уэллса «Реформатское богословие в Америке сегодня: история его современного развития».18 Он классифицирует три группы кальвинистов, будущее которых необходимо учитывать: доктриналисты, культуралисты и пиетисты. Джеймс Гидли отразил мысли Марсдена в своей статье «Будущее кальвинизма», которая появилась в конфессиональном журнале Православной пресвитерианской церкви еще в 1992 году. Большая часть его очень интересной статьи на самом деле посвящена тому, что можно считать предварительной работой над мыслями Марсдена о классификациях кальвинистов в будущем и некоторым комментарием о том, почему, по его мнению, только доктриналисты имеют значение. Я не могу с ним спорить по этому поводу, поскольку в конечном счете должны быть некоторые параметры относительно того, кем является кальвинист, но предложение Келли никогда не далеко от моих мыслей: кальвинист - это истинный кафолический христианин, принимающий всю Библию. Существует несколько различных выражений этого, как мы увидим, но их собственное заявление заключается в том, что они кальвинисты. Это на самом деле не то, что меня волнует в этом выступлении. Если мы говорим, как он, по-видимому, говорит, о кальвинизме, существующем только в рамках OPC, PCA, ARP, EPC, URC и некоторых других, то это одно (и я даже не рискну предсказать исход некоторых дебатов Генеральной Ассамблеи PCA 2009 года). Я бы апеллировал к глобально мыслящим стихам Ис.49.6: Мало того, что Ты будешь Моим слугой для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; Я сделаю Тебя светом для народов, чтобы спасение Мое достигло концов земли.
Еще раз, для меня говорить о кальвинизме - значит говорить о той чистой форме христианства, которая сначала обитала в сердцах Древнего Израиля, а затем более полно и с большим богоданным откровением в Церкви Нового Завета, у многих Отцов Церкви, и на протяжении истории была возрождена пастором-ученым в Женеве и в этот самый час распространяется по всему миру, хотя и посреди великого конфликта с врагом.
Мои мысли о том, что есть и что может быть, не сформулированы ни на каком другом основании, кроме как для наблюдения за колоссальным ростом библейского христианства и в его более чистой форме, то есть кальвинизма. И мои последние замечания являются лишь утверждениями, которые основаны на Слове Божьем. Я заявляю о вере в обещания Бога, что снова знание Бога покроет землю, как воды покрывают море. Таким образом, я говорю не как футуролог, а как проповедник Евангелия, кальвинизм - это просто самое заметное движение за восстановление Церкви в ее соборности, ее ортодоксальности и ее верности этому Евангелию.
Итак, вернемся к вопросам:
Что мы видим в кальвинизме здесь и сейчас
Мы не можем не согласиться с Аланом Карлсоном в том, что мы находимся в «цивилизационном кризисе» 19 , который возник в результате того, что великий лютеранский экономист начала ХХ века Вильгельм Кёпке описал как «культурное отступление… растрату нашего наследия, связанную с «непрерывным процессом секуляризации» 20.
Мы все это знаем. Но я не знаю, как вы, но когда я слышу о чудесных успехах Евангелия и возрождения на Востоке, мое сердце радуется этому. Но я встревожен. Я встревожен, потому что я ревную в Господе, чтобы увидеть возрождение на нашей собственной земле. Я жажду. Я сух. Но мы не должны отчаиваться. Слово Божье верно. Христос победит. И кальвинизм - это религия нашего Господа Иисуса Христа, и поэтому кальвинизм должен победить. Я вспоминаю из Иер.29 что, хотя я и живу в Вавилоне, я должен насаждать, женить и выдавать замуж и искать благосостояния города.
Я воодушевлен и, я думаю, мы должны быть воодушевлены, размышляя о будущем кальвинизма на Западе.
Недавно Р. К. Спроул с надеждой обратился к прошлому и будущему Кальвину, написав: Корни реформатской теологии дают начало новым ветвям - ветвям, которые выходят за рамки традиционных пресвитерианских и реформатских обществ. Тысячи христиан-баптистов восстанавливают свои корни в Реформации, а неисчислимое количество «широких евангелистов» ищут больше сути и находят ее в исторических трудах радикальной реформатской традиции 21.
Действительно, мы все знаем, что наши церкви заполнены не пресвитерианами прошлого, а новыми кальвинистами, которые пришли, чтобы принять полный совет Божьего Слова. Но то, что происходит в вашей церкви, распространяется. Непреднамеренно, мы пришли к тому, что кальвинизм считается "крутым". Нас пробудили к этой тенденции такие статьи, как у Колина Хэнсона в Christianity Today в 2006 году 22, которая выросла в очень популярную книгу Young, Restless, Reformed.23 Один молодой блоггер, Тим Чаллис, подытожил не только книгу, но и само движение, когда он написал: Неугомонная молодежь заново открывает для себя великие доктрины христианской веры. Устав от церквей, которые стремятся развлекать, а не учить, жаждущие истинной пищи Слова, эти молодые люди ищут доктрину 24
Как показал нам Хансон, мы видим это не только в работе Альберта Молера в Южной баптистской теологической семинарии, или в работе Д. А. Карсона и Джона Пайпера с набирающей популярность Евангельской коалицией, или в служении Марка Девера и нашего Лигона Дункана с Together for the Gospel или Redeemer Ministries Тима Келлера в Нью-Йорке, но также и в более необычных местах, таких как Jonathan Edward's Center в Йеле или в более постмодернистской, западно-побережной, хип-кальвинистской церкви Mars Hill Church Марка Дрискола в Сиэтле. Я должен признать, что хотя его теология, несомненно, попадает в самые широкие параметры кальвинизма, его философия служения раздражает меня. Однако, когда Молли Уортен из New York Times написала статью «Кого бы Иисус прикончил?», предупреждая своих либеральных читателей не поддаваться обману из-за внешнего вида, а осознавать, что этот человек на самом деле возрождает пуританство в Америке, я начал немного теплеть к нему. Послушайте, что она говорит: "Дрисколл... воскресил особую разновидность огня и серы, которая, как полагает большинство американцев, вымерла вместе с пуританами: кальвинизм, теология, по сравнению с которой Пэт Робертсон кажется теплым и пушистым 25.
Я бы все равно предпочел свой кальвинизм так же, как мне нравится мой кофе Starbucks - неразбавленный сливками, не измененный подсластителями - но я признаю, что что-то происходит. Я думаю, что Д.А.Карсон попал в точку, когда рецензировал книгу Хэнсона: "Ряд стратегических служений тихо отстаивали доктрины благодати, основывали церкви, видели обращение людей, учили всему совету Божьему. Настало время для тихой благодарности Богу и искренней ходатайственной молитвы, чтобы то, что хорошо началось, процветало сверх всех человеческих ожиданий 26.
Итак, кальвинизм как североамериканское христианство расширяется. И с множеством наших друзей: Mackenzie's и Christian Focus 27 и Banner of Truth 28 вместе с Proclamation Trust 29 The Evangelical Movement of Wales 30 и старыми мастерами, такими как Джон Стотт, Дж. И. Пакер, Эрил Дэвис, и потоком новых докторантов в New College, Edinburgh, Aberdeen, St. Andrews, The University of Wales at Lampeter, Кембридж, Оксфорд, Welsh Evangelical School of Theology 31 Highlands Theological College 32 и других британских школах, мы знаем, что это явление не ограничивается Северной Америкой. Действительно, англоязычное христианство переживает большой всплеск кальвинизма - он может выглядеть не так, как мы привыкли, он может не пройти проверку у большинства наших преподавателей в RTS, Covenant или Westminster - но он, несомненно, находится под более широким зонтиком кальвинистских движений. И кто может сказать, что то, что начинается одним образом, не может в итоге выглядеть по-другому? По крайней мере, вы согласитесь со мной, что зародыш мысли Жана Кальвина там есть: доктринальные, культурные и даже пиетистские оттенки кафолического христианства этого великого человека.
Но является ли «будущий Кальвин» более искренним, чем только эти обнадеживающие движения в в остальном пресном и даже сломанном евангельском западном христианстве? Кальвинизм, как это было, когда авторитетный Реформатор был на мировой сцене, распространяется в других местах в нашем собственном поколении; и одно из таких мест - новый Кентербери. Мы знаем, что Жан Кальвин, Мартин Бусер и Джон Нокс сыграли значительную роль в формировании Книги общей молитвы. И мы знаем, что 39 статей веры Церкви Англии являются частью доктринальной и конфессиональной основы для наших собственных Вестминстерских стандартов. Сегодня, в разгар краха Епископальной церкви в США, возрождается феникс. Разделившись теперь на группы, такие как CANA 33 и AMIA 34, англиканских архиепископов, таких как Генри Люк Оромби из Уганды и Питер Акинола из Нигерии и Грегори Венеблес из англиканского Южного конуса Америки, все являются верными лидерами 39 статей религии и становятся конфессиональными лидерами в этой стране и на Западе. Все они рассматривают Америку как почву для евангелизации, и их движения растут. И это новый Кентербери среди нас. Старый Кентербери все еще существует, но является скорее оплотом западной, секуляризированной, одержимой Просвещением религии. Новый Кентербери имеет крепкую религиозную жизнь; огонь ранней Церкви, который заставляет Евангелие распространяться через основание церквей и через работу по возрождению в старых западных странах, таких как наша, а также в старых колониальных формах, которые нуждаются в возрождении. Это новый Кентербери. И как кальвинизм повлиял на старый Кентербери, так он обеспечивает теологический двигатель для этого огромного движения в нашем поколении. В нашей собственной семинарии мы встречаемся даже сейчас, чтобы сформировать Институт англиканских исследований, чтобы помочь удовлетворить растущую потребность в предоставлении богословского образования и профессиональной подготовки для этого движения.
Когда мы рассматриваем то, что Бог делает в Америке через кальвинистских англикан, мы должны также смотреть на Англию. Ибо не только грядет Новый Кентербери, но и "древне-будущий" Йорк уже здесь! В Англии мы можем видеть нынешнего архиепископа Джона Сентаму из Уганды, поддерживающего историческую веру Молитвенника Дж. К. Райла. Действительно, в своей инаугурационной проповеди Сентаму англиканский архиепископ указал на труды Майкла Рэмси из Кентербери 1960 года: Он говорил о колоссальном миссионерском столетии, которое стало свидетелем чудесного распространения христианской веры в Африке и Азии миссионерами с этих островов, и сравнивал его с духовным упадком в Англии. Он жаждал того дня в Англии, когда Церковь заново узнает веру от христиан Африки и Азии. Он закончил свою речь словами: «Я бы с удовольствием подумал о черном архиепископе Йоркском, держащем здесь миссию и рассказывающем будущему поколению о скандале и славе Церкви». Ну, вот я здесь 35.
Мощный. И неудержимый.
Мы можем ожидать большего от этого англиканского кальвинистского здоровья в мире в ближайшие дни. Кто бы мог подумать, что все большее число сыновей Латимера, Ридли и Райла будут лидировать, горя доктринами благодати, в XXI веке? Но кто бы мог подумать, что продолжающаяся Епископальная церковь в Америке и Церковь Англии в этой «зеленой и прекрасной» стране будут возглавляться африканцами, азиатами и южноамериканцами, чтобы возродить истинно кальвинистское движение молитвенников? Это работа Бога среди нас. И это чудесно в наших глазах.
Но мы также можем ожидать растущей конфессиональной и практически кальвинистской веры в пресвитерианстве. И опять же, нам нужно поблагодарить корейских, китайских, индонезийских и африканских пресвитериан. И нам напоминают через обнадеживающую статистику, что самая обнадеживающая вещь для консервативных христиан в Америке и Европе - это то, что беспокоит многих из них: иммиграция. Ведь многие из иммигрантов, которые приезжают на Запад, в подавляющем большинстве выступают за жизнь, за святость брака и открыты для объявления гомосексуализма грехом в глазах Бога, и противятся сексуально вседозволенному популярному культурному движению. Филип Дженкинс в своей книге «Новые лица христианства: вера в Библию на глобальном Юге» 36 документирует тот факт, что все растущие движения христианства полностью привержены Библии, и в это число входят многие кальвинистские движения. И мы могли бы добавить, что многие из этих консервативных христиан-иммигрантов являются кальвинистами. Например, журналист Майкл Мьюшоу писал о феномене возрождения европейского кальвинизма благодаря этим пресвитерианским иммигрантам в Риме: [В]последние годы музыка пресвитерианской церкви Св. Андрея стала более мелодичной, не говоря уже о том, что более профессиональной. Этот приход шотландцев приветствовал контингент корейских евангелистов, многие из которых находятся в Риме, чтобы изучать музыкальную композицию 37.
Это не редкость. В конце XIX века, в ту великую эпоху миссий, Кальвинистская методистская церковь Уэльса (пресвитерианская Церковь Уэльса, основанная Уайтфилдом) евангелизировала землю Мизорам на северо-востоке Индии. Сегодня эти индийские пресвитериане отправили своих миссионеров в Уэльс, чтобы повторно евангелизировать тех, кто дал им Евангелие 38. Пресвитериане Камеруна в ХХ веке, внуки тех, кого обратили в веру американские миссионеры, приезжают к нашим берегам с чувством долга вернуть нас в лоно церкви. Мадагаскарские и конголезские реформаторские христиане едут во Францию и привносят свою веру в землю гугенотов, которые пришли к ним два столетия назад. И все это указывает на тот факт, что Евангелие Иисуса Христа, которым, как мы верим, является кальвинизм, хотя сегодня оно может казаться мертвым в могиле, воскресает и снова воскреснет в нашей стране и на Западе. И по милости Божьей мы поверим, что оно может процветать, даже если эта плодоносная лоза будет посажена в стране, склоняющейся к Гоморре. Как писал Марк Нолл в своей книге «Новая форма мирового христианства», "в прошлое воскресенье в Кении, Южной Африке, Танзании и Уганде церковь посетило больше англикан, чем англикан в Великобритании и Канаде и епископалов в Соединенных Штатах вместе взятых, а число англикан в церкви в Нигерии в несколько раз превышало число в этих других африканских странах. В прошлое воскресенье в церкви Ганы было больше пресвитериан, чем в Шотландии, и больше было в общинах Объединенной пресвитерианской церкви Южной Африки, чем в Соединенных Штатах. На прошлой неделе в Великобритании по меньшей мере 15 тысяч христианских иностранных миссионеров усердно трудились, евангелизируя местных жителей. Большинство этих миссионеров из Африки и Азии. 39
Другими словами, есть большая надежда из-за семян, которые мы посадили. Ветер Духа дует их обратно к нам, чтобы снова засеять наши бесплодные земли. Для тех, кто считает это мышлением типа Поллианны, я должен был бы возразить, повторив слова Германа Дж. Сельдерхейса, когда он писал: Вера и радость неразделимы. Как замечает Кальвин, эта радость коренится в опыте отцовской любви Бога. Более того, истинная радость возникает из уверенности в Божьем покровительстве… Поэтому верующие радуются, потому что нет ничего прекраснее, чем знать, что Бог рядом с тобой. Они могут извлечь эту великую радость… из уверенности в том, что Бог обеспечит спасение 40. И снова он пишет: Взгляд Кальвина на настоящее и будущее характеризуется темой, что, хотя жизнь верующих в настоящее время окутана тьмой, пришествие Господа будет для верующих подобно рассвету, когда избранные и отверженные пробудятся41 .
Кальвинизм оптимистичен в отношении будущего веры и распространения Царства, хотя препятствия остаются. Поэтому Кальвин писал: Хотя мы не застрахованы от печали, тем не менее необходимо, чтобы радость веры возвысилась над ней, побуждая нас петь о грядущей радости 42.
И если мы говорим, что религия слишком испорчена, мораль слишком низка, а дела обстоят настолько плохо, что невозможно представить, что Евангелие и, в частности, его реформатские проявления могут вновь возникнуть из сожженных пней Эдвардса и Уайтфилда в нашей стране, Кальвин напоминает нам: "Мы не призваны спрашивать, почему Он желает событий, которые противоречат нашему пониманию того, каким должно быть Его правление, но если мы не хотим расшатывать самые основы религии, мы должны придерживаться как твердого принципа, что ничто не происходит без Божественной воли и указа. Его воля может быть таинственной, но ее следует рассматривать с почтением, как источник всей справедливости и нравственности, несомненно, имеющий право на наше высшее рассмотрение 43.
Теология будущего Кальвина, будущего его собственной веры, и, таким образом, нашей веры, его «эсхатологически ориентированная радость» 44 , как говорит Сельдерхейс, она не может быть ограничена обстоятельствами. Его теология так же ясна и спокойна, как озеро около его дома, как он прокомментировал Пс.50.9 " Хотя верующие, совершая паломничество по этому миру, постоянно борются с невзгодами и подвергаются всевозможным заботам, опасностям и тяготам, для облегчения их скорбей достаточно просто слышать о радости; ибо радость Духа неотделима от веры. 45
Если бы я мог на мгновение стать пастором для тех, кто отчаивается в нынешних условиях притеснения истинной веры, роста нечестия в СМИ, открытой враждебности к истинной христианской вере в университетах и теперь, кажется, во многих сферах нашей национальной жизни, я бы сказал, что Кальвин помогает нам, поскольку его труды призывают нас к пониманию того, что духовный рост Царства Иисуса Христа не может быть остановлен этими вещами. Не отчаивайтесь! Не ослабевайте при этих знаках! Взгляните вверх! Ибо наше искупление приближается!
И не думайте, что враждебная культура может остановить возрождение Бога на этой земле, основанной нашими предками-пилигримами, больше, чем враждебное коммунистическое правительство в Китае может остановить Евангелие от того, чтобы охватить эту землю в нашем поколении! Теология надежды, не в человеке, не в PCA, не в наших способностях, а в Триедином Боге, Который стремится искупить наш падший род и эту падшую землю, поднимает нас и перелетает через те самые ветры, которые стремятся уничтожить нас. И если Бог пожелает, мы полетим, как орел, через ветры перемен, которые стремятся уничтожить кальвинизм. Это наше будущее по благодати и милости Божьей, если мы покаемся и призовем Его. Он ответит. И как сказал Мартин Ллойд Джонс в каком-то месте, если Он не сделает этого при нашей жизни, то наша жизнь молитв будет использована Богом, чтобы заложить основу для возрождения в поколении, которого мы не увидим, пока не окажемся на небесах!
Возможно, это действительно произойдет через массовое возрождение, которое охватит нашу землю в результате великого покаяния и молитвы народа Божьего. Возможно, оно будет расти медленнее и настигнет нас почти незаметно, как даже предполагает Кальвин. Но семя здесь, на этой земле, не пропадет даром. Христос победит. Кальвин в Америке и на Западе, который был и будет, - это неоспоримая, неостановимая реальность. Знание Бога не может покрыть землю, не охватив Северную Америку и, да, Европу. Это не конец. Это только начало. Ибо Кальвин учил, как он это сделал в Пс.71.2 46 , что «царствование Христа духовно, и это царствование заботится о том, чтобы все совершенно вернулось к своему первоначальному порядку» 47.
Так что мы не отчаиваемся. Как заметил Уильям Ф. Бакли-младший о будущем Запада, «колодцы возрождения бесконечно глубоки». 49 Или как написал Филип Дженкинс: Смерть и воскресение - это не просто фундаментальные доктрины христианства; они представляют собой историческую модель структуры и развития религии. 49
И я снова говорю, я не футуролог. Я не человек, у которого стакан наполовину полон. Я верующий. Я кальвинист. Пока есть возможность обновления на Западе, есть будущее для крепкого кальвинизма.
Чего мы можем ожидать от кальвинизма в будущем
Кальвинизм станет последним актом Бога в мировой евангелизации и мировой истории. Ибо в конце концов мы должны верить, что если кальвинизм является радикальной переориентацией империй разума в сторону библейской кафоличности самого откровения разума Всемогущего, которое должно по необходимости преобразовать все остальные умы - то мы должны ожидать, что древние церкви Ирака и Ирана будут восстановлены. Мы должны ожидать, что труды Св. Марка в Египте принесут свои неудержимые плоды. Мы должны ожидать, что кальвинизм укоренится на Ближнем Востоке.
И мы должны теперь также представить себе невообразимое, то, о чем молится даже Папа Бенедикт XVI в своей Тридентской литургии по пятницам (теперь вновь разрешенной Бенедиктом в 2007 году) 50 , что сами евреи будут обращены.51 И мы бы добавили, что это обращение не к папской власти , а к истинно кафолической вере, которая мыслит по Богу в истинном кальвинистском понимании.
Очень поступательное движение кальвинизма как самого Евангелия приводит нас к мысли вместе с Мюрреем и Келли, что если Господь замедлит, то Он, возможно, будет рад принести великое возрождение евреям. Поскольку китайские христиане, многие из которых кальвинисты, а многие становятся кальвинистами, начинают кричать: «Вперёд в Иерусалим!», мы обязаны сказать, что это тоже славное будущее.
Как прекрасно, что в то время как англикане, пресвитериане, баптисты и независимые, а также, возможно, некоторые другие удивительные группы, как это было и, несомненно, всегда будет с кальвинизмом, начинают свой славный духовный марш к Иерусалиму, сами евреи выходят приветствовать евангелистов с распростертыми объятиями, а те, от кого исходили заветы, обнимают своих духовных потомков и, что самое важное, падают перед живым и царствующим Христом и начинают присоединяться к гимнам веры.
У многих других кальвинистов были такие мечты. И не только у Джона Мюррея и Дугласа Келли!
Заключение
Тимоти Ларсен написал статью в издании Wall Street Journal от 29 мая 2009 года под названием «Посмотрите, кто теперь верующий» 52. В этой увлекательной статье в колонке «Houses of Worship» Ларсен писал об исповедании веры давнего христианского антагониста А. Н. Уилсона. Многим кажется сложным понять, что человек, столь преданный идее противодействия Христу, христианству и христианам, написавший такие книги, как «God's Funeral» (1999), теперь может открыто заявлять, что он верит, «что Христос действительно воскрес». 53 Возможно, даже мы , читавшие Уилсона, находим его отречение от своего более раннего отречения в 1980-х годах, когда он отказался от католической веры, слишком большим, чтобы в это поверить. Но с другой стороны, у нас есть Савл из Тарса, который всегда напоминает нам, что он является образцом для других, которые будут такими же, как он, и уверуют. Поэтому мы рады услышать о новой вере г-на Уилсона. Г-н Ларсен закончил свою статью словами: В следующий раз, когда вы услышите, как кто-то негодует, что Бог - самое презренное существо, которое никогда не существовало, помните, что вы, возможно, смотрите первый акт Божественной романтической комедии. На что я отвечаю: «Молодец, мистер Ларсен».
Однако, я говорю, и Кальвин сказал бы, и Библия сказала бы, в следующий раз, когда вы услышите, как кто-то говорит, что кальвинизм является самой презренной системой доктрины, когда-либо известной христианству, помните, что произошло с большинством из вас в этой комнате: и вы можете просто наблюдать следующий акт освящающей работы Святого Духа в жизни этого человека. Ибо это было моим пастырским наблюдением, что многие пелагиане и полупелагиане становятся кальвинистами, но мало кто из кальвинистов когда-либо возвращается к этому. Я бы предложил вам усилить эту идею еще на одну передачу в следующий раз, когда вы услышите, как кто-то говорит, что мощное возрождение кальвинизма никогда не произойдет на Западе. Если их слова - это не заламывание рук в сомнениях, приводящее к нечестивому довольству, а скорее стенание веры, ведущее к молитвенным просьбам, то вы, возможно, видите лишь первый акт могущественного деяния Всемогущего Бога, которое принесет возрождение, охватившее Америку, Великобританию, Голландию, Францию, Италию, Испанию и Восточную Европу, и вызовет такую мощную реформацию и обновление Церкви Иисуса Христа, что ее результатом станет не что иное, как новый кальвинизм среди нас.
И если вы слышите, как кто-то говорит, что мир сошел с ума, и столкновение цивилизаций не оставит нам иного будущего, кроме ужасного, или что радикальный ислам - такая сила, а их народ так многочислен, что никакое великое дело Божие не может произойти в нашем поколении, то вы, возможно, просто наблюдаете последний акт Божественной драмы космоса, которая, несомненно, станет последней великой драмой кальвинизма, библейского христианства, когда кафолическая вера Жана Кальвина пронесется по последним недостигнутым границам земли. Прислушайтесь к зову восточноазиатских кальвинистов, вопиющих: «Вперед, в Иерусалим!» Прислушайтесь к крику африканских кальвинистов: «Все для Иисуса!» Прислушайтесь к учению Исповедания веры на арабском и иврите, а также на немецком и суахили. Послушайте, ибо тогда, в то время, время, о котором не мечтает футуролог или полный надежд идеалист, но время, которое, как говорит Исайя, уже наступило, которое, как говорит Кальвин, уже наступило, которое, как говорит нам наше Исповедание, уже наступило, которое, как сказал наш Господь и Спаситель, остановить невозможно, - в то время, и кто знает, не за горами ли оно, - религия Господа нашего Иисуса Христа, преподаваемая во всей ее полноте и завершенности, религия Кальвина будет распространена по всему миру.
Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и сделаю народы наследием Твоим и пределы земли владением Твоим ( Пс.2.7-8). Об этом славном указе Кальвин напоминает векам, особенно живущим в такие дни, как наши: "Но хотя неблагодарность людей препятствует процветанию Царства Христа, она не делает это предсказание недействительным, поскольку Христос собирает рассеянные остатки своего народа со всех сторон и среди этого жалкого запустения держит их связанными вместе священными узами веры, так что не только один угол, но и весь мир подчиняется Его власти. Кроме того, как бы дерзко не действовали нечестивые и как бы они ни отвергали Его суверенитет, они не могут своим мятежом уничтожить Его власть и силу. 54
Эпохи сошлись. И вот в 400-летнюю годовщину со дня рождения Жана Кальвина Генеральная Ассамблея Пресвитерианской церкви в Соединенных Штатах, собравшаяся на сессию в Бирмингеме, штат Алабама, в мае 1907 года, получила следующие слова от Исполнительной комиссии Альянса Реформатских церквей: По провидению Божьему [Жан Кальвин] был одной из самых могущественных сил своего времени для человеческого прогресса, и его влияние продолжается в настоящем и будет сохраняться в будущем, как великая сила для благосостояния человечества. 55
Мы, собравшиеся здесь, должны, конечно, согласиться. Это «бывший и будущий Кальвин», ибо это Евангелие бывшего и вечного Царя Царей и Господа Господ, Иисуса Христа; «империя разума», которая стала неизбежной империей космоса. О, если бы в наши дни мы могли вновь посвятить себя этой империи в наших собственных умах и таким образом присоединиться к этому славному будущему.
На это слово я не говорю: «Так заканчивается моя статья», а скорее: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».
1. Benjamin B.; Reed Warfield, Richard; Orr, James; Webb, R.A.; and Johnson, Thomas Cary, ed., Calvin Memorial Addresses (Vestavia, Alabama: Solid Ground Christian Books, July 2007 edition of the May, 1909 original).
2. Speech at Harvard University , September 6, 1943, in "The Oxford Dictionary of Quotations," (Knowles & Partington, Oxford University Press, 1999).
3. В Рим.1.19-32 говорится о нисходящем моральном цикле человека и его культуры в результате отрицания Бога.
4. После описания Четвертого царства (в Дан. 2:40) Даниил записывает это пророчество о пятом и последнем царстве: "И во дни тех царей Бог небесный установит царство, которое вовеки не будет разрушено, и царство это не будет передано другому народу. Оно разобьет вдребезги все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно" (Дан. 2:44).
5. "Оно подобно горчичному зерну, которое человек взял и посеял в своем саду, и оно выросло и стало деревом, и птицы небесные свили гнезда на его ветвях" (Лк 13:19; Мтф 13:31 Мк 13:18).
6. Откр. 11.15.
7. См. его предиловие переводчика к John Calvin, "Commentary on the Book of the Prophet Isaiah," in Translated from the Original Latin by The Rev. William Pringle (Accordance Software 7.0, From the first edition, published 26 December 1550).
8. Ibid.
9. John Calvin, "Commentary on a Harmony of the Evangelists Matthew, Mark and Luke, Translated from the Original Latin, and Collated with the Author's Original French Version," (Accordance 8.0 Bible Software, 1845).
10. Karl Barth, Prayer: Fiftieth Anniversary Edition, ed. Edited by Don E. Saliers from the translation of Sara F. Terrien (Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2002).
11. "We Are The World," © 1985 Words and music by Michael Jackson and Lionel Ritchie, produced and conducted by Quincy Jones, for "USA for Africa."
12. Warfield, ed., Calvin Memorial Addresses.
13. Douglas F. Kelly, "The Catholicity of Calvin's Theology," in Calvin 500 Joint Service (Carmel Presbyterian Church, Charlotte, NC: 2009).
14. Ibid.
15. Ibid.
16. Stephen J. Nichols from an interview by Ken Meyers on volume 92 (July/August 2009) of Mars Hill Audio Journal, and quoted in Michael F. Ross, 50 Days of Prayer for the PCA (Atlanta: Christian Education and Publications, 2009).
17. Samuel P. Huntington, "The Clash of Civilizations?," Foreign Affairs (Summer, 1993).
18. David F. Wells, Reformed Theology in America: A History of Its Modern Development (Grand Rapids, Mich.: Baker Books, 1997).
19. Alan Carlson, "Wilhelm K;pke's Conundrums over the Natural Family," The Intercollegiate Review Spring (2009).
20. Ibid, Wilhelm K;pke, The Social Crisis of Our Time (New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1992).
21. R.C. Sproul, Calvinism: The Once and Future Queen, Tabletalk, May, 1997, reprinted at http://www.ducati.onlinehome.de/calvinismus/history.htm.
22. Collin Hanson, "Young, Restless, Reformed," in Christianity Today (2006).
23. Collin Hanson, Young, Restless, Reformed: A Journalist's Journey with the New Calvinists (Crossway Books, 2008).
24. See 25. Molly Worthen, "Who Would Jesus Smack Down," in New York Times (New York City: New York Times, January 6, 2009). See the online article at 26. In his review of Young, Restless, Reformed at 27. See http://www.christianfocus.com/pages/home/-/-.
28. See http://www.banneroftruth.org/pages/home.php.
29. See http://www.proctrust.org.uk/index.htm.
30. See http://www.emw.org.uk/en/.
31. See http://www.west.org.uk/.
32. See http://www.htc.uhi.ac.uk/.
33. The "Convocation of Anglicans in North America." See their website at CANA is a missionary district sponsored by the largest province of the Anglican Communion, the Church of Nigeria.
34. The "Anglican Mission in the Americas." See their website at http://www.theamia.org/. The Province of the Anglican Church of Rwanda provides oversight for AMIA.
35. Philip Jenkins, God's Continent: Christianity, Islam, and Europe's Religious Crisis (Oxford; New York: Oxford University Press, 2007).
36. Philip Jenkins, The New Faces of Christianity: Believing the Bible in the Global South (Oxford ; New York: Oxford University Press, 2006).
37. Jenkins, God's Continent: Christianity, Islam, and Europe's Religious Crisis.
38. Ibid.
39. Mark A. Noll, The New Shape of World Christianity: How American Experience Reflects Global Faith (Downers Grove, Ill.: IVP Academic, 2009).
40. H. J. Selderhuis, Calvin's Theology of the Psalms, Texts and Studies in Reformation and Post-Reformation Thought (Grand Rapids, Mich.: Baker Academic, 2007).
41. Ibid.
42. John Calvin, "Psalms 13:6" quoted in Selderhuis, Calvin's Theology of the Psalms, 257 (see footnote 85).
43. John Calvin, "Commentary on the Book of Psalms," ed. Arthur Golding (Accordance Bible Software, From the original 1571 English edition)."
44. Selderhuis, Calvin's Theology of the Psalms.
45. Ibid.
46. May he judge your people with righteousness, and your poor with justice! Psalms 72:2.
47. Selderhuis, Calvin's Theology of the Psalms.
48. As quoted in George H. Nash, "How Firm a Foundation? The Prospects for American Conservatism," The Intercollegiate Review Spring (2009).
49. Jenkins, God's Continent: Christianity, Islam, and Europe's Religious Crisis.
50. Raymond Arroyo, "The Language of Tradition," The Wall Street Journal, July 13 2007.
51. See "Jews Outraged at Vatican Prayer," in Newser.com (2009), Robert Kaplan, "Conversing with the Pope," in The American Spectator (2009).
52. Timothy Larsen, "Look Who's a Believer Now," The Wall Street Journal, Friday, May 29, 2009.
53. Ibid.
54. Jean Calvin, A Commentary on the Psalms of David, by John Calvin. Based on the Translation of Arthur Golding. With the Text. (London, Thomas Tegg, 1840.: Accordance 8.0, 1840).
55. Warfield, ed., Calvin Memorial Addresses.
References
Raymond Arroyo. "The Language of Tradition." The Wall Street Journal, July 13 2007, W11.
Karl Barth, Prayer: Fiftieth Anniversary Edition. Edited by Edited by Don E. Saliers from the translation of Sara F. Terrien (Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press, 2002).
Jean Calvin, A Commentary on the Psalms of David, by John Calvin. Based on the Translation of Arthur Golding. With the Text. (London, Thomas Tegg, 1840.: Accordance 8.0, 1840), p. 3 v. 23 cm.
John Calvin. "Commentary on a Harmony of the Evangelists Matthew, Mark and Luke, Translated from the Original Latin, and Collated with the Author's Original French Version." Accordance 8.0 Bible Software, 1845.
———. "Commentary on the Book of Psalms." edited by Arthur Golding: Accordance Bible Software, From the original 1571 English edition.
———. "Commentary on the Book of the Prophet Isaiah." In Translated from the Original Latin by The Rev. William Pringle: Accordance Software 7.0, From the first edition, published 26 December 1550.
Alan Carlson, "Wilhelm K;pke's Conundrums over the Natural Family," The Intercollegiate Review, 2009 Spring: 21-29.
Collin Hanson. "Young, Restless, Reformed." In Christianity Today, 2006. ———, Young, Restless, Reformed: A Journalist's Journey with the New Calvinists: Crossway Books, 2008).
Samuel P. Huntington, "The Clash of Civilizations?," Foreign Affairs, Summer, 1993: 22-49.
Philip Jenkins, God's Continent: Christianity, Islam, and Europe's Religious Crisis (Oxford; New York: Oxford University Press, 2007), p. ix, 340 p.
———, The New Faces of Christianity: Believing the Bible in the Global South (Oxford ; New York: Oxford University Press, 2006), p. x, 252 p. "Jews Outraged at Vatican Prayer." In Newser.com, 2009.
Robert Kaplan. "Conversing with the Pope." In The American Spectator, 2009.
Douglas F. Kelly. "The Catholicity of Calvin's Theology." In Calvin 500 Joint Service. Carmel Presbyterian Church, Charlotte, NC, 2009.
Wilhelm K;pke, The Social Crisis of Our Time (New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1992).
Timothy Larsen. "Look Who's a Believer Now." The Wall Street Journal, Friday, May 29, 2009, W13.
Michael A. Milton, What Is Perseverance of the Saints? (Phillipsburg, N.J.: P & R Pub., 2009), p. 40 p.
George H. Nash, "How Firm a Foundation? The Prospects for American Conservatism," The Intercollegiate Review, 2009 Spring: 3-11.
Mark A. Noll, The New Shape of World Christianity: How American Experience Reflects Global Faith (Downers Grove, Ill.: IVP Academic, 2009).
Michael F. Ross, 50 Days of Prayer for the PCA (Atlanta: Christian Education and Publications, 2009).
H. J. Selderhuis, Calvin's Theology of the Psalms: Texts and Studies in Reformation and Post-Reformation Thought (Grand Rapids, Mich.: Baker Academic, 2007), p. 304 p.
"The Oxford Dictionary of Quotations." Knowles & Partington, Oxford University Press, 1999.
Benjamin B.; Reed Warfield, Richard; Orr, James; Webb, R.A.; and Johnson, Thomas Cary, ed. Calvin Memorial Addresses (Vestavia, Alabama: Solid Ground Christian Books, July 2007 edition of the May, 1909 original).
David F. Wells, Reformed Theology in America : A History of Its Modern Development (Grand Rapids, Mich.: Baker Books, 1997), p. xii, 287 p.
Molly Worthen. "Who Would Jesus Smack Down." In New York Times. New York City: New York Times, January 6, 2009.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224071900733