Абсолютное право

       Всегда, когда берусь писать что-то публицистическое, я стараюсь быть максимально кратким. И не только потому, что краткость якобы приходится сестрой таланту. Да и не было ещё такой семьи, в которой все сплошь да рядом были бы гениями или хотя бы талантами. Параллельно с талантом прекрасно может развиваться вполне крепкий идиот и красивая дура. Я стараюсь быть кратким, потому что не люблю софистики и демагогии. И умничать тоже не люблю.
       Вот поэтому сразу приступаю к делу. Приступаю и сообщаю: у каждого человека есть от рождения единственное право, которое никто не в силах отнять. И сразу же, извините, небольшое личное отступление. Именно это право проходит лейтмотивом в моём романе «Антимир: иллюзия света», но особенно чётко и явственно – в рассказе «В поисках предела». А правом этим является – ПРАВО ВЫБОРА. У человека можно отнять всё: имущество, свободу, жизнь, но право выбора будет с ним всегда. Пока он жив, конечно. Сейчас напишу спорную и где-то еретическую сентенцию. Даже утратив полностью честь и достоинство и частично совесть в процессе прошлых жизненных выборов, человек всё равно сохраняет за собой право дальнейшего выбора.
       И вот здесь уже никак не обойтись без цитат знаменитых и просто известных людей. На которые я, в силу своей врождённой скромности, дам такие же скромные личные комментарии. И начну, пожалуй, от противного. И не то, чтобы оно было совсем до омерзения противным, но то, что в смысле начну от обратного. Высказал этот «противный», но не лишённый остроумной мудрости афоризм Уильям Джеймс, американский философ и психолог. Он сказал: «Когда необходимо сделать выбор, а вы его не делаете, - это тоже выбор». И ведь не поспоришь?! Хотя, нет. Отъявленные спорщики оспаривают даже аксиомы. Ну что ж, это тоже их право. Которое, правда, не принадлежит к числу абсолютных. Им легко могут заткнуть не только рты, но и другие жизненно важные отверстия.
       В качестве примера к афоризму Джеймса приведу отрывок рассказа короля о своих предках из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца: «Во мне проснулся дед с материнской стороны. А он был неженка. При малейшем несчастии замирал, ничего не предпринимал, надеялся на лучшее. Когда при нём душили его родную жену, любимую, он стоял рядом и уговаривал: «Потерпи, может обойдётся».
       К счастью или к сожалению, но наша реальность является единственным миром, судя по достоверным источникам, обременённым персональным человеческим выбором. Конечно, куда спокойнее безответственно валяться на душистой зелёной травке под  ароматной яблоней райского сада, попивать чудесный кагор и предаваться безмятежным размышлениям или, на худой конец, с дикими воплями бултыхаться в кипящей смоле адского котла.
       Вторая цитата принадлежит польскому сатирику, афористику-острослову Станиславу Ежи Лецу: «Помните, у человека нет другого выбора – он должен быть человеком!» Казалось бы, всё ясно и понятно. Но также ясно и понятно, что только человеку свойственны садистская жестокость, ненависть, зависть, подлость, алчность и предательство.
       И прежде чем перейдём к более серьёзным изречениям, приведу остроумный афоризм нашего современника Владимира Туровского: «Когда есть свобода выбора, выбирают свободу!»
       А если нет этой самой свободы выбора?
       Вот что сказал польский кинорежиссёр и сценарист Кшиштоф Занусси: «Выбор – это и есть свобода. Свободен тот, кто может выбирать. Тому, кому навязывают выбор, - раб». И с этим я категорически не согласен. Потому что у человека есть выбор не принять то, что ему навязывают. Даже ценой грозящих ему бед. Но для этого требуется не какая-то разовая смелость, а сила и стойкость духа. Духовный стержень.
       Из этой же категории фраза Эриха Фромма: «Человек свободен, только если он может выбирать. А выбирать он может, только если знает достаточно много, чтобы сравнивать». Отбросив в сторону последнее предложение политико-коммерческого характера, повторю – человек может выбирать всегда. Даже если он не свободен. За примером далеко можно не ходить – Алексей Навальный. Из этого же заблудшего поля следующая «ягода», которую вырастил Энтони Бёрджесс: «Человек без свободы выбора – это не человек».
       Очень часто в жизни бывает, что всё происходит наоборот. Легко выбирать, когда есть свобода выбора и тебе ничто не угрожает. Но и здесь люди, почему-то, выбирают аморальный вариант. И этому перед нами сегодня полно примеров. Свеженькие, с душком.
       Вот по этому случаю высказывание Фазиля Искандера: «Человеку дано стать палачом, так же, как и дано не становиться им. В конечном итоге выбор за нами». В качестве наглядного пособия советую прочитать повесть Василя Быкова «Сотников» или посмотреть по ней фильм Ларисы Шепитько «Восхождение». Хотя не уверен, что сегодня кто-то на это способен. Из молодёжи, конечно. Хотя, из не молодёжи тоже.
       Ещё одно высказывание, с которым я согласен в принципе, кроме вывода. И которое требует дополнения, поскольку там говорится не только о свободе выбора, но и о свободе воли. Мысль Сергея Любарского: «Свобода воли – это свобода выбора. Она существует. Это то, что в нас Создатель вложил и это то, чем мы отличаемся от животных. Если нет свободы воли и свободы выбора, то нет ответственности за принятие решений». По последнему предложению-резюме позволю себе не согласиться. Даже если нет свободы воли и свободы выбора, мы всё равно несём ответственность за принятие решений. И ещё, что касается наших разума и воли. С ними надо вести себя осторожно, не бравировать и не жонглировать. Надо помнить, что грех, как раз-таки, и происходит от злоупотреблений разумом и волей.
       Кстати, Сергей Любарский блогер, больше тридцати лет проживающий в США. Можно много интересного и полезного почерпнуть из его рассказов на Ютубе о событиях в этой стране. А также узнать его мнение и на другие мировые политические коллизии.
       И в заключение приведу два высказывания, которые комментировать считаю излишним (первое) и кощунственным (второе).
       Первое принадлежит Олдосу Хаксли: «Люди готовы, чтобы немного развлечься, послушать философов, как они слушали бы скрипача или фигляра. Но чтобы поступать так, как советует разумный человек, - никогда. Когда бы ни приходилось делать выбор между разумным и безумцем, человечество всегда без колебаний шло за безумцем. Ибо безумец обращается к самой сущности человека – к его страсти и инстинктам. Философы же обращаются к внешнему и второстепенному – рассудку». Немного не в тему, но актуально до скрежета зубов.
       Второе высказывание было произнесено средневековым итальянским теологом и философом Фомой Аквинским: «Свобода воли дарована человеку, чтобы он сам делал выбор между добрыми поступками, приближающими его к Богу, и злыми, отстраняющими от Бога».
       Вывод: каждый лично выбирает, как жить и кому служить. И не стоит кого бы то ни было ненавидеть лютой ненавистью, потому что всякая ненависть не красит человека. Достаточно его не уважать и при встрече не подавать руки.
       Ну и уж совсем напоследок приведу полностью стихотворение Владимира Высоцкого «Песня Солодова», написанное для конкретного фильма и для конкретной политической ситуации, но актуальное для всех времён и народов.

В дорогу - живо! Или - в гроб ложись.
Да! Выбор небогатый перед нами.
Нас обрекли на медленную жизнь -
Мы к ней для верности прикованы цепями.

А кое-кто поверил второпях -
Поверил без оглядки, бестолково.
Но разве это жизнь - когда в цепях?
Но разве это выбор - если скован?

Коварна нам оказанная милость -
Как зелье полоумных ворожих:
Смерть от своих - за камнем притаилась
И сзади - тоже смерть, но от чужих.

Душа застыла, тело затекло
И мы молчим, как подставные пешки,
А в лобовое грязное стекло
Глядит и скалится позор кривой усмешке.

И если бы оковы разломать -
Тогда бы мы и горло перегрызли
Тому, кто догадался приковать
Нас узами цепей к хваленой жизни.

Неужто мы надеемся на что-то?
А может быть, нам цель не по зубам?
Зачем стучимся в райские ворота
Костяшками по кованным скобам?

Нам предложили выход из войны,
Но вот какую заложили цену:
Мы к долгой жизни приговорены
Через вину, через позор, через измену!

Но стоит ли и жизнь такой цены?!
Дорога не окончена! Спокойно! -
И в стороне от той, большой, войны
Еще возможно умереть достойно.
И рано нас равнять с болотной слизью -
Мы гнезд себе на гнили не совьем!
Мы не умрем мучительною жизнью -
Мы лучше верной смертью оживем!

         


Рецензии