28. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  28.
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. (Мф.8 : 23, 24)

Иисус, отплывая в лодке с учениками на другой берег, заснул.
На море началась великая буря, а Он спокойно спал. Ученики в ужасе будят Христа, говоря: Господи, спаси нас, погибаем! (ст 25)
"Буря  попущена  была для научения учеников, -  говорит Святитель,  - это было образом имеющих постигнуть их искушений (в будущем), так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и чрез то укреплял дух их...
Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он устрояет все во благое...
Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь не хромы были, и никакой другой болезни не имели), и потому им надобно надлежало собственными чувством испытать Его благодеяние. Он попускает восстать буре, чтобы им через спасение почувствовать Его благодеяние.
Прежде укрощения волн, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: что вы так боязливы, маловерные? и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх".

2 -  3  "После того, Христос  удалился от моря, - продолжает толкование Святитель Иоанн Златоуст,  - последовало другое,  страшнейшее чудо. Беснующиеся, как злые беглецы, увидев Господа,  говорил: что тебе до нас, Иисус,  Сын Божий? Пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас (Мф.  5: 29)...
То  что Лука упоминает об одном беснующемся, а Матфей  говорит, не показывает между ними разногласия...
Мне кажется,- говорит Святитель,  - что Лука упомянул о том (одном) только, который был лютейшим из них, почему и бедствие его представляет более плачевным, говоря, например, что он, расторгая узы и оковы  блуждал по пустыне...
Но может, кто спросит: для чего Христос исполнил просьбу демонов, позволив им войти в стадо свиней?
...Он сделал так  не  потому что убежден был ими, но по многим премудрым целям. Во- первых, для того,  чтобы освободившимся от этих злых мучителей показать величие вреда, причиняемого им злоумышленниками; во-вторых, для того, чтобы всех вразумить в том, что бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям; в-третьих, для того, чтобы дать знать, что с людьми бесы поступили бы даже ещё хуже, нежели со свиньями, если бы те в таком несчастье не удостаивались великого промышления Божьего."
На примере исцеления гадаринских бесноватых Святитель Иоанн Златоуст  объясняет нам:" ...Ясно, что нет ни одного человека, о котором не промышлял бы Бог. Если же Он и не обо всех печется одинаковым образом, то и это есть величайший знак Его Промысла. Бог являет Промысл Свой сообразно с пользой каждого. Сверх сказанного мы научаемся ещё и тому, что Бог промышляет не только о всех вообще, но и о каждом человеке, в частности, что показал Господь и в отношении к Ученикам Своим, сказав: У вас же и все волосы на голове сочтены. (Мф.  10: 30). То же самое можно видеть из примера бесноватыьх, которые давно были бы уже задушены, если бы не были свыше сохранямы великим попечением. По этим то причинам Спаситель и позволил войти бесам в стадо свиное, чтобы и жители тех стран познали Его всемогущество...
А что жители находились в бесчувствии, это видно из конца происшествия. Им надлежало бы поклониться Христу и удивиться Его могуществу; а они отослали Его и просили отойти от пределов их (Мф.  8:34)."

4.Таинственный смысл этой истории раскрывает нам Святитель. Он говорит: "следует  знать, что люди, уподобляющиеся свиньям, легко уловляются действием бесов, и страждующие от них  часто могут побеждать их, если только они люди. Но когда совершенно уподобятся свиньям, тогда не только бывают одержимы бесами, но и низвергаются в бездну. Сверх того, чтобы кто-нибудь происшествия этого не назвал баснею,  но чтобы совершенно поверил исшествию бесов, для этого оно доказывается погибелью свиней. Заметь кротость Иисуса Христа,  соединенную с могуществом! Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления  удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, оставив им свидетелей  -освобождённых от демонов и - пасших свиней...  а сам, удалившись, оставил их в великом страхе...
И ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства... Так, когда сладострастный пленяется всякой красотой телесной,   тогда он ничем не различается от беснующегося. Будучи облечен  одеждой, но не имея истинного одеяния и лишённый приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззакониями, которые гораздо тяжелее многих камней..."
Святитель  обличая также  сребролюбцев, говорит: 'Я,  по крайней мере, желал бы  лучше жить со множеством беснующихся, нежели с одним из страждующих такой болезнью (сребролюбием). А что я не заблуждаюсь, это видно из тех страданий, которые претерпевают сребролюбцы и беснующиеся. Сребролюбцы считают врагом своим человека, не причинившего им вреда, желают сделать рабом  свободного и ввергают его в бесчисленные бедствия; напротив. беснующиеся ничего другого не делают, как только в самих себе питают болезнь.  Первые ниспровергают множество домов, заставляют хулить имя Божие, являются заразой городов и всей вселенной; а мучимые бесом более достойны сожаления и слез. Эти последние многое делают в бесчувствии; напротив, первые, имея ум, безумствуют, среди городов неистовствуют и беснуются некоторым новым бешенством. В самом деле, все беснующиеся делают что- либо подобное, на что дерзнул Иуда, совершив неслыханное преступление?..
Хотя они всюду обложены узами, как то: страхом судей, угрозою законов, презрением от людей... -  но они разрывая их, все  извращают. И если бы кто совершенно отнял от них те узы, тогда ясно увидел бы в них беса гораздо лютейшего и жесточайшего, нежели каков исшедший из упомянутого ныне бесноватого'.

5. Вот как описывает Святитель Иоанн Златоуст сребролюбца, с которого сняты оковы.
"Итак, представим себе человека, - говорит он,  - извергающего из очей своих огонь, чёрного, вместо рук, имеющего на обоих плечах своих висящих драконов;  представим у него такие уста, в которых вместо зубов вонзены острые мечи, а вместо языка находится источник, изливающий яд и испускающий смертоносное питье;  представим,что чрево его пожирает более всякой печи, истребляет все ввергаемое, а ноги как бы крылатые и быстрее всякого пламени.
Пусть лицо его будет составлено из собачьего и волчьего; пусть он не будет произносить ничего человеческого, но будет издавать из себя звуки нестройные, отвратительные и страшные...Пусть он поражает встречающихся с ним, пожирает и терзает плоть их.
Но сребролюбец гораздо хуже  и такого чудовища. Он нападает на всех, все поглощает подобно аду, всюду ходит как общий враг  рода человеческого.
Ему хочется, чтобы не было ни одного человека, чтобы ему одному обладать всем. Мало того, он и на этом не останавливается. Но когда всех истребит, по своему желанию, тогда желает истребить самое существо земли и увидеть на месте ее золото; и не землю только, но и горы, и  леса, и  источники -  словом, все видимое. А
чтобы вам знать, что мы еще не вполне изобразили его неистовство, – представьте, что никто не будет обвинять и устрашать его, уничтожьте, по крайней мере на словах, страх со стороны законов, – и вы увидите, как он, схватив меч, истребляет всех, не щадя никого, ни друга, ни родственника, ни брата, ни самого родителя...
  Но даже нет нужды и спрашивать его; всем известно, что одержимые недугом корыстолюбия тяготятся старостью отца, а приятное и вожделенное для всех чадородие почитают тяжким и несносным. Многие из-за этого находят удовольствие в бесплодии, делают естество свое бесплодным, не только умерщвляя родившихся детей, но и не давая им зародиться. Итак, не удивляйтесь, если я так изобразил вам сребролюбца (он гораздо даже хуже, нежели мы его представили), но посмотрим, как нам освободить его от беса. 
 Итак, представив все это в уме своем (ведь не можете еще слушать слов о геенне и царствии), и размыслив о тех неудачах, какие вы, по своему корыстолюбию, часто претерпеваете и при отдаче денег в рост, и при покупке, и при женитьбе, и в начальственных отношениях, и во всем прочем, – оставьте пристрастие к богатству. Тогда вы безопасно будете проводить и настоящую жизнь, и, несколько преуспев, будете в состоянии слушать учение мудрости, и, несколько прояснив взор, узрите самое Солнце правды, и получите блага, обещанные Господом, которых все мы да сподобимся быть причастниками благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии