Можно ли зло победить добром?

Почему, когда кто-то причиняет нам зло, мы не можем дать «симметричный» ответ своему обидчику? Проучить, поставить его на место? Разве можно добром победить зло? Давайте поразмышляем об этом.

НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ ЖЕЛАНИЮ ОТОМСТИТЬ

Есть разные причины, по которым люди обижают других, злятся или проявляют агрессию. Это – гнев, жажда мести, зависть. И человеку конечно же хочется ответить своему обидчику так «чтоб ему мало не показалось». Но Православие учит, что воздавать злом за зло – это тяжкий грех. 

Почему? Потому что,воздавая злом за зло ты сам делаешься злым и провоцируешь обидчика на еще большее зло. Если ты обидишь своего обидчика, то он станет еще злее, еще хуже обидит тебя, а ты опять разозлишься. Таким образом зло порождает зло. Апостол Павел писал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:18-21). Как это может быть? Святитель Феофан Затворник Вышенский говорил: «Когда кто, встречая оскорбление, обиду и напраслину, поддается чувству оскорбления, тогда он побеждаем бывает злом… Но, когда он ничему такому не поддается, а напротив вместо зла полагает делать добро, тогда он является победителем».

МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС

Автор-составитель книги «Как стяжать кротость души» Михаил Молотников, согласно учению святых отцов, совершенно справедливо замечает, что есть много случаев, когда в ответ на добро злой человек перестает злиться, задумывается над своим поведением и в конце концов раскаивается в том, что он причинил другому зло. Так добро порождает добро. «Где кротость, там, как правило, бури гнева теряют свою силу, утихают ветры ссор и воцаряется благодатное мирное спокойствие» - пишет Михаил Молотников. Так зло побеждается добром.  «Мщение означает поражение, а воздавать добром за зло есть явная победа» - учил святой Феодорит Критский.

Но, к сожалению, бывает и так, что злой человек, видя проявление к нему добра становится еще злее. И где же здесь победа добра? Победа есть. Добрый человек остался добрым, а зло возвратилось к тому, кто не воспринял добро и стал еще злее. Таковой – несчастный человек. Он жестоко мучается и страдает от своего гнева и ярости. К таковым мы должны относиться с жалостью и любовью. О таковых мы должны молиться.  «Любите врагов ваших, –заповедал нам Господь, –и молитесь за обижающих вас»(Мф. 5:44).

НЕ ПОДРАЖАЙТЕ СВОЕМУ ОБИДЧИКУ

Кто-то может назвать воздаяние добром за зло непротивлением злу и спросить – как можно проявить кротость если на тебя напали бандиты, или если ты солдат и участвуешь в боевых действиях? Вот что говорил по поводу этого епископ Михаил (Лузин) : «Заповеди о терпении обид… не исключают не только общественных мер к ограничению зла и наказанию делающих зло, но частных усилий».

Когда дело идет о спасении своей жизни, спасении ближнего, спасении Отечества, тогда человек должен сделать все, что в его силах, чтобы пресечь зло. «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими» – писал святитель Филарет, митрополит Московский.Но если обида касается только одного обижаемого и не приносит ему физического или материального вреда, он должен прощать своего обидчика.

В «Толковой Библии» говорится: «Пусть злой человек возьмет перевес, пусть он временно восторжествует. Но зло, несомненно, будет побеждено тем, что христианин не захочет подражать своему обидчику и не заплатит ему обидою за обиду».


Рецензии