Нармушадь, Шиловский район
Происхождение названия насел. пункта не установлено. Согласно одному из мест. преданий, «дочь татарского хана Нарма попросила отца поселиться на излучине реки Оки. Русских людей с собой много взяла. Хозяйничали татары у нас. Победили и оставили своих людей. Так вот, взяла с собой в прислуги русских пленных: кузнеца, скомороха, стрельца, мотателя шелка. По их профессиям и начала давать им фамилии, как хотелось ей. Стали они Молотковы, Кузнецовы, Стрельцовы и другие. Через много лет, где поселилась Нарма, место это стало населенным пунктом, и стало оно называться Нармой. По указу Петра Великого это поселение было присоединено к Шацкому уезду. Нарма стала называться Нармушацк. Однажды гонец, проезжавший через Нармушацк, перепутал «цк» с «дь» и в донесении написал не Нармушацк, а Нармушадь. Так и стало село называться с тех пор Нармушадью» (запись В.К.Соколовой, 1972). Согласно др. преданию, «жена татарского хана по имени Нармушадь полюбила русского богатыря. И в одной из битв, где сошлись русские и татары, муж княжны, татарский хан, и русский богатырь погибли. Тогда княжна разбила на месте битвы шатер и долго жила на этом месте. Позднее на этом месте возникло село. Многие местные названия идут от имени богатыря и хана» (запись А.В.Бабурина, 1993). Третье предание утверждает, что селение изначально было татарским, его «основала татарская семья: жена Нарма (Норма) и муж Шадь (Шать); ещё одна татарская семья образовала Ерахтур: жена Ера и муж Тур» (запись А.В.Бабурина, 2005).
В наст. время подавляющее большинство исследователей склоняется к мысли о финно-угорском происхождении названия селения. Впервые эту точку зрения высказал рязанский священник и краевед Н.Любомудров (1874), производивший наименование села от рч. Нармачи. Однако, наличие в окрестностях с. Нармушади такого гидронима не подтверждается документально, а сам Любомудров не указал источник своих сведений и, по-видимому, это просто его предположение. Эрзя-морд. нарма – «дерн»; нар – «луг, проталина»; нармунь – «птица, птичий»; садь – «мост». Балтск. нара – «поток, петля, изгиб реки». Этой версии придерживались, в частности, Н.П.Милонов, Н.Н.Левошин, Г.П.Смолицкая, А.П.Гаврилов, А.В.Бабурин и др.
Признавая финно-угорский характер происхождения названия с. Нармушадь, стоит, однако, отметить, что источники не фиксируют наличие финно-угорского (мордовского) компонента на правом берегу р. Оки в районе совр. села позднее 12 – 13 вв. В этой связи особый интерес приобретают исследования М.Г.Сафаргалиева, показавшего, что в начале 1360-х, во время «Великой замятни» в Золотой Орде, когда бек Тагай захватил г. Мохши (морд. Нороньшядь, рус. Наручадь, совр. с. Наровчат Пензенской обл.), часть его жителей переселилась на террит. соседних Рязанского и Мещерского княжеств. Именно к этому времени относится появление в Великом княжестве Рязанском многих дворянских родов татарского происхождения. Н.Н.Левошин высказал предположение, что совр. с. Нармушадь было основано выходцами из Мохши-Нороньщяди, и что факт принятия переселенцев вел. кн. рязанским Олегом Ивановичем послужил одним из поводов похода Тагая на Переяславль-Рязанский в 1365. Таким образом, согласно Н.Н.Левошину, название с. Нармушадь, являясь финно-угорским по происхождению, имеет вторичный характер и образовано от наименования г. Нороньшядь-Наручадь. Эта гипотеза хорошо согласуется с мест. преданиями, единогласно связывающими происхождение села с татарским, а не с мордовским компонентом.
«Село [Нармушадь] делится на 3 основные части: Завраг (отделен от остальных частей оврагом), Средник (лежит посередине), Мотков угол (здесь в старину занимались производством шерстяной пряжи). Каждую часть пересекают улочки, переулки, заулки. Названия улиц связаны с географическими и историческими особенностями. Через все село проходит улица Большая дорога. В старину на обоих концах улицы были деревянные ворота. По ней ездили торговать. От нее отходит ряд улиц, названия которых произошли от фамилий людей знатных или имеющих большие семьи. Например, Борисов заулок, Кузина сторона, Фролов заулок и др. Есть улицы, названия которых связаны с природными условиями, например, Клюковский переулок расположен на берегу Клюковского пруда, бывшего в старину болотом, где росло много клюквы. Богата Нармушадь красивыми местами, а у них и названия красивые, звучные. Вблизи села раскинулось много лугов, лесных и лесо-луговых урочищ, происхождение которых уходит в старину. Так, например, луга получили названия по фамилиям своих владельцев, которым они доставались в качестве сенокосных и пастбищных наделов и на которых они вели свое летнее хозяйство. Например, Борисов выгон, Крысанов пчельник, Королева роща, Малахова роща, Кудимова роща и др. Есть луга и лесные урочища, названия которых связаны с монголо-татарским игом. Например, лесное урочище Шишар. Шишар, по словарю В.И.Даля, в переводе с татарского означает «пряжа в виде хвороста». Отмечаем, что действительно в этой роще всегда много хвороста, наносимого половодьем. Может, тут когда-то брали татары хворост для своих костров» (М.Ермоленко и Т.Кудимова, 2000).
С. Нермошед Борисоглебского стана Мещерского уезда упом. под 1599 в выписи из отдельных кн. мещерского городового приказчика Ивана Филиппова при описании границ (меж) поместья детей боярских Григория и Ивана Ноздруновых детей Иванчиных, где сообщается о Нермошедцкой дороге.
В 1613 с. Нармашедь было пожаловано царем Михаилом Федоровичем (1613 – 1645) в вотчину протопопу Благовещенского собора г. Москвы Максиму «з братьею».
Подробное описание с. Нармашедь Борисоглебского стана Шацкого (Мещерского) уезда содержится в писцовых кн. 1628 – 1629 (письма и меры Петра Семеновича Воейкова и подьячего Постника Ракова): «За Благовещенским протопопом Максимом з братьею в вотчине село Нармашедь, на речке на Торте, а в селе церковь Живоначальные Троицы, а в церкве образы и колокола строенья мирское, книги: Евангелие печатное, Апостол печатной, Псалтырь с следованьем печатная – дача Максима протопопа, Часовник письменной – дача ключаря Микиты, да на церковной земле: дв. поп Петр Емельянов, пашни паханые церковные земли 15 чети в поле, а в дву потомуж, да в селе-ж крестьян 11 дв., людей в них 25 человек, 22 дв. бобыльских, людей в них 29 человек, пашни паханые добрые земли 150 чети, да перелогом 160 чети, да лесом поросло 130 чети без полуосмины, и обоего пашни паханые и перелогом и лесом поросло 440 чети без полуосмины в поле, а в дву потомуж, сена на Оке реке 638 копен. А сошного писма в живущем и в пусте добрые земли пол-сохи и пол-пол-пол-трети сохи и 6 чети с полуосминою и с полутретником пашни. А платить ему з живущего за 2 чети с осминою пашни. А написана за ним [прот. Максимом] та вотчина по государеве жалованной грамоте 120 [1613] г. А к селу-ж Нармашеди выгонной земли 21 дес.».
По данным окладных кн. 1676 в с. Нармашедь при Троицкой церкви значатся: «Дв. попа Тимофея, дв. попа Петра, дв. просвирницын, да прихоцких: дв. помещиков, а в нем живет дворник, крестьянских 144 дв., 5 дв. бобыльских. Да по скаске попове земли с крестьянских дач 7 четв. в поле, в дву потомуж, сенных покосов на 70 копен. По окладу данных денег 3 руб. 15 алтын».
К 1695 с. Нармашедь состояло в вотчине за протопопом Благовещенского собора г. Москвы Феофаном Феофилактовичем, духовником великих государей и царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей.
В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Нармушед было отнесено к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ.
В 1764, в результате секуляризационной реформы императрицы Екатерины II (1762 – 1796), с. Нармушед было отписано на государство, а его крестьяне были переведены в разряд государственных (экономических, с 1786 – казенных) крестьян. В 1765 старинная деревянная Троицкая церковь в с. Нармушед сгорела, и сельский староста Косма Осипов просил епархиальное начальство разрешения на строительство новой деревянной церкви в то же храмонаименование, на что было ему дано благословение.
В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, с. Нармушед вошло в состав Касимовского уезда Рязанской губ. К этому времени в нем проживало 250 душ крестьян муж. пола.
К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Нармушед Касимовского уезда Рязанской губ. насчитыв. 96 дв., в к-рых проживало 557 душ муж. и 476 жен. пола. Межевая дача составляла 4.272 дес. 1547 кв. саж.; из них под усадьбами – 83 дес. 1200 кв. саж., пашня – 721 дес. 1836 кв. саж., сенные покосы – 349 дес. 2000 кв. саж., лес – 2595 дес. 64 кв. саж., неудобья – 522 дес. 1157 кв. саж. В состав межевой дачи входила выделенная церковная земля.
На момент проведения межевания в числе землевладельцев межевой дачи с. Нармушед значилось общ-во казенных (экономических) крестьян.
«Экономические примечания» дают следующее описание с. Нармушед: «Селением [Нармушед] речки Торты и речки Бачарки на правой сторонах, и по обе стороны оврагов Хмелевскаго и Безъименаго, и при Болшой дороги, лежащей из города Касимова в город Рязань. В том селе церковь деревяная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. А [межевой] дачею простерается реки Оки, речек Глушицы, Торты, Истока Малаго на правой стороне, и по обе стороны означеных речек и озер Темешевскаго, Термина, Истока Малаго, 2 озер и 3 заливов безымяных и вышеписанной Большой дороги. Те реки глубиною бывают: Река Ока глубиною в 3 аршина, шириною 150 сажень; в ней рыба – осетры, белая рыбица, севрюга, стерледи, сомы, лещи, судаки, щуки, окуни, плотва, пискари, сазаны и ерши. По реке Оке бывает судовой ход стругами и барками, нагруженными разными продуктами и гонка лесов – продолжается от вскрытия и до замерзания воды. Речки Торта и Глушица глубиною в 1 аршин, шириною в 10 сажень; Бучарка [глубиною] в 2 вершка, шириною в 1,5 аршина; Исток Малой глубиною в 2 аршина, шириною в 20 сажень. В нех рыба – сомы, щуки, лещи, головли, окуни, налимы, плотва, ерши, пискари и караси. Жители водою доволствуются из речки Торты, которая для употребления людям и скоту здорова. Отмежеваныя церковныя земли: первая – по обе стороны оврага Хмелева и при вышеписаной Болшой дороги; вторая – на правой стороне речки Торты; которыя обрабатывается того села приходскими крестьянами для священно- и церковно-служителей. Грунт земли иловатой, без удобривания к плодородию не весма способна; ис посееннаго на ней хлеба лутче родится рожь, овес, греча, а протчия семена, также и сенныя покосы травою средствены. Лес строевой: сасновой, еловой, дубовой, березовой, асиновой, липовой; толщиною в отрубе от 5 до 7 вершков, вышиною от 5 до 7 сажень; которой для поташа не способен; а между оным дровяной, коего особо вымерить неможно; в нем звери – медведи, волки, лисицы, зайцы, белки, хори, горностаи; птицы – орлы, ястреба, совы, тетерева, рябчики, дятлы, скворцы, дрозды, соловьи, ветюнки, снигири, иволги, чижи, щеглы, синицы, зяблицы, вороны, грачи, сороки, галки и воробьи; в полях – куропатки, стрепеты, перепелки, жаворонки, копцы и корастели. Крестьяне состоят на казеном окладе, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы упражняютца в домашних рукоделиях: предут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления и на продажу».
В 1846 по инициативе и на средства Министерства государств. имуществ в с. Нармушад было открыто нач. училище (школа), перешедшее позднее в ведение земства. Первонач. школа располагалась в арендованном доме; позднее для ее размещения было построено отд. здание. В 1855 на средства прихожан была поновлена сельск. Троицкая церковь.
К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Нармушад Касимовского уезда Рязанской губ. на Рязанском тракте при рч. Шимелевке насчитыв. 212 дв., в к-рых проживало 911 душ муж. и 917 жен. пола. В с. имелись волост. правление, 1 православ. церковь, нач. училище. С. Нармушад состояло в 1 стане Касимовского уезда и находилось в 22 верстах от квартиры станового пристава в с. Токарево и в 36 верстах от уездного г. Касимова. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Нармушад были государств. (казенными).
В 1863 на средства прихожан и др. благотворителей в с. Нармушадь вместо старой была построена новая деревянная на каменном фундаменте с такою же колокольнею и деревянной вокруг нее оградою Троицкая церковь. В 1873 при ней был освящен придел в честь свт. Николая Чудотворца. В 1874 в с. Нармушадь в результате эпизоотии пало до 500 голов крупного рогатого скота и до 500 овец. В 1885 вследствие засухи погибли посевы яровых (рожь).
По данным подворной переписи 1886 с. Нармушадь Ерахтурской волости Касимовского уезда располагалось на ровном месте на Большой дороге из г. Рязани в г. Касимов по 3 оврагам у рр. Светловки и Шимелевки, первая из к-рых впадала в оз. Явцино, а вторая – в оз. Холм. В с. Нармушадь проживало 1178 душ муж. и 1309 жен. пола (всего 2487 чел.), в т.ч. 380 домохозяев. Из них на стороне жило 7 семей (17 душ). Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 8 семей (17 муж. и 21 жен.). Грамотных было 161 муж. и 3 жен.; 36 мальч. и 2 девоч. учились в школе.
За с. Нармушадь было закреплено 4800 дес. обществ. земли, по 5,7 дес. на надельную душу. Безземельных было 19 семей (64 души). Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане расширенную форму с селением в середине. Землевладение общинное; пашня состояла из 45 участков и была поделена по ревизским душам в 1875 на неопределенный срок. Душевые наделы имели от 60 до 80 саж. длины и от 0,25 до 1 саж. ширины. Дальние наделы находились в 3 верстах от с. Луга поемные, по р. Оке, по ним много озер, из к-рых крупнейшие Пишерское, Ивоча и Холм; были поделены в 1881 по ревизским душам на неопределенный срок. Лес дровяной, кустарник и 20 дес. строевого; вырубался ежегодно отводами по мере надобности на дрова и плетни. 4 семьи владели 7 дес. пашни на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 3 душевых надела; за уплату податей. 273 домохозяина в товариществе арендовали за пределами общины 120 дес. луга во 2-й Нармушадской казенной даче у арендатора, касимовского мещанина Лазутова, за 780 руб. в год.
Почвы плохие, супесчаные; пашни бугроватые, местами в них были болота и топи, покрытые кустарником. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-3; яровых (овес) – сам-3; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 150 пудов. В с. содержалось 534 лошади, 886 коров, 2170 овец и 634 свиньи. 36 дв. имели по 3 и более лошадей, 120 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 105 дв., не имели коровы – 69 дв., без лошади и коровы было 51 дв. В с. было 113 плодовых деревьев и 589 колод пчел. 3 домохозяина имели по 2 и более избы, 354 домохозяина – по 1 избе. Бездомовых было 4 домохозяина; не имели ни земли, ни избы 2 домохозяина. Все 377 изб в с. были деревянные; 137 изб крыты деревом и железом, 240 – соломой; 308 изб топились по белому, 69 – по черному. Отапливались дровами собственного леса. В с. насчитыв. 221 деревянный и 150 плетневых заборов, 196 клетей (горниц), 70 амбаров и сараев, 22 риги и овина. Воду брали из 17 колодцев в селе и 12 в оврагах, но только 1/2 из них имели воду хорошего качества; в с. имелся также пруд с плохой водой; в целом зимой ощущался недостаток в воде. Рынком служили сс. Ерахтур, Занины Починки, а также Ижевское и Тырновская Слобода Спасского уезда.
Мест. промыслами занималось 130 семей; из них 76 нанимались обрабатывать чужие наделы, 32 муж. и 10 жен. чернорабочих, 15 плотников, 12 пастухов, 4 муж. и 6 жен. поденщиков, 8 рыбаков, 6 сторожей, 6 кухарок, 6 бондарей, 4 перевозчика, 2 кузнеца, 1 извозчик, 1 няня, 1 сапожник, 1 торговец лошадьми, 1 жен. читала псалтирь, 1 писарь и 1 урядник. Кроме того, в Петровский пост многие мужч. занимались вывозом навоза на поля купца Качкова, получая от 3 до 13 коп. за воз; а женщ. ходили к тому же купцу сгребать сено, получая по 20 коп. в день на своих харчах. На заработки в отход, преимущественно в С.-Петербург (извощики), Харьков (бондари), Москву, Киев, Астрахань, Одессу и т.д., уходило 215 муж. и 22 жен., в т.ч. 87 ломовых извощиков, 75 бондарей, 25 муж. и 1 жен. чернорабочих, 22 матроса, 15 кухарок, 2 жен. на торфодобычу, 2 жницы, 1 няня, 1 воловщик в степи, 1 дворник, 1 портной, 1 жен. рабочая на фабрике, 1 мелочной торговец в развоз, 1 прикащик и 1 бухгалтер. В с. имелись православ. Троицкая церковь, сельск. правление, земская нач. школа, пожарный сарай, медоваренный завод, крупорушка, 2 винные, чайная и мелочная лавки.
По данным на 1886 в с. Нармушадь действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном одноэтажном деревянном здании площадью 117 кв. аршина крытом тесом с 7 окнами. Здание отапливалось 1 русской печью. Содержание школы обходилось земству в 500 руб. ежегодно. Крестьяне расходовали на содержание уч-ща 130 руб. в год и по 10 коп. земского сбора. Плата за обучение не взималась. Обучались в училище 70 мальч. и 7 девоч., все из самого с. Нармушадь. 69 мальч. и 5 девоч. были из крестьян, 1 мальч. и 1 девоч. из купцов и мещан, и 1 девоч. из духовного сословия. Учебный год начинался 17 сент., а заканчивался 8 мая, насчитывая 147 учебных дней, по 5 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его окончили 6 мальч. В уч-ще преподавали 1 законоучитель (с 1875 свящ. Н.И.Нешумов), 1 учитель (с 1885 окончив. курс Ряз. учит. семинарии Т.А.Харитонов) и 1 помощница учителя (с 1885 окончившая курс Касимовской жен. прогимназии В.Е.Синаева). Попечителем являлся (с 1875) свящ. Н.И.Нешумов. При школе имелась биб-ка из 143 книг. Квартир для преподавателей при школе не было.
Известно отношение Рязанской Духовной консистории от 20 апреля 1887, в котором выражалось согласие преосвящ. Феоктиста (Попова), архиеп. Рязанского и Зарайского, на передачу в Рязанский историч. музей нек-рых старинных церковных предметов из Троицкой церкви с. Нармушадь Касимовского уезда. Передача напрестольного медного креста, медной дароносицы, оловянного сосуда из церкви сопровождалась следующими словами: «...передать их на хранение в музей, который учрежден именно с целью сохранения их от уничтожения, для чего хранение происходит в одном месте, в безопасном от огня и других случайностей помещении, под ведением лиц компетентных».
К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Нармушадь имелась деревянная Троицкая церковь с 2 престолами: главным – во имя Св. Живоначальной Троицы, и придельным – в честь свт. Николая Чудотворца. В причте Троицкой церкви по штату 1885 состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Причт получал от прихожан жалование за требоисправления в размере 800 руб. в год. Во владении причта находилось 4 дес. усадебной, 24 дес. пахотной и 12 дес. 1895 кв. саж. луговой земли. В составе прихода Троицкой церкви с. Нармушадь состояло одно только это село, в к-ром насчитыв. 344 дв. и проживало 1177 душ муж. и 1338 жен. пола, в т.ч. грамотных 309 муж. и 37 жен.
С. Нармушадь упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «Ниже пересечения Оки большим трактом, идущим из Спасска в Касимов, крупныя селения отдаляются вправо от Оки и расположены на этом тракте. Селения эти: Нармушадь с 2.600 жит., прав. церк., школою и воскобойнями и Ерахтур (в 33 вер. от Касимова) с 3.700 жит., вол. правлением, 2 прав. церквями, школой, лавками и ярмаркой».
К 1905 в с. Нармушадь Ерахтурской волости Касимовского уезда на Рязанском тракте при р. Шимелевке насчитыв. 446 дв., в к-рых проживало 1383 души муж. и 1467 жен. пола (всего 2850 чел.). В с. имелись квартира урядника, 1 деревянная православ. церковь, земская смешанная нач. школа, казенная винная лавка, отхожие промыслы. При с. Нармушадь у р. Шимелевке располагался хут. крест. Гурьянова (1 муж.) с шерстобиткой, сукновалкой, маслобойней, крупорушкой и просорушкой.
В 1907 трапезная Троицкой церкви с. Нармушадь была перестроена, распространена и в ней устроили еще один придел – в честь Покрова Пресв. Богородицы. Троицкая церковь в с. Нармушадь этого времени описывается как «зданием деревянная, на каменном фундаменте с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом, крепка». В 1909 в с. Нармушадь было построено новое просторное кирпичное здание земской нач. школы.
В 1918 – 2006 с. Нармушадь являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельск. округа). Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Нармушадь было включено в состав Ерахтурского р-на Московской обл. В 1929 – 1930 в с. Нармушадь была осуществлена коллективизация сельск. хоз. Этот процесс, как и в большинстве сел и деревень, проходил с нарушением принципа добровольности. В кн. «Из истории коллективизации сельского хозяйства Рязанской области» (1962) сообщается, что в ряде сел Шиловского р-на из-за «перегибов» в ходе коллективизации впоследствии, в 1930, наблюдался массовый выход крестьян из колхозов. В с. Нармушадь было подано 90 заявлений о выходе из колхоза. «Тяга к выходу из колхозов продолжается, – говорится в документе. – Заявления пишутся коллективно, иногда форма заявлений подается известными уловками – в кругу, чтобы не узнать, кто первый подал заявление. В числе выбывающих большинство – беднота…». В 1936 нач. школа в с. Нармушадь была преобразована в неполн. среднюю. Одновременно была закрыта сельск. Троицкая церковь (полностью разрушена в 1950-е). В октябре 1937 был арестован и вскоре приговорен к расстрелу как «служитель культа» местный псаломщик Михаил Филиппович Фролков.
6.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Ерахтурский р-н с с. Нармушадь. К 1940 в с. Нармушадь Ерахтурского р-на Рязанской обл. насчитыв. 850 дв.; имелись неполн. средняя школа, клуб и биб-ка; действовал колхоз. В Нармушадской неполн. средней школе (директ. Вас. Александрович Орлов) работало 13 учит. и обучалось 552 учащ. (1937). 12.01.1963, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, Ерахтурский р-н был упразднен, а его селения, в т.ч. с. Нармушадь, включены в состав Шиловского р-на Рязанской обл. К 1980 в с. Нармушадь проживало 1500 чел.; имелись почта, медпункт, средняя общеобразоват. школа (закрыта в 2016), детский сад, дом культуры и биб-ка; действовали колхоз «Новая Жизнь» (преобразован в ООО «Новая Жизнь», ликвидирован в 2009), ремонтные мастерские, 2 молочно-товарные фермы (МТФ).
В 2006 в с. Нармушадь в переоборудованном здании быв. сельск. совета была открыта сельск. Покровская церковь. В 2014 – 2016, благодаря спонсорской помощи мест. уроженца академика Николая Павловича Алешина (1941+2023), в с. Нармушадь был построен новый кирпичный Троицкий храм с 2 приделами – Покровским и Николаевским (освящен 14 мая 2016).
По данным на 2019/20 в с. Нармушадь имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), детский сад, дом культуры и биб-ка; действует 1 крестьянско-фермерское хоз-во (КФХ).
Достопримечательности:
• Памятник В.И.Ленину (1870+1924), первому председателю советск. правительства – Совета Народныз Комиссаров (СНК) и лидеру Коммунистической партии РКП(б).
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.
• Храм Живоначальной Троицы (Троицкая церковь); построен в 2016 благодаря спонсорской помощи академика Николая Петровича Алешина.
Известные уроженцы:
• Алёшин Николай Павлович (1941+2023) – российский и советский ученый в области сварочного производства и фундаментальной теории диагностики сварных соединений; доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии сварки и диагностики и проректор по научной работе МГТУ имени Н.Э.Баумана; академик Российской АН.
ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ:
ГОРОДИЩЕ УЛИТКИНА ГОРА. Эпоха раннего железного века (1 тыс. до н.э.). Расположено на южной окраине с. Нармушадь, на мысе правого коренного берега р. Оки (правый приток р. Волги) между двумя оврагами. Площадка размерами 60 х 50 м, вытянута в направлении сев. – юг, с трех сторон ограничена глубокими оврагами, с напольной южн. стороны – сильно оплывший вал и ров перед ним. Культурный слой до 45 см. Керамика лепная, с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, городецкой культуры.
• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 165.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[Ок. 07.10.1609 г.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ ВАСИЛИЯ ВОЛЫНСКОГО И СЕМЕНА СТУПИШИНА 1577 – 1579 гг., ДАТОЧНЫХ КНИГ 1587/88 И 1590/91 г. И ОТДЕЛЬНЫХ КНИГ МЕЩЕРСКОГО ГОРОДОВОГО ПРИКАЗЧИКА ИВАНА ФИЛИППОВА 27.08.1599 г. НА ПОМЕСТЬЕ НОЗДРУНА НЕРОНОВА СЫНА, ЕГО СЫНОВЕЙ ИВАНА БОЛЬШОГО, ГРИГОРИЯ И ИВАНА МЕНЬШОГО, ПЛЕМЯННИКОВ БОГДАНА АРХИПОВА СЫНА, ЛЕОНТИЯ И СТЕПАНА ВАСИЛЬЕВЫХ ДЕТЕЙ, НИКИТЫ И ИВАНА ИВАНОВЫХ ДЕТЕЙ ИВАНЧИНЫХ И СЛУЖИЛОГО ЛИТВИНА БЛАШКА ПАНКОВСКОГО СС. СИМАКИНО И САФОНОВО ВЛАСЬЕВО В БОРИСОГЛЕБСКОМ СТАНЕ И ПОЛОВИНУ Д. СВЯТО-ОЗЕРО С ПУСТ. В ПОДЛЕССКОМ СТАНЕ МЕЩЕРСКОГО УЕЗДА.
Выпись с мещерских книг писма и меры Василья Волынского да Семена Ступишина с товарыщи лета 7086[1577/78] и 87[1579] г. В Борисоглебском стану в помесьях написано:
За Ноздруном за Нероновым сыном Иванчина половина села Симакина, что была преж того за Иваном за Огаревым. А в полуселе двор помещиков, а крестьянских дворов (в) Вашутка Порошин, (в) Карп Ондреев, (в) Минка Трофимов, (в) Матюшка Иванов сын Гридина, (в) Онтонко Митрохин, (в) Малец Ефимов, (в) Мишка Семенов сын Боранов, (в) Яков Тимофеев, (в) Сенка Офонасьев, (в) Тренка Иванов, (в) Ивашко Шевелев, (в) Михалко Шевелев, (в) Тимоха Ширяев, (в) Архипко Сидоров, (в) Митка Сидоров, (в) 06росимко Негодяев, (в) Малец Пестюнин, (в) Иванко Фролов, (в) Михалко Козел, (в) Михалко Медведь, (в) Иванко Митрофанов, (в) Марко Софонов, да бобылских дворов (в) пастух Куземка Дмитреев, (в) Истомка Прокофьев, (в) Ушачко Сидоров, (в) Минка Юрьев, (в) Иванко кузнец, да 2 двора крестьянских пусты; пашни середние земли доброю землею 180 чети в поле, а в дву по тому ж, сена меж поль 15 копен, лесу пашенного полосмы десятины.
За Ноздруном же да за его племянники за Богдашком за Архиповым сыном Иванчина, да за Левкою да за Степанком за Васильевыми детми Иванчина другая половина села Симакина Поповскоя на речке на Мыше усть речки Бабенка. А в полуселе 2 двора помещиковы да 5 дворов лютцких, а крестьян (в) Гриша Максимов, (в) Нерон Ерыгин, (в) Харя Быков, (в) Истомка Семенов, (в) Дениско Павлов, (в) Фомка Дмитреев, (в) Жданко Павлов, (в) Беляйко Быков, (в) Фотейко Иванов, (в) Некраско Конанов, (в) Рюмка Сергеев, (в) Степанко Иванов сын Плотницын, (в) Илецка Иванов сын Плотницын, (в) токарь Федор Исаев, (в) Савуня Яковлев, (в) Дениско Степанов, (в) Истома Гаврютин, (в) Иванко Федоров, (в) Филатко Ярыгин, (в) Федор Борисов, (в) Ондрюшка Борисов, (в) Латуня Негодяев, (в) Гриша Окороков, (в) Теренка Окораков, да бобылских (в) Истомка Ермолин, (в) Гриша приходец, (в) Гриша Тимофеев, (в) Наумко Семенов, (в) Митка Семенов, двор бобылской пуст; пашни середние земли в полуселе на Ноздрунов жеребей 80 чети без третника, а доброю землею 64 чети в поле, а в дву по тому ж.
Да за Ноздруном же в Подлеском стану в (пус) Иванчине Новые Горбуновы пашни добрые земли на Ноздрунов жеребей перелогом 50 чети.
Да за Ноздруном же да за его племянники за Микитою да за Иваном за Ивановыми детми Иванчина, да за Богданом за Архиповым сыном Иванчина, да за Левкою да за Степанком за Васильевыми детми Иванчина полдеревни Свята-Озера. А в полудеревне 4 дворы помещиковых да 3 дворы лютцких, а крестьян (в) Илейка Онофреев, (в) Богдашко Митин, (в) Исачко Васильев, (в) Матюшка Федоров, (в) бобыль Олеша пастух, (в) Тренка Полстовал, (в) Иванко Черной, (в) Марко приходец, (в) Иванко Мещеринов, (в) Игнатко Прокофьев, (в) Бориско Онтонов, (в) Пронка Ильин, (в) бобыль Максимко приходец, двор пуст; пашни на Ноздрунов жеребей добрые земли 42 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена по дубровам и меж поль 100 копен, лес черной.
И всего за Ноздруном помесья 336 чети с осминою.
А по даче 96[1588] г. ис того его помесья 74 чети с третником дано сыну его Ивашку Болшому да того ж его помесья 262 чети с полутретником дано детем его Гришке да Ивашке, да Иванку Меншому. А по даче 99[1591] г. из Гришкина да из Ывашкова жеребья Меншово 43 чети с третником взято и отдано литвину Блашку Панковскому, а за Гришкою да за Ивашком за Меншим осталось помесья 218 чети с осминою, по 109 чети с полуосминою за человеком.
Да выпись же с отделных книг отделу городового приказщика Ивана Филипова лета 7107[1599] августа в 27-й день, написано:
Отделено Григорью да Ивану Ноздруновым детем Иванчина в Мещерском уезде в Борисоглебском стану Кургановское помесье Симонова половина села Софонова Власьева – дворища помещикова пуста да лютцких и крестьянских 12 дворищ пустых:
Вверх по речке по Мыши к Симакину рубежу, а с левую сторону половина усады Ратаевское да Крестьяниновское да Коверинское Симановых на низ по речке Мыше к Борковскому рубежу, а на усаде от речки от Мыши поставлен столб, на нем грань, да яма; от того столба у соснового у горелово пенка поставлен столб, на нем грань, да яма; а от того столба к выпуску поставлен столб, да яма против столба, что стоит по конец усады у выпуска; на пашне на поросле на середнем поле поставлен столб, на нем грань, да яма; в длину3 поля от того столба на сосенке грань, да яма; от сосенки на березе грань; от березы на Ярахтурской дороге стоит сосна розсоховата натрое, на ней грнь, возле тое сосны у Ерахтурской дороги поставлен столб, на нем грань, да яма; от столба через Ярахтурскую дорогу стоит дуб з делью, на нем грань; от дуба стоит дуб з делью, на нем грань; а от дуба стоит дубок, на нем грань; а от дубка стоит береза, а у Рахтурского рубежа, на ней грань, да яма; и до Мышинского рубежа то и рубеж; да за речкою за Мышею от усады поставлен столб, на нем грань; да от того столба по дорошке через Симакинскую и Борковскую дорогу да рубежа Симакинского и Борковского.
Поросли худые земли к усадищу отделил Иван Филипов Григорью да Ивану Ноздруновым детем Иванчина к старому их к отцовскому помесью к 218 четям с осминою в их оклады, Григорью в 300 чети, а Ивану в 200 чети. Поросли худые земли отделено Григорью да Ивану 80 чети с правую сторону от Семакина рубежа и поросли пашни, да за речкою за Мышею от Семакина рубежа 20 чети худые земли, и обоего 100 чети, а доброю землею 67 чети без третника. Да переложной земли лесом поросло 52 чети, а доброю землею 26 чети. И обоего отделено Григорью да Ивану 93 чети без третника в поле, а в дву по тому ж, – по 46 чети с третником человеку пашни.
А бор по обе стороны Ярахтурской и Нермошедцкой дороги Григорью да Ивану Иванчиным с Ратаевским да с Крестьяниновским, да с Коверинским жеребьем вопче. А луги сена на реке на Оке за Копоновым по озере по Чюнше 203 копны. Да лесу от Копоновского рубежа от борозды от Ильинского дуба вниз по Оке реке, а вверх по Торте 15 десятин. Да пашенного лесу поросли за Борковским полем за Ратаевъским да за Крестьяниновским, да за Коверинским, да за Богдановским жеребьем Симоновых 10 десетин.
И обоего за Григорьем помесья 155 чети с осминою. И то Григорьево помесье розделити его жеребей, чем он владел, опричь братьи его жеребьев Ивана Болшова да Ивана Меншово, да Блашкова жеребья Панковского, чем они владеют, и опричь иных помещиков жеребьев.
На обороте по склейкам и в конце выписи:
Дияк Иван Ефанов.
Справил подъячей Баженко Степанов.
• Публикация: Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII вв./ Сост. А.В.Антонов. – М.; Древлехранилище, 2002. – Т. 3. – С. 241 – 243.
[20.07.1627 г.]. НАКАЗ ИЗ ПОМЕСТНОГО ПРИКАЗА ПЕТРУ СЕМЕНОВИЧУ ВОЕЙКОВУ И ПОДЬЯЧЕМУ ПОСТНИКУ РАКОВУ ДЛЯ ОПИСАНИЯ МЕЩЕРСКОГО, КАСИМОВСКОГО И КАДОМСКОГО УЕЗДОВ.
Лета 7135[1627] июля в 20-й день Государь … велел Петру Семеновичю Воейкову да подьячему [зачеркнуто: Данилу Цвилиневу] Поснику Ракову ехати [в Мещерской да] в Касимовской [да в Кадомской] уезд в станы и в волости, которые были в дворцовых селех и розданы в роздачю розным помещиком, писати и мерити для того, что во 134[1626] г. в Московской пожар в Поместном приказе тем селам и волостям писцовы и дозорные и отдельные книги и дачи погорели, и поместных и вотчинных земель сыскать и поместных же и вотчинных дел делати не по чему; и потому Государь … указал послати писцов, что-б все земли сыскати и измерити. А которые села и волости дворцовые розданы в роздачю, и писцом Петру Семеновичю да подьячему [Данилу] Поснику дана им роспись под сем наказом, за дьячьею приписью. …
Роспись касимовским дворцовым селам и волостям, которые розданы в роздачю дворяном и детем боярским, а по государеву наказу писати их и мерити писцом Петру Воейкову да подьячему Поснику Ракову. [В Шатцком мещаном, серпьяном, воротынцом дворяном и детем боярским, да атаманом и казаком – село Юрино, село Пятаково, село Коверино, село Колтырино. В Шатцком же и в Касимове Соловово вотчины и помесья Протасьева розданы в роздачю: село Угол, да пустошь Лавсица, да в пустоши Прудищах Михаилу Протасьеву да сыну ево Василью, да думному дворенину Гаврилу Пушкину в пустоши Прудищах да починок Булушов, да князю Михаилу Пронскому да князю Михаилу Коркодину в селе Нестерове, да в селе-ж Нестерове Олексею Тяпкину. Село Чючково роздано в роздачю Степану Волынскому да сибирскому царевичю Ондрею Кучюмову. В Касимове дворцовые села и волости розданы в роздачю дворяном и детем боярским розных городов.] Село Пере з деревнями, село Бабинское з деревнями, село Рубетцкое з деревнями. Село Давыдовское з деревнями в вотчине и в помесье за Ондреем Созиным. [В Кадоме село Саватьма в поместье и в вотчине за князем Федором Волконским да за Богданом Голохвастовым.] В Касимове благовещенского протопопа Максима з братьею вотчина, село Нармашедь, село Занины с починки и з деревнями.
Помета дьяка. Подьячей послан в Касимов Посник Раков, а Данило отставлен, потому что на Патриарше дворе у дела.
• Публикация: Акты писцового дела./ Сост. С.Веселовский. – М.; Изд. Общ-ва ист. и древ. Российских, 1913. – Т. 1. – С. 546, 565.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА:
[1776 г.]. «Росписной список, учиненный к сдаче вновь определенному по Шатской провинции I-й части экономическому казначею прапорщику Потулову, коликое число состоит по оной части экономических вотчин, и в них по последней III-й ревизии мужеска полу душ, и что в которой вотчине оброчных статей казеннаго имущества, и сколько оной на крестьянех состоит недоимки». В ведении прапорщика Потулова находились вотчины, бывшия прежде за монастырями: (1) В Шатском уезде за Николаевским Чернеевым – село Чернеево 507 душ, село Высокое 503 души, Княжое 408 душ, Покровское 346 душ; земли в этих селах было 744 четверти в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 2540 копен. Торговых лавок в селе Чернееве было 38, с коих сбор во время ярмарки 9 мая простирался от 50 до 80 руб. Для ссыпки хлеба была в селе житница, в которой находилось 140 четвертей 3 четверика ржи. На речке Вочкасе мучная мельница о двух поставах; при мельнице изба и для ссыпки хлеба анбар. На Цне с заливами и озерами рыбныя ловли. В селе Княжове житница для ссыпки хлеба. В ней было 132 четверти 1 четверик ржи. В селе Покровском житница «за теснотою не способная» для ссыпки хлеба, в ней было 75 четвертей 3 четверика ржи. (2) За Сергиевою пустынею село Пролом 48 душ, пахотной земли 69 четвертей в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 60 копен; роща из строевых лиственных дерев на 4 десятинах; (3) За Московским Благовещенским собором село Нармушеди 250 душ, Занины Починки 182 души и село Лубонос 102 души. При этих селах пахотной земли 1049 четвертей в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 1392 копны. При селе Нармушеди рыбныя ловли на Оке. (4) За Новоспасским монастырем село Увес 134 души, пашенной земли 91 с половиною четверть в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 110 копен; отхожаго сена 120 копен. (5) За Московским женским Страстным монастырем село Голенищево 107 душ, пахотной земли 234 четверти в поле, а в дву по тому ж (сенных покосов не показано). Село Сестреницы 139 душ, пашенной земли и сенных покосов 2085 десятин. (6) За Воскресенским монастырем село Андреянова пустынь и деревня Гляткова 118 душ, пашенной земли 102 четверти в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 455 копен; рыбныя ловли на Оке. (7) За Спасо-Евфимьевым монастырем село Боклуши 128 душ; пашенной земли и сенных покосов 1920 десятин. (8) За Богословским монастырем село Соколово 16 душ (земли и покосов не показано). (9) За Борисоглебским монастырем деревня Измайлов Поселок 7 душ и 3 десятины в поле, а в дву по тому ж. (10) За Богоявленским погостом церковных бобылей 69 душ; за Никольским, что Лисы, 9 душ; за Никольским, что Мансырево, 5 душ. Бобыли своей земли не имели, а пользовались церковною. (11) За Саввинским Сторожевским монастырем село Пурдышки и деревня Пошалы 1122 души, пашенной земли 829 четвертей в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 1765 копен. По реке Мокше рыбныя ловли. 14 торговых лавок. При водяной пристани с построенных судов бывает поземельный небольшой сбор. В 1776 собрано было 12 руб. (12) За Троицким монастырем, что в Переславле Рязанском, село Девичье Рукаво 510 душ, пашенной земли с расчистною 733 четверти в поле, а в дву по тому ж; сенных покосов 200 копен, да росчистной земли для покосов 500 десятин. По Мокше рыбныя ловли. На реке Варме мучная мельница об одном поставе. (13) Архиерейских дворников города Касимова 4 души.
• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.
Свидетельство о публикации №224072001201