Посвящается моим детям
О романе русского писателя Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» много сказано. Литературная критика с советских времён по сегодняшний день камня на камне от этого шедевра не оставила. Но истина так и не обнаружена и автору не отдано достойного внимания- а он заслуживает покоя.
Российский же кинематограф в истолковании гениального творения Михаила Булгакова выглядит вульгарно, банально, примитивно...
О чём же роман?!
В Новом завете апостол Христа Павел сказал , что если он горы сможет передвигать, а любви не имеет, то он ничто…
Любовь имеет свойство быть в развитии и достигать такой степени чувства, когда она абсолютная — не требуется никаких условий, чтобы любить. Так Иисус любит людей.
Роман «Мастер и Маргарита» начинается с вопроса, существовал ли Иисус Христос, и булгаковская московская публика в один присест определяет, что не было его и никакие доказательства на счёт его существования не принимаются.
Берлиозовская логическая обоснованность о не существовании Иисуса Христа закатывает в асфальт любое возражение его логике.
Выразительна и значима игра с логико-математической головой председателя Массолита Михаила Александровича Берлиоза : то её отрезала комсомолка по причине пролитого подсолнечного масла Аннушкой, то к трупу Михаила Александровича её вновь пришпандорили, а то и украли и наконец сотворили из неё чашу для вина для восстановления сатанинской силы Воланда.
Велика комедия в этом романе, но велика и её трагедия.
Иеуша Га-Ноцри… Основное действуещее лицо этого романа — он звучит на каждой его странице…
Какая боль автора!
Иеуша не претендует на власть, на признание в нём врача или провидца, но в Га- Ноцри есть та сила, которой нет у прокуратора Иудеи Пилата.
В чём эта сила?!
В свободе.
Иеуша свободен - он принимает необходимость тех событий и явлений, за которыми следует, хорошо себе представляя последствия этих явлений- его свободный выбор в воле Господа Бога. В этом и состоит свобода каждого человека- она в парадигме божьих заповедей.
Понтий Пилат не может остановить полёт ласточки над его головой, которая ищет место для своего гнезда. Поэт Бездомный завидует вольному лесу, что напротив сумасшедшего дома- клиники Стравинского, в которой поэт, и он не способен перенести эту свободу леса в клинику
В свободе всегда будет проявление и расцвет мощности любой божественной натуры, и в этой её выразительности и мощи будет звучать не эйфория , а радость, порождённая реальной жизнью в обнаружении себя свободным в развитии, в цветении натуры, в таком цветении, как бушует цветом весенний сад - и никто не способен остановить этого цветения, как только солнце.
В чём она Истина?!
«Человечество перейдёт в царство Истины и Справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть,»- говорит Пилату Иеуша Га-Ноцри.
Прокуратор спрашивает, в чём она истина? Иеуша отвечает, что она в том , что у тебя сейчас болит голова.
Так где же искать Истину?!
Её надо искать внутри человека, в его внутреннем чувствовании её. Без чувства человек не сможет сохранить и поддержать свою собственную жизнь — он через чувство обнаруживает её, и она есть истина его существования.
Вот уже более двух тысяч лет человечество находит внутри себя чувство сострадания и любви к Иисусу Христу, которого убивали, как убивали в прошлые времена скотину на бойне. Можно ли обнаружить внутри себя истинную любовь и истинное сострадание к тому, кого не было и нет?! Как ты Его почувствуешь, когда его нет?! Когда жизнь умрёт внутри человека, то этот человек её уже не будет чувствовать. И будет ли он чувствовать ту субстанцию, из которой он?! Это субстанция — Господь Бог. А Господь Бог есть сущность всего.
На земле всё из его божественной субстанции, человеку трудно понять Его безмерность и бесконечность . Он говорит бесконечным множеством языков, но в человеке только два Его языка: это язык тела и мысли- но эти два языка всегда говорят об одном и том же- они говорят языком духа, последний не возможен ни без тела, ни без ума. Истина в чувстве, которое внутри тебя.
«Добрый человек,»- говорит Иеуша о людях… Поистине они добры , если способны к языку божественного духа.
Понтий Пилат при кажущейся мощности его власти — раб и раб трусости. В нём нет того света, которого жаждет его душа. Убивая предателя Иеуши , прокуратор хочет приблизиться к этому свету, которого ему не хватает, но он более погружается во тьму , сотворяя жуткое преступление : молодое тело Иуды двумя ножами в спину и в грудь пронзили насквозь словно на пику насадили молодое тело Нарцисса.
Красив и юн он был.
Какое страшное преступление было совершено против этой юности- именно об этом говорит Господь Бог через нашу божественную человеческую чувственность.
Чувственность… Это его дар.
То, что не может сделать Господь Бог, то делает сатана.
Га-Ноцри во освобождение прокуратора от порока трусости говорит Понтию Пилату, мол освободил бы ты меня- за этой фразой слышим: «Освободил бы ты себя!..»
Маргарита… Мастер…
Музыка , принесённая из клубящихся в полнеба серебристых облаков в свете заходящего солнца над океаном.
Без Мастера её жизнь не возможна, всё мёртво становится в ней. Любовь к нему обнаруживает её самою для себя самой. Нет ничего более сильного и значимого в ней, как желание петь о любви , принесённой Богом на землю. Маргарита вечна во служение любви. Жар её натуры не способен растопить ледяного сердца сатаны, но позволяет ему приблизиться к мощному свету вечности.
Именно сатана Воланд возвысил и окрылил эту любовь мужчины и женщины, сатана помог рассказать об этой любви человечеству, повествуя о духе божьем, коснувшимся прокуратора Иудеи Понтия Пилата и взволновавшего сердца двух любящих мужчины и женщины, Мастера и Маргариты.
Надо быть настолько чёрным, чтобы очевидным стало настолько белое, надо быть настолько грязным, чтобы очевидным стало настолько чистое, надо быть настолько пустым сосудом, чтобы очевидным стал полный сосуд, надо быть полной тьмой, чтобы очевидным стал свет.
Когда пишутся эти строки, Воланд присутствует здесь.
Любопытство, господа!..
Даже лёд чувственен к слезе возвышенного ока. Даже тьма чувствительна к пронзительному свету горящего человеческого сердца, даже сатана, познавший Господа Бога, не может не содрогнуться от признания красоты и силы его божественных творений...
Воланд и его свита трагичны- им не дано познать... музыки, посланной с серебристых клубящихся облаков в полнеба в свете заходящего солнца над океаном, как это дано божественным любящим существам…
Маргарита и Мастер — человеческие существа, познавшие Его, обнаружив Истину в любви...
Московская же публика в романе Михаила Булгакова- однородная порочная масса, вся она в масках: что ни фамилия, то кличка. Сатана воспринимает их презрительно, с чувством отвращения. Он обозначает чёткую границу между этими ничтожными существами и самим собой.
Он забавляясь своей виртуозной силой над ними, развлекается, отрезая им головы, покрывая их кромешным страхом, разоблачая в них убожество. Кому же служит сатана, если его не устраивает убожество человеческой массы?! Они, используя в себе божественную субстанцию, презрели, предали её…
Божественную сущность променять на воровство, жадность, доносы, на рабство, когда по кивку готов исполнить любое желание : насиловать, убивать, предавать, лгать-лгать-лгать…
Божественную сущность разменять на представления себя подобным Господа Богу
или сатане, а потом лежать обездвижимым в собственной моче и кале…
Насколь совершенен в своей работе Воланд…
Какое совершенство!
Если сатана хочет говорить о себе, о своей силе , то только в противопоставлении ни с ничтожеством в человеческом обличи, а в противопоставлении с теми , души которых говорят горним звуком.
Чувствуется ему как-то благороднее в обществе божеством сотворённых, но источник его же существования- пороки этих ничтожеств. И питают они его только для того, чтобы он их изничтожил в их же зле.
Сатана служит Божественной силе , являясь из неё же самой, развенчивая всё то, что не познало того, что всё в том, в нём, из Его субстанции, из Его сущности.
Не познало и нашло истины в себе.
Не познав себя в нём, ты обречён на разложение при жизни, тебе отказано в цельности человеческой натуры и в мощи человеческой натуры. У Воланда нет власти над Мастером и Маргаритой- он с ними делает не более того, чего желает Иисус Христос — Иеуша Га-Ноцри.
Что может Бог, то не может сатана.
Маргарита- земная женщина.
Воланд знает, что она сильнее его и всей его свиты. И сам Господь Бог не смеет её осудить за то, что она становится ведьмой, потому что в этом состоянии она способна защитить то, без чего Господь Бог ничто...
Нет ничего во всём божественном мире мощнее земной женщины, любящей абсолютно! Вся безграничная божественная Вселенная стекает мелкими каплями в её сердце. С ней даже сатанинская сила способна парить в ночном небе , познавая и радуясь высоте и скорости полёта .
Маргарита есть сама любовь, абсолютная и вечная,- ей не нужна память- в ней вечная, безграничная свобода, как и в нём Самом.
Она очень тёплая, согревающая мир биением своего сердца.
Дерзкая, жадная до жизни и цветов , стеснённая, задавленная массой московских масок насилия, предательства, зависти, тупости и разврата...
Она, приносящая радость и спокойствие, громит квартиру литературного критика Латунского тире Сталина с такой силой, на которую не способен сатана. Этот громёж вас , латунских-сталиных, есть возмездие , при упоминании которого вы, латунские-сталины, обречены на полное разложение, на полное бесчувствие себя до основания, когда вы, латунские- сталины, есть шагнувшее ничтожество в ничто… Хоть какое измерение не возьми — вы, латунские- сталины,ничто. Вот о чём эта сцена разгрома квартиры литературного критика Латунского тире Сталина…
Божественная субстанция в человеке есть ничто иное , как Абсолютная Любовь, Истина и Справедливость, на которую тень Господа Бога ,сатана, не способен, а божественное создание, познавшее Господа Бога в себе, знает всё о Любви, об Истине и о Справедливости.
Что за история с персонажем Фридой?!
Фрида — жертва насилия и презрения насильника, рождает от него жизнь, трансформируясь в это насилие- по-другому никак не получится. Великое значение Закономерность... И уже не она,а произведённое насилие затыкает платочком с синей каёмочкой рот младенца, закапывая его в лесу…
Фрида, дважды изнасилованная злом…
Кто способен почувствовать трагедию Фриды, как не человек, как не любящая сердце земной женщины?!
В чувстве земной женщины Любовь, Истина, Справедливость и Свобода.
Его воля в нашей осознанности. Наша осознанность есть ничто иное, как наша свобода. Свободный выюор имеет последствия.
Предать Его субстанцию в себе самом значит стать ничтожеством.
«ЕСЛИ Я ГОРЫ МОГУ ПЕРЕДВИГАТЬ, А ЛЮБВИ НЕ ИМЕЮ, Я ЕСТЬ НИЧТО.»
ЕГО НЕЛЬЗЯ ПОЗНАТЬ УМОМ, ЕГО НАДО ЧУВСТВОВАТЬ ЧЕРЕЗ ЛЮБОВЬ, ИСТИНУ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ-ТОЛЬКО ТОГДА ТЫ ПОЗНАЕШЬ СВОБОДУ.
Свидетельство о публикации №224072001630