Божий ли храм Церковь?

CONTRA:
С точки зрения изначального, чистого христианства установившийся порядок самоорганизации верующих, именуемой в широком плане Церковью, является надругательством над верой. Это сродни области  сферы и услуг. Священники, словно завзятые торговцы, представляют церковь внешнему взору как ходовой товар, выставляя наиболее привлекательные её стороны.
Обыватель и идёт утолять потребности, на этот раз «духовные». Староверы, как и первые христиане, считали, что «храм не в брёвнах, а в рёбрах». Если мир сотворён для нас Богом, то каким это образом дело рук человеческих может быть святее и божественнее? Не может быть Бога больше в образах, на стенах и в куполах, чем в природных явлениях. По сути, о которой никто никогда не думает, храм — и есть богохульство, к тому же отягощённое заимствованиями из язычества. Пышность, золото, дни празднеств. Когда у людей отняли  их старую тысячелетнюю веру, они обнаружили упрямство. На одном духе, на голой вере, без форм с одним только содержанием далеко не уедешь. Затосковали по прежнему, по языческому. Вот и появились церкви на месте языческих капищ. Но в принципе не может быть такого явления как «намоленное место». К форме идут, а не к божественной сути. Не христиане в церквах службы простаивают, а язычники культ свой справляют. Что им до Христа, с жертвой Его? Страх, одиночество, неустроенность, меркантильные материальные желания (Просят за себя, за других, пусть и за здоровье, но просят. Значит, не просто так идут, а зачем-то). Отношение к иконам чисто идолопоклонническое. Не смогли всё-таки без идолов обойтись. Сложно было полюбить абстрактного, неощущаемого, несознаваемого Бога. Нужен был худой, страдающий человек (хоть и с божественной природой), но даже и Его поняли превратно.
Стоит задуматься, а христианское ли вообще наше христианство?

PRO:
Для того, чтобы достичь Бога своими силами и своим путём, надо обладать мудростью прославленных философов, нравственной чистотой святых, силой правителей, самоотверженностью героев. Словом, надо быть во всех отношениях исключительным и выдающимся человеком. Надо быть сверхчеловеком. Подвижник — это уже храм, сам по себе, вернее, в себе самом. Но все прочие, грешные и слабые, нуждаются в Церкви, в оформленном религиозном обряде, умиряющем естество и умиротворяющем душу. Людям нужна отечески-строгая и матерински-заботливая помощь, напоминающая о Высшем и направляющая к Нему. Опыт Церкви выработан тысячелетием, Новый Завет сохранён и осмыслен Церковью. Опыт самостоятельного пути к Богу — это дорога непроверенная, может вывести, а может завести в тупик. Внеконфессиональным и внецерковным христианство по определению быть не может — это так же нелепо, как вера без Бога. Христос с Апостолами уже являли собою Церковь. Природа — божественное творение, но она не терпит около себя человека, покуда он остаётся человеком. Храм же возведённый людьми и для людей — это спасение в миру. Это попытка совмещения физического с духовным. Храм возводится с лучшими и чистейшими помыслами, это воплощённое устремление к Духу. Государства и общества организуются отнюдь не лучшими людьми и не в самых чистых целях. Порою от них приходится спасаться. Необходимо спасаться от потока, утягивающего в болото будней. Церковь может стать и становится для кого-то таким спасительным островком.


Рецензии