37-я отдельная истребительная авиационная эскадрил

37-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота

(краткая историческая справка)

37-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота сформирована в феврале 1937 года.

Нахождение в строю:

С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года.

В составе действующей армии:

Не находилась

В составе Видов Вооружённых Сил:

С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года – в составе Военно-Морского Флота.

В составе объединений:

С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского Флота.

Командир эскадрильи:

Денисов Алексей Александрович – с июля 1938 года по сентябрь 1939 года.

Военный комиссар эскадрильи.

Шувалов Сергей Михайлович – с августа 1939 года по сентябрь 1939 года

Участие в операциях и битвах:

Не участвовала.

Вооружение:

И-5

В сентябре 1939 года 37-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота переименована в 12-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье (4)

Денисов Алексей Александрович – с июля 1938 года по сентябрь 1939 года.
Михалёв Владимир Александрович – с января 1939 года по сентябрь 1939 года.
Соловьёв Константин Владимирович – с 20 декабря 1937 года по 10 мая 1938 года.
Шувалов Сергей Михайлович – с августа 1939 года по сентябрь 1939 года.

Версия от 24 августа 2024 года.

Денисов Алексей Александрович

Родился 18 сентября (1 октября) 1907 года в селе Петровка (ныне — Дубёнский район Мордовии) в крестьянской семье. Получил начальное образование. Проживал в Москве.
В октябре 1929 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию на срочную службу. Служил красноармейцем 15-го отдельного местного стрелкового батальона при Главном артиллерийском полигоне (станция Ржевка, ныне в черте Санкт-Петербурга) до октября 1930 года, когда подал рапорт о направлении на учёбу. В 1933 году он окончил Ленинградскую пехотную Краснознамённую школу имени тов. Склянского и примерно полгода служил в ней командиром учебного взвода. С 1932 года был членом ВКП(б). В декабре 1933 года переведён в авиацию. В 1934 году окончил 2-ю Военную школу лётчиков имени Осоавиахима в Борисоглебске. Служил пилотом и командиром звена в 3-й истребительной авиационной эскадрилье ВВС Балтийского флота[2].
С декабря 1937 года лейтенант А. А. Денисов принимал участие в Гражданской войне в Испании, на самолёте «И-16» совершил 10 боевых вылетов с боевым налётом свыше 40 часов, принял участие в десяти воздушных боях. В бою 21 февраля 1938 года был тяжело ранен, выпрыгнул с парашютом и после лечения в госпитале 24 апреля 1938 года был отправлен на родину[3]. По некоторым публикациям, сбил 1 самолёт лично[2], по другим — побед в Испании не имел[4].
С июля 1938 года в ВВС Балтийского флота командовал авиационной эскадрильей в 61 истребительной авиабригаде ВВС КБФ[5].
Участвовал в советско-финской войне 1939—1940 годов, будучи командиром 12-й отдельной истребительной эскадрильи 61-й авиационной бригады Военно-воздушных сил Балтийского флота. Совершил 25 боевых вылетов на уничтожение финских аэродромов, батарей противовоздушной обороны и других важных объектов. В воздушных боях лётчики эскадрильи Денисова сбили 9 финских самолётов[2].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с белофиннами и проявленные при этом отвагу и геройство» майор Алексей Денисов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 481[2].
С 1940 года учился на Высших курсах усовершенствования начсостава ВВС и ПВО ВМФ (Новый Петергоф), откуда был досрочно выпущен сразу после начала войны в конце июня 1941 года[6]. Ещё около месяца осваивал новые самолёты в учебной части под Москвой.
С августа 1941 года — участник Великой Отечественной войны, по январь 1942 года – воевал командиром 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота. Участвовал в обороне Ленинграда. Был ранен в воздушном бою.
В марте 1942 года был переведён в состав Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота, командовал 12-м истребительным авиационным полком (Владивосток)[7].
Затем Денисова вернули на фронт и с октября по декабрь 1942 года он вновь воевал в ВВС КБФ в должности командира истребительной авиаэскадрильи 71-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ. Участвовал в обороне Ленинграда. Совершил несколько боевых вылетов на истребителях И-153 и И-16, в воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника[2].
Однако затем случилось какое-то преступление или дисциплинарный проступок (подробности неизвестны), за который 21 декабря 1942 года А. А. Денисов был разжалован в рядовые и направлен в штрафной взвод сроком на 3 месяца. Воевал в составе 587-го отдельного штрафного взвода Балтийского флота на Ораниенбаумском плацдарме (Ленинградский фронт). 26 марта 1943 года за проявленную смелость при выполнении заданий командования во время боевых действий и хорошее руководство группой прикрытия при захвате контрольного пленного, освобождён от дальнейшего пребывания в штрафном взводе, восстановлен в прежних правах и направлен в распоряжение Военного Совета Балтийского флота[2].
С июля 1943 – офицер по истребительной авиации штаба дивизии Войск ПВО Балтийского флота. Участвовал в Ленинградско-Новгородской и Выборгской наступательных операциях. Осуществлял организацию и отработку взаимодействия истребительной авиации с зенитной артиллерией, наведение истребителей на самолёты противника.
С августа 1945 – начальник 730-й группы наведения истребительной авиации ВВС Балтийского флота. С марта 1946 года майор А. А. Денисов – в запасе.
Проживал в Москве, был членом военно-научного общества при Центральном Доме Советской Армии. Скончался 14 апреля 1976 года, похоронен на Преображенском кладбище Москвы.
Был награждён орденами Ленина (21.04.1940), Красного Знамени (14.11.1938), Отечественной войны 1-й степени (15.08.1945), Красной Звезды (3.11.1944), рядом медалей[2].
В Петровке находится музей А. А. Денисова. В его честь названа улица в Дубёнках.

Михалёв Владимир Александрович

Родился в 1914 году в посёлке Ртищево Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне город в Саратовской области), в семье паровозного машиниста. Русский.
Окончил семилетнюю школу и школу ФЗУ. С 1931 по 1934 год работал слесарем по ремонту паровозов в Ртищевском локомотивном депо. В 1936 году окончил 2 курса Московского тягового техникума им. Ф. Э. Дзержинского.
В августе 1936 года по спецнабору ЦК ВЛКСМ направлен на службу в Военно-Морской флот и зачислен курсантом в Военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина в городе Ейске, которое окончил в 1938 году. На службу был направлен в истребительную авиацию Краснознамённого Балтийского флота, где служил младшим лётчиком, а с января 1940 года — командиром звена в 12-й отдельной истребительной авиационной Краснознамённой эскадрилье (61-я истребительная авиационная бригада ВВС ВМФ). Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов, в ходе которой выполнил 32 боевых вылета на истребителе И-153 на штурмовки наземных войск и на разведку (воздушных боёв и побед не имел)[2]. За отличия награждён своим первым орденом Красного Знамени.
В апреле 1940 года переведён младшим лётчиком в 94-ю истребительную авиационную эскадрилью ВВС КБФ, а в сентябре 1940 года — командиром звена в 71-й истребительный авиационный полк (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота)[1].
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года, начал воевать в той же должности.
18 июля 1941 года командир звена старший лейтенант В. Михалёв, патрулировавший на самолёте И-153 переправу через реку Нарву, получил приказ вылететь на перехват немецкого корректировщика Hs-126. Настигнув «Хеншель» в районе города Нарвы на высоте 600 м, Михалёв погнался за ним. Произведя несколько атак и расстреляв все патроны, он пошёл на таран. Сблизившись с корректировщиком, Михалёв винтом своего истребителя отрубил ему хвостовое оперение. «Хеншель», войдя в плоский штопор, упал на землю. Экипаж самолёта (2 человека) выбросился на парашютах и был взят в плен. После тарана Михалёв с креном пошёл на аэродром. Только в 150 метрах от земли лётчику удалось вывести «Чайку» в горизонтальный полёт. Он произвёл посадку без части крыла, половины лопасти винта и с болтающимся элероном[3]. По мнению некоторых авторов, это был первый таран балтийских лётчиков-истребителей в годы войны[4].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенанту Владимиру Александровичу Михалёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Был ранен, находился в госпитале, по излечению в январе 1942 года направлен на учёбу. В сентябре 1942 года окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-морском авиационном училище имени Сталина. Затем сражался в составе ВВС Черноморского флота заместителем командира эскадрильи 3-го истребительного авиационного полка ВВС Черноморского флота. С ноября 1943 года до Победы и затем до сентября 1945 года командовал эскадрильей 25-го истребительного Керченского дважды Краснознамённого авиационного полка (62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота). Член ВКП(б) с 1942 года[1].
На Чёрном море участвовал в наступательном этапе битвы за Кавказ, в Керченско-Эльтигенской десантной, Новороссийско-Таманской и Крымской наступательных операциях, а также в обеспечении прикрытия с воздуха Керченского плацдарма. 12 февраля 1944 года В. А. Михалёв во главе шестёрки истребителей вступил в бой с 40 бомбардировщиками врага, летевшими под прикрытием 20 истребителей над Керченским проливом. В этом бою капитан В. Михалёв лично сбил два «Юнкерса»[5].
К маю 1944 года капитан Михалёв совершил 241 боевой вылет, участвовал в 32 воздушных боях, лично сбил 8 самолётов противника[6] (по другим данным, сбил 6 лично и 2 в паре[7]).
После войны В. А. Михалёв продолжил службу в ВМФ и в том же полку, где с сентября 1945 года был помощником командира полка по лётной подготовке и воздушному бою. С февраля 1946 года командовал эскадрильями в 62-м и 329-м истребительных авиаполках ВВС Черноморского флота. С июня 1950 по январь 1952 — штурман-лётчик 661-го иап ВВС ЧФ. В 1952 году он окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С ноября 1952 года — заместитель командира и инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 781-го и 47-го истребительных авиаполков 5-го ВМФ. С июля 1953 — старший штурман-лётчик 165-й истребительной авиационной дивизии ВВС 5-го ВМФ. С ноября 1954 года подполковник А. А. Михалёв в запасе[1].
Жил в Хосте (Сочи) Краснодарского края. С 1961 по 1965 годы работал председателем Хостинского районного комитета ДОСААФ. Затем был вторым секретарём Хостинского райкома КПСС.
Умер Владимир Александрович 31 мая 1990 года. Похоронен на Аллее Героев Старого (Центрального Успенского) кладбища Сочи.
Герой Советского Союза (13.08.1941).
Орден Ленина (13.08.1941).
Два ордена Красного Знамени (21.04.1940, 17.05.1944).
Орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985).
Орден Красной Звезды (27.12.1951).
Медаль «За боевые заслуги» (30.04.1947).
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За оборону Кавказа».
Ряд других медалей.
Мемориальная доска в память о Михалёве установлена Российским военно-историческим обществом на здании Ртищевской средней школы № 9, где он учился (2015).
Мемориальная доска установлена в Сочи (Хоста, ул. Ялтинская, 24) на доме, в котором жил В. А. Михалёв с 1955 по 1990 годы.
На здании училища на улице Радищева, где учился В. А. Михалёв, была установлена памятная доска. В апреле 2009 года она была снята и передана в музей ПУ № 12, затем утрачена. В 2012 года на том же здании установлена новая мемориальная доска другого дизайна.
Имя Героя высечено на мемориале «Журавли», посвящённого героям Великой Отечественной войны, открытом в парке имени Фрунзе города Сочи (открыт 6 мая 2015 года).
Портрет Героя установлен на Стене Славы в городе Ртищево Саратовской области.

Соловьёв Константин Владимирович

Родился 15 мая 1914 года в рабочем посёлке Городищенского комбината Орехово-Зуевского района Московской области (ныне посёлок городского типа Городище Петушинского района Владимирской области). В 1928 году окончил среднюю школу и пошёл работать на Городищенский комбинат помощником слесаря, в 1929 году поступил на учёбу в Московскую механико-текстильную школу, посещал и авиаклуб. После завершения обучения, в 1932 году получает направление на работу в город Переславль-Залесский, а затем переводится в город Орехово-Зуево на текстильную фабрику для работы мастером. Немного поработав в этой должности, решает продолжить свою учёбу и в 1932 году становится студентом Московского индустриального техникума. С 8 сентября 1934 года в рядах Военно-Морского Флота. В ноябре 1936 года окончил Военно-Морское авиационное училище лётчиков (город Ейск). Служить начал в должности пилота авиационной части № 4 ВВС КБФ, с 20 декабря 1936 года - военный пилот 37-й ИАЭ ВВС КБФ, с 10 мая 1938 года - командир звена 4-й эскадрильи 42-го ИАП ВВС КБФ, с 15 апреля 1938 года - командир звена 12-й ОИАЭ ВВС КБФ. 29 сентября 1938 года присвоено воинское звание "лейтенант".
Участник Советско-Финляндской войны с 19 декабря 1939 по 13 марта 1940 гг. в составе ИАГР 10-й САБР ВВС КБФ (аэродром Палдиски), со 2 января 1940 года - командир звена 30-й ОИАЭ 10-й САБР ВВС КБФ. 16 января 1940 года выполнял боевой вылет на разведку погоды в район Ханге на самолёте И-15бис. При возвращении на свой аэродром после полёта над облачностью на малой высоте 75-100 метров в следствии плохой видимости и снегопада потерял ориентировку и произвёл вынужденную посадку в районе мыса Шпитген. При посадке самолёт получил повреждения, требующий капитального ремонта, лётчик остался невредимым. Всего совершил 65 боевых вылетов, воздушных побед не имел, в составе звена вывел из строя железнодорожный эшелон. Награждён орденом Красного Знамени.
С 28 апреля 1940 года - командир звена 94-й ОИАЭ ВВС КБФ, с 16 сентября 1940 года - командир звена 2-й эскадрильи 71-го ИАП ВВС КБФ. 20 ноября 1940 года присвоено воинское звание "старший лейтенант".
С 22 июня 1941 года в действующей армии: в должности заместителя командира 1-й эскадрильи 71-го ИАП КБФ (10-я САБР и 61-я ИАБР КБФ), летал на И-153. Защищал острова Финского залива, Ленинград, Кронштадт и Ладогу. С 30 октября 1941 года - командир 3-й эскадрильи, с 29 марта 1942 года - командир 2-й эскадрильи.
Весной 1942 года Константин Соловьёв со своей эскадрильей отличился во время операции по оказанию помощи нашему гарнизону, блокированному на одном из островов в Финском заливе. Полагаясь лишь на память и на простейшие приборы, Соловьёв сквозь пургу привёл самолёты к цели. "Чайки" выпустили на врага реактивные снаряды, сбросили бомбы и нанесли удар пулемётным огнём. Вскоре появились вражеские истребители. Соловьёв с товарищами вступил с ними в бой, хотя боеприпасы были на исходе. В ходе воздушного сражения один из вражеских самолётов был сбит, остальные вышли из боя. Капитан К. В. Соловьёв был ранен, мотор его "Чайки" повреждён, но лётчик сумел долететь до места дислокации авиаполка, и благополучно посадил самолёт.
К июлю 1942 года командир 2-й эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка (61-я авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота) капитан К. В. Соловьёв совершил 427 боевых вылетов (включая 110 на штурмовку войск противника и 50 на разведку), провёл 65 воздушных боёв (включая 26 ночью), сбил лично 1 и в составе группы 9 самолётов противника. 4 сентября 1942 года ему было присвоено воинское звание "майор". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". 17 ноября 1942 года назначен заместителем командира 13-го КИАП ВВС КБФ, где летал на И-16. С 14 декабря 1942 года - слушатель Курсов усовершенствования старшего начсостава при Военно-Морском авиационном училище.
20 декабря 1942 года майор К. В. Соловьёв получил тяжёлые ранения при авиационной катастрофе в районе станции Абросово. В учебном полёте молодой лётчик допустил ошибку при манёвре, на высоте 100 метров произошло столкновение самолётов, при котором у машины К. В. Соловьёва винтом было отрублено хвостовое оперение. Константину Владимировичу не хватило высоты, чтобы воспользоваться парашютом. Тяжело раненного лётчика отправили в тыловой госпиталь, где он скончался 27 декабря. Всего совершил около 450 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв (число побед не изменилось). Его похоронили в деревне Новинки (Пестовский район Новгородской области), а позже прах был перенесён в город Пестово на мемориальное кладбище, где в настоящее время находится обелиск Герою.
Свою "Золотую Звезду" (№ 752, позднее выданную другому Герою за форсирование Днепра), К. В. Соловьёв так и не получил. Официальные документы долгое время так же хранились в Министерстве обороны СССР. Грамота Героя Советского Союза была вручена жене, Соловьёвой Александре Андреевне, и его сыну Валерию лишь 19 августа 1961 года.
Именем Героя названа улица в посёлке Городищи, на которой установлена мемориальная доска. В городе Петушки (Владимирская область) на мемориале землякам - Героям Советского Союза ему установлен памятный знак. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков КБФ, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт.
Награждён орденами: Ленина (05.04.1942, 23.10.1942), Красного Знамени (07.02.1940, 16.12.1941).

Шувалов Сергей Михайлович

Родился 24 июня 1916 года в селе Слепушкино[2] в крестьянской семье. Русский. В 1932 году окончил семилетнюю школу в Верее. Работа в должности культурника в Доме крестьянина в Верее, затем заведующим избой–читальней в деревне Пафнутьево.
В сентябре 1934 года призван в РККА. Окончил Военную школу лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации ВВС РККА имени Сталина в городе Ейске в 1936 году. С ноября 1936 года служил в ВВС Балтийского флота: пилот 37-й авиационной эскадрильи, с апреля 1938 — младший лётчик 42-го истребительного авиаполка ВМФ, с августа 1939 — помощник командира 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи по комсомольской работе (61-я истребительная авиационная бригада ВВС БФ). Член ВКП(б) с 1939 года[1].
Участвовал в советско-финской войне в прежней должности. К началу марта 1940 года лейтенант С. М. Шувалов совершил 130 боевых вылетов, из которых — 50 штурмовок по наземным и морским целям. Нанес противнику большой урон в живой силе и боевой технике[3].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» лейтенанту Шувалову Сергею Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[4].
С мая 1940 года исполнял обязанности военного комиссара 13-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС БФ. В августе 1940 года был зачислен слушателем Военно-политической академии имени В. И. Ленина[1].
Скоропостижно скончался 21 сентября 1940 года. Похоронен на Воинской площадке Бабигонского кладбища в Петергофе[5].
Награды
Медаль «Золотая Звезда» (21.04.1940);
орден Ленина (21.04.1940);
орден Красного Знамени (7.02.1940).
Память
Имя Героя присвоено улице и школе Санкт-Петербурга.
Его именем названы школа № 12 и улица в г. Струнино.
Его именем был назван корабль Черноморского флота.
Его именем названа одна из улиц города Вереи.


Рецензии