Расходный материал ущербной геополитики
Распрямись ты, Ложь высокая,
правду свято утаи!
Василий АКСЁНОВ
Как известно реальная геополитика берёт своё начало ещё с пещерных времён, в палеолите, в эпоху торжества антропофагии, возникновения семьи, общины, племени и частной собственности. (Фридрих Энгельс) Борьба за охотничьи угодья, за природные ресурсы, воду, флору и фауну требовала со стороны людей столько расходного материала, сколько требовалось для выживания пещерного социума на биологическом уровне. С точки зрения социальной антропология именно эта «заря человечества» и стала его «золотым веком», все последующие века и тысячелетия можно назвать периодом перманентных социальных катастроф.
«Золотые времена» с их жизненно необходимым расходованием человеческого материала закончились тогда, когда вожди земледельческих, охотничьих и пастушеских племён не пожелали быть персонами районного, регионального значения, а захотели быть могущественными владыками и повелителями окружающего мира. Властолюбие, сладострастие, непомерное чревоугодие, стремление к непомерной роскоши, гордыня и мания величия стали определять ущербную геополитику древнего мира и, соответственно, огромный из века в век растущий расход человеческого материала.
На первый план в этой кровавой геополитике вышли интересы вождя и его ближайшего окружения, его родни и охраны, а на самом последнем плане остались рядовые члены социума, (рода, племени, царства), тот самый расходный человеческий материал, который в пылу геополитической борьбы расходовать не жалко. Со временем для многих представителей работного, тяглового люда (народных масс) стать частью жертвенного расходного материала стало главным смыслом жизни. «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки» — не просто красивые слова поэта о геополитике времён мечей и стрел завоевательных походов, а квинтэссенция смысла жизни и смысла истории. Родиться на белый свет лишь для того, чтобы стать расходным материалом поневоле, по чужой воле и приказу, жить и выживать всего лишь для того, чтобы в итоге быть убитым в расцвете лет — не на этих ли основных императивах стоит один из великих Обманов мирового социума? Да именно так, ответит нам любой убеждённый государственник и силовик-державник, по-другому, никак нельзя! И приведёт вам множество постулатов на тему жертвенного патриотизма, в том числе и цитату из «Науки побеждать» (1796) А.В.Суворова: «Умирай за дом Богородицы, за Матушку-Императрицу, за пресветлейший царский дом». Умирать за веру, царя и отечество — гражданский долг каждого живущего на этом свете. С этим утверждением трудно спорить, но между тем, умирать в расцвете сил никому не хочется, и каждый исполняет свой гражданский долг перед государством по-разному с учётом обстоятельств, как может, исходя из наименьших для себя потерь.
У каждого гражданина свой взгляд на войну и патриотизм, как у человека военного, так и гражданского, как у маршала Победы, так и у инвалида и калеки войны. Свой взгляд на войну и у тех, кто ещё при жизни вошёл в историю страны, так и у тех, кто был забыт и вычеркнут из памяти ещё при жизни. Известно, что история пишется людьми, и часто теми же людьми вдохновенно переписывается в угоду дню сегодняшнему и нынешним вождям. Как правило, плоды победы достаются правителям и полководцам, а тяготы войны, поражения и страдания — народам. Почти на всех «батальных» сценах древнерусских миниатюр в летописях и на иконах на первом плане обязательно присутствует князь на коне в позе воителя-победителя и обязательно на фоне бесчисленных шлемов (голов) и копий воинов. То же самое — вождь на фоне безликих народных масс — присутствует в классической европейской, в русской имперской и в советской тоталитарной живописи. Вождь на фоне однородных народных масс, восторженно внимающих его дежурной программной риторике. И конечно, те же самые "самовластные" формулы единоличной абсолютной власти, что и 800 лет назад при суздальском князе Андрее Боголюбском, что и при Иване IV Грозном 500 лет назад: «Жаловать своих холопов мы вольны, а казнить — вольны же». Уже тогда при князе Андрее, в выросшем из Суздальской земли Русском государстве, бояре стали считаться простыми подданными монарха, а соседние князья — его слугами. Вскоре это станет нормой. Такая ущербная геополитика древней Руси подготовит накануне нашествия монголов целую плеяду великих-князей-данников и лютых сборщиков налогов. Многие из них не стыдились быть обладателями ярлыков на княжение и даже враждовали между собой за право быть главным данником Золотой Орды. Отсюда и войны между русскими людьми, смута, нестроение и бесконечные усобицы, борьба с возможными и явными противниками и «классовыми врагами», и соответственно большой расход и даже перерасход человеческого материала. Но именно тогда же стали возникать среди князей Рюриковичей мифы и легенды о божественном происхождении царской власти, о родстве Рюрика с самим римским кесарем. А заодно с ними стали возникать святыни — белокаменные храмы и домовые церкви, чудотворные иконы-покровительницы, вдохновительницы и охранительницы и сказание о том, что Русская земля — это удел и Дом Пресвятой Богородицы, а значит, Россия — страна особенная, уникальная, оплот и спасительница всего мира. За такую страну воевать и умирать сам Бог велел. Войны между великими, и не очень великими, удельными князьями под флагом "собирания земель" и под Покровом Богородицы требовали всё большего расхода человеческого материала с обеих воюющих сторон. Именно расход живой биомассы определял развитие Московского государства времен правления двух державных Иванов, (Ивана III, Ивана IV Грозного) и царствования Петра Первого. Чем больше был расход человеческого материала, тем ниже становилась его стоимость в итоге, когда пленение побеждённых завершалось куплей-продажей или простым обменом по головам. Так, например, четыре сотни новгородцев, обратив в бегство семитысячную (сборную) суздальскую рать Андрея Боголюбского, после победы продавали пленных суздальцев втрое дешевле овец. Становление государственности, державы и империи, и соответственно, войны и военные конфликты с приграничными странами требовали чудовищного расхода человеческого материала и приводили к заметной убыли народонаселения. Так Северная война со шведами за Прибалтику сократила народонаселение России на полтора миллиона человек (было 11,5 млн. стало 10 млн.). Известно, что единовластие ожесточает властителя, его подданных и приближённых к трону. От рук ближайшего окружения был жестоко убит князь Андрей Боголюбский, кошмарным и ужасным было убийство большевиками царской семьи в Екатеринбурге во главе с Николаем II, последним царем из рода Романовых. Равнодушие властей к своему народу, (подлому, тягловому) порождает у народа взаимное равнодушие к судьбе своих правителей. Почти у всех авторов отечественной истории, начиная с Татищева и Щербатова, было не принято упоминать о потерях в живой силе русских войск в результате блистательных побед и тем более поражений. Нигде нельзя узнать и о количестве инвалидов и калек войны, об их дальнейшей судьбе и жизненных мытарствах. Вместо конкретных и приблизительных цифр авторы исторических трудов употребляли общие слова и патриотическую риторику. Это существенно снижало уровень пацифистских настроений в русском социуме, превращало войну в «священное. величавое действо», а смерть в бою в смерть славную и героическую. Однако, это одна сторона медали, но есть и другая — тёмная, где война — это слепая массовая бойня, где железо перемалыааает в сутки, порождает легионы недееспособных инвалидов и калек. Об этом хорошо сказал в своих дневниковых записях участник первой мировой войны, великий физик-оптик и поэт-лирик Сергей Иванович Вавилов (1891-1951), брат знаменитого генетика умершего от голода в советской тюрьме Николая Вавилова. В дневниковой записи от 27 августа 1914 года он написал: «Война, что кровь, недаром она вся в крови, она оживляет и одухотворяет…. Как будто поле жизни вновь перепахивается, глыбы валятся на глыбы, многое рушится, ломается, но открываются новые поры и ходы, и поднимается новая жизнь. Итак, sub specie aetemitatis (с точки зрения вечности) война — благо, «ключ живительный», из этого ключа вырос и Петр, и Лобачевский, и Пушкин, и Леонардо и Ломоносов. Но с точки зрения «муравья войны», копошащегося в поле и попавшего под гигантский плуг судьбы, война — ужас и столпотворение. Кроме всего этого, война риск и спорт. Для многих она прекрасна именно этим. А искусство и наука и происходит, гибнет от войны».
Со дня окончания первой мировой войны прошло сто лет, со дня окончания второй мировой войны скоро исполнится 80 лет, и за этот срок многое из из бывшей косной милитаристской и военно-патриотической пропаганды безвозвратно устарело — никто не хочет быть активным пацифистом и никто не хочет посмертно становиться героем и гордостью нации. Все хотят жить, и никто не хочет умирать даже самой славной и героической смертью. Никто не хочет быть инвалидом войны и быть обузой для родных и близких. С каждым годом, месяцем и днём в социуме, в гуще живого расходного материала, всё больше стал преобладать здравый смысл — жить хорошо здесь и сейчас и никогда не тешить себя светлым будущем и погибать неизвестно ради кого и ради чего.
Романтизм войны уступил место в начале XXI века трезвому пацифизму и «философии жизни» граждан независимой страны Папуа-Новая Гвинея, преданных друзей нашего великого путешественника и самого человечного русского человека Николая Николаевича Миклухо-Маклая (1846-1888). Недавно один из них, Асель-Туй, учитель по роду деятельности, так объяснил потомку великого путешественника жизненную философию папуасов в этом многополярном, безумном и разделённом мире: «Мы хотим быть счастливы сразу, сейчас, не тратя время и силы непонятно на что» (Андрей Ванденко)
С тех пор как появилось оружие массового уничтожения —ядерное оружие — позиционная, окопная война перестала быть вообще «величавым и одухотворяющим действом». Для основной массы рядовых «воинов-муравьев» война стала средством рискованного и относительно высокого заработка, для незначительного числа «муравьёв-рабовладельцев» (олигархов и финансовых магнатов) — самым доходным бизнесом, после наркоторговли и проституции.
В отечественной истории нет ни одного факта, чтобы кто-то правителей России хоть как-то радел о сбережении собственного человеческого материала (народа). Первыми на тему размножения и сбережения русского народа, а так же по искоренению дурных нравов среди дворянства высказались учёный Михайло Ломоносов и историк князь Иван Щербатов, но их предложения не услышаны верховной властью. А первый тираж сочинения Томаса Мора «Картина всевозможно лучшего правления или Утопия», изданного в двух томах на русском языке в 1789 году в Петербурге, был немедленно сожжен по приказу императрицы Екатерины II. «Правдоподобные небылицы» о существовании на краю света страны Нигдеи (VTOPIAE INSVLAE FIGVRA), где царит справедливость и всеобщее благоденствие, где нет господ и нет рабов, и все равноправные граждане, где нет войн и народных бунтов, бросали морально-нравственный вызов существующему строю и всей эпохе Просвещения. Как всегда русская утопическая традиция развивалась во многом самостоятельно. Она сохранилась до конца XIX века, оказала большое влияние на формирование новых народных утопий, которыми воспользовались авторы сочинений о более справедливом и щадящем обществе. О «благоразумных установлениях жизни миролюбивого народа», об исправлении нравов служилого и поместного дворянства мирным путём писал в своём «Путешествии из Москвы в Петербург» А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества».
О просвещённых и благовоспитанных людях будущего, отказавшихся от голов и сердец, писал декабрист Вильгельм Кюхельбекер в сатирической зарисовке «Земля Безглавцев» (1824). Мечты о вечном мире, о «рае на земле», о царстве справедливости, всеобщем благоденствии и довольстве всегда являлись острой костью в горле ущербной геополитики тоталитарного государства и составной частью народного альтруистического пацифизма. Всякие попытки не допустить войны или остановить её, направить колёса мировой истории в мирную колею, путем взаимовыгодных переговоров или заключения сепаратного мира между воюющими сторонами и тем самым благополучно решить судьбу народов мира, воспринимались в XX веке верховной властью, как прямая государственная измена. Или просто, как сумасшествие на почве политической шизофрении и мании величия.
Такого рода изменницей, сумасшедшей и шпионкой не по своей воле, оказалась фрейлина Мария Васильчикова, которая хотела одним ударом закончить первую Великую войну, спасти миллионы русских жизней и царскую семью от неминуемой гибели. Как видим, есть в этом мире силы неизвестной, почти нечеловеческой природы, которым невозможно противостоят и тем более повлиять на них в лучшую для себя сторону. У самых рьяных пацифистов никаких шансов на это нет, ибо История катится сама по себе ( или по воле Высшего Промысла), и почти все мы даже не её актеры, а её рабы — изобильный расходный человеческий материал ущербной больной геополитики.
Ещё со времён неудачной для Ивана Грозного Ливонской войны у правителей России вошло в привычку не считаться с перерасходом человеческого материала и не жалеть о чудовищных потерях в живой силе и о взятых в плен воинах. Считалось, что люди, как и скот, размножаются сами по себе и в государственной поддержке не нуждаются. Одерживая блистательные победы, терпя позорные поражения и неся огромные потери в живой силе, правители России, от Петра Великого до Николая II Романова, до великого Сталина и его наследников, «выдающихся политических деятелей и верных ленинцев», не уставали повторять: «Ничего! Бабы новых солдат народят!»
Все военные кампании русских правителей редко обходились минимальными потерями в живой силе, ибо большие потери больше радовали их, чем огорчали — чем было больше павших в бою воинов, тем грандиознее выглядела сама битва. Чем больше жизней было отдано за царя, тем величественнее он выглядел в глазах современников. Некоторые правители даже гордились своими «пирровыми победами», и не спешили после войны облегчить жизнь своих подданных, а наоборот, заставляли податных людей нести двойное и тройное тягло, в том числе и выкупать из плена своих родственников за свои деньги. Для этого по указу 1679 года полоняничные и ямские деньги были слиты в одну подать — по 10 копеек со двора церковных крестьян, а с крестьян дворцовых и светских землевладельцев по 5 копеек. По словам беглого дьяка Посольского приказа Григория Котошихина, полоняничных денег в его время собиралось ежегодно тысяч по 150 (около 2 миллионов рублей на наши деньги — А.А, ).
Как писал историк Ключевский, Московское правительство не совестилось своей неспособности, незнания положения дел и даже охотно выставляло эти качества как свои естественные законные недостатки, исправлять которые обязаны управляемые холопы, как обязаны они восполнять его финансовые недочеты: то и другое было их земской повинностью. Из этого видно, какой громадный источник дохода уступила казна в безотчетное пользование владельцев крепостных крестьян. Так и финансовая политика следовала общему плану сословной розни, по какому складывался весь социальный московский порядок в XVII в.
Как часто происходил выкуп из плена русских воинов и совершался ли вообще на полоняничные деньги до сих пор мало кому известно. Практика правителей России исправлять свои недочёты в деле бережного и человечного сохранения собственного народа за его счёт, за счёт самого человеческого материала сохранилась до конца XX века. Так, например, во время первой Чеченской войны поиском своих сыновей и их выкупом из чеченского плена вынуждены были заниматься солдатские матери. Данный факт — ещё одно чёрное позорное пятно на страницах отечественной истории, лишний раз доказывающий, что правители России никогда не не заботились должным образом ни об «успешном умножении народа» («разведении»), ни о рачительным сбережением своего человеческого потенциала. Это удивительное и возмутительное отношение правителей России к своему народу как к народу, завоёванному и оккупированному, определило на долгие века их дурную международную политическую репутацию и породило у некоторых соседних народов стойкую, токсичную русофобию. Нельзя строить социальное государство в стране, где власть безрассудно, а порой и бестолково разбрасывается направо и налево своими живыми ратными и трудовыми ресурсами в попытке одержать «любой ценой» победу над бывшими друзьями-партнерами или заключить «любой ценой» очередной «похабный» мир — «Мир, партнёрство, бартер, бизнес, экспорт-импорт». В обоих случаях без позора никак не обойтись. И без новой войны — тоже. Об этом 80 лет назад говорил ещё Черчилль: кто между войной и позором выбирает позор, тот в итоге получит и позор и войну. Совсем не случайно, что после заключённого в Хасавюрте позорного мира с Чечнёй вскоре в России случилась и вторая Чеченская война, в итоге которой Россия стала донором суверенного и мятежного субъекта РФ.
Возмутительно, но факт — война РФ с Чечнёй-Ичкерией успешно совмещалась с работорговлей, где «живым товаром» являлись русские солдаты и русские девушки. Вызволение из плена за американские доллары правящий режим царя Бориса (Ельцина) возложил на… родителей и близких родственников военнопленных. Но бывали и случаи, когда выкуп из плена русских солдат осуществлялся за счёт государственного бюджета. Одно время такой выкуп пленных солдат проходил с большой помпой в СМИ при посредничестве небезызвестного демона Смуты 90-х годов, советско-российского предпринимателя Бориса Березовского (1946-2013). Этот тёмный деятель сумеречной эпохи ельцинизма ни перед кем не отчитывался, даже перед Счётной палатой. И нередко огромные суммы бюджетных «полоняничных денег» пускались по его усмотрению на т.н. «нецелевые расходы», например, на подкуп тех бандитов телеэфира и пера, кто «любил завтракать в Москве, а ужинать в этот же день в Нью-Йорке». (Сергей Доренко).
Непомерно расточительное и бездушное отношение большевиков к русскому народу стало одной из причин распада СССР — смертельно уставший, крайне истощенный ими же, живой расходный материал не стал защищать свою «имперскую соковыжималку». Народ очередной раз впал в социальную спячку, в искушение и морок лихих и токсичных 90-х годов, стал стремительно деградировать и вымирать. Попытки нынешнего режима РФ ударными темпами в духе большевиков увеличить рождаемость в стране через монетизацию, жилищную ипотеку и материнский капитал — всего лишь показной сизифов труд чиновников под видом трогательной заботы «родной партии и дорогого правительства» о всенародном благе и процветании страны. Именно на режиме содержания и саморазмножения народа, а не на его рачительном сбережении правители России, от Ивана Грозного до Иосифа Сталина, от Никиты Хрущева до Бориса Ельцина, строили свою внутреннюю политику, укрепляли и продлевали свою железную власть над смиренными народными массами. Сегодня проблема психофизического здоровья нации, исправления нравов и сбережения народа на пути его полного рассеивания и окончательного исчезновения, является стократ актуальней и острее, чем когда-то во времена Ломоносова, Менделеева и революционера-большевика, «красного мистика» и утописта Александра Богданова (Малиновского). Геополитика прошлого века и века нынешнего строилась не только на одном рейдерстве отчаянных суперменов-конкистадоров, на расширении жизненного пространства за счёт недружественного (силового) присвоения земель, людских и природных ресурсов пограничных стран, но часто и на почве мании величия руководителей мировых держав и всемогущего финансового капитала — Фининтерна. Чем острее и наглядней протекали приступы политической шизофрении, мании величия и паранойи у вождей и правителей, тем больше требовалось расходного материала(человеческих ресурсов) для успешноой реализации их грандиозных геополитических проектов. Например. Великий Кормчий Мао заявлял, что для победы КНР в третьей мировой войне, ему не жалко положить на алтарь войны 500 млн. китайцев. Такую геополитику резонно считать ущербной и безумной, ей и её носителям не должно быть места в нашей жизни. Не человек рождён для экономики и бизнеса, а бизнес и экономика для человека, не геополитики-маньяки определяют судьбу народа и человечества, а ход самой Истории и Высший Промысел. Ущербная геополитика —одно из безумных заблуждений психически не совсем нормальных авторитарных правителей, напрасная трата сил и энергии любой великой нации. У каждого народа вполне хватает своего жизненного пространства для его обустройства и развития. Природа человека осталась прежней и ничуть не изменилась, изменилось только отношение людей к себе и окружающему миру. Настали иные времена и другие нравы. Люди в основном стали практичней и циничней своих предков. Среди молодых нет почти никого, кто хотел бы пожертвовать своей жизнью на поле боя ради очередной геополитической затеи. Почти не осталось в мире бескорыстных рыцарей-романтиков, готовых умереть за Родину и Прекрасную Даму. В социуме всё больше становится наёмников (ландскнехтов) и «добровольцев», готовых защищать геополитические интересы Родины за деньги и ради социальных благ для своих родных и близких. «Их слишком испортили деньги!» — сказал бы Александр Вертинский, будь он жив сегодня. Всё больше среди новых поколений становится тех, кто не чтит и не уважает великие деяния своих предков, кто не пытается хранить память о прошлом, а предпочитает жить одним днем в своё удовольствие. Всё больше появляется подростков, утверждающих себя в глазах сверстников своим вызывающим аморальным, кощунственным, эпатирующим поведением — плясками в храмах, бесовскими танцами и совокуплением на могильных плитах, жаркой шашлыков и сосисок над Вечным огнём, мемориальным комплексом воинам, павшим в годы войны при освобождении родного города от немецких захватчиков. («Подмосковная правда». №24, 18 июля 2024 года). О каком исправлении нравов можно говорить сегодня, когда национальная политика в стране пущена на самотек, когда воспитательный процесс уже как 30 лет оторван от процесса образовательного, а психофизическое здоровье нации вообще не обсуждается и является в условиях затяжной войны РФ с коллективным Западом, темой крайне нежелательной и почти строго табуированной. Как и прежде, величие и могущество России определяются не благоденствием её народа, не процветанием её экономики, не крепкой социальной политикой, а только одной высшей геополитикой «любой ценой» при любом расходе и перерасходе человеческого материала. О каком исправлении нравов и военно-патриотическом воспитании молодёжи может идти речь, когда давняя мечта о Босфоре и Дарданеллах по-прежнему остаётся дороже, чем жизнь каких-то 60 миллионов русских людей!
19.07.2024, Собор Радонежских святых.
Свидетельство о публикации №224072000460