Странные люди

Тодд, еще молодой мужчина, из-за землетрясения в одну ночь лишается всего, что у него было. Судьба приводит его в поселение русских староверов. Его пленяют простота и достоинство их нравов, и он задумывается о принятии их веры. Но традиционное воспитание возвращает его к прежней жизни.



Глава 1. Ночной кошмар

Тодд проснулся среди ночи. Было еще темно. Пес, который вечером спокойно дремал на ковре, нервно метался между прихожей и постелью. Пусть потерпит, подумал Тодд, и плотнее закутался в одеяло. Но собака скулила и тянула одеяло на себя. Она явно требовала выпустить ее во двор. Тодд понял, что его не оставят в покое. Он натянул штаны, и открыл входную дверь. Пес стремительно пронесся мимо его ног и скрылся в кустах. Тодд постоял немного, в ожидании пса, но решил вернуться. Было прохладно. И тут ему показалось, что земля уходит из-под его ног. Он ухватился за перила веранды и попытался удержать равновесие. Он услышал нарастающий грохот, и увидел, как дерево, растущее в соседнем дворе, покачнулось и рухнуло на машину. Дом раскачивался с оглушительным треском. С первыми толчками из окон вылетели стекла, а крыша начала сползать вниз. Через мгновение дом превратился в груду деревянных обломков, из которой струилась вода.

В социальных сетях можно найти видео крупнейших землетрясений, но реальность всегда страшнее. Гул возобновился, и Тодд присел, ожидая возобновления толчков. Тут он вспомнил о собаке, которая спасла его от гибели. Он громко позвал ее, но толчки возобновились, и он с трудом добрался до ограды, точнее до того, что было оградой.

По всему городу сработали системы охранной сигнализации автомобилей. Вспыхивало и тут же гасло электроосвещение. На фоне этого шума из соседнего дома донеслись едва слышные крики о помощи. Короткие замыкания проводов и газ, который продолжал поступать в жилые дома, привели к пожарам. И тут внезапно появился огонь, который угрожал сжечь все, что осталось от дома Тодда.  Огонь быстро разгорался и мог перекинуться на другие дома. Тодд забыл о собаке, и бросился на помощь соседям. Их дом был почти полностью разрушен, но оттуда все еще доносились крики о помощи. Тодд не знал, как добраться до жертвы. Женский голос был отчетливо слышен, и в нем не чувствовалось страдание, а только испуг. Это означало, что она не пострадала, но не способна выбраться из разрушенного дома.

Входная дверь было завалена козырьком, который Тодд не смог сдвинуть. Он попытался проникнуть в дом через окно, но обломки второго этажа мешали это сделать. Ему не удалось открыть раму окна, а между тем крыша дома уже начала тлеть. Крики с призывом о помощи постепенно прекратились. Скорее всего попавшие в ловушку люди устали звать на помощь. Надо было что-то предпринять – Тодд не мог оставить женщину погибать.

Он вспомнил о своей машине, которую накануне оставил напротив разрушенного дома. Можно было использовать лебедку, установленную на машине, но длины троса было явно недостаточно, чтобы освободить входную дверь.

На помощь ему пришел Тони, сосед, живущий в доме напротив. Землетрясение застало его на улице, когда он возвращался с ночного дежурства в отделении полиции. Он принес свой трос, и вдвоем они прикрепили его к входной двери. Тодд не заметил, что его собака вернулась и теперь пытается проникнуть в глубь дома. Она металась и тихо скулила возле груды обломков.

Это было опасно, но Тодд решил освободить пространство перед дверью, чтобы проникнуть вглубь. Не сразу, но после нескольких попыток козырек удалось сдвинуть с места, после чего он сорвал с петель заклинившую дверь, Из дома выбежала охваченная ужасом женщина. Она плакала и показывала наверх, похоже, что в доме оставался еще кто-то. Он понимал, что нарушает все правила безопасности – лестница едва держалась, а пол второго этажа опасно накренился. но успешное спасение женщины было наградой за его решимость. В доме было полно дыма, и только благодаря собаке, ему удалось найти тело девочки, лежащее на полу. Ей  нужна была медицинская помощь – ее голова была в крови, и она была без сознания. Пять минут искусственного дыхания привели ее в чувство. Девочка попыталась подняться на ноги, но безуспешно.

Тони попробовал позвонить в службу спасения. Но связь отсутствовала. Тогда он попробовал вызвать помощь по рации. Батарея еще работала и ему удалось связаться с коллегами. Город был полностью разрушен. Не было электричества, воды и топлива.  Дороги и мосты разрушены. Медицинские службы не могли добраться до пострадавших.

Все уцелевшие приглашались собраться на городской площади у останков здания городского совета. Там планировалось установить палатки для спасательных служб и проживания выживших. Тони и Тодд использовали дверь как носилки для ребенка. Женщина нашла в себе силы передвигаться самостоятельно. Между тем стало светло , в зыбком сиянии рассвета обнаружились масштабы катастрофы. Большая часть зданий была разрушена, и многие их них были охвачены пламенем. 

Во многих местах земля была изрыта глубокими трещинами, из которых торчали стволы поваленных деревьев. Все ожидали, что толчки возобновятся и боялись приблизиться к уцелевшим домам. Не хватало туалетов и питьевой воды. Единственный супермаркет был сильно поврежден, но наиболее инициативные граждане нашли вход в торговый зал и выносили оттуда упаковки воды и продуктов питания.


Глава 2. Катастрофа

Тодд присел на раскладной стул и задремал – сказались усталость и волнения этой ночи.  Собака улеглась рядом. Ей тоже пришлось нелегко, подумал Тодд засыпая. Когда он проснулся, солнце уже стояло высоко над головой. Его разбудил полицейский, который спросил, нужна ли помощь, и сообщил о раздаче талонов на воду, питание и проживание в палатках.
Хорошо бы искупаться, подумал Тодд, и решил подняться в горы, где было создано водохранилище для снабжения города водой. Погода была солнечная, и он предвкушал приятную прогулку, которая могла его успокоить и снять напряжение тревожного дня. Надо было только найти собаку. Он обошел почти всю площадь, и наконец обнаружил ее играющей со спасенной девочкой. Ну, хорошо, сказал Тодд, я пойду один, быстрее вернусь. Дорога вверх была ему хорошо знакома, он часто посещал эти места около водохранилища. Много лет назад он ходил сюда на охоту с отцом, когда тот еще был здоров.
Водохранилище, образованное горной рекой, встретило его приветливым блеском воды. Дамба учитывала возможность землетрясения и, кажется, выдержала испытание. Он подошел к дамбе поближе, и заметил, что местами сквозь бетон сочится вода. Ткнул ногой посильнее и увидел, как на этом месте забил маленький фонтанчик.

Мысль о купании сразу оставила его. Оставшиеся в живых могли в любой момент погибнуть от прорыва дамбы.
Вернувшись в лагерь, он попытался найти кого-нибудь, кому можно было объяснить назревающую угрозу. Но кроме юной девицы, которая раздавала талоны на питание, в штабе никого не было. Все ушли отдыхать. Тодд сообщил полицейскому о грозящей катастрофе и попросил связать его по рации с официальным лицом. Нужно было срочно переносить лагерь в другое, более безопасное место. Он пытался объяснить, какая огромная опасность нависла над уцелевшими людьми.
Но полицейский с усталым видом рассеяно выслушал Тодда, и посоветовал успокоиться. В конце концов он позвал своего начальника, который, похоже, ничего так и не понял. Тот кивал головой, но его красные от усталости глаза ничего не отражали. Он был на грани изнеможения. Все, что он пообещал – это занести слова Тодда в рапорт.
Найти авторитетную личность в области строительства было невозможно.  Поэтому Тодд оставил попытки убедить представителей штаба в необходимости немедленных действий. И решил позаботиться о себе. Он отправился к палатке, в которой поселилась спасенная им женщина с ребенком, чтобы забрать собаку. Он сказал им о намерении покинуть лагерь из-за угрозы прорыва дамбы. Поколебавшись, новые знакомые выразили готовность присоединиться к Тодду в поисках более безопасного места.

Тодд вспомнил, что ничего не ел с прошлого дня. Пункты выдачи продуктов были закрыты. Ему удалось получить только большую бутылку воды и две плитки шоколада в супермаркете. Ждать следующего дня было опасно. Он твердо решил покинуть палаточный город как можно скорее, чтобы выбрать место для ночлега выше водохранилища до наступления темноты. Тони не долго раздумывал, и тоже решил присоединиться к Тодду. Солнце уже приблизилось к вершине, и времени на дорогу почти не оставалось.

Тодд посоветовал захватить с собой одеяла и спальные мешки, еду и воду. Вскоре все шагали по тропе к вершине горы. По пути они встретили рабочих, которые пытались наладить временное водоснабжение палаточного лагеря. Им не хватало оборудования и материалов. Тодд рассказал о своих наблюдениях, чем явно вызвал обеспокоенность у старшего мастера. Появилась надежда, что мастер донесет его озабоченность состоянием дамбы до городских властей. Он не мог более задерживаться, и надеялся, что катастрофы не произойдет.

Уже начало темнеть, когда они добрались до высокого берега водохранилища и развели костер. Проснулись внезапно от грохота и гула, как будто земля стонала. Костер давно погас и было холодно. Но никто не решился встать – земля под ними ходила ходуном. Внезапно раздался рев текущей воды и грохот камней, который был похож на взрывы, следующие один за другим. Тодд понял, что новые толчки завершили разрушение дамбы. Он поднялся, чтобы разжечь огонь. Собака жалась к его ногам и скулила. Ему было понятно – живописного города у подножия поросшей лесом горы и тысяч его жителей больше не существует.

Сквозь пламя костра он увидел, что к ним кто-то приближается. Это были рабочие водопроводчики. Накануне их попросили остаться на ночь, чтобы поскорее завершить работу и обеспечить водоснабжения того, что еще недавно было населенным пунктом. Наступившее утро принесло беженцам дождь, от которого некуда было спрятаться. Водохранилище опустело. Но что поразило Тодда больше всего, дно водоема прорезала огромная трещина. Горная река превратилась в грязный ручей, который иссякал на глазах. Они собрали немного рыбы, которая билась в грязной тине у берега, и испекли ее на костре. Им нужно было найти воду.

И Тодд знал, где ее искать. Когда-то давно, они с отцом обнаружили маленькое поселение странных людей. Они имели русые волосы и голубые глаза. Необычной была их одежда. Мужчины носили сапоги и рубахи, подвязанные поясом поверх штанов. Их основным  занятием была заготовка леса – крайне трудный и опасный способ заработать на жизнь. Встретили их с отцом настороженно, несколько раз переспрашивали, как мы нашли поселение и что собираемся делать на их территории. Отец видел, что все взрослые мужчины имели оружие и общались между собой на незнакомом языке. Тодд запомнил только приятный вкус воды, которую отец набрал из источника. Посовещавшись, они предложили проводить Тодда с отцом до шоссе. Они не были враждебно настроены, это была обычная осмотрительность при встрече с неизвестными.


Глава 3. На новом месте

Тодд решил привести своих спутников в те места, где он впервые встретился со странными людьми. Дорогу он помнил плохо. Ориентиром мог служить огромный старый дуб, который удивил Тодда десять лет назад. Дело в том, что внутренняя часть ствола почти полностью выгорела. Возможно во время грозы в дерево ударила молния. Тем не менее, дуб выжил и гордо поддерживал пышную крону. Тодд тогда подумал, что это прекрасный пример жизненной стойкости.

Странные люди жили на небольшом расчищенном участке у подножия горы ниже дуба. Конечно, за прошедшее время дерево могло погибнуть, или не выдержать землетрясения, но оказалось, что дуб пережил все невзгоды. Дуб все так же поражал взгляд мощными ветвями.

Тодд ощутил легкое волнение, впереди их ждали волнующие неопределенностью переживания: как странные люди перенесли землетрясение, застанут ли они поселение на прежнем месте, будет ли у них вода и как они их встретят.
Со слов отца он запомнил только, что эти люди были потомками русских староверов, бежавших из России, чтобы спастись от преследований за свои религиозные убеждения. Жили они замкнутыми общинами, но при этом всегда старались поддерживать добрые отношения с соседями.

Все опасения Тодда оказались излишними. Староверы встретили их с сочувствием. Показали, где можно умыться, и накормили. Еда была очень простая: вареная кукуруза и домашний сыр. Тони, который был непрочь выпить, терпеливо запивал еду чистой водой. Они еще сидели за столом, когда к ним подошел рослый статный мужчина и предложил осмотреть дом, который уже год пустовал. Если вас устроит, – сказал он, вы можете в нем остановиться. Бывшие жильцы уехали, и оставили все имущество общине. Я староста общины и уверен, что совет примет решение передать дом вам. Когда-то ваша страна приняла нас, и теперь мы должны вернуть вам долг.

– Но, предупредил он, у нас требуется соблюдать определенный порядок в жизни и в отношениях между людьми. Прислушивайтесь к замечаниям и запаситесь терпением. Здесь вы не сможете жить прежней жизнью. Так что подумайте прежде чем решите остаться. Кстати, дом и все, что в доме, остается нашей собственностью. Постарайтесь соблюдать чистоту и относитесь бережно к тому, что вам предоставила община.

Заметив, что Тони собирается зажечь сигарету, он бросил на него такой выразительный взгляд, что Тони вернул сигарету обратно и убрал пачку.  Да, здесь не курили.
Они попали в новый мир, который староверы сохранили с 17 века в почти неизменном виде. Они носили традиционную одежду и не брили бороду. Здесь осуждался праздный образ жизни, и сохранялась традиция этического максимализма. Но новым поселенцам только предстояло ознакомиться с особенностями жизненного уклада староверов.

Поблагодарив старосту за еду, Тодд вместе с женщиной и девочкой отправились осматривать дом. Там было чисто и убрано. Договорились, что мужчины будут спать на чердаке, поднимаясь туда по лестнице, а днем дом будет в общем распоряжении. Тодд не курил, и поэтому попросил Тони выходить с сигаретой на улицу, куда-нибудь в укромное место.

Начался трудный период адаптации к новым условиям жизни. Труднее всего приходилось Тони. Он привык пропускать по бокалу пива каждый раз после дежурства и проводил вечера в баре или у телевизора.  Но уходить было некуда. От их города ничего не осталось, ни домов, ни людей.  Вечерами Тодд прогуливался со своим псом по горным тропинкам. И он не понимал, почему их постигла такая судьба. Надо было искать возможности для заработка. Его дом был застрахован, но страховая компания объявила себя банкротом.  Эту новость ему сообщил Тони, который слушал радио, используя для этого свою рацию. У него даже не было карточки, на которой еще оставались какие-то средства, и не было никаких документов. Выручила его привычка иметь копии самых важных документов в Google Drive. Это помогло восстановить кредитную карточку.

Взрослые мужчины поселения занимались заготовкой леса. Незамужние женщины собирали ягоды и грибы. Из-за землетрясения и утраты водохранилища участились случаи нападения медведей на домашних животных. Хищники потеряли привычные источники пропитания и стали очень агрессивны.

Совет общины попросил новых обитателей сопровождать женщин во время сбора плодов леса – ягод и трав. У Тони осталось его оружие и пара обойм с патронами – все, что имелось при нем в ночь землетрясения. Тодд, знакомый с охотой, объяснил ему, что стрелять надо наверняка, целясь в лопатку, потому что раненый медведь очень опасен. Тодд с собакой должен был сопровождать Тони. Это обеспечило им если не заработок, то хотя бы еду на первое время, и позволило ближе познать жизнь русских староверов.   

Неприятности не заставили себя ждать. Через пару дней медведь напал на пасущееся стадо. Пастух, вооруженный карабином, не смог отогнать медведя, и община потеряла теленка. Похоже, что медведь был легко ранен, и следовало ждать его возвращения.

На следующий день во время сбора ягод малины собака Тодда что-то учуяла и с громким лаем исчезла в кустах. Тони не спешил последовать за ним. По лаю собаки было трудно определить положение медведя – тот мог появиться откуда угодно совершенно неожиданно. Видимость была плохая, и медведь мог оставаться незамеченным до момента нападения.
Вдруг раздался визг собаки, видимо медведь зацепил пса. Тони бросился на звук, и через секунду раздались три выстрела. Рассмотрев тушу медведя, Тодд обнаружил на его шее свежую рану. Это был медведь, в которого стрелял пастух – пуля прошла навылет, не задев глубокие ткани.

Шкуру медведя Тони подарил женщине, которая жила в доме вместе с ними. Она умело почистила и обработала шкуру, и теперь та лежала у дивана, широко раскинув передние лапы и оскалив желтоватые клыки.
В этой истории пострадал пес Тодда – медведь вырвал кусок мяса, достав собаку острыми когтями.

Постепенно они привыкали к новой обстановке. Женщина смогла сблизиться с обитательницами поселения, помогая им в работе, а ее дочь проводила время с детьми староверов. 


Глава 4. Столкновение

Случилось так, что в один из дней, поселение староверов посетили нежданные гости. Похоже, что не один Тодд знал об источнике чистой воды. Группа представителей Чайнатаун –  местного поселения выходцев из Китая, с хозяйским видом прохаживалась между домами и хозяйственными постройками староверов. Больше всего их интересовал источник воды. Староверы называли его Святой источник, а для Тодда и Тони он стал источником надежды. Поэтому они с трудом сдерживали себя, наблюдая, как китайцы бесцеремонно сняли старинную икону, которая украшала источник, и со смехом передают ее из рук в руки. При этом они загасили лампаду, которая висела перед иконой, что вызвало возмущение местных обитателей.

К ним вышел староста поселения и поинтересовался причиной посещения. Незваные пришельцы заявили ему, что их китайское поселение было уничтожено землетрясением, и они ищут новый участок для застройки. Староста представлял потомков староверов, которые прежде проживали в Китае, куда они бежали от советской власти. Китай они были вынуждены покинуть после победы Мао Цзэ Дуна. Поэтому у него был опыт ведения дел с китайским населением. Он знал, что участок, занятый староверами, им не принадлежит, поскольку был предоставлен во временное пользование. Теперь все зависело от решения чиновников, многие из которых недолюбливали старообрядцев. 

Староверы понимали, что китайцы пользуются отнюдь не безвозмездной поддержкой местных властей. А староверы никогда не платили дань ни уголовникам, ни властям. Было ясно, в юридическом споре они с большой вероятностью проиграют китайской общине. Скорее всего им придется переезжать на новое место. В истории староверов это был бы далеко не первый переезд.  Как всегда, проблемой были вода и возможность заработка на новом месте.

Комитет общины собрался в выходной день, чтобы обсудить варианты выхода из   сложного положения. Староста считал, что придется освободить занятую территорию. Кое-кто предлагал организовать сопротивление, но это плохо сочеталось с принципами и убеждениями староверов. Были и такие, кто высказывал предложение вернуться в Россию. Тодд и Тони присутствовали на совете, стараясь понять, каким образом можно решить проблему. Тони и староста считали, что надо, не теряя времени, искать новое место для поселения. Смирение и святость были традиционными спутниками старообрядцев. И они были уверены, что Бог не оставит их в дни испытаний. После обсуждения все перешли в церковь, где отслужили литургию.

Вечером Тодд восстанавливал впечатления дня. Обстоятельства   сложились так, что у него появилось много времени для размышлений. Он мог позволить себе, не торопясь, разобраться со сложными вопросами, которые возникали после поселения у староверов.
Чем больше он узнавал фактов об их вере, тем больше его удивляли причины раскола православной церкви, которые казались ему, на первый взгляд, несущественными. Например, старообрядцы крестились двумя перстами, а новообрядцы – тремя. Символ веры и Отче Наш исполнялись у старообрядцев только хором певчих, в то время как в храме новообрядцев к хору могли присоединяться все верующие. Трудно было поверить, что за приверженность старым традициям эти люди подвергались преследованиям и ужасным наказаниям при внешней ничтожности поводов для разногласий.

Тодд решил выяснить, в каких отношениях с официальной Российской Православной Церковью находятся староверы сейчас. В начале 90-х, еще юношей, Тодд приехал в Россию, следуя охотничьему чутью. Тогда там можно было быстро делать деньги. Большие деньги.

В России он довольно успешно вел небольшой бизнес. Правда, Тодд был чрезмерно доверчив, и слишком полагался на порядочность людей. Это стало причиной неудачи некоторых его деловых и жизненных проектов.  За годы жизни в Москве он узнал русский язык. Правда говорил с трудом подбирая слова, но он понимал речь и мог читать.  Поэтому легко нашел необходимые сведения о староверах в русскоязычном интернете. К его удивлению, кажущиеся незначительными разногласия так и остались непреодолимым препятствием на пути к объединению двух церквей.

После возвращения из России Тодд поселился в доме отца, который редко бывал дома. Большую часть времени он проводил на охоте. Постепенно Тодд обратился к занятию, с которого он когда-то начинал – модернизация старых автомобилей. Со всем этим было покончено в одну ночь несколькими ударами землетрясения.

Теперь ему грозила новая напасть.  Если русские не смогли уладить противоречия на протяжении трех веков между собой, то как же трудно будет найти согласие с китайцами, которые следуют совершенно иной жизненной философии. Правда у староверов был опыт пребывания в Китае. Отец старосты рассказывал сыну о периоде жизни в Маньчжурии, где они имели дело с местными жителями –  китайцами, и японцами, которые оккупировали Маньчжурию. Традиционно китайцы полагались на решения своего правителя, который обладал неограниченной властью. При этом они действовали настойчиво и упорно, не стесняясь прибегать к хитрости.

Жизнь, между тем, обходилась одинаково жестко со всеми независимо от вероисповедания. Недавнее землетрясение принесло несчастье и католикам, и протестантам, и мусульманам, и атеистам. Природе в высшей степени безразлично, сколькими перстами верующий осеняет себя крестным знамением и с какими словами он обращается к Богу.

Надо было решать, что делать, чтобы спасти свое будущее. Старообрядцы разделились на два лагеря. Молодежь не участвовала в обсуждении. Но было заметно, что она более склонна к компромиссам и переменам. Многие из них уже не говорили на русском наречии, а некоторые получили образование в ведущих учебных заведениях и жили отдельно от родителей. По выходным дням они приезжали, чтобы встретиться с родственниками и принять участие в литургии. Тем не менее, они были готовы поддержать любое решение, принятое старшинами.

Вскоре китайцы вновь посетили старообрядческую общину. Они настаивали на своем праве развернуть жилищное строительство и обещали в порядке компенсации подписать контракты на поставку леса со староверами. Совет общины староверов старался оттянуть момент переселения. Тодд, с детства хорошо знающий местность, взялся помочь в поисках подходящего для застройки участка. В один из дней, вместе с группой староверов, он отправился на противоположную сторону горы, чтобы исследовать то, что осталось от источников, питавших водохранилище. Собака уверенно вела их по едва заметной тропе, как она делала это каждый раз, когда Тодд ходил на охоту. В который раз он проходил мимо дуба с выгоревшим стволом. Он обратил внимание на молодые побеги, которые пробились к солнцу и набирали силы, питаясь одними корнями со старым дубом. Природа непобедима, подумал Тодд.

Один из членов общины указал на оранжевый нарост, заполнивший трещину в коре дуба. Это был гриб-паразит, который питался соками дерева и мог погубить дуб. Тодд знал, что надо делать в таких случаях. Он попросил каждого помочиться на оранжевое пятно.  Отец объяснял такой метод тем, что моча содержит вещества, которые мешают грибу развиваться. Таким способом Тодд спас не одно дерево.

Странно, – подумал Тодд, – Дуб пережил удар молнии, но его может погубить какая-то ничтожная плесень. Так и с людьми бывает: тяжелые испытания дают стимул для душевного роста, а мелкие бытовые неурядицы могут выбить человека из колеи.

Двигаясь цепочкой, разговаривали мало, больше смотрели по сторонам. Наконец, увидали довольно просторную, почти плоскую площадку. Спутники Тодда развернули оборудование, которое несли с собой. Один из них внимательно присматривался к растительности на местности, прилегающей к участку земли, чтобы понять, где искать воду. Ему повезло. Он быстро нашел место, где земля была пропитана влагой. Они взяли пробы воды и тут же освятили источник иконой, которая охраняла колодец в их поселении.

Глава 5. Напряженность

Теперь, обнаружив воду, необходимо было сохранить все в тайне. Впереди были переговоры с китайской общиной, и эти переговоры обещали быть очень напряженными. По дороге Тодд размышлял о природе источников воды в горной местности. В юности он сам исследовал пещеры и находил в них озера и реки, которые существовали на большой высоте. Никто не мог удовлетворительно объяснить, каким образом накапливаются такие объемы воды. Некоторые считали, что это происходит в результате выпадения осадков или конденсации влаги из облаков, но, столкнувшись с реальностью, Тодд понимал, что в действительности происходят процессы гораздо большего масштаба. Для Тодда эта загадка так и осталась без решения.

Староверы были людьми покладистыми и готовыми к компромиссам, но в деловых вопросах они вели себя последовательно и настойчиво. Китайцы тоже не готовы были идти на уступки. Они были уверены, что власти региона будут на их стороне.
Так и случилось. Китайская делегация сразу отвергла какую бы то ни было компенсацию за жилые постройки староверов. Они соглашались только на то, что вывезут все, что останется от поселения, на свои средства. Они также отказались предоставить льготный кредит на постройку жилых домов. Предметом спора оказались сроки выполнения работ. Китайская сторона предлагала построить временное жилье для староверов, чтобы ускорить их переезд. Это предложение не стали обсуждать, так как отсутствовал расчет стоимости временных построек, и не было какой-либо технической документации. Первая встреча так ничем и не завершилась. Участники только приблизительно очертили круг вопросов, которые возникли в ходе переговоров. В следующий раз китайцы были еще более агрессивны. Они заявили, что оформили право собственности на землю. Староверы ответили подачей иска о признании прав на землю незаконными, так как не были предупреждены о продаже земли. Китайская сторона утверждала, что их заявка была напечатана в местной газете, которая выходила небольшим тиражом. Как выяснилось позже, все экземпляры этого выпуска были выкуплены. В результате староверы не могли участвовать в аукционе. Хотя, из-за недостатка средств, у них, так или иначе, не было возможности выкупить участок, судебный спор позволял затянуть время. Адвокат, выходец из семьи староверов, сделал все возможное, но ему удалось лишь  перенести время переезда на более поздний срок. Тодд все чаще задавал себе вопрос, всегда ли интрига и обман будут управлять миром? От адвоката он узнал, что его заявление о возможности прорыва дамбы осталось без внимания. Некоторые родственники погибших подали в суд иски к местным властям и строительной компании. При расследовании выяснилось, что рапорт дежурного полицейского пропал. Установить же, от чего наступила смерть: от землетрясения или наводнения, было невозможно.

Пробы воды показали, что она достаточно чистая, и годится в качестве питьевой. Оставалось выкупить этот участок, но сделать это так, чтобы не появились конкуренты. Староверы подали заявку, указав заготовку леса, как цель приобретения участка. Потребности в лесе сильно возросли в связи с ликвидацией последствий землетрясения, и особых препятствий для прохождения заявки не было. Теперь можно было начать строительство дороги для вывоза леса. Это была привычная работа для общины. Работали все. Женщины и взрослые дети. Им приходилось выполнять все контракты на поставку леса и при этом готовить участок к переселению.

Постепенно выжившие в катастрофе приходили в себя. Женщина с ребенком, которую они спасли, уехала к матери. А Тони восстановился на службе и собирался переехать в другой город. До катастрофы он жил в доме под наем. И ничего его с этим местом не связывало. Тодду было сложнее. До катастрофы он жил в своем доме. Здесь прошло его детство и здесь были похоронены родители. Он был готов к мысли вступить в общину староверов.

За дни, прошедшие с той страшной ночи, Тодд много раз вспоминал свою жизнь, и не мог понять, почему ему было даровано спасение. Одному из немногих выживших. А сколько умных, добрых, талантливых людей погибли!

Он все чаще возвращался к вопросу о человеческой судьбе. Староверы привлекали его интерес цельностью характеров и уверенностью в своей правоте. Они вели себя честно, прямо и открыто. Тодд не мог понять, как произошло, что обрядовая сторона религии стала доминирующей в религиозной практике.  Соседи староверы рассказывали ему много историй, связанных с преследованием тех, кто отказался признать церковные реформы. Их ссылали в суровые районы Сибири и Дальнего Востока, сжигали заживо в скитах, сажали на кол, и все из-за того, что они отказались признать некоторые изменения в обрядах. Это ставило Тодда в тупик. Неужели написание имени сына Божьего Исус вместо нового Иисус стоит тысяч человеческих судеб. Он много прочитал о жизни и обычаях старообрядцев, и у него появлялось все больше вопросов. Быть может неуступчивость в вопросах веры явилась критерием, по которому создавались эти удивительные характеры? – спрашивал он себя. 

За то время, которое Тодд провел в селении староверов, у него не завязались дружеские отношения с местными жителями. Ему было трудно найти общее с этими суровыми и всегда чем-то занятыми мужчинами. Женщины были еще менее разговорчивы. Они занимались воспитанием детей и ведением хозяйства.

Повседневная жизнь староверов вызывала уважение. Они не тратили время на просмотр телевизионных сериалов и спортивных передач, в их телефонах не было игр, они не курили и не пили. Тодд старался следовать их порядкам и с удивлением обнаружил, сколько времени у него освободилось для серьезных занятий.

Как-то прогуливаясь по селению, он зашел в огромный ангар, в котором стояли машины. В дальнем углу ангара он обнаружил старые автомобили, покрытые пылью и паутиной. Похоже, что они давно вышли из строя. Это были редкие экземпляры – пикапы Dodge Ram и Chevrolet. Тодд попросил разрешения восстановить машины. Он освободил место в ангаре и соорудил что-то вроде подъемника и смотровой ямы. Он начал с Dodge, поскольку ему было легче найти запчасти. Он заменил цилиндры в двигателе и несколько клапанов, и машина зарычала. После этого он отдал кузов на покраску, и Dodge стал выглядеть как новый. Община староверов решила продать эту редкую модель на проходящей выставке автомобилей. И его купили за хорошие деньги. Тодд получил часть выручки за проделанную работу и разрешение сделать то же с вторым автомобилем. В помощники ему дали юношу. Николай, так звали молодого человека, хорошо разбирался в автомобилях. Он заменил электропроводку и улучшил систему зажигания. Они подняли кузов над шасси и таким образом повысили проходимость. Chevrolet, не торгуясь, купили первые же покупатели. Тодд решил не брать деньги за работу, а передать их общине. Но Николай замотал головой, показывая, что это невозможно. Мне велено передать деньги тебе, – сказал он на плохом английском и добавил – Это решенный вопрос. Это твои деньги, и никто не может их взять.
Так Тодд понял, что он по-прежнему чужой для общины. Он понимал, что порядки у староверов строгие, и спорить не стал. Как говорил его отец: «Мне чужого не надо, но свое не отдадим.»


Глава 6. Деликатный союз

В лесу созрела вторая волна малины. В один из дней Тони попросил заменить его в качестве сопровождающего группы женщин, занятых сбором ягод. Тодд, давно скучавший по лесу, с радостью согласился. Еще в юности он отличался меткой стрельбой, и полагал, что не утратил охотничьих навыков. Собака предвкушала хорошую прогулку и всем своим видом выражала радость. К этому надо еще добавить хорошую погоду, которая ожидалась после нескольких ненастных дней.

Первыми в малинник заходили Тодд с собакой. Женщины начинали сбор ягод только после разрешения Тодда. Все было замечательно. Время от времени кто-то начинал петь, и все подхватывали мелодию. Песни духовного содержания на незнакомом языке успокаивали и снимали усталость. Наверно он мог бы заговорить с женщинами, многие из которых были не замужем, но это никогда не приходило ему в голову. Он не привык к их наречию, и с трудом понимал фразы на слух.

Первая половина дня прошла незаметно. Спокойную обстановку взорвала собака, которая сначала зарычала, а потом бросилась куда-то в  сторону. Тодд, не отпуская пса далеко, помчался за ним. И вдруг он увидел девушку, которая от испуга не могла кричать, и медведя, присевшего на задние лапы и готового к нападению. Пес отвлек внимание зверя, и Тодд успел несколько раз выстрелить в воздух, заставив медведя развернуться и скрыться в зарослях. Медведи не любят шум, но раненые они вдвойне опасны.

Девушка, почти подросток, отошла в сторону, нарушив требование Тодда держаться вместе. Тодд, как мог, успокоил ее и посоветовал больше не отделяться от группы. Вечером того же дня в дверь Тодда постучали. За дверью стояла смущенная девушка, та самая, которую он спас. Она держала в руках лист бумаги, который протянула Тодду. Из ее слов, а еще больше по рисунку на бумаге, Тодд понял, что его приглашают на чай, чтобы отблагодарить за спасение от медведя. Она отказалась пройти в дом, Передав рисунок, который сделала сама, она убежала вместе с подругами. Марья, так звали девушку, была из семьи деда Ивана, самого уважаемого члена общины. Он пользовался особым авторитетом, и проводил все религиозные обряды.

Тодд задумался. Ему предстояло встретиться с одним из членов совета поселения, опытным и много повидавшим человеком, к мнению которого прислушивались.   

Он надеялся прояснить для себя загадку верности старообрядцев своим традициям.
Ему было известно, что за годы преследования староверов тысячи людей были сожжены на костре, или сожгли себя сами в массовых самоубийствах. 
Да, это правда. Но как же так? – думал Тодд. С теми, кто давал указание на расправу, все ясно. Для этого всегда найдется кто-нибудь во власти, кто не ценит человеческую жизнь. Я об исполнителях – выходит, подбросил поленьев, и перекрестился, чтобы лучше горели, тремя перстами, как и подобает истинному христианину? Так, что ли? А потом, завершив сожжение, пьет дома чай с вареньем? Не пойму, как это можно объяснить даже звериной целесообразностью, не говоря о том, чтобы совместить это явление с христианской моралью.

А сжигать себя – это свидетельство героизма или бессмысленная жертва? За право пропеть Аллилуйя два раза, а не три, как этого требовали нововведения. Первая мысль понятна – каждый старовер считает себя тем, кто молится двумя перстами и не использует дрожжевое тесто в обряде причащения. Изменить ритуал – означает изменить себе и вере.  Стать вероотступником. И как тогда им достичь бессмертия души?

Протест понятен, непонятен выбор средств противления. Староверы редко прибегали к активной форме протеста. Это противоречило основам их воззрений. 
Благодаря замкнутости старообрядцев столетиями влияние извне было минимальным. Это способствовало формированию твердых религиозных убеждений еще в раннем детстве и позволило передавать традиционный жизненный уклад из поколения в поколение почти без изменений.

Но причем здесь отсутствие электричества. У некоторых староверов даже керосиновая лампа с фитилем считается роскошью. Причем зажигать ее положено от лучины, а не от спички.

И это все ради спасения души через ограничения и следование традициям? Правда, последние годы им все с большим трудом удается избежать искушения приобщиться к современным благам.

Интересно, что женщины, занятые воспитанием и обучением детей, даже более строги в отношении соблюдения традиций в жизни старообрядческих общин. Неудачей закончилась попытка Тони сделать фотографию женщин, которые перебирали собранную малину -- староверам запрещено фотографироваться.

Погрузившись в эти мысли, которые наплывали сами собой, он уснул.


Глава 7. Вызов

На следующий день Тодд собрался посетить Ивана, деда Марьи. Ему понравилась, как вела себя девушка. Она, конечно, перепугалась, встретив медведя, но держала себя правильно, не провоцируя зверя на нападение. Прежде чем отправиться на чай к деду Ивану, он хотел узнать, чем закончились переговоры с китайской общиной в тот день, когда он был в лесу. Оказалось, что никаких переговоров не было. Несколькими днями ранее выяснилось, что китайцы пытались подкупить членов совета, чтобы они действовали в их пользу. Это было не самое лучшее, что могли придумать китайцы.

Староста предупредил что усилил охрану, и, если они попытаются что-либо предпринять, охрана будет стрелять. Он подтвердил, что земля принадлежит китайской общине, но все, что на ней принадлежит староверам. И постарайтесь без провокаций, попросил староста перед окончанием встречи.

Китайцы молча выслушали слова старосты. Они не признались в попытке подкупа, но их молчание было красноречивей слов. Староверы отстояли право переезжать на новый участок после того, как будет подготовлено жилье.

В пять часов Тодд постучал в двери спасенной им девушки. Дверь открыл сам дед Иван.

Совершенно седой, с пышной шапкой волос и роскошной бородой, дед оказался самым старым членом общины. Его английский был лучше чем у других, и с ним вполне можно было вести беседу.
Ну, что, герой? Как еще мне называть тебя, чтобы величать?
Тодд… Хорошее имя. А я буду Иваном Васильевич. Для тебя это сложно, можно просто дед Иван.
Марья мне рассказала все. Давай, садись за стол, чай будем пить, о жизни говорить.
Угощение небогатое, но чай отменный. По моему рецепту.

Тодд с любопытством наблюдал, как Иван пил чай. Он не торопясь расколол кусок сахара на мелкие кусочки и положил их в сахарницу посреди стола. Затем залил кипятком чай в большом чайнике. Он не стал пить готовый напиток из чашки, а перелил часть чая в блюдце. Расправив усы, пыхтя и отдуваясь каждый раз, он сделал несколько глотков чаю и после этого положил в рот кусочек сахара. На коленях у него лежало белое полотенце, и дед Иван время от времени вытирал пот с лица. Тодд попробовал пить чай таким же манером. Оказалось, что поверхностный слой быстро остывает, если подуть на него. Поэтому из блюдца можно пить чай не опасаясь ожога. При этом чай в чашке все время остается горячим.

Тодда давно интересовало, почему в поселении воду носили в ведрах на коромыслах из колодца – единственного источника в поселении. Тодд решился спросить, почему нет водопровода, подключенного к каждому дому. Дед Иван ответил:
Очень просто. Приходя к колодцу мы выражаем свое уважение к воде. Видели икону над источником? Чистота воды охраняется святой покровительницей. Вода всегда будет такой же чистой и вкусной, если мы будем относиться к ней с почтением.  Мы должны приходить к ней, а не она к нам.
Да, уважение к природе было вполне в духе традиций староверов, подумал Тодд.

Попробовав чай, оказавшийся настоем трав, Тодд спросил: Мне бы хотелось узнать о ваших старых традициях. Почему вы так старательно им следуете?
Иван отложил кусочек сахара на салфетку и спокойно ответил: Традиции, мой юный друг, подобны корням древнего дерева. Они привязывают нас к нашему прошлому, формируя наше настоящее и будущее.
– Но зачем придерживаться методов, которые кажутся устаревшими? Разве прогресс не означает движение вперед?

– Действительно, прогресс! Но учтите следующее: наши предки выковывали эти традиции на протяжении столетий мудрости. Они подобны компасу, который ведет нас сквозь жизненные бури. Возьмем, к примеру, наш Пасхальный кулич. Каждый год мы его с любовью печем, делимся с соседями. Это больше, чем просто мука и яйца; это связь, которая превосходит время.
Прогресс будет стремительно усиливать тенденцию к отказу от наших традиций. Тем более важно строго придерживаться традиций. Это позволит нам охранить себя от прелестей.
Одежду мы шьем сами, как это делали наши предки. Трудиться надо постоянно. Это хорошо, что тяжело. От легкого и радости меньше.
– Но, Иван, разве это не ограничивает? Что, если я хочу исследовать новые пути?

Поиск новых путей это благородное занятие интеллигенции. А для нас традиции – это проверенная временем карта. Она говорит: «До тебя этим путём шли другие». Наша парная баня исцеляла поколения. Здесь смешиваются смех, слезы и тайны. Итак, Тодд, исследуй, но помни: корни питают дерево.

–  Иван, эти традиции связывают вас с чем-то большим?

– Именно! Они ткут полотно из общего опыта. Когда мы поем древние гимны или танцуем на свадьбах, мы прикасаемся к вечности. Наши предки присоединяются к хору, и мы становимся частью их симфонии.

– Иван, понятно. Возможно, традиции — это не цепи; это мосты.

– Мосты, Тодд. Мосты к нашему прошлому, нашим родственникам и нашим душам. А теперь давайте выпьем еще чаю. Самовар ждет.

Итак, Тодд потягивал чай, слушая рассказы Ивана — отголоски столетий. Он понимал, что старые традиции значат для староверов даже больше, чем кажется на первый взгляд.

Остальные члены семьи сидели молча и не участвовали в разговоре. Изредка кто-то давал указание или спрашивал о чем-то.


Глава 8. Внутренняя борьба

Тодд пытался разобраться в своих чувствах. Он хотел бы приобрести черты характера, свойственные староверам. Русские старообрядцы, несмотря на свою изолированность и отсутствие внешней поддержки, обладают замечательными качествами. Все, с кем он общался, источали силу и уверенность. Но что-то его смущало. Он не ощущал себя готовым принять это испытание. Работы он не боялся. Требования к одежде и внешнему виду вполне его устраивали. Он был готов принять существующий у староверов порядок общежития и взаимопомощи.
Но слишком жесткие нормы жизни, принятые у староверов, немного смущали Тодда. Он опасался, что станет более примитивной личностью в связи с социальными и культурными факторами и ограничениями, принятыми у староверов. Кроме того, он оставлял за собой право обратиться к другим духовным учениям и школам, что было бы недопустимо с этической стороны, прими он новую веру.

Тодд был заядлым искателем знаний и истины. Его размышления выходили за рамки религиозных границ.  Интеллектуальное любопытство часто побуждало его исследовать различные философии, духовные традиции и мировоззрения.

Он пытался разобраться в этических проблемах, связанных с конкретными обычаями или историческими аспектами старообрядчества.

Тодд понимал, что готовность претерпеть сильнейшие страдания, даже сгореть заживо, проистекает из глубокого убеждения в истинности религиозного учения. Для старообрядцев вера превыше физической безопасности. Их история отмечена гонениями и мученичествами.
Но страдания и испытания, выпавшие на долю староверов, распространялись на членов семьи, и прежде всего детей.

Тодду стало казаться, что все ограничения и традиции сохраняются искусственно, как средство воспитания, и не всегда продиктованы религиозными нормами.

У некоторых членов общины просматривались явные таланты. Но до недавнего времени возможности развития природного дара практически отсутствовали. Считалось, что главным является сохранение и продолжение традиций, причем у всех заранее определено место в сообществе и все будущее в жизни.

С другой стороны, ему было невыносимо видеть, как седовласые политики откровенно лгут с экрана телевизора. Как, используя связи и деньги, они избегают наказания. Ему хотелось бы жить среди порядочных людей. Его смущало опасение, что он не сможет резонировать с богословскими убеждениями или интерпретациями старообрядцев. Различия в доктрине, литургии и религиозных практиках в обычной среде и между старообрядцами могут сыграть свою роль.


Глава 9. Дети

Тони собирал свои вещи в небольшую сумку и готовился к отъезду. Он уже поблагодарил старосту за приют и ждал, когда придет Тодд, чтобы с ним попрощаться.
– Удивительные люди, эти русские. Сам староста мне руку пожал и дал лошадь с сопровождающим, чтобы я добрался до шоссе, – сказал он.
Тодд задумчиво кивнул головой, – Да, это потрясающе. Можно подумать, что трудности и невзгоды только улучшают их характер. Ведь это правда, что борьба укрепляет устойчивость и силу человека. Неужели добродетель несовместима с комфортным и удобным миром? Почему представляется необходимым прибегать к ограничениям и трудностям, чтобы развить сильный характер?
– Это интересный момент, --  отметил Тони. – Кажется, что многие великие личности действительно  формируются в процессе преодоления трудностей.

– И чем раньше начнешь, тем лучше будет результат, добавил Тодд.

Возникла пауза. Каждый пытался разобраться в этом важном для них вопросе. Возможно, постоянное участие в полезной деятельности и трудности, с которыми они сталкиваются ежедневно, помогают развить позитивный настрой и выработать сильную личность. Это похоже на то, как спортсмены тренируются в экстремальных условиях, чтобы достичь совершенства, – подумал Тони. Профессионально он хорошо понимал эту проблему. Малолетних преступников мог спасти только упорный труд. С другой стороны, думается, что дети и подростки очень нуждаются в человеческом тепле и понимании. Вне религии очень трудно совместить суровые условия воспитания и отеческую заботу.

– Интересно, приемлем ли такой подход для детей? –Тодд думал о том же.
– Хороший вопрос, сказал Тони. -- Мы хотим сохранить традиции и привить ценности, но в то же время мы хотим развивать их индивидуальность. Достижение баланса имеет решающее значение в воспитании детей. Традиции и свобода не должны конфликтовать друг с другом.
– Абсолютно. И те, кто выбирает другой путь, должны найти поддержку со стороны своих семей и общества.
– Да. Для староверов изоляция и отсутствие контактов с внешним миром означает, что их дети не знают другого образа жизни. Возможно, да нет, определенно, это облегчает их воспитание в духе традиций. Я обратил внимание на глаза детей. В них я увидел серьезность и, вместе с тем, намек на беспокойство. Старшие казались мне более уверенными в себе, но я запомнил грустные взгляды младших.
– Лет в 10-12 они уже вполне взрослые люди, которые гордятся своими навыками  и способностями, – заметил Тони. Он немного помолчал и сказал: – Мне пора. Я рад нашему знакомству. Надеюсь, мы еще встретимся.
– Взаимно. Может и встретимс, и в более комфортных условиях, – ответил Тодд..

Остается понять, думал Тодд, почему для воспитания положительного и сильного характера необходимо прибегать к ограничениям и трудностям. Неужели добродетель не уживается с миром комфортным и удобным? Благодаря чему русские староверы в чужой стране, без какой-либо поддержки со стороны, демонстрируют прекрасные человеческие качества?
Тодд постепенно приходил к мысли, что трудности повседневной жизни и постоянная занятость полезными делами вызывают позитивный настрой и рождают сильные личности подобно тому как спортивные достижения есть результат сверхвысоких нагрузок на тренировках. Он сам видел, как хоккеисты, будучи связанные резиновыми лентами, учатся преодолевать сопротивление и усталость. Невозможно сохранить спортивную форму тренируясь редко и не прилагая усилий.

Но допустим ли такой подход к детям.  Да, замкнутость староверов и отсутствие контактов с внешним миром приводит к тому, что дети не знают другого образа жизни. Это облегчает воспитание детей в духе традиций. Лица детей серьезные и немного озабочены. Тодд часто вглядывался в их глаза. Некоторые держались более уверенно, те кто постарше. Где и когда происходил переход в стадию возмужания, но ему Запомнились грустные глаза.

Как часто мы задумываемся о нашем праве прививать определенные взгляды и религиозные нормы своим детям. Как найти оптимальный баланс между традициями и личной свободой при воспитании еще неокрепшей души.  Те, кто ищет другой путь должен получить поддержку семьи и сообщества.



Глава 10. Переселение. Продолжение традиций

Тодд доживал последние дни в поселении. Все были готовы к переезду. До нового участка вели лесные тропы, поэтому вещи перевозили на лошадях. Иконы и церковную утварь они перенесли на себе.

Скоро все было закончено. Последнее, что предстояло – это молебен перед иконой у колодца. После этого икону сняли и перенесли на новое место к освященному источнику.

Тодд уже попрощался со старостой и дедом Иваном. Его уход остался незамеченным в суете переезда. Уже тогда Тодд понимал, какое значение для его жизни будет иметь эта встреча со странными людьми.

Что касается памяти – уезжая, Тодд взял с собой только шкуру медведя. И теперь она лежит у него в кабинете, напоминая о коротком, но интересном периоде его жизни в сообществе староверов.

Тодд понимал, что скоро это место, заросшее травой и усыпанное строительным мусором, будет прибрано и наполнится жизнью. Дети вырастут, женятся, родится новое поколение, которое так же усердно будет трудиться, как их предки. Они будут шить такое же платье и петь те же духовные песни. И здесь будут жить порядочные, трудолюбивые, честные и решительные люди.

Будущее, которое ждало Тодда, тонуло в неизвестности . Впрочем, что уж тут неизвестного… Новая работа, новые поиски своего места, старость, болезни, смерть и забвение. Традиции несут с собой устойчивость и вечную память. Каждая жизнь старовера будет записана в семейную книгу и навсегда останется веточкой огромного дерева с глубокими корнями.

А источник воды на участке, занятом китайцами, иссяк. Скорее всего из-за глубоких фундаментов новых домов, которые нарушили подземные потоки. Хотя староверы были уверены, что источник пересох из-за недостаточно почтительного отношения к природе.


Рецензии