Судьба старого пианино

           Старинное пианино было немецкой фирмы Ed.Seiler,  его можно считать родом из немецких обрусевших аристократов, потому что сделано оно на харьковской фабрике. На станине много медалей еще 19 века. И сразу видно, что инструмент достойный и благородный.

            Пианино, кажется было всегда – столько же, сколько себя помнила Таня.
Черное пианино было покрыто вязаными салфеточками и вышитыми дорожками, а сверху стояли белые мраморные слоники и еще разные фигурки. У пианино когда-то были подсвечники, но на Таниной памяти от них остались только крепления. А еще в уголочке папа выжег Танино имя, и с тех Таня воспринимала инструмент как часть себя.
            Таня была маленькая, а пианино уже умудренное опытом и относилось к девочке покровительственно. Когда Таня научилась ходить, она подходила к клавишам и, как говорили родители, даже подбирала какие-то песенки на слух. В послевоенные годы многие дети, завидев музыкальный инструмент, проявляли интерес, всем хотелось поиграть. Но, как только дело доходило до обучения, всякий интерес быстренько испарялся. Таню тоже повели к учительнице, когда ей еще не было и 5 лет, а вечерами они с мамой разучивали гаммы. Вернее, Таня училась играть, а мама сидела рядом. Получалось не очень, поэтому Таня начинала хныкать. Тогда мама сказала: «Хорошо, решай сама, если не хочешь учиться, мы не будем тебя заставлять - бросишь музыку и к пианино подходить больше не будешь».
Таня задумалась: одно дело, поныть, особенно когда тебя заставляют, а другое, когда ты сама решаешь оставить занятия.
           Но нет, бросать музыку это уж слишком! К тому же пианино не хотело оставлять в одиночестве.
           Потом Таня начала ходить  в музыкальную студию во Дворец культуры, ей даже выдали членский билет. На занятия по музыке она ходила сама,  а на теорию они ходили с папой, т.к. Таня еще не умела писать, а папе тоже было интересно поучиться музыкальной грамоте.  И на отчетном концерте она поднималась на большую сцену с роялем.
           Но пианино не ревновало девочку к роялю, оно знало, что таких волшебных прозрачных и родных звуков больше нет ни у кого.

           А позже, Таня поступила в музыкальную школу.
           Пианино терпеливо  переносило все музыкальные занятия. А Таня иногда приставала с расспросами: «А что это за педальки, а что это за ручечки?»
И мама рассказывала, что это очень старое пианино, и никто уже не помнит, что это за рычажки.

           Пианино когда-то было у давней родственницы в деревне, где жила мама. Но когда началась война и пришли немцы, они забрали пианино в комендатуру. В этих краях бои были сильные, немцев трижды выгоняли и трижды они возвращались. А у бабушки в огороде стояли наши катюши и бабушка смотрела, как летят горящие снаряды. В один из дней, когда немцы оставили деревню, мама с бабушкой пошли в комендатуру и забрали пианино. Потом они прятали инструмент в сарае, засыпав его сеном, когда немцы в очередной раз вернулись. Так пианино спасли из немецкого плена.
           А наши отгоняли фашистов все дальше, и бабушка с мамой, ее младшими братом и сестрой, вернулись в город. И пианино переехало в город вместе со всеми как уважаемый и любимый член семьи.
           А еще бабушка  и мама рассказывали, что на пианино очень хорошо играл дедушка. До войны он даже организовал оркестр народных инструментов и сам всем расписывал партии. А иногда работал тапером в кинотеатре.

          После войны в доме часто бывали гости, и, конечно, пианино было в центре внимания. На нем играли и мама, и папа. Обычно, все собирались возле инструмента и пели. Как любили петь друзья Таниных родителей! Кажется, всех не столько привлекало застолье, как возможность вместе попеть.
          Музыка в доме звучала почти постоянно. Играла Таня, разучивая инвенции Баха и сонаты Бетховена. Играла мама любимый вальс Шопена и итальянскую польку Рахманинова. Папа тоже иногда разучивал вальсы Шопена, но чаще играл на слух, подбирал любимые песни.
          Жизнь была мирная. Город отстраивался, кипела работа на всех предприятиях. И музыка звучала, в основном, бодрая и радостная. Пианино чувствовало себя нужным и любимым. Правда, со временем, к нему стали относиться с особой бережливостью. Появилась трещина в станине, и инструмент уже старались не передвигать с места на место.

          А потом страна распалась, и начались бытовые трудности, в доме перестало работать отопление и несколько лет пианино пришлось переносить зиму в нетопленной квартире вместе с ее жителями. Но ничего, оно героически перенесло эти испытания.
          И не только выдержало холодные зимы, а еще изо всех сил поддерживало свою семью.
          Когда случались беды, пианино забирало часть боли на себя, своими звуками растворяя печаль и снимая страдания.

          Казалось, жизнь начинала восстанавливаться, в квартире появилось тепло. И хотя гости собирались  не так часто, но все же иногда звучали песни. Конечно советские и военные. Или просто Таня играла любимый дедушкин Сентиментальный вальс Чайковского, или вальс Хачатуряна из Маскарада, реже Баха или Гайдна, Гречанинова и Рахманинова.
       
          И вдруг снова пришла война.
Это была какая-то подлая война. Собственная армия пришла убивать своих людей.
Пианино, казалось, сжалось в своем уголке. Совсем рядом звучали взрывы от артиллерии. Слышны были звуки прилетов и улетов. И тогда пианино стало на боевую службу. К Тане приходили подруги и все вместе под аккомпанемент пианино пели военные песни: «А значит нам нужна одна победа».
          А потом в дом прилетели 3 хаймерса. Все пианино засыпало осколками стекла и штукатурки. В квартире вылетели все окна и осыпались куски с потолка. Подарки от бывших сограждан, а теперь от врагов, прилетели, как водится на праздник, в ноябре. И всю зиму квартира простояла без стекол. С окнами, затянутыми пленкой. Но повезло, зима была не слишком суровая и, практически, бесснежная. А весной хозяева вставили стекла. И стало терпимо, хотя, конечно, без отопления не сильно весело. Но, как говорится, не привыкать.
          А пианино стойко перенесло морозы, конечно, немного расстроилось, но по-прежнему звук его лечит душу и звенит чисто, как колокольчик. Да, у старого пианино в квартире появилась еще родственная душа. Временно из соседней разрушенной квартиры перенесли инструмент. Это молодое создание, красивое, полированное, коричневого цвета. Настроено, практически, нормально и звучит прилично, хотя тембр… приглушенный, матовый, такого хрустального звука нет. Впрочем, кому что нравится.
         Теперь инструментов двое. Возможно, им не так грустно. Но все же окончания войны они ждут с нетерпением. Как и их хозяева.

Послушать пианино
https://youtu.be/exZcfb0pN1A?si=_aJPWipXKvfQBMtZ
или


Рецензии