27. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста
И пришед Иисус в дом Петров, виде тёщу его лежащу и огнём жегому. И прикоснулся руце ея, и остави ю огнь: и воста, и служаще ему ( VIII, 14, 15)
Описывая исцеление тёщи Петра, Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что Пётр, имея "тёщу, лежащую в сильной горячке, не привёл Господа в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошёл в дом, стал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим."
Святитель также отмечает, что Христос сам пришёл к Петру, что "показывает насколько Он благоволил ученику." "Но представь, - говорит Иоанн Златоуст. - каковы были домы этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость."
Исцеление после прикосновения рукой было мгновенное.
"Всем известно, - продолжает Святитель, - что и по освобождении горячка требуется много времени для того, чтобы придти в прежнее здоровье. Но тогда все зараз последовало. И не здесь только случилось. Но и на море. И там Он не только укротил ветры и бурю, но тотчас остановил и самое движение волн, что было так странно. Обычно и после того, как буря прекратится, волны ещё долго колеблются. Но у Христа не так: у Него все вместе прекращалось.
Так и жена встала и служаще Ему. - что было и знаком силы Христовой и расположения жены, которое она оказывала Христу."
1 - 2 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. (Мф. 16, 17)
Святитель Иоанн Златоуст объясняет нам, "почему евангелист относит это пророчество к болезням
... большая часть болезней есть следствие грехов душевных. В самом деле, если самая смерть, утверждение болезней, имеет своим корнем и началом грех, то тем более многие болезни. Точно так же и то, что мы можем подвергаться болезням родилось от греха."
Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел [ученикам] отплыть на другую сторону (18).
"Видишь ли. - обращается к нам Святитель, - как Он чужд тщеславия?
Другие евангелисты говорят, что Он запрещал демонам сказывать, кто Он; а Матфей говорит, что Он удалял от себя народ.
Делал Он это с одной стороны, для того, чтобы научить нас скромности, с другой - для того, чтобы укротить иудейскую зависть и убедить нас ничего не делать из тщеславия. Он не только исцеляет тела, но и исправлял душу, научая благочестию...
Действительно, многие из любви и удивления к Нему и желая всегда наслаждаться Его лицезрением, неотступно пребывали при Нем. Да и кто бы удалился от Творившего такие чудеса? Кто бы и просто не захотел взирать на Его лицо и уста, изрекающие такие слова?
...даже один вид Его исполнен был великой приятности, как показывает то пророк, говоря: Прекраснейший сынов человеческих ( Пс. 44: 3)"
2. Святитель рассказывает, "как один раб богатства и весьма надменный человек подошёл к Господу и сказал: Учитель! Я пойду за тобой, куда бы Ты не пошёл. (Мф. 8:19)
...Таковы уж иудейские нравы; они обычно исполнены неблаговременного дерзновения.
Впрочем, - замечает Иоанн Златоуст, - Господь не осудил его за неуместную дерзость, научая нас тому, чтобы и мы терпели таковых.
...Последний, видя многие знамения и то, что многие были привлекаемы к Иисусу, надеялся обогатиться от таких чудес, почему и поспешил заявить о своём желании следовать за Ним."
Что ответил Иисус? Лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф. 8: 20).
"Впрочем, - обьясняет Святитель, - это сказал Он не для того, чтобы отделить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и доставить случай следовать за Собой с таковой надеждой, если он захочет. А чтобы узнать тебе его лукавство, смотри, что он делает. Услышав слова Христовы и будучи обличен, он не сказал: готов последовать."
3. Святитель Иоанн Златоуст обращает наше внимание, что Господь "хотя явно не обличал, но ответом показывал мысль к нему приходивших. Так и тому, который говорил: Учитель благий! (Мф.19: 16) и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея в виду его намерение, отвечал: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог ( Мф.19: 17). И когда говорили Ему: Вот Матерь Твоя и братья Твои ищут тебя (Мф 12:47) (так как последние ещё имели в себе нечто человеческое и желали не услышать что- либо полезное,
но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: Кто Матерь Моя и кто братья Мои? (Мф.12 : 48). И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: Яви Себя миру (Ин.7:4) и желали через то приобрести себе суетную славу, сказал: Моё время ещё не настало, а для вас всегда есть время (Ин.7-6).
То же самое делает и с противной стороны. Так, о Нафанаиле говорит: Вот подлинно израильтянин, в котором не лукавства (Ин 1:47) И опять: Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите (Мф. 11:4). И опять Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего...
Видишь ли сколь великую Он имел осмотрительность и вместе с тем снисходительность к окружающим?"
4. Святитель Иоанн Златоуст толкует следующий евангельский эпизод.
Другой ученик обращается к Нему, испрашивая позволения на благочестивое дело: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего (Мф.8:21). ( прежде, чем последовать за Господом). Христос не позволил ему, а сказал: Иди за Мной и предоставь мёртвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:22).
Но почему не позволил?
Потому что и без него было кому исполнить то дело, и умерший не остался бы без погребения; между тем, ученику не должно было удаляться от дела более необходимого (следования за Господом). Сказав же своих мертвецов, показывает, что мертвец был не Его ( неверующий)...
Мудрости учения Спасителя должно удивляться потому, что Он сильно привлёк к Себе юношу словом, и вместе с тем освободил его от бесчисленнного множества зол: от рыданий, плача и всего отсюда происходящего. Действительно, после погребения нужно было рассматривать завещания, заниматься разделом наследства и всем прочим, что происходит в таких случаях, и таким образом, волна за волной, унося его все дальше, весьма далеко увлекли бы от пристанища истины. Потому- то Христос и прикрепляет его Себе".
5. "Итак, - предупреждает нас Святитель Иоанн Златоуст, - отсюда ( эпизод с похоронами отца) научаемся мы тому, что нельзя терять и малого времени, хотя бы было бесчисленное множество побуждений к тому, но всему, даже самому необходимому, должно предпочитать духовное, и знать, в чем состоит жизнь и в чем смерть. Многие ведь из тех, которые по видимости живут ничем не различаются от мёртвых, когда живут во зле; вернее, они даже хуже мертвецов. Умерший освободился от греха, - говорит апостол (Рим. 6:7).
А тот, кто живёт во зле служит греху. Не говори мне, что он не сьедается червями, не лежит в гробу, не закрыл глаз и не обвит пеленами. Он больше претерпевает мучения, нежели умерший, не потому что черви съедают его, но потому что страсти душевные терзают его лютее зверей. А если у него открыты глаза, то и это опять гораздо хуже того, что если бы они были закрыты. Глаза умершего не видят худого; а этот, имея открытые глаза, подвергает себя бесчисленным болезням. Тот лежит в гробу, ничего не чувствуя, а этот заключён в гробу бесчисленных болезней. Но ты не видишь гниения его тела? Что же? Душа его прежде тела растлилась, погибла и подвергается большему гниению."
6. Святитель Иоанн Златоуст не жалеет чёрных красок, описывая живых мертвецов.
"Итак, посмотрим на связанную голову таких мертвецов. В самом деле, так как они непрестанно пьяны, то у них наподобие того как мёртвые связываются многими покровами и пеленами, все чувства заключены и связаны. Если хочешь посмотреть и на руки, то увидишь, что и они, так же как у мёртвых, привязаны к чреву и обвязаны пеленами, а, что гораздо хуже, узами любостяжания. Оно не допускает им простираться к милостыне или к другому какому- либо доброму делу, но делает из гораздо бесполезные рук умерших. Хочешь ли видеть и ноги связанные? Смотри - они так связаны заботами и оттого никогда не могут прибегать в храм Божий...
Итак, кто же погребает этих мертвецов?
Дьявол, тщательно связывающий их и недозволяющий уже человеку казаться человеком, но сухим деревом...
Итак, будем молить Господа об их воскресении, отвалим камень, развяжем пелены..."х
Иоанн Златоуст после описания тяжелого духовного состояния живых мертвецов призывает нас: "..приступим к Иисусу, будем молить Его о их воскресении, отвалим камень, развяжем пелены...
Итак вы, други Христовы, ученики Его, - вы, любящие умершего, приступите ко Христу и помолитесь! Пусть умерший исполнен чрезмерного зловония; сродники не должны оставлять его и в этом случае, но тем более приступать к Богу (чем более умножается тление), подобно как сделали и сестры Лазаревы; должны до тех пор просить, молить и умилостивлять Бога, доколе мы не увидим его живым. Если будем так стараться о себе и ближних, то скоро достигнем и будущей жизни, которую да все сподобимся получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
Свидетельство о публикации №224072000974